[Анонс!] Научно-практическая онлайн-конференция «Цифровая образовательная среда 2021» Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» январь 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 января по 31 января

Внеклассное мероприятие "Древнейшая песнь материнства"

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери.
Просмотр
содержимого документа

Сценарий вечера, посвященного Дню матери, для учащихся 5-8 классов.

 

«Древнейшая песнь материнства»

 

 

 

 

Составила учитель МХК

Демина Ирина Сергеевна,

МОУ лицей №2 г.Сердобск

Пензенской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление:

  1. Презентация картин художников: Рафаэль «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», Брюллов «Всадница», Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей», Рембрандт «Святое семейство», Рафаэль «Мадонна со щегленком», «Мать» Дайнеко, «Мать» Кузнецов, «Петроградская мадонна» Петрова-Водкина, «Святое семейство» Рембрандт, древнерусских икон Богородицы, иконы «Богоматерь Владимирская».

2.Аудиозаписи Франца Шуберта «Ave, Maria», песня В.Гаврилина «Мама», «Токката №1 (до мажор)» И.С.Баха, тропарь Владимирской иконе Божьей Матери, «Богородице, Дево, радуйся» Рахманинова, фрагмент «Колокола»,  музыкальной поэмы Гаврилина «По прочтению Шукшина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ( Звучит песня Гаврилова «Мама»)

На экране слайды с изображением матерей.

Ведущий 1

Мама, мамочка, мамуленька, матушка…Сколько тепла и света в этом слове. Мама является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого.

Ведущий 2

(Читает стихотворение Расула Гамзатова «Мама»)

По-русски «мама», по-грузински «нана»
А по- аварски ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого-особая судьба.

 

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг,

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

 

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому,

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

 

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово от того,

Что вспоминает горную вершину-

Она прослыла матерью его.

 

И молния прорежет тучи снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

 

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся,-маме говорю я,

Все хорошо, родная, у меня.»

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»
А по- аварски ласково «баба»

 

Ведущий 1

Наш вечер мы посвящаем ей, Матери, ее не смолкающей песне материнства, вечной песне любви.

( Звучит «Токката №1 (до мажор)» И.С.Баха.)

(На экране проходят слайды Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», Брюллов «Всадница», Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей», Рембрандт «Святое семейство», Рафаэль «Мадонна со щегленком», «Мать» Дайнеко, «Мать» Кузнецов, «Петроградская мадонна» Петрова-Водкина, «Святое семейство» Рембрандт)

Ведущий 2

Наше сердце всегда согрето любовью нашей мамы. Но есть образ Матери, к которой многие поколения людей вот уже 2 тысячи лет испытывают особое чувство уважения. Вы догадываетесь, о ком идет речь?

Ведущий 1

На протяжении столетий художники, поэты, музыканты посвящали Богородице лучшие свои произведения, наполненные самыми светлыми чувствами.

На экране появляется слайд «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Звучит «Ave, Maria» Франца Шуберта. В зале гаснет свет. На сцене загораются свечи.

Ведущий 2

Перед вами картина итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна».

(На сцене девушка читает стихотворение А.Фета)

«Ave,Maria-лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать,

Неба царица, не в блеске лучей-

В тихом предстань сновидении ей!

Ave,Maria-лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха»

 «Ave»-означает «радуйся». Именно такой тихой радостью наполнена эта картина. Вглядитесь в нее внимательно. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко вступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына-маленького Иисусу на муки и страдания. Она одета как простая земная женщина. Ноги ее босы. Легко и нежно она прижимает к себе сына. Руки ее служат как бы  пьедесталом ему, на котором малышу удобно и легко. С какой доверчивостью и любовью прижались они к друг другу.

Ведущий 2

Трудно поверить , что перед нами не простая земная мать, несущая с любовью свое дитя. Но уже снята и поставлена на парапет тиара святого Сикста, а он сам, утопая в своих торжественных одеждах, преклонил перед Марией колени. Его рука, предостерегающим жестом указывает тернистый путь земной сына ее Христа. Святая Варвара в глубоком почтении склонилась перед Богородицей. Но ни красота Варвары, ни ее пышное богатое одеяние не трогают наше сердце. Все меркнет перед величием Богородицы.

Ведущий 1

Все богатство одежд святых, их почтение, их жесты, все тонет и меркнет перед печальными глазами матери. Не в них ли загадка этой картины?

Вот как об этом сказал Василий Гроссман:

«Вот таким печальным и серьезным взором одновременно и вперед, и внутрь себя, можно познать, увидеть судьбу. Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм и пыльную дорогу к нему, и крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской груди…Почему нет страха в лице матери и пальцы ее не сплелись вокруг тела сына с такой силой, чтобы смерть не смогла разжать их, почему она не хочет отнять сына у судьбы? Она протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя. И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот-вот он сойдет с ее рук и пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками. Как объяснить это, как понять?»

Ответ на этот вопрос ищет наш современник, как многие искали до него. Перед загадкой великого творения остановимся и мы.

(На сцене гаснут свечи.)

Ведущий 2

О маме не принято говорить громко. Это слово тихо произносит малыш во сне. Нежно и ласково оно звучит в колыбельной песне. Мама дает нам надежду и опору в самую трудную минуту.

Ведущий 1

Особым тихим светом наполнены изображения Богородицы у нас на Руси. Такие изображения называются иконами.

На экране слайды с изображением древнерусских икон.

Ведущий 2

Икона отличается от картины. Пишется она по строгим правилам-канонам. Но иконы Богородицы даже самые строгие каноны не смогли лишить той же нежности и любви. На Руси Богоматерь издавна считалась покровительницей и заступницей. Может быть  оттого, что земля наша знала много бед и войн, образ Матери Божьей всегда для всех людей был надеждой и опорой. Это к ее милости взывали наши предки в самые отчаянные дни. Вслушайтесь в названия икон: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость».

Ведущий 1

Особо близка сердцу русского человека икона «Богоматерь Владимирская» На экране слайд  «Богоматерь Владимирская».

Ведущий 2

Богоматерь держит младенца на провой руке, а ребенок прильнул к ее щеке и протягивает ручки, обнимая за шею. Левая ножка Иисуса согнута так, что видна ступня. Это характерный признак иконы, по которой ее легко можно узнать среди других. Мария задумалась. Ее отрешенный, невидимый взгляд устремлен куда-то вдаль. В этом взгляде и отрешенность, и мудрость, и печаль. Именно этот взгляд и поразил когда-то князя Андрея Боголюбского, когда увидел он ее в городе Вышгороде, что недалеко от Киева. Было это в 12 веке. Именно этот князь привез эту икону во Владимир, где построил для нее Успенский собор.

(Слайд с изображением Успенского собора во Владимире)

Ведущий 1

Слава о чудотворной силе иконы облетела все земли русские. Много раз просили ее наши предки о милости и спасении. Сам Дмитрий Донской в 1380 году, идя на битву с татарами, просил о покровительстве эту икону. Перед ней в покаянной молитве стоял Иван Грозный, Борис Годунов. Перед ее ликом молились в 16 веке после победы над поляками и литовцами, когда Мини и Пожарский выгнали иноземных завоевателей из столицы. Вместе с войсками ушла она из Москвы в 1812 году и вернулась, чтобы праздновать победу над Наполеоном.

Ведущий 2

Может быть в истории этой иконы что –то и преувеличено, но то что вера в вечную любовь матери , в ее бескорыстие всегда давала надежду людям, остается бесспорной истиной.

( Звучит «Богородице, Дево, радуйся» Рахманинова)

Ведущий 1

Не на троне-на Ее руке,

Левой ручкой обнимая шею,-

Взор во взор, щекой припав к щеке…

Нет в мире слепительнее чуда

Откровенья вечной красоте.

 

Ведущий 1

Каждое столетие оставляет свой неповторимый след в создании образа Мадонны. Но как бы мы не изображали Божью Матерь, как бы ни воспевали ее в музыке и стихах, рождаться этот образ может лишь в душе, согретой любовью своей матери.

Когда писали мастера мадонн-

В руках смычками становились кисти.

Кладя мазки и подбирая тон,

Они касались недоступных истин.

Но песен красок, звезды мастерства-

Должно все это с чем-то третьим слиться!

Кто достигал в полотнах божества,

Сперва боготворил земные лица.

Твой облик видя, понимаю я,

Что в этот миг, властительнее хмеля,

Святая безыскусственность твоя

Опять рождает где-то Рафаэля.

На экране появляются фотографии мам. Звучит фрагмент «Колокола» музыкальной поэмы Гаврилина «По прочтению Шукшина»

Ведущий 1

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках,

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

 

От любой напасти заклиная,

(Ей-то уж добра не занимать),

Нет, не Богоматерь, а земная

Гордая, возвышенная мать.

 

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

 

Все на свете метится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина-судьбой своих детей.

 

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

 

Ведущий 2

Пусть никогда не погаснет в ваших душах свет материнской любви. Пусть согревает он в самые трудные минуты. Пусть в самых трудных испытаниях эта любовь станет вам поддержкой и опорой, а Богородица хранит от любых напастей.

 

 

Приложение

 

1.  Ряд древнерусских икон Божьей Матери:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Икона «Богоматерь Владимирская»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Картины, посвященные материнству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К сведению

 

Первые русские иконы были привезены из Византии или копировали византийские образы. Но уже в XI веке в русской иконописи начинают появляться национальные черты. Наиболее прославился в те времена Киево-Печерский монах-иконописец Алимпий (Алимпий), о котором современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». К сожалению, время не донесло до нас ни одной иконы Алимпия.

 

 

 

Интересна история создания знаменитой «Сикстинской мадонны». Рафаэль, натянув полотно для картины, долго не знал, что на нем будет: вдохновение не приходило. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне, а проснувшись указал на полотно и закричал: «Она здесь!» и начертил первый рисунок.

 

 

 

Икона-это не просто произведение живописного искусства. Истинный смысл иконы в другом. Это окно в небесный мир, открывающее путь к богу. Стоящий перед иконой православный человек не только любуется ее красотой, но молится, то есть просит у Господа прощения за свои грехи, обращаясь к святому, изображенному на иконе, с просьбой о заступничестве перед Господом. А значит, и сам человек становится лучше, добрее, чище душой.

Этот великий смысл иконы глубоко понимали на Руси. Поэтому иконы писались после соблюдения длительного поста, ибо и иконописец должен быть чист помыслами и душой, приступая к работе. Наверное, именно поэтому до сих пор древние иконы вызывают у нас столь трепетное и бережное отношение, поражают глубиной мысли и чувства.

 

 

 

Рафаэль Санти (14836-1520гг.) – итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории.

 

 

 

Демина Ирина Сергеевна, учитель музыки МОУ лицея №2  г.Сердобска, Пензенской области.

 

Литература

  1. Еремина Т.С

Предания о Русских Иконах.-М: «Владос».-1994г.-184с.,ил.

  1. Познавательный журнал для девочек и мальчиков

«Детская энциклопедия» №9-2009 г.

  1. Ильина Т.В

История искусств. Отечественное искусство:Учебник.-2-е изд., перераб и доп.-М: Высш. шк., 1994.-461с.; ил

Информация о публикации
Загружено: 28 ноября
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
Демина Ирина Сергеевна
Музыка, 8 класс, Мероприятия
Скачать материал