[Анонс!] Итоговая онлайн-конференция «Образовательные методики и технологии 2020/21» Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» ноябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 ноября по 30 ноября

Урок: "Понятие информационной модели. Информационные модели"

Подробная разработка урока по информатике для 3 класса.
Просмотр
содержимого документа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Конспект урока по информатике

на тему:

 

https://fsd.intolimp.org/html/2017/06/22/i_594b83611bd10/php9PrnLo_Otkrytyj-urok-7A_7_9.png


 

 

 

Студент: Куринская Александра Николаевна

Специальность 44.02.02  Преподавание в начальных классах

Методист: Федоренко Ольга Сергеевна

 

 

Класс: 3-А.        Дата: 04.05.2020 г.

Тема: Понятие информационной модели. Информационные модели.

Цели и задачи:

– образовательные: формировать представления об информационных моделях и их назначении; ознакомить с понятием «модель», «информационная модель», видами моделей; научить различать модели;

развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативные способности и речь;

– воспитательные: воспитывать самостоятельность, стремление к достижению результата и интерес к предмету «информатика и ИКТ».

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийная презентация к теме урока, глобус, кукла, плюшевый медведь, игрушечная машинка, лист бумаги для создания бумажного кораблика, лист бумаги А3, смайлики, клей, цветные карандаши – красный, зелёный и жёлтый.


ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА:

  1.               Организация начала урока       1 мин
  2.               Актуализация опорных знаний      1 мин
  3.               Сообщение темы, целей и задач урока     2 мин
  4.               Восприятие и осознание учениками нового материала  9 мин
  5.               Осмысление знаний        15 мин

Динамическая пауза         1 мин

  1.               Обобщение и систематизация знаний     7 мин
  2.               Подведение итогов урока. Общее оценивание    3 мин
  3.               Сообщение домашнего задания      1 мин

 

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока 
    1.  Приветствие
    2.  Повторение правил поведения в компьютерном классе
  2.               Актуализация опорных знаний
    1.  Минутка информации
  3.               Сообщение темы, целей и задач урока
  4.               Восприятие и осознание учениками нового материала
    1.  Беседа по теме урока «Понятие информационной модели. Информационные модели»
  5.               Осмысление знаний
    1.  Выполнение заданий из программы «Мир информатики» 2 год обучения
    2.  Создание бумажной модели «Кораблик»

Динамическая пауза «Один, два — стоит ракета»

  1.               Обобщение и систематизация знаний
    1.  Выполнение задания № 1 «Соотнесение понятия с определением»
    2.  Выполнение задания № 2 «Определение существующих видов моделей»
  2.               Подведение итогов урока. Общее оценивание
  3.               Сообщение домашнего задания

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

  1. Организация начала урока.
    1.       Приветствие (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 1. Организация начала урока по информатике.

 

– Здравствуйте, дети. Уберите с парт лишнее и оставьте дневник, тетрадь, пенал, лист бумаги А4, смайлик, цветные карандаши красного, зелёного и жёлтого цвета. Сядьте все ровно и красиво.

Рис. 1.1. Слайд 1. Организация начала урока по информатике.

 

  1.       Повторение правил поведения в компьютерном классе (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 2. Правила поведения в компьютерном классе.

 

– Напоминаю, что в компьютерном классе нужно вести себя спокойно, не махать руками и не бросать вещи. Пить и есть в компьютерном классе нельзя. Какие ещё правила вы помните? (Ответы детей)

Рис. 1.2. Слайд 2. Правила поведения в компьютерном классе.

 

  1.               Актуализация опорных знаний.
    1.       Минутка информации (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 3.Памятник клавиатуре в Екатеринбурге, Слайд 4. Памятник ноутбуку «Калега» в Минске, Слайд 5. Памятник компьютерной мышке в ОАЭ.

 

А сейчас «минутка информации». В мире существует памятник клавиатуре в Екатеринбурге, памятник ноутбуку «Калега» в Минске и памятник компьютерной мышке в ОАЭ.

Рис. 2.1. Слайд 3. Памятник клавиатуре к Екатеринбурге.

 

Рис. 2.2. Слайд 4. Памятник ноутбуку «Калега» в Минске.

Рис. 2.3. Слайд 5. Памятник компьютерной мышке в ОАЭ.

 

  1. Сообщение темы, целей и задач урока (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 6. Ребус к теме урока, Слайд 7. Тема урока.

 

– Ребята, для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам необходимо отгадать ребус (модель)

Рис. 3.1. Слайд 6. Ребус к теме урока.

 

Рис. 3.2. Слайд 7. Тема урока.

 

– Верно, ребята сегодня тема нашего урока "Понятие информационной модели. Информационные модели" и сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое модель и информационная модель, узнаем виды этих моделей и научимся их различать, а также ознакомимся с назначением каждого вида модели.

– Для того, чтобы быть умными и образованными, нужно внимательно слушать то, что говорит учитель и активно работать на уроке. Давайте сделаем так, чтобы наш урок был сегодня очень продуктивным.

  1.               Восприятие и осознание учениками нового материала.
    1.       Беседа по теме урока «Понятие информационной модели. Информационные модели» (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 8. Понятие «объекта» и «модели», игрушечная машинка, плюшевый медведь, Слайд 9. Виды моделей, Слайд 10. Материальные (натурные) модели, кукла, глобус, Слайд 11. Информационные модели, Слайд 12. Цели моделирования.

 

Ребята, давайте с вами вспомним, что же такое объект? (Объект - это общее название живого существа, предмета, явления, события)

– А слышали ли вы когда-нибудь слово модель? Как вы думаете, что такое модель? (Ответы детей)

 

Рис. 4.1. Слайд 8. Понятие «объекта» и «модели».

https://static.dochkisinochki.ru/upload/img_loader/1b/cf/77/GL000489898_003.jpg

Рис. 4.2. Модель машины – игрушечная машинка.

https://vladivostok.ultraflowers.ru/wp-content/uploads/2018/04/plyushevyy-mishka-malyy.jpg

Рис. 4.3. Модель медведя – плюшевый медведь.

 

– Всем мы из детства пользуемся словом модель. Модель машины, модель плюшевого медведя, модель самолёта, модель корабля и другое. Модель - это упрощенное подобие реального объекта. Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которыми обладает реальный объект.

Рис. 4.4. Слайд 9. Виды моделей.

Рис. 4.5. Слайд 10. Материальные (натурные) модели.

 

– Модели делятся на два больших класса: материальные (представленные в материальной форме) и информационные (представлены в образной или знаковой форме).

– Например, кукла - это модель человека. Они бывают маленькие и большие, деревянные и глиняные. Играя с куклой, мы познаём окружающий мир, но кукла имеет только внешнее сходство с объектом - оригиналом. У неё нет внутри всех тех органов, которые есть у человека. Модель отражает только существенные свойства.

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1020383215.jpg

Рис. 4.6. Модель человека – кукла.

– Обычно модели уменьшены в 100, 200 и даже в 1000 раз, а бывает и наоборот когда модель больше объекта - оригинала. Ребенок подрастает и тогда для знакомства с реальным миром ему требуется другие модели. Например, глобус. Глобус-это модель земли, упрощенное подобие реального земного шара.

https://accessories.mypartnershop.ru/img/1020608368.jpg

Рис. 4.7. Модель земли – глобус.

Рис. 4.8. Слайд 11. Информационные модели.

 

– Процесс построения модели называется моделированием. Как вы думаете, для чего мы с вами моделируем?

– Существуют такие цели моделирования: Сохранить и передать информацию о наблюдаемом объекте. Показать как будет выглядеть объект, которого ещё нет (автомобиль и т.д.). Изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта – оригинала дорого, опасно или невозможно (медицина, Авиация, космос и т.д.)

Рис. 4.9. Слайд 12. Цели моделирования.

 

  1.               Осмысление знаний.
    1.       Выполнение заданий из программы «Мир информатики» 2 год обучения (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 13. Мир информатики. Второй год обучения. Страница 1, Слайд 14. Мир информатики. Второй год обучения. Страница 2.

 

– Ребята, обратите внимание на экран, на нём изображено окно программы «Мир информатики» 2 год обучения. Тема "Модели и моделирование". Слева изображён замок, а справа определение модели. Прочитай определение модели.

Рис. 5.1.1. Слайд 13. Мир информатики. Второй год обучения. Страница 1.

– Откройте свои тетради, запишите число и слова «классная работа». Сегодня 4 мая. Запишите определение модели.

– Ребята, а какую бы вы могли составить модель для изображенного замка, из чего её можно сделать? (Ответы детей)

– Модели можно разделить на материальные и информационные. Информационные модели могут быть словесными, графическими и математическими.

– Давайте запишем в тетрадь данную схему, без примеров, которые есть в окне программы.

Рис. 5.1.2. Слайд 14. Мир информатики. Второй год обучения. Страница 2.

 

– Давайте рассмотрим пример материальной модели. Что изображено на картинке? (Глобус)

– Какой реальный объект, скрывается за данной моделью? (Земной шар)

– Рассмотрим виды информационных моделей. Что за реальный объект скрывается за словесной моделью? (Описание слона)

– Что за реальный объект, скрывается за графической моделью? (Маятник)

– Что за реальный объект, скрывается за математической моделью? (Подсчет числа предметов и др.)

 

  1.       Создание бумажной модели «Кораблик» (практическая деятельность, фронтально). Наглядность: Слайд 15. Мир информатики. Второй году обучения. Страница 3, Модель корабля – бумажный кораблик, Слайд 16. Мир информатики. Второй году обучения. Страница 5, Слайд 17. Математическая модель.

 

– Моделирование - это процесс создания модели предмета. На слайде есть план создания материальной модели кораблика из бумаги.

Рис. 5.2.1. Слайд 15. Мир информатики. Второй год обучения. Страница 3.

 

– У вас на партах лежат листы бумаги, сейчас мы с вами создадим материальную модель корабля. Я буду рассказывать алгоритм создания бумажного кораблика и, одновременно, буду показывать. Если у вас возникнут вопросы – поднимите руку, я подойду и помогу. Для того, чтобы вопросов возникало меньше – внимательно слушайте и выполняйте указания.

Алгоритм создания бумажного кораблика:

1. Берём лист бумаги, который лежит у вас на партах. Лист сгибаем посередине вдоль узкой стороны.

2. Складываем получившуюся заготовку еще раз вдоль короткой стороны. Разворачиваем ее обратно.

3. Уголки в месте сгиба сложенного листа соединяем вместе.

4. Прямоугольник под согнутыми углами загибаем вверх.

5. Поворачиваем заготовку другой стороной и загибаем ещё один прямоугольник. Уголки загнутых полосок загибаем с обеих сторон, чтобы получился треугольник.

6. Дальше по инструкции необходимо бумажную заготовку раскрыть изнутри и соединить углы. В результате должен получиться квадрат.

6. Дальше по инструкции необходимо бумажную заготовку раскрыть изнутри и соединить углы. В результате должен получиться квадрат.

7. Один из раздельных углов загибаем вверх. Аналогичные действия выполняем с другим углом, чтобы получился треугольник.

8. Снова открываем нижнюю часть и соединяем противоположные углы. Теперь нужно потянуть за уголки в верхней части треугольника, чтобы открыть кораблик. Для этого одна рука берёт один загнутый конец, другая берёт второй.

9. Для устойчивости можно немного раздвинуть основание кораблика из бумаги.

https://yandex.ua/images/_crpd/Ed6fDV667/162a6eAc0B/ANOJbPIlzX1EYLmr7hxTJJwz2msg-Hti4bExOMQ9NPnxan8FWjUDBpNyKFyzHeIiuy4xp7PPddBcorhrpFiUFxPBg27ofIgqVTT86qNDUmedOYo3dK08O-q2NSrFOSyn5A

Рис. 5.2.2. Модель корабля – бумажный кораблик.

 

– Что можно сказать о модели? (Внешнее сходство, но плавать не будет)

– Мы с вами смогли получить материальную модель, которая передаёт некоторые свойства оригинала. Обратите внимание на слайд, какую словесную модель можно создать, описывая свойство корабля? Например, настоящий корабль – это плавучее средства под парусом. Словесное описание базируется на понятиях и представляются набором предложений. Также говорится, что понятие – это словесное выражение общих и наиболее существенных признаков объектов. Эти признаки выделяют их среди других объектов и очерчивают их основные свойства и взаимосвязи.

Рис. 5.2.3. Слайд 16. Мир информатики. Второй год обучения. Страница 5.

 

 – Обратите внимание на слайд, на нём изображена математическая модель. Какой пример можно составить по такой математической модели? (3+2=5 или 5-2=3)

Рис. 5.2.4. Слайд 17. Математическая модель.

 

Динамическая пауза «Один, два — стоит ракета»

Один, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны)

Один, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши)

А потом на каждый счет. (Шагаем на месте)

Один, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)

Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз)

Один, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

И на месте походили. (Шагаем на месте)

 

  1.               Обобщение и систематизация знаний
    1.       Выполнение задания № 1 «Соотнесение понятия с определением» (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 18. Задание №1 «Соотнесение понятия с определением».

 

Обратите внимание на слайд. Прочитайте, что необходимо сделать в задании (Соотнести понятие с определением)

– Давайте, определим, какое определение подходит к понятию модель? (Упрощённое подобие реального объекта)

– Давайте, определим, какое определение подходит к понятию объект? (Общее название живого существа, предмета, явления, события)

– Давайте, определим, какое определение подходит к понятию информационные модели? (Описание объекта-оригинала на языках кодирования информаций)

Рис. 6.1.1. Слайд 18. Задание №1 «Соотнесение понятия с определением».

  1.       Выполнение задания № 2 «Определение существующих видов моделей» (устно, фронтально). Наглядность: Слайд 19. Задание №1 «Определение существующих видов моделей».

 

– Прочитайте, что необходимо сделать в задании (Определить каких видов моделей не существует)

– Давайте разберём каждый из видов и узнаем, какие существуют, а какие нет. Первый вид моделей – материальные. Существуют ли такой вид моделей? (Да)

–Второй вид моделей – физические. Существуют ли такой вид моделей? (Нет)

–Третий вид моделей – математические. Существуют ли такой вид моделей? (Да)

–Четвёртый вид моделей – культурные. Существуют ли такой вид моделей? (Нет)

–Пятый вид моделей – числовые. Существуют ли такой вид моделей? (Да)

–Шестой вид моделей – текстовые. Существуют ли такой вид моделей? (Нет)

–Седьмой вид моделей – графические. Существуют ли такой вид моделей? (Да)

–Восьмой вид моделей – алгоритмические. Существуют ли такой вид моделей? (Нет)

–Девятый вид моделей – информационные. Существуют ли такой вид моделей? (Да)

Рис. 6.2.1. Слайд 19. Задание №1 «Определение существующих видов моделей».

 

  1.               Подведение итогов урока. Общее оценивание (устно, фронтально). Наглядность: лист бумаги А3, смайлики, клей, цветные карандаши – красный, зелёный и жёлтый.

 

Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Что такое «объект», «модель», виды моделей, «информационная модель», «материальная модель», «моделирование», цели моделирования, виды информационных моделей)

– Что вам удалось?  (Создание материальной модели или др.)

 - Что вызвало затруднения? (Создание математической модели или др.)

– Мы с вами узнали, что такое модель, виды моделей, научились их различать и даже составили материальную модель.

– У вас на партах лежат смайлики и цветные карандаши красного, зеленого и жёлтого цвета.

https://www.makingbusinessmatter.co.uk/wp-content/uploads/2017/04/smiley-silhouette.jpg

Рис. 7.1. Образец смайлика.

 

Красный цвет символизирует то, что вам многое было не понятно и не интересно.

Зелёный цвет символизирует то, что вам многое было понятно и интересно.

Жёлтый цвет символизирует то, что вы не можете точно определиться.

– Разукрасьте смайлик в том цвет, описание которого больше подходит именно вам. Потом подойдите ко мне и мы наклеим ваши смайлики на наш «Экран настроения» за сегодняшний урок.

 

  1.               Сообщение домашнего задания (письменно, фронтально). Наглядность: алгоритм выполнения бумажного самолётика.

 

Откройте свое дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет создать материальную модель самолёта, то есть бумажный самолётик. Я вам раздам алгоритм выполнения данного самолётика, дома вклейте его в тетрадь.

http://rodnik90.ru/images/k001_01.jpg

Рис. 8.1. Алгоритм выполнения бумажного самолётика.

 

1

 

Информация о публикации
Загружено: 16 мая
Просмотров: 792
Скачиваний: 15
Куринская Александра Николаевна
Информатика, 3 класс, Уроки
Скачать материал