[19 мая!] Практическая онлайн-конференция «Компетенции XXI века» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» май 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 мая по 31 мая

Урок "Образ Богородицы в древнерусской живописи"

Данный урок раскрывает образ Богородицы в живописи разных художников
Просмотр
содержимого документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1.                     Познакомить учащихся с иконами древних мастеров. Дать представление об истории создания этих икон.
  2.                     Приобщить школьников к общечеловеческим и национальным ценностям художественной культуры.
  3.                     Формировать духовные ценности у учащихся.
  4.                     Воспитание художественного вкуса у учащихся; повышение их художественного развития.

 

ТИП УРОКА: изучение нового материала, беседа

 

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация икон, записи духовной музыки, мультимедиа, видеокассета «Храм Архангела Михаила в г. Сердобске», компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы пришли на наш урок, чтобы встретиться с самым высокочтимым из христианских образов – образом Богородицы. Этот образ вошел в культуру Руси вместе с великим событием – принятием христианства.

 

  1.              В каком году это было?
  2.              Какой князь приказал крестить Русь?
  3.              Какие изменения в культуре Древней Руси произошли после принятия христианства?

 

Под влиянием новой веры культура Руси приобрела новые традиции и обычаи. Познав грамоту, просвещенные люди, а ими были вначале монахи, рассказывали людям о святых, которые известны в Библии.

 

- Назовите знакомые образы святых.

 

Особое место занимал образ Марии, матери Иисуса. На Руси ее называли Богородицей.Россия издавна считалась домом Богородицы. Именно к ней обращался человек в самые трудные минуты своей жизни, как ребенок, который бросается к матери при виде любой опасности.

Не удивительно, что именно этот любимый образ древнерусские художники наряду с византийскими запечатлевали на своих иконах, фресках, мозаиках. На Руси есть иконы Богородицы с удивительно поэтическими названиями : «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», « Милостивая», «Всех скорбящих радость»

В главном соборе Руси – Софийском в г. Киеве – в куполе видна мозаика, на ней изображена Богоматерь Оранта.

 

(на экране слайд с изображением мозаики)

(доклад ученика о мозаике Богоматерь Оранта)87px-Apsida_Sofiyskogo_Sobora_Kiev

 

На весь мир прославились иконы, изображавшие Богоматерь. Среди них одна, особенно близкая сердцу русского человека, -  икона «Богоматерь Владимирская». Издревле она почиталась как покровительница и защитница Руси.

 

(слайд «Богоматерь Владимирская»)

ikona_bogomater_vladimirskaia

В течение восьми столетий наши предки свято верили в чудотворную силу ее, благоговели перед ней и взывали к ее заступничеству в самые трудные моменты истории.

Вглядитесь в изображение. Богоматерь держит младенца на провой руке, а ребенок прильнул к ее щеке и протягивает ручки, обнимая за шею. Левая ножка Иисуса согнута так, что видна ступня – характерный признак иконы, по которому ее легко можно узнать среди других. Мария задумалась. Ее отстраненный невидящий взгляд устремлен куда-то вдаль.

Почему ее назвали «Умиление»?

Что взволновало душу сурового князя Андрея Боголюбского в образе этой иконы?

 В этот взгляде и отрешенность, и мудрость, и печаль. Именно этот взгляд и поразил князя Андрея Боголюбского, когда он увидел ее в городе Вышгороде. Икона проделала долгий путь прежде, чем оказалась на Руси. В первых летописях упоминается, что она писана евангелистом Лукой, да еще при жизни богородицы.  В XII веке была она привезена из Константинополя в Киев, где сыскала себе славу великую. Установлена она была недалеко от Киева – в г. Вышгороде.

Князь Андрей не любил эти земли за вечные войны, но боялся ослушаться отца – Юрия долгорукого. И вот однажды тайно бежал он из Киева во владимиро-суздальские земли, взяв икону с собой. Во время пути происходили чудесные дела. Летописец пишет, что во время переправы проводник начал тонуть. Князь испугался и начал молиться. Неожиданно проводник показался на середине реки сбогатом в руках и благополучно достиг берега.

Дорога была трудная. Второе чудо не заставило себя ждать. Взбесившаяся лошадь сбросила с себя проводника и долго топтала одну из женщин, запутавшись в складках ее одежды. Проводник обратился с молитвой к иконе, лошадь убежала в лес, а женщина осталась невредимой.

Не удивительно, что слава о чудодейственной иконе летела впереди ее. Когда же князь решил перевезти икону в Ростов, то кони остановились и не хотели двигаться. На этом месте вырос город Богомолов, а икону оставили во Владимире. С той поры и называется она владимирская. Установили ее в Успенском соборе.

h0

(слайд с изображением Успенского собора)

 

После смерти Андрея Боголюбского во  Владимире начались грабежи и беспорядки. Тогда староста не прошел по улицам города с иконой.

Между тем близилось татаро-монгольское нашествие.

 

В XIII веке татары появились под стенами Владимира. Они ворвались в город, грабили, убивали. Спалили Успенский собор, но икона уцелела.

Шли века. И вот уже Москва возвысилась над всеми русскими городами. В 1380 г. Дмитрий Донской, идя на битву с татарами, как записано в летописи, пришел к иконе Богоматери Владимирской и страстно молился:

 

Скорее всего, это вымысел, не доказанный в истории. Но даже, если это и вымысел, то он говорит о том, как почтительно и с какой верой относились в те времена к иконам.

Но вот новое столетие. И в XIV веке завоеватель Тамерлан грозит Москве. И святыню перевозят в Москву. Печальным шествием далеко за пределы своих земель проводили ее Владимирцы, а из Москвы навстречу ее вышли москвичи. Там, где встретили они эту икону, был сооружен монастырь сретенский (Сретенье – встреча), а сейчас там улица Сретенска.

И в тот же день Тамерлан без всяких причин повернул т Москвы.

Позднее икону установят в Успенском соборе г. Москвы.

Sobor_Uspenija_500

(слайд -  Успенский собор г. Москвы)

26 марта отмечают праздник Сретенья Владимирской иконы Богоматери. Не раз новые победы над монголо-татарами приписывались заступничеству этой иконы.

Перед этой иконой в молитве стоял Иван Грозный, Борис Годунов. Перед ней молились в XVI  веке после победы над поляками и литовцами, когда Минин и Пожарский выгнали иностранцев из столицы. Вместе  с войсками ушла она из Москвы в 1812 году и вернулась потом, чтобы праздновать победу над Наполеоном.

Конечно, на протяжении столетий икона не могла сохраниться в первоначальном виде, поэтому ее нельзя назвать памятником, созданным одним художником. Почти все столетия оставили на ней свои следы. Специалисты считают, что это копия раннего памятника, не дошедшего до нас. Но давайте эти споры оставим для ученых. Не суть важно копия это или оригинал. Всмотритесь в эту икону глазами наших предков, вспомните все, что она видела, наших предков станут и нашими святынями.

Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озёра этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не Печерский тёмный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, — он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, —
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междоусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесённый,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице — выход потаённый.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканьи литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим лицом.
Не погром ли ведая Батыев —
Степь в огне и разоренье сёл —
Ты, покинув обречённый Киев,
Унесла великокняжий стол?
И ушла с Андреем вБоголюбов,
В прель и в глушь Владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намёт шатровых куполов.
А когда Хромец Железный предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
Здесь, в Успенском — в сердце стен Кремлёвых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари…
Чёрной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из своих поруганных святынь.
А когда кумашные помосты
Подняли перед церквами крик —
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный свой Лик:
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем — Лик самой России —
Вопреки наветам и молве.
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль и не цветут цветы:
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
(М.Волошин)

 

(слайд и музыка)

 

Почитание «Владимирской Богоматери» привело к тому, что на Руси существовало много ее повторений.

 

Богоматерь Донская

Богоматерь Казанская

Богоматерь Умиление

Богоматерь Одигитрия, Толгская, Тихвинская,  Смоленская и т.д.

 

(слайды с иконами Богородицы)

 

Любовь и почитание Богородицы на Руси неразделимо слились с ее иконами. «Теплой заступницей мира холодного» называл ее Ю.М. Лермонтов. Ей поручали и собственную судьбу и судьбу своих близких. Ее иконы не только хранились в храмах, но и находились в каждой семье.

Какие иконы Богородицы есть в ваших семьях?

Почему именно образ Богородицы так близок душе русского человека?

Что испытываете вы, когда всматриваетесь в эти иконы?

Какая икона, представленная на нашем уроке наиболее близка вашей душе?

 

(видеофильм об иконах Богородицы в храме Архангела Михаила в г. Сердобске)

 

Образу Богоматери посвящены и древнерусские распевы («Богородица, дева, радуйся) и произведения композиторов Архангельского, Рахманинова, Турчанинова. Вслушайтесь в удивительную музыку, всмотритесь в древние иконы, и перед вами откроется чудодейственная сила лика Марии, сила высшего.материнского подвига

 

(слайды с иконами и примеры духовной музыки)

«Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампады. Будем надеяться, что огонь их не погаснет, что, поддерживаемый заботливой рукой истинных радетелей Отечества, он будет согревать и наших современников, и наших детей, и потомки наши смогут зажигать от них свои лампады надежды, веры, добра, и любви.»

Пусть и ваши сердца хранят этот огонь веры, надежды и любви.

 

Информация о публикации
Загружено: 28 ноября
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
Демина Ирина Сергеевна
Искусство, 9 класс, Уроки

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал