Вы заявлены как участник конференции «Цифровое образование»: 2 дня полезной практики Подтвердите участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом»
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 ноября по 31 декабря

Статья «Развитие творческой и исследовательской деятельности посредством интерактивных и информационных технологий на уроках МХК»

В статье изложена система работы по приобщению учащихся к исследовательской работе, развитию творческих способностей посредством интерактивных и информационных технологий. Особую роль занимают новые методы обучения, такие, как мультимедиа. В современной концепции делается акцент на активные формы учебно-педагогического процесса — взаимодействие, сотрудничество педагогов и обучающихся, а также самих обучающихся друг с другом.
Просмотр
содержимого документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие творческой и исследовательской деятельности посредством интерактивных и информационных технологий на уроках МХК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018год

 

 

 

  Содержание

  1. Введение……………………………………………………3
  2. Основная часть…………………………………………….4-7
  3. Заключение (авторская часть)…………………………….7-8
  4. Библиографический список……………………………….9
  5. Приложения………………………………………………..10-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

 В статье   изложена система работы по приобщению учащихся к исследовательской работе, развитию  творческих способностей посредством интерактивных и информационных технологий. Особую роль занимают новые методы обучения, такие, как мультимедиа. В современной концепции делается акцент на активные формы учебно-педагогического процесса — взаимодействие, сотрудничество педагогов и обучающихся, а также самих обучающихся друг с другом.  Правильно выбранные методы и формы обучения помогают  вовлечению учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках, как учебной программы, так и внеурочной деятельности. 

 Ключевые слова:  информационные технологии, мультимедиа, проект, исследование, творчество, взаимодействие, сотрудничество.

Актуальность данной работы состоит в том, что использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Использование компьютера в учебном процессе - (внедрение новых информационных технологий) - это один из путей  интенсификации   и оптимизации учебного процесса,   поднятие  интереса школьников к изучению предмета, реализация идеи развивающего обучения, повышение  темпа урока, увеличение  объёма самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Цель - создание условий для формирования художественной культуры учащихся посредством использования ИКТ на уроках МХК.

Для достижения данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • Оценить содержание школьного курса МХК на возможность применения ИКТ.
  • Разработать систему методов и форм организации учебной деятельности, направленную на формирование у учащихся умения самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет и других источниках, формирование устойчивой мотивации.
  • Проанализировать результаты применения ИКТ на уроках МХК.

 

 

 

Основная часть

Образовательный процесс строится на следующих принципах: доступность, последовательность, системность, научность.

 Ядром современных требований федеральных государственных образовательных стандартов является духовно-нравственное воспитание
школьников средствами урочной и внеурочной деятельности. Большое значение в развитии данного направления принадлежит предмету  МХК. Именно, данный  урок   позволяет выявлять и
развивать способности школьников гуманитарного склада ума, формировать нравственно-этические качества личности. Именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта
человечества, восстановление связей между поколениями, воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетическое развитие личности. Учитель МХК  должен быть творцом нового знания, а не транслятором предложенных ему сведений и методик.

   В настоящее время в век информационных технологий я не мыслю урока в школе без   применения новых методов обучения, таких, как мультимедиа. На уроках использование  мультимедиа  усиливает обучающий эффект, обеспечивает  наглядность, одновременно подключает несколько каналов представления информации, реализует более доступное объяснение учебного материала. Главным принципом моей работы являются слова В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делаю для того, чтобы заинтересовать и приобщить учащихся к мировой художественной культуре  и технологии в условиях огромного информационного пространства. Но самый важный результат, на мой взгляд, это развитие культурной и творческой личности. Использование компьютерных технологий позволило значительно расширить информационную базу демонстрационных материалов (мультимедийную библиотеку). МХК начинается не с учебника, а с комплектов видеосюжетов, слайдов, репродукций фотографий, с музыкальной фонохрестоматии, собрания культурных текстов и т.д.  Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний. Информатизация образования – это создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся  и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств  хранения, обработки, передачи информации. [1] Данные средства позволяют:

  1. обеспечить доступ к большим объемам информации;
  2. обеспечить ее высокую наглядность;
  3. осуществлять коллективную и индивидуальную работу;
  4. создавать  возможности для творчества лицеистов;
  5. стимулировать интерес обучающихся к образованию.

 Проектируя урок, я продумываю последовательность технологических операций, способы подачи информации и типы заданий для учащихся.  Благодаря мультимедиа   провожу  анализ и сопоставление  произведений различных  видов  искусства,  диалог работ разных художников, архитекторов, скульпторов, музыкантов. Мультимедийное сопровождение позволяет совершить виртуальную экскурсию по музею, просмотреть фрагмент фильма, спектакля, прослушать аудиозаписи. В процессе создания учебных роликов используются программы Movie Maker, Adobe Premiere Pro, Wondershare Filmora и др. Использование ИКТ на уроках    позволяют мне, как учителю, моделировать различные задания с включением интерактивных методик.

 Вот некоторые из них:

1. Упражнение «Чистая доска» на уроке МХК в 10 классе по теме «Первые художники земли». Термины зачеркиваются по мере объяснения материала. Позволяет актуализировать знания, полученные на уроках истории, а также зрительно сконцентрировать внимание на неизвестных понятиях (многие из которых учащиеся пытаются объяснить самостоятельно). Использование триггеров позволяют «вычеркивать» понятие по мере объяснения (чтобы вычеркнуть - кликаем на слово).

2. Тест по теме «Искусство Междуречья» (10 класс) содержит видео задание: учащимся предлагается выбрать из пяти изображений то, которое не относится к изучаемой культуре.

3.  Обобщающая таблица по теме «Культура Древней Передней Азии». Учащимся предлагается разделение истории развития цивилизации Междуречья на два основных периода: шумеро-аккадский и ассиро-вавилонский, и заполнить ячейки по видам искусства (тезисы).

4. Задание теста по теме «Искусство Древней Греции».

1 вариант (упрощенный): соотнести названия построек Акрополя с цифрами на схеме (например: 1- Парфенон, 2- Пропилеи и т.п.)

2 вариант:  назвать архитектурные постройки Акрополя и соотнести их с цифрами на схеме.

3 вариант (продвинутый): провести экскурсию по афинскому Акрополю, расставив номера построек в соответствии с логикой маршрута.

5. Задание по теме «Архитектура Древней Греции».  Ученикам предлагается назвать античные ордера и их части. Параллельно с презентацией можно раздать названия частей греческого храма (ствол, капитель, фриз, стилобат и т.д.), из которых учащиеся «строят» свой храм, правильно взаимно располагая части.

6. Сравнительная характеристика мировоззрения человека Античности и Средневековья. Ученикам предлагается отнести утверждения (цитаты) к той или иной эпохе.

7. Задание-рассуждение по теме «Классицизм». Учащимся предлагается рассмотреть два портрета Екатерины Второй, выполненных разными художниками, и объяснить причины очевидного сходства.

8. Задание по теме «Классицизм». На примере скульптуры «Медный всадник» Э. Фальконе объяснить аллегорическое значение ее отдельных  элементов.

Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. [2]  Для достижения качества обучения, повышения эффективности учебных занятий, ребята составляют электронные приложения к урокам или  отдельным темам. Участвуют более  пятнадцати лет   в  ДАНЮИ (Донской академии наук юных исследователей) с научно – исследовательскими  работами на различных кафедрах. Завоёвывают призовые места в  различных конференциях с проектными  и творческими работами, а также представляют видеоролики на различных конкурсах.    Работа учащихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляются личностные качества, происходит поиск и развитие их творческих способностей. В качестве зачетной работы предлагаю ребятам выполнить индивидуальные или групповые творческие проекты. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разра­ботанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так­же его учеником В.Х. Килпатриком. [3]  Результатом работы должны стать компьютерные презентации или видеоролики по выбранным темам проекта. Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве. Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, делает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций и видеороликов способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенции, через освоение пространства художественной культуры. Задача развития творческих способностей – это одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человеком – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В настоящее время появились электронные учебники по   предметам, электронные энциклопедии, виртуальные лаборатории, тренажеры, тестовые оболочки и т.д. Наличие вышеперечисленных условий позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень.   Все это позволяет эффективно решить проблему мотивации учащихся, так как уроки с использованием красочных иллюстраций и различных мультимедийных объектов (звук, видео) и т.д. привлекут внимание даже самого равнодушного ученика. Трудно представить современный урок без современных методов обучения.    

   Применение ИКТ способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Богатейшие возможности предоставления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. Большую помощь при подготовке и проведении уроков мне оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.  

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих художников, архитекторов, музыкантов,  побывать на  виртуальной экскурсии, ощутить себя в роли гида и пройтись по залам Музея этнографии, Эрмитажа  или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on-line.       

Заключение

 Проектная деятельность является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Я выступаю  координатором, лишь направляя деятельность учеников, которые исследуют выбранную тему, собирают наиболее полную информацию о ней, систематизируют полученные данные и представляют их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии. В нашем  лицее  итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

   Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете  искусства, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Они позволяют использовать широкий спектр дидактических подходов:

- обучение в паре и группе;

- проблемное и частично-поисковое обучение;

- творческие мастерские.

За период работы по внедрению метода проектов в предметную область «Искусство», учащимися было создано большое количество проектов, которые успешно были представлены на уроках, конкурсах, конференциях муниципального и регионального уровня. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов, склонностей, возможностей.   Время не стоит на месте, рождаются новые идеи.  Одним из показателей успешной работы учителя является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сегодняшний день можно отнести информационные технологии. Таким образом, использование ИКТ на уроках МХК  позволяет не только сделать более наглядным демонстрационный материал, но и разнообразить задания, а работа в рамках данной технологии поможет повысить творческие и исследовательские способности учащихся.

Использование ИКТ привело к следующим результатам:

  • повышается качественный уровень обученности;
  • повышается художественная культура учащихся;
  • повышается учебно-познавательный интерес к предмету;
  • повышается творческая активность учащихся, приобщение их к ценностям мировой художественной культуры, делает этот процесс более увлекательным.

На уроках МХК в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.

Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

Ещё одна интересная форма урока - это урок-презентация, или урок представление. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют ввести  ученика в мир   искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.

 

 

 

Библиографический список

 

 [1] Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.

[2] Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. C 6-7

[3] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат

C 65-66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

ТЕСТ 

Фамилия, имя _________________________________________________

 

  1. Как называлась площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и свершался суд:
    1. Агора;
    2. Атриум;
    3. Патио;
    4. Форум?
  2. На каком холме возник город Рим:
    1. Авентин;
    2. Квиринал;
    3. Палатин;
    4. Капитолий?
  3. Вершиной римской архитектуры считается Колизей (амфитеатр Флавиев), построенный в 75-80 гг. Его колоссальные размеры и огромная вместимость поражают и в настоящее время. Какова его высота:
    1. 30 м;
    2. 40 м;
    3. 50 м;
    4. 60 м?
  4. Кто из древних греков сжег храм Артемиды (356 г. до н.э.), чтобы обессмертить свое имя и, как показала история, добился этого:
    1. Гераклит;
    2. Герострат;
    3. Геродот;
    4. Герофил?
  5. Кто из царей Древнего Рима Был вскормлен волчицей:
    1. Помпилий;
    2. Ромул;
    3. Тарквиний;
    4. Ганимед?
  6. Какое название получил «храм всех богов», который был построен при императоре Адриане:
    1. Колизей;
    2. Форум;
    3. Пантеон;
    4. Одеон?
  7. Сколько пар гладиаторов могли одновременно сражаться на арене Колизея:
    1. 1 000;
    2. 2 000;
    3. 3 000;
    4. 4 000?
  8. Как в Древнем Риме назывался подземный канал для стока нечистот:
    1. водопровод;
    2. акведук;
    3. арык;
    4. клоака?
  9. Какие древние племена, населявшие Апеннинский полуостров, создавшие свою цивилизацию, оказали огромное влияние на римскую культуру:
    1. вандалы;
    2. варвары;
    3. этруски;
    4. греки?
  10. Как древние греки называли возвышенность в укрепленной части древнегреческого города:
    1. Акрополь;
    2. Некрополь;
    3. Кремль;
    4. Храм?
  11. Какова длина по окружности знаменитого Колизея:
    1. 512 м;
    2. 524 м;
    3. 542 м;
    4. 534 м?
  12. В 81 году в Риме воздвигается одна из лучших триумфальных арок, представляющая собой монументальную и в то же время строгую однопролетную арку. Укажите, в честь какого императора она воздвигнута:
    1. Августа;
    2. Тиберия;
    3. Нерона;
    4. Тита?
  13. В 211-216 гг. в Риме императором Каракаллой возводится одно из самых крупных сооружений. Что это за сооружение:
    1. пантеон;
    2. акведук;
    3. термы;
    4. базилика?
  14. Количество арок нижнего яруса, позволяли зрителям за считанные минуты заполнить трибуны Колизея. Каково же их количество:
    1. 50;
    2. 60;
    3. 70;
    4. 80?

 

 

  1. В эпоху царей (VIII-VI вв. до н.э.) Рим превратился в большой многолюдный город. Именно в этот период в Риме создается  канализационная труба – Великая клоака, которая служит Риму и поныне. Назовите имя царя при котором было создано это сооружение:
    1. Тарквиний Древний;
    2. Сервий Туллий;
    3. Ромул;
    4. Тарквиний Гордый?
  2. Четырехъярусный Колизей вмещал огромное количество зрителей. Сколько:
    1. 40 000;
    2. 50 000;
    3. 60 000;
    4. 70 000?
  3. Среди площадей императорского Рима выделялся грандиозными размерами Форум, построенный в 109-113 гг. На площади Форума была установлена конная статуя императора и возвышалась тридцатиметровая колонна, названная его именем. В честь кого был создан этот Форум:
    1. Траяна;
    2. Августа;
    3. Калигулы;
    4. Нерона?

 

 

ИЗО Древней Греции

 

 

Архитектура Древнего Рима

Фрагмент слайда по Эгейскому искусству

Видеофрагмент Афинский Акрополь

Конспект урока с использованием

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

 

Тема: Театр и музыка едины.

Аннотация: Урок связан с темой эпохи средневековья, который имеет непосредственное отношение к предыдущим темам по архитектуре, изобразительного искусства Средних веков.

На уроке использованы следующие виды работ учащихся:

  1. презентация
  2. самостоятельная работа с текстом
  3. работа с электронными тестами

Практическая реализация: отзывы учащихся и учителей на DVD-диске.

Цель: расширить знания учащихся о средневековом театре, воплотившим важнейшие эпизоды христианской истории, обращая внимание на своеобразие театральных представлений, положивших начало жанру литургической или духовной драмы.

Задачи:

  1. Выявление характерных черт литургической драмы, новых видов религиозных представлений, аскетического характера раннего христианства и его связи с музыкально-поэтическим творчеством.
  2. Развитие навыков учащихся самостоятельно вести отбор необходимого материала в соответствии  с заданной целью.
  3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, домашняя презентация учащихся и учителя, театральное искусство и музыка средних веков, электронный текст, дидактический материал для работы в группах, музыкальный центр, фонограмма музыки григорианского хорала и органной музыки И.А. Баха.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-презентация.

Предварительная подготовка (самостоятельное мини-исследование учащихся):

Создание домашней презентации нового материала (создание мультимедийного диска по данной теме):

  • Погружение в содержание;
  • Акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
  • Систематизация материала;
  • Создание иллюстрированного материала в электронном формате;
  • Создание информационного сопровождения презентации.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Новый материал:
    1.  историческая справка;
    2.  презентация нового материала учащимися «театральное искусство и музыка средних веков».
  3. Закрепление нового материала. Работа в группах.
  4. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.
  5. Итоги урока. Рефлексия.

Эпиграфы урока:

Словесный – «Исторические события и достоинства остаются в нашей памяти, этническая музыка – на лазерных дисках, так что все лучшее, что создано разными культурами, так или иначе, сохраняется». ( А.Иванов «Культуры» - статья в журнале «Итоги» 2000, №6).

Изобразительное содержание – П. Каст «Пляшущие актеры средневекового фарса», Питер Брейгель «Битва Масленицы и Поста» (1559г.), Л. Гульери «Актеры-импровизаторы» (1598г.),  «Концерт на ступенях храма», фрагмент книжной миниатюры (1490г.), Св.Григорий с рукописью (конец IX в.),  Трубадуры и менестрели, исполняющие песни-баллады о подвигах рыцарей. Миниатюра из манускрипта «Миннезингеры» XIV в., Германия, театр позднего средневековья.

Музыкальное содержание – Григорианский хорал, органная музыка И.С. Баха

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Средневековая культура Европы и Востока внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место, она заложила фундамент современной цивилизации.

Если в предшествующий период средневековья, изучаемый вами на предыдущих уроках, основными центрами культуры были монастыри и церкви, то, начиная с XI века, эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв., её главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр, музыка и народное творчество.

Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности.

Сегодня речь пойдет об одном из направлений культуры Средневековья – театре и музыке, театральных представлениях, которые положили начало литургической или духовной драмы.

Историческое достижение, музыка, всё лучшее, что создано разными культурами, так или иначе, сохраняются  и сегодня. Лазерные диски помогают нам сохранить культуру различных народов.

 

Перед вами театр позднего Средневековья, он напоминает нам современный театр – это и партеры, и балконы, и гримерные, и реквизиты, и буфеты, и архивы, но театр второй               половины Средневековья начинался с подмосток церковных храмов и городских площадей.

Григорианский хорал XI века – это музыкальный символ Средневековья, получивший такое название в честь папы Григория I , находившегося на престоле с 590 по 604 г

  1. Презентация нового материала (домашнее задание).
    1. Историческая справка (на фоне Григорианского хорала,  симфонической органной и оркестровой музыки И. С. Баха).

Ученик 1: Театральный представления IX-XII вв. связаны непосредственно с литургической драмой, позволяющей в полной мере представить характер и особенности театральных постановок. В основном они исполнялись в рамках церковной службы и носили условный характер. Излюбленные эпизоды литургической драмы – евангельское повествование о поколении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу, злодействе Ирода, рассказ о Воскресении Христа.

Условный характер литургической драмы можно проследить на примере одной из ранних пьес: «Шествие добродетелей» (конец 1140-х гг.). Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви. Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем. Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия, но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят преклонить колени, чтобы Бог-Отец смог достичь их души. Таким образом, все зрители становятся актерами.

Во второй половине XII века, представления литургической драмы начинают разыгрываться не в ограниченном пространстве церкви, а выносятся на паперть-площадку перед церковным входом, а позднее на рыночную площадь города.

Характерной особенностью литургической драмы является использование в ней церковной музыки, авторских ремарок и вставок – диалогов. Музыкальная сторона литургической драмы зависела от особенностей григорианского пения. Помимо возвышенных и серьезных текстов стали использовать и комические, к которым церковь относилась не благосклонно.

В XIII  веке возникают новые виды религиозных представлений, связанных с чудесами – миракли (лат. «чудо»), а затем моралите и мистерии, носящие назидательный, поучительный характер. Слово «мистерия» греческого происхождения и обозначает таинство, действие, посвященное важному и значительному событию. Мистерия – самое яркое театральное зрелище средневековой эпохи, посвященное Страстям Господним, с XV века историческим событиям. Мистерия – огромные пьесы, игравшиеся от 2 до т25 дней подряд. Для создания мистерии требовался автор-драматург, а для её постановки – режиссер. Театр мистерий возник в Италии в Риме. С 1264 г. Их ставили в цирке Колизее. Сто лет спустя мистерии ставятся в Англии и Франции. Мистерии ценили выше, чем выступления жонглеров или актеров-кукольников.

 

Ученик 2: Предтечей итальянского театра Возрождения являлся средневековый фарс, возникший в XV веке. «Фарс» в переводе с латинского  - «начинка», «фарш». Фарс использовали в качестве «начинки» в малоинтересных мистериях. Истоки средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, устраивавшимися на масленичной неделе. Нередко горожанин – автор фарса, высмеивал жадное духовенство, и невежественных дураков, крестьян, мешавших успешной торговле, тщеславных рыцарей, соседей и самого автора.

Посмотрите на картину нидерландского художника Питера Брейгеля «Битва Масленицы и Поста». Сюжет этой картины непосредственно связан с фарсом. Противоборство Масленицы и Поста, олицетворяющих собой Добро и Зло – суть этого сюжета. Все участники шумного действа разделены на две группы. Первая окружает масленицу (Карнавал), вторая -  Пост. Масленица – толстый бюргер на огромной пивной бочке. За его спиной – шумное веселье и разгул. Напротив – тощий, унылый Пост в монашеской одежде, в руках у него деревянная лопата с двумя селедками.

Изгнанные из церкви маскарады ещё больше высмеивали нудные проповеди епископов, пышные выезды королей, простофилей мужей и сварливых жен и даже Папу Римского, беспутных монахов, странствующих рыцарей, жадных купцов, крестьян. Победителями оказывались находчивые, смекалистые и жизненно хваткие. Комические эпизоды и сценки, разыгрываемые на глазах у публики, получили название соти (фр. «дурачество»). «Исторические» пьесы артисты играли не в исторических костюмах, а в тех, которые носили в их время и в их стране.

Ученик 3: Высокую духовность и аскетический характер раннего христианства озвучила музыка. Музыкальным символом Средневековья стал григорианский хорал. По инициативе Римского папы Григория I были отобраны и канонизированы церковные песнопения и распределены в пределах церковного года. Григорий I определил основные части католической мессы (воскресного богослужения), сохранившегося до настоящего времени.

Григорианский хорал исполнялся на латинском языке – основном языке нынешнего католического богослужения. Это было одноголосое (сольное или хоровое) мужское пение в унисон.

Один из древнейших видов григорианского пения - псалмодия, то есть протяжный речитатив латинских молитвенных текстов. Из музыкальных инструментов повсеместное признание получил орган, наиболее точно выражающий мелодический строй григорианского хорала. Полноту чувств и переживаний, переполняющих душу верующего в Бога человека, позднее стал отображать более подвижный мелодический рисунок, в котором большие распевы из многих звуков приходились на один канонизированный звук григорианского хорала. Так появилось церковное многоголосие в IX веке, а нотные записи в XI веке – двух-, трех - и четырехголосные вокальные произведения. Многоголосное пение как бы связано с основными художественными принципами готической архитектуры, выражающих устремленность вверх к небу.

Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой Нотр-Дам. Многоголосные жанры кондукт и мотет перешли из церковной музыки в вокальную лирику трубадуров, труверов и миннезингеров. Любимые в университетских и городских кругах сюжеты стали основой текстов кондуктов. Мотет из литургических, религиозных перешёл в народно-бытовые сюжеты.

 

Ученик 4: Музыкально-поэтическое творчество средневековья было связано с творчеством музыкантов-трубадуров и труверов – это песни крестоносцев, песни-диалоги, плачи, танцевальные песни-баллады. Их главные темы – рыцарское воспевание Прекрасной Дамы, преданность, любовь, измена, очарование природой. Их герои – находчивый рыцарь и дама его сердца – остроумная пастушка. Трубадур от фр. «творец», «сочинитель». Особое влияние на трубадуров оказало народное творчество. Слова и музыка трубадуров изысканы, тонки. 

Талантливым певцом-поэтом трубадуров был Бертран де Вентдорн (1140-1195) – воспевавший природу, солнце, любовь. В одной из песен он признавался: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно лишь тогда, когда в сердце парит совершенная любовь».

Расцвет творчества трубадуров относится к последней четверти XII – первой четверти XIII вв. Трубадуров  сменили труверы из Франции и миннезингеры – «певцы Любви» - из Германии. Их идеальная любовь была связана с культом Марии. Поэт-миннезингер Германии – Тангейзер – наиболее был популярен в XIII веке. Излюбленным литературным жанром средневековья был роман.

Учитель: Театр, о котором вы сегодня узнали, вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

Народно-смеховая культура по новому представляет «мрачное» Средневековье как празднично-поэтическое восприятие мира.

 

  1. Закрепление нового материала. Работа в группах.

 

  1. Разделение на 3 группы (произошло в начале урока).
  2. Задания: в течение 3 минут каждая из трех групп выполняет, предложенное ей задание и отчитывается о проделанной работе (звучит григорианский хорал, органная музыка И.С. Баха).

Задание группе 1:

У каждой группы распечатанные листы с текстами и вопросами.

Стихотворение Средневековья:

«Доброе старое имя».

 


Вершина знаний, мысли цвет –

Неоперившихся птенцов


Таким был университет.

А нынче, волею судеб,

Он превращается в вертеп.

 

Гуляют, бражничают, жрут,

Книг сроду в руки не берут,

Для шалопая-школяра

Ученье свет – вроде бы игра.

 

В былые дни такой пострел

Всю жизнь над книжками потел,

И обучался он – учти –

До девяносто лет почти.

 

Ну а теперь, за десять лет

Кончают университет

И в жизнь выходят потому,

Не научившись ничему!

 

При этом наглости у них

Хватает поучать других.

Нет! Прочь гоните от дверей

Таких слепых поводырей.

Пускают наставлять юнцов!

Барашек, мантию надев,

Решил, что он ученый лев!..

 

Ужель блаженный Августин

Погряз в гнуснейшей из трясин?

Неужто мудрость всех веков

Свелась к распутству кабаков?!

 

То гордый дух былых времен

Распят, осмеян, искажен.

Здесь бредни мудростью слывут,

А мудрость глупостью зовут!

 

С каких же, объясните пор,

Ученье – блажь, прилежность – вздор?

Но если названное – тлен,

что вы предложите взамен?!

 

Эх, молодые господа,

Побойтесь Страшного суда!

Прощенья станете просить –

Да кто захочет вас простить?!


Вопросы:

  1. к какому многоголосному жанру можно отнести это стихотворение?
  2. кто бы мог быть его автором?
  3. что мешало средневековому студенту получать хорошие знания?

Задание группе 2:

Стихотворение Вальтера фон дер Фогельвейде (ок. 1170-1230)

«О, госпожа, сердиться не надо.

Верьте, учтив и приятен мой слог.

А для меня и честь и награда –

Если б я вам понравиться мог.

Я женщин красивее вас не видал,

Если же вы красоту с добротою

Соединили в себе – я не скрою:

Вы достойны высших похвал».

 

«Что же, хвалите, если угодно,

Видите, я уже не дитя.

Тот, кто воспитан, может свободно

Все мне сказать – и всерьез и шутя.

Мне говорили, что я хороша,

Но я бы хотела ещё и другого:

Быть женщиной в лучшем значении слова.

При красоте важна и душа».

 

«Я вам открою, что делать должны вы,

Чем, как женщина, славиться впредь:

Вы должны быть с достойным учтивы,

Ни на кого свысока не смотреть.

И, одного безраздельно любя,

Принадлежа одному всецело,

Взять в обмен его душу и тело,

Я вам дарю их, - дарю вам себя».

Вопросы:

  1. к какому литературному жанру Средневековья принадлежит это стихотворение?
  2. какая тема присутствует в нем?
  3. кому посвящено это стихотворение?

Задание группе 3:

Учащимся предоставляется текст, связанный со средневековым театром.

 

«Представления  обычно начинались в 7-9 ч утра. В 11-12 ч делали перерыв на обед и потом играли до 6 ч вечера. Все население города сходилось на площадь. Некоторые спектакли запрещалось смотреть детям до 12 лет и больным старцам. Но ведь спектакль шел на площади, окруженной домами, церквами, балконами, и кто углядит за ребятишками…

В дни спектакля прекращалась всякая работа. Торговали только съестными припасами. Дворы домов, а в некоторых местах и городские ворота запирали, выставляли дополнительные караулы во избежание грабежей и пожаров. Даже часы церковных служб изменяли, чтобы церковь и театр не мешали друг другу. Представления отвлекали население от обычных занятий, поэтому их ставили раз в год на большие христианские праздники – рождество или пасху. И проходили эти представления до 25 дней подряд».

Вопросы:

  1. какое направление средневековой культуры отражено в этом тексте?
  2. назовите главную форму этих спектаклей.
  1. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.
  1. Литургические драмы чаще всего носили характер:
    1. светский
    2. церковный
    3. народный
  2. Как назывался новый вид религиозных представлений XIII века?
    1. мистерия
    2. драма
    3. эпос
  3. Фарс означает «начинка», «фарш» в переводе с:
    1. латинского
    2. итальянского
    3. французского
  4. Хорал XI века получил название григорианский в честь:
    1. Людовика IX
    2. Генриха II
    3. Григория I
  5. Многоголосные жанры Средневековья:
    1. псалмодия
    2. кондукт
    3. мотет
  6. Немецкие бродячие музыканты:
    1. Трубадуры
    2. Труверы
    3. Миннезингеры
  1. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Что вы узнали нового? В чем вы видите единство средневекового театра и музыки? На что вы больше всего обратили внимание?

Домашнее задание:

  1. Послушайте одну из средневековых месс и Вторую симфонию А.Шнитке. Что услышал композитор в средневековой мессе?
  2. Познакомьтесь с лирикой французских трубадуров и немецких миннезингеров. Согласны ли вы с А.С.Пушкиным, сказавшим, что «трубадуры играли рифмою, придумывали самые затруднительные формы».

Использованная литература для урока:

  1. Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова «Западная Европа и Древний Восток»

      Москва, «Айрис Пресс», 2004г.

  1. М.Б. Бойцов, Р. Шукуров «История средних веков», Москва, «МИРОС», 2004г.
  2. Л.Н. Кашинская «История мировой культуры». Новейший справочник школьника. Москва, «Слово», 2007г.
  3. И.А. Мишина, Л.Н. Жарова «Становление современной цивилизации», Москва, «Памятники исторической мысли», 1995г.
  4. О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин «Россия и мир» .10 класс. Москва, «Дрофа», 2005г.
  5. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура». 10 класс, Москва, «Дрофа», 2005г.
  6. А.Н. Иоффе «Методические материалы по гражданскому образованию», Москва, ООО «Новый учебник», 2003г.

Оценки за урок.

 Способы использования информационно-коммуникативных технологий:

Для подготовки к уроку были использованы:

1. Персональный компьютер для печатания информации.

  1. Интернет для поиска информации при подготовке к уроку;
  2. CD-диски и флеш-карта для записи презентации, содержания и хода урока, воспроизведения картин, тестов.  
  3. Сканер для сканирования изображений;
  4. Принтер для распечатывания заданий учащимся и содержания урока;
  5. Ксерокс для копирования заданий
  6. Программа «Роwer point» для подготовки презентации
  7. Музыкальный центр для записи григорианского хорала и органной музыки И.С. Баха

В ходе урока были задействованы:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Ноутбук;
  3. Электронная доска;
  4. Электронные тесты;
  5. Презентация на ПК;
  6. Музыкальный центр для воспроизведения григорианского хорала и органной музыки И.С. Баха;
  7. Видеокамера для съемки работы на уроке учащихся и учителя;
  8. Цифровой фотоаппарат

 

 

 

 

 

 

Диплом 1 и 2 степени на секции «Общественные науки» Исследовательские проекты

октябрь 2018

C:\Users\mama\Desktop\данюи, димитриевские осень 2018\IMG-20181028-WA0005.jpg

I:\от Даши\Scan20170403132437_001.jpg

J:\сканы В.В\SCX-3200_20170330_10300600.jpg

 

 J:\сканы В.В\SCX-3200_20170330_10060906.jpg R:\сканы ДОН\Scan.jpg

 

1

 

Информация о публикации
Загружено: 27 января
Просмотров: 424
Скачиваний: 2
Югринова Валентина Владимировна
МХК, 11 класс, Разное
Скачать материал