[Анонс!] Научно-практическая онлайн-конференция «Цифровая образовательная среда 2021» Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» январь 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 января по 31 января

Статья "Донбасс- земля певучая"

В статье представлены исследования по проблеме использования национально-регионального музыкального материала в общеобразовательной школе. Ключевыеслова.Национально-региональный компонент,поликультурностьобразования,патриотическое воспитание,межпредметная интеграция.
Просмотр
содержимого документа

 

 

 

Цыглина Елена Игоревна, учитель-методист, Отличник народного образования, учитель музыки МОУ «Специализированная физико-математическая школа № 17 города Донецка».

Шевченко Вера Геннадьевна, учитель музыки, русского языка и литературы МОУ «Школа «Корн» города Донецка»

 

ДОНБАСС – ЗЕМЛЯ ПЕВУЧАЯ

 

  

На сегодняшний день наиболее эффективным средством гуманизации процессов воспитания и образования подрастающего поколения является приобщение детей к национально-региональной культуре в опоре на принцип поликультурности образования.  Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности

   В полной мере это относится и к урокам музыки в общеобразовательной школе. Национально-региональный музыкальный материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры учащихся, толерантности, национального самосознания, подлинного нравственно-патриотического воспитания, развития этнической идентичности. Уроки музыки, включающие в себя национально-региональный музыкальный материал, могут способствовать решению вышеобозначенных проблем современной системы образования и воспитания. Эстетическое воспитание стимулирует участие школьников в процессе создания прекрасного, способствует формированию у подрастающего поколения способности к активному эстетическому отношению, восприятию и анализу произведений искусства

  Обновление содержания образования в соответствии с новыми потребностями Донецкой Народной Республики требует разработки национально-регионального компонента, гибкой системы обучения с учетом специфики региональных условий.    

Ведь Донбасс - край угля и металла, край заводов и шахт, край широких полей и сложного переплетения железнодорожных магистралей, край вдохновенного труда.

Донбасс! Можно бесконечно вдумываться в содержание этого слова. Сколько мощи, силы, энергии заключает оно в себе!

Здесь и ковыльные степи заповедников, которые особенно красивы весной, когда по мере цветения степь окрашивается .в пурпурный, фиолетовый, голубой, белый и желтый цвета. И многокрасочная долина Северского Донца, где среди пушистых хвойных лесов можно увидеть дуб, ольху, тополь, вяз, меловую сосну-реликтовое дерево. Суровые увалы центральной части Донецкого кряжа, рукотворные леса и пляжи Азовского моря... Это самый крупный угольно-металлургический район.

И все это сделано руками людей, которые живут и трудятся в Донбассе. Они- хозяева своего края, своей жизни.

Шахтерский труд был всегда тяжелым. Это ярко выражалось в песнях, сочиненных во все времена. Наиболее известные из них "Песня коногона", «Шахтер пашенки не пашет», "Гибель коногона ", Щемяще тоскливо звучат слова песни "В шахту спускается - с миром прощается» .

С незапамятных времен народ складывает свои песни. Потребность излить свои чувства и мысли в песне, заговорить образным языком музыки -свидетельство большого душевного богатства и талантливости наших людей.

" Не я пою, душа поет ", - гласит народная пословица.

Тяжела была и жизнь чумака. Чумацкие песни, собранные на Донетчине, передают основные мотивы этого песенного жанра. В них рассказывается о тяжелой, часто трагичной судьбе чумака, об опасностях, которые подстерегают его со всех сторон. Картина гибели чумака ярко изображена в песне "Идут волы дорогою -  все круторогие». В другой песне чумак, вернувшийся с тяжелой дороги, с горя пропивает свои заработки. Такой песней является "В Харькове на рыночке."

Давно не разносятся над донецкими степями грустные чумацкие песни "Ехали чумаки","Ой, чумаче, чумаче" и др. да и промысел этот был вытеснен техническим прогрессом. Но, слушая песни народа, мы переносимся в наше прошлое, в культурные традиции наших предков.

Десятки русских и украинских исторических народных песен и дум, отображающих героическую борьбу братских народов с татарскими и турецкими поработителями, связаны с именем знаменитой Саур-Могилы, находящейся у Границы Донецкой и Луганской Народных Республик, вблизи правого берега реки Миус.Для тех, кому удавалось бежать из татарского плена, было самым заветным добраться до Саур-Могилы.Об этом говорится в думе "Побег  трех братьев из Азова":

В 1936 году правительство УССР объявило Саур-Могилу, воспетую в народе, памятником древности и героического украинского эпоса.

Но истинно легендарную славу приобрела она в годы Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков. Здесь, охраняемые высотой с отметкой 277,9м, проходили вокруг нее неприступные эшелонированные многорядные фашистские укрепления Миус-фронта. Но, окруженные обходным маневром и взятые в клещи, они были сокрушены Советской Армией к 1 сентября 1943 года.

В ноябре 1976 года по проекту киевских скульпторов-фронтовиков был открыт на ней величественный памятник - целый мемориальный комплекс с музеем оружия времен Отечественной войны, увековечивавший подвиг воинов всех родов войск, отдавших свою жизнь за освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

На десятки километров был виден 36-метровый обелиск из белого гранита на вершине Саур-Могилы.

После голоса Левитана, читавшего сводку "От советского Информбюро" тех дней, в тишине звучат торжественно-траурная мелодия и песня на слова участника освобождения Саур-Могилы Я. Ф. Листопада на музыку Ф.Д.Серебрянского о легендарной высоте:

 

Послушай ветры над Саур-Могилой,

 Коснись рукой пахучих диких трав,

Здесь мужество с боями проходило,

Легендою для всех навеки став.

 Когда земля дрожала под ногами,

Когда металл от взрывов уставал,

Солдаты шли в бушующее пламя.

Туда, где не выдерживал металл.

Солдаты шли, степь кровью окропляли.

 Горячей кровью каждую версту.

 Но отстояли, выдержали,взяли

Немыслимой отвагой высоту.

 Послушай ветры над Саур-Могилой

 -И ты поймешь, кто эту землю спас,

 Чье мужество в боях освободило

Врагу не покорившийся Донбасс.

Память людская... Смотришь на Миус и слышишь слова народной песни:

На опушке леса старый дуб стоит,

А под тем под дубом наш боец лежит.

Слушаешь, как поет эту песню старая женщина - Анна Ильинична Краснокутская из села Рай-Александровка Славянского района - и кажется, что песня не когда-то складывалась "по голосочку", а что выросла она из того, что называем мы чувством народа, душой Родины. В настоящее время Саур-Могила очень изменилась,здесь снова проходили кровопролитные бои. Но от этого она стала нам еще роднее и дороже.

Магическую силу имеет народная песня - неотъемлемая частичка истории жизни каждого народа. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда богатство и многообразие жанров народной песни. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в народной песне, обладают огромной воспитательной силой. Еще М.В.Ломоносов заметил,  что:  "Сладостные   звуки   родимой   песни   и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают".

Заботливо хранят, собирают и передают из поколения в поколение написанные много лет назад народные песни жители Донбасса. Донбасс - регион многонациональный: украинцы, русские, греки, татары, армяне, грузины, евреи и много людей других национальностей населяет наш край.

Возрождаются забытые,  редкие праздники и обычаи разных народов. В основе этого - глубокое изучение и сценическое воплощение с использованием традиционных и современных средств ("Ляльник", "Заклинание весны "/'Красная Горка" "Кумление", "Братание").Все это выглядит в наши дни ярко, оригинально, с высоким нравственным потенциалом. Много прекрасных праздников и фестивалей проходит на Донецкой земле: "Донецкие самоцветы","Хрустальные струны", "Мои истоки","Танцуй Донбасс 2016", "Апрельский благовест"  Международный фестиваль славянского искусства.

В репертуар фольклорных ансамблей вводились народные обычаи и обряды - свадьба, встреча Нового года, проводы зимы, Ивана Купала, вечерницы. Но особенно интересен летний цикл «Зелен день» и «Вожденияе куста» - народные летние праздники и обряды Донецкой области.

На Донбассе много греческих поселений. В них какая-то особенная атмосфера, особенный дух. Может быть потому, что они расположены вблизи Азовского моря, и морские просторы, просоленный воздух, доносящийся в ветреную погоду, не дает погаснуть романтике. Может, степные просторы, густой запах чабреца и полыни, особенно пьянящий в солнечную погоду, настраивают на философский лад.

Возможно, все-таки, гены пробились через века и расстояния и помогли людям сберечь черты, которые были присущи их далеким предкам - любовь к труду и веселью, мудрость и наивность, пылкость и чуткость.

...Греки-переселенцы из Крыма появились в Приазовье более 200 лет назад. Несмотря на сложную историческую судьбу, они сохранили свой язык, обычаи, культуру. Сейчас на  Донетчине  более 20 греческих фольклорных ансамблей. В числе наиболее известных - ансамбль песни и танца "Сартанские самоцветы" Дома культуры поселка Приморское, что недалеко от Мариуполя.

Ансамбль начал выступать в 1935 году. Вот некоторые выдержки из публикаций в прессе тех лет. Народный артист СССР А.Таиров: "...это лучшее, что мне удалось увидеть - по искренности исполнения трудно найти равных".

Большую помощь в становлении ансамбля оказал учитель местной школы, собиратель и первый исследователь песенного фольклора греков Донбасса Эдуард Валентинович Хаджинов, в коллекции которого более 300 греческих народных песен, баллад, поговорок, мелодий.

В селе Семеновка Краматорского района талантливые певцы из народа бережно хранят и исполняют песни, сочиненные много лет назад в Донбассе: "На могилу тихий ветер веет", "Как бы черепеньки", "Родила мамочка в зеленую субботу", "Драгун коня седлает", 'Вылитали орлы", "Скажи мне, моя мамочка" и др.

В Славянске в 1817 году родился замечательный поэт М.Н.Петренко, автор стихов, ставших основой народных украинских песен "Смотрю я на небо" (обр. Л.Александровой, З.Зарембы),"Взял бы я бандуру", вошедших в сборник "Лучших украинских народных песен" /1923/. В ряде других поэт с любовью воспел исторические места родного края: Тихий Тор (речку и Славянск), Святогорск, Саур-Могилу. По преданию М.Н.Петренко угас в нищете от истощения в неизвестном году. Но еще при его жизни Т.Г.Шевченко лично записал в свой альбом лучших народных песен "Смотрю я на небо" (некоторые даже приписывают авторство ему), а космонавт Павел Попович - любитель украинских песен— исполнил ее всему миру в космосе.

«Любовь к народной песне объединяет людей как язык, как стиль, как метод познания жизни и себя. Словно духовно раскрываешься в народной песне, - говорят участники фольклорных ансамблей,- через песню чувствуешь связь не только с великой историей народа, но и его внутренним миром».

С целью выявления и сбережения культурных и духовных ценностей Донбасса, а также более глубокого и полного ознакомления с ними жителей городов и сел в респурлике регулярно проводятся фестивали культуры и искусства. Большое значение придается развитию межрегиональных и межнациональных культурных и гуманитарных связей, обогащается репертуар профессиональных и самодеятельных исполнителей новыми произведениями, которые отражают обычаи и жизнь нашего края.

Песни и стихи о Донбассе звучат как народные и за его пределами. Это утверждает их неразрывную связь с жизнью народа. Вот нескольно произведений из коллективных сборников издательства "Донбасс" не только донецких, но и других авторов.

 

1."Вначале труд", М.Фролов.

2."Всегда семнадцать", Е. Летюк.

3."Ода шахтеру", З.Мухин.

4."Спят курганы", Б. Ласкин.

5."Шахтерский характер", М. Матусовский и др.

 

В центре города Донецка, который является столицей Донецкой Народной республики, к площади Ленина по улице Постышева примыкает Донецкая  филармония с концертным залом имени выдающегося композитора, нашего земляка С.С.Прокофьева. Филармония - центр пропаганды литературно-музыкальных достижений. Кроме организаций выступлений гастрольных групп столичных и других городов страны, здесь работают творческие коллективы с лекторами-музыковедами, солистами-вокалистами, инструменталистами и чтецами-литературоведами. В том числе оркестр - 72 человека. Есть здесь и концертный зал с хорошей акустикой на 420 мест. С 1959 года действует знаменитый орган с 3884 полифоническими трубами, изготовленный еще до революции фирмой "Валькер" в Германии для собора Петра и Павла в Петербурге, а в 1953 году реставрированный и установленный здесь Чехословацкой фирмой "Ригерт-Клок". Кроме концертов и лекций здесь проводятся массовые форумы культуры республиканского значения. В концертном зале, на сценах Дворцов культуры в разные годы выступали прославленные певцы И.Паторжинский, З.Барсова, И.Козловский, пианисты Э.Гилельс. С.Рихтер, П.Серебряков, Л.Оборин, Я.Флиер, скрипачи Д.Ойстрах, Л.Коган, О.Крыса, виолончелисты С.Кнушевицкий, Д.Шафран.

За пультом симфонического оркестра стояли знаменитые композиторы, имена которых символизируют собой славу отечественной музыки -И.Дунаевский, А.Хачатурян, Д.Кабалевский, З.Лятошинский, О.Тантакишвили, Р.Щедрин, А.Штогаренко.

Первый секретарь правления Союза композиторов СССР Т.Хренников писал: «В значительной мере  благодаря деятельности филармонии, Донбасс – край угля и металла, важнейший промышленный регион страны, стал также краем высокой музыкальной культуры».

А разве могло быть иначе на родине нашего выдающегося земляка, замечательного композитора С.С.Прокофьева?

«Вот дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества», –говорил о нем Б.Асафьев.

Творчество Прокофьева - гордость нашей музыкальной культуры. Оно глубоко современно, потому что композитору удалось передать в звуковых образах дух эпохи, мужественность и силу. Оно - образец новаторства, ибо Прокофьев, не терпевший никаких штампов и точно установленных правил, решительно обновлял художественные средства музыкальной выразительности. Оно - бессмертно, ибо, опираясь на эстетические принципы оптимистического мировосприятия, дышит неподдельной любовью к людям, ко всему светлому и прекрасному. Почти все его сочинения подкупают беспредельным жизнелюбием, активностью и динамизмом изложения, ясностью и чистотой стиля, юношеской непосредственностью. Однако это не означает, что композитор не замечал темных сторон действительности, не видел зла, несправедливости, не переживал тяжелых испытаний и неудач. Но он был убежден (и хотел убедить других), что высшая мудрость - в полнокровном, радостном восприятии жизни, в солнечном, ослепительном сиянии лучей бодрости, здоровья, силы, энергии!

С.С.Прокофьева по праву называют классиком XX века.

Каждый год проводится фестиваль "Прокофьевская Весна" и в рамках этого фестиваля -"Конкурс пианистов на родине С.С.Прокофьева" - одно из самых престижных мероприятий подобного рода в Донбассе. Главной задачей этого фестиваля является пропаганда творческого наследия великого земляка, а также всемирная поддержка одаренных детей Донетчины.

Талантливые Донецкие композиторы приняли эстафету нашего замечательного земляка. Мамонов Сергей Александрович - председатель Союза композиторов УССР, Донецкого отделения, заслуженный деятель искусств Украины.

Родился в Запорожье. Окончил Харьковский институт искусств по классу композиции. В настоящее время преподаватель Донецкого музыкально-педагогического института. Его лучшие сочинения для симфонического оркестра "Вариации"; для камерного ансамбля вокальный цикл "Три исторические песни украинского народа", песни "Травы детства", "Я бы, замечая, промолчал".

Водовозов Альберт Федорович - родился  в селе Ольховка Луганской области. Окончил Киевскую консерваторию. Преподаватель Донецкого музыкального училища. Особого внимания заслуживают его поэмы для симфонического оркестра "Прометей", "Праздник в Донбассе"; для скрипки с оркестром поэма "Краснодонцы"; для голоса с оркестром "Родился я в Донбассе", "Баллада о рабочем", вокально-хоровая сюита "Венок дружбы", концертный марш "Орденоносная Донетчина", романсы, песни, музыка к телевизионным и театральным постановкам.

Милка Евгений Григорьевич - родился  в селе Старобешево Донецкой области. Окончил композиторский факультет Киевской консерватории. Преподаватель Донецкого музыкального училища. Наиболее значимые его труды для хора, солиста и оркестра "Словацкие песни", Соната для гитары, романсы, песни, обработки народных песен.

Таким образом, национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях  чувства  патриотизма, любви к родному краю, восхищения и гордости, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную  жизненную позицию. 

Прекрасен Донбасс - край угля и металла, немеркнущих трудовых подвигов и героических созидателей. И там, где вырастают города и заводы, где мужает славное племя шахтеров и колосятся под щедрым солнцем нивы - всюду есть место яркой музыке, задушевным, лирическим и шутливым песням, искристым танцам и страстному слову донецких поэтов и писателей.

Самая, пожалуй, важная задача учителя - вырастить учеников настоящими патриотами, людьми, знающими народную культуру, традиции и умеющими передавать их следующим поколениям

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.               Альтернативный арт-путеводитель по городу Донецку. – Донецк: Центр искусств «ЭкоАрт», 2012. – 96с.
  2.               В.Мозговой. Там, где было Дикое поле...: Очерки истории Донецкого края. - Донецк: Кардинал, 2001. - 366 с.
  3.               Мелодии далёких предков. – Донецк: Облполиграфиздат, 1991
  4.               Методические рекомендации к изучению факультативного спецкурса на местном материале «К литературной летописи Донбасса». – Донецк:ДонГУ,1993.
  5.               От Рождества до Николая. – Донецк,1995. Донецкий областной научно-методический центр народного творчества.
  6.               Памятные места Донбасса. – Донецк: Донбасс,1984.
  7.               Песни села Семёновка. – Донецк, 1998. Донецкий областной научно-методический центр народного творчества.
  8.               Сборник "Труд - песня" /изд. "Донбасс", 1977"./ 1."Ладонь горняка", П. Беспощадный
  9.               Стрелецкий, М. Праздник людей горячей профессии // Жизнь. - 2009. - 16 июля (№ 102). - С. 3.
  10.          Струны души. – Донецк: Облполиграфиздат, 1991
  11.          Юбилей области глазами детей: (историко-краеведческий очерк). - Донецьк: Центр, 2007. - 280 с
  12.          Ясенов, Е. Шахтерский балет // Донецкие новости. - 2009. - 11 июня (№ 24). - С. 17. – [развитие культуры в Юзовке].

 

 

Информация о публикации
Загружено: 28 ноября
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
Шевченко Вера Геннадьевна
Музыка, 9 класс, Мероприятия
Скачать материал