[В эфире!] Вебинар «Цифровые инструменты в работе классного руководителя» Смотреть онлайн→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» сентябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 сентября по 30 сентября

Семинар для педагогов Тема: Психологические аспекты проявления и профилактики экстремизма Экстремизм как социально-психологический феномен

С позиции психологической интерпретации экстремизм представляет собой определенный вид агрессивного поведения личности и/или социальной группы, направленного на разрушение социального порядка.
Просмотр
содержимого документа

Семинар для педагогов

 

Слайд 1

Тема: Психологические аспекты проявления и профилактики экстремизма

Экстремизм как социально-психологический феномен

 

Слайд 2

С позиции психологической интерпретации экстремизм представляет собой определенный вид агрессивного поведения личности и/или социальной группы, направленного на разрушение социального порядка.

Экстремизм может проявляться в форме борьбы посредством применения чрезвычайных экстремальных средств за собственное утверждение собственных позиций путем разрушения существующих социальных порядков.

На сегодняшней день нет единой классификации форм экстремизма. В литературе упоминаются следующие основные виды экстремизма:

  1. религиозный,
  2. политический,
  3. этно-религиозный,
  4. национальный,
  5. экологический,
  6. государственный,
  7. экономический,
  8. потребительский,
  9. молодежный,
  10. эзотерический,
  11. правый,
  12. левый,
  13. книжный,
  14. экстремизм в Интернете.

Слайд 3

Все эти разновидности экстремизма отличаются по различным признакам, но чаще всего по сфере деятельности, в которой он проявляется или по характеру содержания экстремистской идеологии, его целям.

По субъекту деятельности выделяют следующие виды экстремизма:

  1. индивидуальный,
  2. социально-групповой,
  3. этнический,
  4. государственный,
  5. цивилизационный.

 

В качестве структурного ядра экстремизма выступает экстремистская идеология, которая определяется как сознательная мотивация экстремистского действия, направленного на противостояние политическим, религиозным, этническим, эстетическим и иным традициям.

 

Слайд 4

По данным исследований С.Р. Соколовского, принципиальным является дифференциация экстремизма и внутренней человеческой агрессии.

Это в свою очередь послужило основой для разработки им четырехмодульной теории экстремизма, которая включает6

  • биологический,
  • социальный,
  • психологический
  • и экологический (оперантно и средово - обусловленный) компоненты экстремизма.

 

В контексте данной модели раскрывается возможность для обеспечения превентивных действий в молодежной среде.

 

Суть превентивных действий может состоять в следующем:

  • на уровне биологического модуля, обследовать и сканировать различные контингенты и социальные группы населения, выявляя исходный и потенциальный уровень нетолерантности и агрессии, разрабатывая предупредительные и реабилитационные программы;
  • на уровне социального модуля выявлять триггерные факторы социальной агрессии, служащие основанием для вмешательств политических организаций, социальных служб и общественных организаций;

 

  • на уровне психологического модуля необходимо выявлять психологическую предрасположенность к экстремизму в рамках патопсихологии, акцентуаций личности, когнитивных деформаций, дисфункциональных интеракций и интеркоммуникаций, а также трактовать эти факты в рамках личностных, антисоциальных и оппозиционных расстройств, для которых разработаны методы психосоциотерапии и профилактики;

 

  • в экологическом модуле – рассматривать всю совокупность окружающих условий, понятий, представлений и обстоятельств, как подлежащую модифицированию среду, для устранения скрытого экстремисткого поведения и развития терроризма.

 

Слайд 5

Экстремизм как социально-психологический феномен проявляется в особой форме поведения. Экстремистское поведение представляет собой форму девиантного поведения, характеризующееся как поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространѐнных и устоявшихся норм в определѐнных сообществах в определѐнный период их развития.

Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесѐнном общественному благополучию, окружающим и себе.

Экстремистское поведение может выступать в качестве частного случая террористического поведения. Вместе с тем экстремизм более масштабен, жесток и деструктивен, чем террор.

 

Слайд 6

 Для экстремиста террористические действия выступают как один из способов реализации своих убеждений, способов борьбы с «неправильным» миром. В экстремизме акцент смещается с цели на сами разрушительные действия, на насилие ради насилия, прикрываемого абстрактно-утопическими идеалами экстремиста.

 

Экстремисты могут избирать и другие способы действия, кроме прямых деструктивных действий, пересекающихся с террором. Следует отметить, что деструктивные действия экстремистов не исчерпываются лишь террором и даже не акцентируются на целях устрашения и запугивания своих противников, а совершаются ради самого разрушения.

 

Слайд 7

Психологические и психолого-социальные причины развития

экстремизма в молодежной среде

Экстремизм порождают различные факторы:

  1. слом сложившихся социальных структур,
  2. обнищание массовых групп населения,
  3. экономический и социальный кризис,
  4. ухудшающий условия жизни большинства населения,
  5.  ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов,
  6. падение исполнительной дисциплины,
  7. рост антисоциальных проявлений,
  8. распад прежней системы ценностей,
  9. нарастание чувства ущемления национального достоинства и т.д.

 

Слайд 8

При этом можно выделить четыре основные группы факторов, которые только вместе создают экстремальную социальную ситуацию, обеспечивающую готовность и способность определенных социальных групп к экстремистской деятельности или комплекс мотивации экстремизма:

  • социально-экономические,
  • политические,
  • идеологические
  • и психологические (сюда входят и социально-психологические и индивидуально-психологические факторы, которые взаимосвязаны друг с другом).

 Кроме того, для непосредственного начала экстремистской деятельности необходим толчок или повод, который, конечно же, не следует отождествлять с причинами экстремизма.

 

Огромную роль в формировании экстремизма играют психологические причины.

К ним относятся чувства и настроения, поведенческие установки, непосредственно мотивирующие экстремистские действия. Ситуация системного социального кризиса, конечно же порождает соответствующие эмоционально-психологические переживания у всех социальных групп.

Те социальные группы, которые в результате этого кризиса оказываются перед угрозой социального исчезновения, испытывают постоянное и все усиливающееся состояние психологической фрустрации, вызванное ущемлением их жизненных потребностей.

 

Слайд 9

Этот эмоциональный котел способствует формированию экстремистских, радикалистских поведенческих установок, выражающихся в направленности на насильственные, жестокие действия по отношению к «врагам», которые рассматриваются как главная причина всех бедствий.

Экстремистские установки поведения характеризуются убеждением, что только насильственными жестокими мерами и действиями возможно радикальное исправление нестерпимой ситуации, критического положения, в котором оказалась данная социальная группа.

 Экстремистские поведенческие установки характеризуются также ослаблением или вообще отключением всяких нормативных запретов, начиная от юридических и заканчивая нравственными.

Для вспышки экстремизма, кроме указанного комплекса причин необходим еще определенный внешний толчок или повод, исполняющий роль спускового механизма или детонатора, обеспечивающего взрыв критической массы необходимых предпосылок экстремизма.

Таким поводом в конкретных исторических ситуациях может быть что угодно: неудачное политическое действие или решение властей, техногенная или природная катастрофа, определенный индивидуальный экстремальный инцидент, даже специальный провокационный террористический акт.

В критической ситуации системного социального кризиса, детонирующих взрыв экстремизма, повод или толчок в той или иной форме происходит независимо от воли и желания участников социального кризиса с такой же вероятностью, с какой происходит взрыв в

наполненном взрывчатой смесью помещении, нагретом до критической температуры.

 

Слайд 10

Психологический портрет личности, склонного к проявлению

экстремистского поведения.

Определенная направленность поведения личности определяется внешними и внутренними процессами. С целью предупреждения развития экстремистского поведения в молодежной среде необходимо вести превентивную работу по выявлению субъектов деятельности склонных к проявлению экстремистского поведения.

Определенные характеристики личности, особенности их ценностных ориентаций, мотивационных позывов, эмоционально-волевых проявлений является внутренними факторами, определяющими зарождение, развитие и проявление экстремистских тенденций в социальной действительности.

Психологический портрет личности, склонного к проявлению экстремистского поведения можно представить в следующем формате:

  1. на уровне эмоционально-волевой сферы личность испытывает переживание фрустарации, что характеризуется как негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая. На почве экстремистской идеологии в результате воспитания или самовоспитания в экстремистском сообществе или благоприятной социальной среде экстремистской направленности личность начинает переживать особые экстремистские эмоциональные переживания.
  2. в процессе социального взаимодействия для данной личности характерно проявление различных форм агрессии, конфликтности, нетерпимость к мнениям других (низкий уровень проявления толерантности), данные поведенческие тенденции сопровождаются девиантными формами выражения своего отношения к окружающим, противодействие нормативным формам поведения, разрушения традиций;
  3. в структуре характерологических проявлений наблюдается тенденция развития психической неустойчивости, наличие акцентуаций, патохарактерологические проявления; ярко выраженные застревания проявляются в ценностно-мотивационной сфере – личность характеризуется устойчивыми идеологическими представлениями в отношении социального и иного обустройства мира.

 

Слайд 11

Экстремистский психический склад личности возникает на основе экстремистской идеологии, предлагающей иллюзорную и деструктивную программу изменения социальной среды или ситуации, когда эта идеология становится ядром направленности личности и определяет ее эмоциональную жизнь и практическое поведение.

Первой важнейшей характеристикой экстремизма как психического склада личности является специфическая направленность личности.

В психологии направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций». В структуре направленности выделяют три элемента: убеждения, интересы и установки.

Центральным элементом направленности являются убеждения – «система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением».

Слайд 12

Технология формирования экстремиского склада личности

Экстремистский склад личности формируется в определенной социальнокультурной среде, которая предполагает как минимум три условия:

  • наличие экстремистской идеологии, содержащей в себе возможности преобразования ее над принятыми нормами и традициями
  • экстремальная ситуация (такая историческая ситуация, когда в силу определенных обстоятельств серьезно ухудшаются и без того тяжелые условия жизни народа или возникает серьезная угроза такого ухудшения). К появлению экстремизма приводит не сама по себе такая ситуация, а порождаемая ею толпа, т. е. собравшаяся (стихийно или организованно) в определенном месте группа людей, чрезвычайно удрученных и озабоченных своим «невыносимым» жизненным положением и крайне возбужденных от этого.
  • возбудитель-индуктор экстремизма, т.е. человек, который преобразует экстремистскую идеологию в форму, доступную для восприятия толпы, и, будучи, одержим ею сам, способен «заразить» этой идеологией «толпу».

 

Экстремистское сообщество – это группа приверженцев определенной идеологии, вступающих в определенные отношения по поводу этой идеологии.

Рассмотрим основные специфические социальные роли членов такого сообщества.

В структуре экстремистского сообщества можно выделить три основных социальных типа:

  1. теоретик – создатель экстремистской идеологии;
  2. пропагандист-организатор, который занимается распространением экстремистской идеологии и объединением вокруг нее единомышленников (в терминологии Г. Лебона это «вожак толпы», в терминологии М. Вебера – «харизматический лидер»);
  3. рядовой экстремист (подпавший под влияние экстремистской идеологии и экстремистского лидера), потребитель экстремистской идеологии и исполнитель руководящих и направляющих указаний (часто носящих форму провокационного подстрекательства) экстремистского вождя.

 

У каждого из этих трех основных типов членов экстремистского сообщества не только свои особенные функции внутри этого сообщества, но и свой экстремистский склад личности.

 

Слайд 13

Главная функция теоретика экстремизма – разработка экстремистской идеологии. Для исполнения этой функции он должен, с одной стороны, обладать определенными способностями теоретического, систематического мышления. Поэтому он в период создания своей теоретической системы обычно еще не является экстремистом. Но, с другой стороны, теоретик должен иметь болезненную склонность к экстремизму, выражающуюся в одержимости одной определенной идеей. Он должен отличаться направленностью интереса на один определенный вопрос, а также обладать определенной чуткостью к духу времени, мыслям и чаяниям народа. Такая смесь чуткости с фанатической одержимостью, искажающей и направляющей ход мысли теоретика, формируется в исключительных, трудных или чрезвычайно необычных личных жизненных обстоятельствах, особенно в период юности.

Для теоретика характерна довольно высокая степень экстремистской убежденности, но относительно слабая сила эмоциональных переживаний, поскольку он выражает «дух экстремизма» в теоретической форме, а сильные эмоциональные переживания серьезно препятствуют работе теоретической мысли.

Теоретик далек от практического экстремистского действия, ибо это не его специфическая функция в экстремистском сообществе. Погружаясь в иллюзорный мир своего мировоззрения, теоретик является, по сути, совершенно непрактичным человеком, человеком не от мира сего, для которого практическое осуществление его идеологии является занятием, не соответствующим его статусу и способностям. Обычно теоретик не связан практически с другими представителями экстремистского сообщества и по срокам появляется гораздо раньше их. До поры до времени созданная им идеология хранится без применения как парадоксальный образец радикальной мысли.

Как правило, теоретик не доживает до того момента, когда созданная им экстремистская идеология будет сначала воспринята пропагандистом-организатором, а затем овладеет массами. Ему не удается увидеть практическую реализацию своих любимых идей. Зато из него организаторы экстремизма создают «духовного вождя» или «пророка», «идола» для поклонения.

Слайд 14

Ключевой фигурой экстремистского сообщества является пропагандист-организатор. Именно он обеспечивает распространение экстремистской идеологии, связывает теоретика с народом, а религиозную идеологию с определенными группами последователей.

Г. Лебон, давая характеристику «вожака топы», довольно точно описывает особенности пропагандиста-организатора. Следуя его терминологии, мы можем называть пропагандиста-организатора «вождем» экстремизма. Вождь не сам создает свою идеологию, но он становится одержимым ей. Вожак обычно сначала сам был в числе тех, кого ведут, он также был загипнотизирован идеей, апостолом которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком.

Здесь мы должны уточнить, что способ восприятия вождем экстремистской идеологии состоит не в простом некритическом принятии исходной оригинальной идеологии. Вожди экстремизма, не обладая глубиной мышления теоретика, неизбежно воспринимают экстремистскую идеологию в упрощенном виде на уровне своего понимания. Кроме того, они в чисто пропагандистских целях препарируют исходную идеологию, упрощая ее и адаптируя к массовому восприятию и тем самым, вульгаризируя ее.

Для вождя первичным является не сама идеология, а удовлетворение его фрустрированных потребностей личного самоутверждения, для чего он ищет подходящую идеологию, которую затем использует, постепенно становясь ее самым фанатичным приверженцем.

 Сильная личность, одержимая болезненно ущемленной в существующем обществе потребностью социального самоутверждения и в то же время обладающая завышенной самооценкой, может попытаться преобразовать реальность так, чтобы воплотить в жизнь свои фантазии. А для этого требуется не только талант, но и соответствующие исторические условия. Нередко такая возможность представляется политическим лидерам в периоды социальных кризисов.

Если у лидера есть дар убеждения, если он умеет говорить с народом, если он достаточно ловок, чтобы организовать массы, то он может преобразовать реальность в соответствии со своей фантазией.

Нередко демагог, стоящий на грани психоза, спасается от безумия тем, что внешне «сумасшедшие» идеи он выдает за «рациональные». И кажется, что в политической борьбе кое-кто руководствуется не только стремлением к власти, но и необходимостью спастись от безумия.

Данное замечание позволяет понять, кто же становится вождем экстремизма и каковы основные качества, делающие его таковым. Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей – это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям и бездействию. Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе

безумия.

Слайд 15

Попытаемся вычленить основные качества личности вождя экстремизма:

  • ориентация на практическое действие, а не на теоретическое размышление, т. е. это человек действия;
  • интеллектуальная ограниченность и извращенная логика мышления и восприятия мира;
  • чрезвычайно завышенная самооценка, глубочайшая убежденность в своих высших способностях и своей великой миссии;
  • безличная жесткость, полное равнодушие к реальным людям, доходящие до того, что в жертву идее приносятся даже лично близкие вождю люди и члены его семьи;
  • аморализм – эгоцентрическая мораль, рассматривающая в качестве высшего критерия нравственности личный интерес, совпадающий с интересом экстремистской идеи, и не признающая никаких общепринятых нравственных норм и ограничений (вождю все позволено);
  • фанатическая убежденность в истинности экстремистской идеологии;
  • личное «обаяние» или способность воздействовать на массы, убеждать и заражать их своей идеологией, особая сила «гипнотического» воздействия, связанная, с психологическими патологиями.

 

Таков набор обязательных черт, без которых вождю экстремистского сообщества не овладеть массами и не добиться успеха. Этот набор качеств делает их «сверхлюдьми», людьми не просто «не от мира сего», а людьми «над миром сим». Способность вождя воздействовать на массы называют «харизмой».

 «Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Харизма вождя обязательно предполагает веру приверженцев, т.е. людей, увлеченных вождем за собой, в его особые качества и особую миссию.

 

Слайд 16

Весь механизм психологического воздействия вождя на массы складывается, из трех способов: утверждения, повторения, заразы.

Суть способа утверждения заключается в бездоказательном предъявлении кратких, простых утверждений в качестве абсолютной истины. Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу.

Уже простое повторение определенных идей ведет к превращению этих повторяемых с достаточной настойчивостью и частотой идей в бессознательные, но очень прочные убеждения. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что, в конце концов, она уже принимается как доказанная истина. Указанные способы воздействия вождя на массы часто используются и весьма эффективны. На самом деле этих способов гораздо больше: и личный пример, и демагогия, и внушение, и убеждение, и подражание, т. е. все способы психологического воздействия, которые обязательно дополняются различными способами логически некорректного мышления (от софистических приемов рассуждения до подтасовки, искажения или игнорирования фактов.)

Их выбор зависит от конкретной ситуации, интеллектуального потенциала и эмоционального состояния агитируемой толпы, а также от пропагандистских способностей вождя. Обычно вождь чутко чувствует благоприятное настроение толпы и легко находит адекватные приемы воздействия на нее.

 

Но самый эффективный прием – психологическое заражение, при котором включается механизм взаимной индукции экстремистского эмоционального состояния.

 

Слайд 17

Третьим элементом экстремистского сообщества является масса рядовых последователи. Эти люди, принадлежащие обычно к неимущим, беднейшим, угнетенным слоям населения, находятся в постоянном психическом угнетенном состоянии стресса и социальной фрустрации, усугубленной еще резким ухудшением их социального положения или угрозой, реальной или воображаемой, этого ухудшения.

 Для рядовых экстремистов идеологическая идея выступает своеобразным лекарством, опиумом, наркотиком, поскольку, реально не облегчая их положения, дает им надежду на улучшение жизни. Объективно эта надежда призрачна, но для них субъективно она абсолютно реальна.

Экстремистская направленность личности у рядового экстремиста выражена в виде упрощенных убеждений, тесно связанных с интенсивными экстремистскими эмоциями. В экстремистской идеологии их мало интересуют социальный идеал и общетеоретические его обоснования, они воспринимают экстремистскую идеологию в основном в форме образа врагов

и конкретных лозунгов, определяющих конкретные немедленные действия по борьбе с этими врагами.

Главная функция массы рядовых экстремистов – быть исполнителями экстремистского действия. Масса рядовых экстремистов далеко не однородна. Основная часть жизни рядовых экстремистов связана с добыванием хлеба насущного, которым вожди их не обеспечивают, поэтому рядовой экстремист не может посвящать служению экстремистской идее все свое время и все свои силы. Его экстремистское действие состоит в эпизодических участиях в отдельных акциях, а переживания носят кратковременный, вспышкообразный характер.

Они возбуждаются экстремистскими вождями именно на период проведения экстремистских акций, а затем ослабевают. Можно сказать, что масса рядовых экстремистов лишь эпизодически, временно «превращается» в истинных экстремистов, или, что экстремистский склад личности в рядовых экстремистах выражен неустойчиво.

 

 

 

 

Слайд 18

Проблема диагностики и профилактики экстремизма в молодежной среде

 

Диагностика и профилактика экстремизма включает в себя целый ряд этапов, и, прежде всего исследование сущности конкретной формы экстремизма. Далее определяются основные направления и задачи борьбы с определенным видом экстремизмом. Поиск позитивных социальные альтернативы экстремистской идеологии и экстремистскому психическому складу личности, выбор средств и способов внедрения в сознание людей идеологии, альтернативной экстремистской.

Психологические технологии диагностики развития экстремизма в социальной действительности можно сгруппировать по следующим основаниям: диагностика личности, как средство выявление риска проявления экстремистского поведения и диагностика социальных группы, как устойчивых образований.

В первую группу диагностических методик могут быть включены низко формализованные методы, структурированные на основе наблюдения за поведением человека с целью выявления признаков девиантного поведения, а также высоко формализованные методы (тесты, опросники) с целью выявления базовых психологических детерминант экстремистского поведения.

Высоко формализованные методы могут быть ориентированы на выявление специфических проявлений личности в эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфере, в определении тенденций развития патохарактерологических свойств личности, особенностей социального взаимодействия.

Во вторую группу диагностических методик могут быть включены методы оценки уровня развития групп, оправления групповой структуры, сплоченности, выявления ведущих социальных ролей и функций.

 

Слайд 19

Технологии профилактики и предупреждения развития экстремистского

поведения в молодежной среде

Проблема профилактики экстремизма - это, прежде всего, проблема формирования толерантного общества, которое способно эффективно противодействовать любым формам вражды и которое способно создать условия для гармоничного сосуществования культур, религий, идеологий. Пока же ни одному государству, ни одной из мировых религий не удавалось осуществить на практике свои концепции построения терпимого, диалогично развивающегося общества.

В качестве позитивной альтернативы экстремизму в литературе обычно обозначается терпимость.

В понятии толерантность люди выражают свое отношение к действиям, благоприятствующим социальным контактам и помогающим достигать разнообразных значимых для них целей. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а напротив, используя гуманитарные возможности: диалог, разъяснение, сотрудничество.

 

Слайд 20

Основные направления превентивных действий по предупреждению

развития экстремизма в молодежной среде.

Влиять на некоторые факторы экстремизма, как поведения личности и группы, можно только в рамках гибких психологической теорий, определяющих возникновение иных эмоций и поведения, как частотное изменение единой экзистенциальной «струны эмоций и поведения», как результирующего вектора множества сознательных, подсознательных и бессознательных констеллят, каждую из которых специалист оценивает по силе, частоте и взаимному влиянию.

Когнитивные вмешательства в социальных программах предотвращения экстремизма включают:

1) просвещение и образование, включающие формирование новых адаптивных представлении;

2) инициация новых намерений в дифференциальных группах населения;

3) лингвистическая переинтерпретация всех отражаемых и обсуждаемых событий в обществе;

4)образовательные циклы по конформному и толерантному поведению, развитию ассертивности;

5) развитие позитивных элементов стиля жизни;

6) обеспечение постоянства усилий общественных и профессиональных организаций в данном направлении;

7) сохранение концентрации и сосредоточенности всех программ на «я-концепции» личности, как ядерном звене всех последующих девиаций.

 

Слайд 21

Педагогические условия воспитания доброжелательных

отношений учащихся подростков

Известно, что доброжелательные отношения характеризуются, с одной стороны, активными действиями (оказание помощи), а с другой – терпимостью (не причинением зла). При этом, базовые, не проходящие нравственные ценности включают в себя отзывчивость, милосердие, сострадание, самокритичность (самоанализ, анализ своего поведения, своих поступков), справедливость. Именно это является обязательными атрибутами толерантности. А, следовательно, путь к толерантному миру возможен лишь через воспитание зрелой, активной и терпимой личности, уважающей традиции и обычаи других вне зависимости от того, сколь бы загадочными и странными они не казались.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей подростка - обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений еѐ членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Тем не менее, школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во вне учебной работы. Именно в школьном сообществе у ученика могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своѐ место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Хотелось бы обратить внимание на то, что успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов школы реализуется ряд принципов:

  • Принцип субъектности - требует опоры на активность самого ученика, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
  • Принцип адекватности – предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Воспитание толерантности должно строится с учетом особенностей духовности общества, экономики, политики, разнообразных факторов окружающей социальной среды - национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.;
  • Принцип индивидуализации предполагает – определение индивидуальной траектории воспитания, соответствующей индивидуальным особенностям и уровню толерантности, присущим ученику; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во вне учебной работе; предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и
  • самораскрытия;
  • Принцип рефлексивной позиции - предполагает ориентацию на формирование у подростков осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
  • Принцип создания толерантной среды - предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и вне учебной деятельности.

Занятия толерантности должны проводиться в школе не только как  отдельные учебные уроки, но и входить в систему других занятий в виде отдельных вопросов для обсуждения или проектных работ.

Практически любой урок может включать в себя какой – либо тип терпимого отношения к действительности: национальности, религиозности, культуре, равноправию (социальному, гендерному, связанному с различными привычками и увлечениями, с внешними особенностями людей и пр.) и т.д.

Используемый поход к формированию толерантности находит отражение в содержании, формах, методах и приѐмах воспитания толерантной личности. Важное значение приобретают и различные направления воспитательной работы: развитие добровольчества, мероприятия, направленные на патриотическое воспитание и пр.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приѐмов, т.е. педагогически оформленных действий.

 

Слайд 22

Выделяют три группы приѐмов воспитания толерантности:

  1. Ориентированы на организацию деятельности учеников в группе.

Например, «Эстафета» - взаимодействуют ученики из разных групп; «Взаимопомощь» - результат работы зависит от помощи друг другу; «Акцент на лучшее» - подчеркиваются лучшие черты каждого с учетом того, что оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты; «Обмен ролями» - ученики обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания; «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и пр.

  1. Ориентированы на организацию диалоговой рефлексии.

Например, «Ролевая маска» - ученики входят в роль другого человека и выступают от его лица; «Прогнозирование развития ситуации» - организатор предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом участники нацелены на поиск выхода из сложившейся ситуации; «Импровизация на свободную тему» - ученики выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определѐнный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего; «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и т.д. .

  1. Ориентированы на использование кинофильмов, художественной литературы и т.д.

Например, «Добрые слова» - ученики вспоминают добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.); «Любимые книги (фильмы и пр.) друга» - участники должны догадаться, какие книги (песни, фильмы и пр.) любят их товарищи; «Творчество на заданную тему» - ученики свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.); «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

 

Педагогических приѐмов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приѐмы, каждый учитель из множества приѐмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. При этом, наиболее эффективными являются педагогические приемы, ориентированные на активные методы работы с учащимися. Не является исключением и воспитание толерантности у учащихся и молодежи в целом. Именно активные методы стимулируют познавательную деятельность участников, строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, активных действиях в процессе познания толерантности. Отличие активных методов состоит в том, что они активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения; они развивают партнерские отношения и т.д. Одним из видов активных методов выступают интерактивные методы.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Социальная интеракция – процесс, при котором люди в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других участников группы, вызывая ответные реакции. Качество этих реакций и определяется базовыми ценностями, определяющими уровень толерантности. Именно это и определяет интерактивные методы важнейшим инструментом в работе организатора при формировании навыков толерантности. Интерактивные методы в деятельности педагога, организатора воспитания толерантности предполагают диалоговое общение. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению или изучению проблемы. Это способствует проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

 Одна из целей организатора при этом состоит в создании комфортных условий для совместной деятельности.

К интерактивным методам относят:

- анализ конкретных ситуаций (КС);

- мозговой штурм;

- дискуссии;

- проектирование;

- игры (ролевые, деловые и пр.);

- тренинги и др.

При этом, одним из эффективных инструментов интерактивных методов является групповая работа.

 

 Приемы и методы индивидуальной и групповой работы по воспитанию толерантности

Вопросам воспитания толерантности в социуме посвящено сегодня множество материалов. Некоторый список работ, которые могут быть полезны при организации профилактики экстремизма и формировании толерантности в молодежной среде Иркутской области представлены в интернет ресурсах [см. слайд]. Одним из важнейших приемов индивидуальной работы по воспитанию толерантности в социуме является вовлечение подростка, молодого человека в групповую работу, так как воспитать толерантность без активного взаимодействия с сообществом практически невозможно. Именно поэтому использование в воспитательной работе любого уровня упражнений на установление коммуникаций, сближение участников имеет важнейшее значение и должны предварять любую образовательную технологию по воспитанию толерантности в социуме.

 

Слайд 23

Интернет ресурсы:

1.Интерактивные методы обучения http://multycourse.com.ua/ru/page/19/68

2. Т. Стефаненко и А. Солдатенков «Мастерская Культурный ассимилятор»

http://www.tolerance.ru/VT-3-4-maste-assim.php?PrPage=VT

3. http://shkolabuduschego.ru/shkola/kak-pravilno-provesti-urok-tolerantnosti-vshkole.

html

4. http://secint24.un.org - ООН и http://www.ohchr.org (права человека) - ООН -

United Nations Human Rights.

5. http://tandis.odihr.pl

6. http://www.whf.ru

7. http://stranaodna.ru -Портал Минэкономразвития России

8.http://www.tolerance.ru – Федеральная целевая программа «Толерантность».

9. http://spbtolerance.ru - Официальный сайт программы «Толерантность»

10. http://kvs.spb.ru - Политика Правительства СПб в сфере укрепления

Толерантности (сайт Комитета по внешним связям СПб).

11. http://www.ufms.spb.ru - Управление Федеральной Миграционной Службы

по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

12. http://spbdn.ru - Санкт-Петербургский Дом национальностей.

13. http://www.etnosite.ru - портал национальных общин в СПб.

14. http://portal.gersen.ru - Материалы и научные исследования по этническим

проблемам и проблемам толерантности РГПУ им. А.И. Герцена.

15. http://tolerance.herzen.spb.ru- проект психолого-педагогического

факультета РГПУ им. А.И. Герцена "Культурные посредники в воспитании

толерантности".

16. http://www.etnopsy.ru - кафедра этнопсихологии и психологических

проблем поликультурного образования МГППУ.

17. http://journal.iea.ras.ru – журнал «Этнографическое обозрение on-line».

18. Планета толерантности (Planet Tolerance).

19. http://www.etnosfera.ru – московская автономная некоммерческая

организация Центр межнационального образования ЭТНОСФЕРА.

20. http://www.etnosocium.ru - Международное издательство

"ЭТНОСОЦИУМ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА".

21. http://bank.orenipk.ru - банк методических материалов Оренбургского

ИПКРО - Воспитание толерантности и профилактика экстремизма.

22. http://moseducation.narod.ru - Понкин И.В. Толерантность и толерантизм в

светском государстве.

23. http://lib.1september.ru - Толерантность как норма жизни

 

 

Слайд 24 Приложение: Социально-психологические методики исследования

 

 

Спасибо за внимание!

Информация о публикации
Загружено: 28 мая
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
Борисова Валерия Леонидовна
Психологу, Прочее, Разное
Скачать материал