[28 апреля] Международная онлайн-конференция «EdTech педагога-практика» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» апрель 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 апреля по 30 апреля

Разработка внеклассного мероприятия "О России с любовью"

Разработка внеклассного мероприятия «О России с любовью», основанного на творчестве С.Есенина, И. Левитана и С.Рахманинова
Просмотр
содержимого документа

 

 

Министрество культуры Новосибирской области

 

Барабинский филиал

ГАПОУ НСО

Новосибирский областной колледж культуры и искусств


 

Разработка внеклассного мероприятия

«О России с любовью»,
основанного на творчестве

С.Есенина, И. Левитана и С.Рахманинова


Автор: Молчанова Т.И. ,

преподаватель БФ НОККиИ



 



и



         1) На доске пишется название композиции и эпиграф;

  1.    Перед зрителями - портреты Левитана, Есенина и Рахманинова.
  2.    Класс оформляется репродукциями картин Левитана.
  3.       Возможна выставка предметов декоративно - прикладного искусства России (костюмы, поделки и т. д.).

Эпиграф:


« История не терпит суесловья.

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

 Нельзя любить бездумною любовью

 И не любить без памяти нельзя».


(Ф. Сологуб)

Ведущий: Сегодня наш музыкально - поэтический вечер будет встречей с творчеством 3-х великих людей России. Сергея Есенина / поэта /

Исаака Левитана / художника /

Сергея Рахманинова / композитора /

Многое объединяет этих людей: это и время, в которое они жили / конец XIX- начало XX века /, это и трагизм судеб, их глубокое одиночество, несмотря на великий талант и признание. / Есенин ушёл из жизни в 30 лет, Левитан - в 40. Рахманинов дожил до 70 - ти, но уехав из России в 44 года, он обрёк себя на глубокое страдание, невероятную тоску по всему, что оставил в России, на чужбине он даже почти прекратил сочинять./

Объединяет Есенина, Левитана и Рахманинова и то, что их творчество воплотило самые разные, но наиболее существенные черты нашего национального духа и характера:

широту души, добросердечие, искренность и отзывчивость, способность сочувствовать и сострадать, бескорыстно приходить на помощь, любовь к родной земле, природе, а также мужественность и стойкость в жизненных испытаниях.

их творчество - это исповедальный рассказ и о себе, и о своем времени, и, конечно же, о Родине. Думы о ней, любовь к ней - это главное, чем пропитаны произведения этих авторов.

Ученик №1:

 Я люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли - очи в подковах бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина Сладкий отдых в шелку купырей ".

(" Русь ", 1914 год)

Русский народный танец.

Ученик № 2:

" Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом,

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мягкой стёжке На приволь зелёных лех,

Мне навстречу,  как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

" Кинь ты Русь, живи в раю! - Я скажу: " Не надо рая,

Дайте родину мою."

                                   («Гой ты, Русь, моя родная...»)

Ученик № 3

Почти всё, что писал Есенин, было о родине. Берёзы, клёны, плакучие ивы, алые закаты, перламутровые росы - всё это Россия, как и родное село, родители, братья и сёстры.

Мир родины многолик; он вспыхивает то алым, то золотым, серебряным цветом, то пронзительной синью; а порой он сер и уныл.

Звучит запись поэмы Свиридова на стихи Есенина / фрагмент /

" Край ты мой, заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

  Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А их всех-то пять.



Крыши их запенились,

В заревую гать.

Под соломой-ризою Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику Нашептал ковыль?"

(«Край ты мой заброшенный»)

Ученик № 3 продолжает:

Но Есенин любит Россию и такой. Для него Родина была началом всех начал. Это им сказано:

" Нет поэта без Родины".

Для неё он берёг самые заветные эпитеты и метафоры: " Златая Русь"," голубая Русь", "страна берёзового ситца"," О Русь - малиновое поле..."

Ученик № 4

" Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я тёплой грустью болен От овсяного ветерка.

И на извёстку колоколен Невольно крестится рука.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,  Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи Молитвословным ковылём".

(«Запели тёсаные дроги»)


Ученик № 5:

Русь, Россия испокон веков была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и заброшенность.



Ученик № 6:

" Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля".

(«Спит ковыль»)

Ученик № 5:

«Под сенью вековых берёз

Покоится моя Россия…»

 

«Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут навес над тишью рек.

О, Русь моя! Берёзовая роща,

Которую не вырубить вовек...»

 

«Опять о них, кудрявых и белёсых...

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси».

 

Ведущий:

Задумывались ли вы, почему так часто поэты пишут стихи о берёзах, художники запечатлевают их на своих полотнах, и над могилой погибшего воина тоже сажают берёзы?

Ученик № 7:

Берёза - один из главных символов России. Это одно из самых распространённых и любимых деревьев русских людей. И это не случайно.

А знаете ли вы, что существует около 120 видов берёз, а в России встречается около 50 из них. Продолжительность жизни берёзы - 250 лет, а её высота может достигает 30 метров. Ствол берёзы даже в сильную жару и на солнце не нагревается, так как белый цвет отражает солнечные лучи. Берёза просыпается первой. Она была и есть символ расцветающей природы, её красоты.

В России верили, что берёза спасает от колдовства. Особенно чудодейственными считались берёзовые украшения, сделанные на Троицу. Существовало поверье, что берёза сулит плодородие, а потому в честь неё устраивали на Руси праздники. Например," Семик"," Русальная неделя".

Ученик № 8:

Берёза - воистину крестьянское дерево, без неё просто немыслима была жизнь нашего народа: древесина берёзы - отличное топливо, горит ярко, даёт много тепла. Из неё делают лучины, фанеру, доски. Из коры получают сажу, дёготь, бумагу. Из высушенной древесины делают спортивные лодки.



Из берёзы даурской, каменной делают ткацкие челноки, используют в машиностроении, так как её древесина по сопротивлению на изгиб близка железу. Из редких пород берёзы изготовляют мебель, предметы быта, произведения искусства, вазы, ларцы, шкатулки, подсвечники.

Ученик № 9:

Берёста - наружная часть коры берёзы - материал прочный, непромокаемый, неподдающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продуктов.

Весной берёста свободно отделяется от древесины, деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырьё сушили в тени, разглаживали под прессом, а потом изготовляли из него кружки, хлебницы, короба для хранения сухих ягод, грибов и других продуктов.

Лыко - внутренняя часть коры берёзы. Из него плели лапти, чемоданы, баулы.

Лапти из берёзы назывались берестянки. Плетению лаптей каждый мужчина обучался с раннего детства. В дальнейшем он был обязан обеспечивать свою семью обувью.

Богата традициями жизнь русского народа. О многих из них мы уже забыли. Так, например, лапти были обязательным подарком жениха невесте. Если она принимала подарок, это означало её согласие на брак. В день свадьбы она обязательно надевала подарок жениха.

Ученик № 10:

Берёста берёзы - самый распространённый писчий материал, она во много раз дешевле пергамента и бумаги, а значит более доступна.

Берестяные грамоты, которые находят учёные при раскопках, - важное свидетельство того, что грамотность в России имела широкое распространение среди народа.

Писали люди не чернилами и перьями, а процарапывали буквы костяной или металлической заострённой палочкой, которую в Древней Руси называли "писало".

Ученик № 11 :

С давних времен березу использовали в медицинских целях для лечения различных болезней, чаще всего в виде настоев.

Лечебное в березе - почки, листья, сережки, а также березовый гриб - чага. Свежее или высушенное сырье заливают кипятком, настаивают и пьют. Пьют и березовый сок, который очищает кровь, помогает излечивать ангину, фурункулы, цингу, ревматизм, болезни кожи, способствует заживлению ран. Пьют сок и как витаминное средство, то есть как напиток, придающий силу и бодрость организму.

Ученик № 12:

Березу используют и в бане. В березовом венике самое ценное - эфирные, то есть летучие масла, которые, попадая на кожу, улучшают обмен веществ. Березовый веник помогает при ломоте в мышцах, суставах хорошо очищает кожу, улучшает дыхание.

«Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы...»



Ученик № 13;

Есенин - ровесник двух революций, великих потрясений века, но он не был ни революционером, ни певцом революции. Но когда раскалывается мир, трещина эта проходит и через сердце поэта. И мучительные раздумья обо всем, "что случилось, что сталось в стране", конечно же, отразились и в творчестве Есенина. В год своей смерти он напишет:

Ученик №14:

"Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом, накопытили

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине..."

Ученик №15:

По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням, они напевны, мелодичны, и не случайно, что на музыку положены многие стихотворения поэта:

"Не жалею, не зову, не плачу",

"Клен ты мой, опавший... ",

"Над окошком месяц...",

"Белая береза...",

"Отговорила роща золотая...".

Звучит песня на стихи Есенина “Отговорила роща золотая". / После песни ученик № 15 продолжает /:

Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Природа у него одушевлена, очеловечена: "Словно белою косынкой подвязалася сосна...",

"Туча кружево в роще связала, закружился пахучий туман...",

"Сыплет черемуха снегом..."

Ученик № 16:

"Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.



Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной!

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.

Ведущий; Природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, вселяет надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Это сближает поэзию Есенина с творчеством другого талантливейшего певца России - художника Исаака Левитана.

Он прожил короткую трудную жизнь, но создал целую эпоху в русской живописи.

Левитан – пейзажист; все его произведения - это картины русской природы, но художник всегда воспринимал пейзаж как часть общей темы жизни народной.

Через пейзаж он передавал мысли и чувства людей своей эпохи.

Его картины - как бы портреты души, и, большей частью, они очень грустные.

Возможно, это связано с теми мрачными предчувствиями надвигающейся беды для страны, которые охватили сознание многих людей на грани XIX и XX века. А возможно, что щемящая грусть левитановских картин вытекает и из образа жизни самого художника.

Ученик №17:

Ему досталась бедность и жестокая нужда в детстве и юности, ранняя смерть обоих родителей, гонения царских чиновников и помещиков за то, что он еврей. Внук раввина, родившийся на русской земле, полюбивший ее исступленно, он всю жизнь писал о печалях и радостях нашей Родины.

Имя Левитана почти сразу же, с первых его картин, стало гордостью России. Но какое дело полицейскому приставу до таланта и славы художника?

В 1892 году Левитана предупредили, что он должен покинуть Москву в связи с приказом Александра III о выселении всех евреев на окраины России. Из-за этого Левитан не смог завести ни своего дома, ни семьи, ни детей и вынужден был скитаться по квартирам своих друзей.

Раздумья о судьбе России, о судьбе человеческой, глубокое сочувствие человеку читаем мы в его пейзажах 90-х годов: "У омута", "Над вечным покоем", "Владимирка".

- Ученик№18;

"Владимирка". Широкий эпический пейзаж дороги превращен художником в поэму скорби о судьбе народной. Уходящая в даль дорога, по которой веками гнали по этапу ссыльных в Сибирь, кажется бесконечной. Плотно утоптан этот путь, зной иссушил его, покрыл трещинами.



Одинокий у дороги стоит столб с иконой, чтобы, проходя мимо, помолиться и о своей судьбе и об умерших. Для многих то была дорога смерти, так как немногим из осужденных удавалось добраться до места отбывания наказания.

Пасмурное небо. Свинцовые тяжелые облака склоняются над этой дорогой. Кругом настороженная тишина и безлюдье. Лишь одинокая фигурка странницы чернеет вдали. Все подчеркивает мрак и беспросветность, так как людей, которых гнали по этой дороге, ждало лишь горе.

И именно скрытая боль чувствуется в красках картины, написанной с преобладанием серо-зеленых тонов. С легкой руки художника Нестерова эту картину часто называют историческим пейзажем, а писатель Владимир Гиляровский, увидев "Владимирку", посвятил ей свои такие стихи:

«Меж чернеющих над паром

 Плугом поднятых полей

Лентой тянется дорога

Изумруда зеленей.

То Владимирка, когда-то

Оглашал ее и стон

Бесконечного страданья

И цепей железных звон».

Ученик №20:

Но не все полотна Левитана так мрачны и трагичны. В те же 90-е годы создаются картины "Свежий ветер", "Волга", "Весна - большая вода", "Март", "Золотая осень", "Вечерний звон", в которых воспевается величественная красота родной земли и торжество жизни, которая может быть прекрасной.

Полна света, звучащая как завещание художника потомкам любить Отчизну, воспринимается последняя картина Левитана "Озеро. Русь".

Спокойное и величественно большое озеро. По его высоким, уходящим в бесконечную даль берегам расположены избы, пашни, погосты с белыми колокольнями и кущами осенних берез. По лазури неба медленно плывут гряды облаков, их ясно ощущаемое движение подчеркивает широту и беспредельность просторов родной земли. Порыв ветра тронул синей рябью поверхность воды, и природа, не утратив своей спокойной величавости, наполнилась движением. В картине "Озеро. Русь" Левитан приближает чистый пейзаж к человеческой жизни: он воспринимается как олицетворение праздничного дня, света и веры в будущее России.

Звучит музыка прелюдии Рахманинова Соль мажор.

Ведущий:

Согласитесь, что прозвучавшая музыка очень близка по своей эмоциональной окраске картине Левитана "Озеро. Русь".

Сергея Васильевича Рахманинова из-за того, что в его творчестве очень большое место занимают образы русской земли, довольно часто называют "Левитаном русской музыки". Несмотря на отсутствие программных заголовков, его произведения очень образны и часто рождают в сознании определенные картины: "дождь-моросняк", «метель», "озеро в весеннем разливе", "русские просторы и дали".



Рахманинов никогда не ставил перед собой цели изобразить звуками что- либо конкретное, но слушатели легко угадывали в музыке те или иные картины русской природы или жизни.

В одном из интервью Рахманинов как-то сказал: "Я русский человек. Моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, а потому это русская музыка".

С.В. Рахманинов - явление уникальное в истории музыки: он был равновелик и как композитор, и как дирижер, и как пианист.

Безмерно одаренный, всесветно прославленный, богатый в конце своей жизни, счастливый в семейной жизни, Рахманинов был личностью трагической. Свидетельство тому - его музыка.

Звучит музыка Рахманинова " Вокализ "

Ведущий;

В творческой биографии любого композитора немаловажную роль играют образы и впечатления детских лет. А детство Рахманинова - это не только разорение их старинного дворянского рода, развод родителей и последующие длительные скитания будущего композитора по квартирам родственников, но и общение с чудной природой и старинными памятниками Новгородского края, куда мальчик приезжал к бабушке. То был дом, где очень любили старинные русские напевы, где частыми гостями были мастера пения и колокольных звонов. А потому не случайно, что русская протяжная песня и красочные переливы колоколов станут позднее основой музыки Рахманинова.

Ученик№21;

Колокола играли особую роль в жизни нашего народа. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года Россию невозможно было представить без церквей и колоколен. Многие из них сейчас порушены, но вот в Суздале чудом сохранились почти все. И на малой полосе земли, которую из конца в конец можно пройти за 1 час, красуются 38 церквей и 4 больших монастыря.

Есть что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека в колокольном звоне. Колокол не сразу приобрел религиозное назначение,  вначале он был частью жизни русского народа. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам; звоном оповещали о какой-либо опасности; звоном собирали народ на народное собрание - вече  в Новгороде.

В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества;

звоном возвещали о рождении и смерти; звон был непременным участником всех праздничных торжеств. Только в одной стране мира - в России - живет по сей день колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в живописи, литературе, стал символом России, ее голосом, гласом.

-Звучит музыка начала концерта № 2 для фортепиано с оркестром

Рахманинова



Ведущий:

Колокольность звучания у Рахманинова - это выражение эмоционального состояния встревоженности человечества, ожидания грозовых перемен.

И беда для Рахманинова грянула: год 1917 стал роковым в его судьбе.

Наш современник, писатель Юрий Нагибин в своей книге "Река Гераклита", так описывает события тех лет:  ".. Ранняя осень 1917 года. Рахманинов ехал на машине в свое имение Ивановку. По сторонам дороги - неубранные поля, останки сгоревшей риги; обочь дороги, задрав колеса, беспомощно валялся покалеченный трактор. Машина подъехала к усадьбе. И здесь следы разора.

Возле его дома размахивали руками какие-то мужички, а другие мужики выносили оттуда вазы, кресла, свернутые ковры, разную утварь. Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна на 2-м этаже распахнулись, там показалось нечто большое, черное, сверкающее, надвинулось на подоконник, выпятилось наружу и вдруг грохнулось вниз. И лишь ударившись о землю, взвыв оборванными струнами, обнаружило свою сущность кабинетного рояля. Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрел к дому. Мужики заметили его, когда он оказался рядом с трупом рояля, и оцепенели.

У них не было личной ненависти к Рахманинову, и если в его отсутствие он становился "барин", "помещик", то живой его образ напоминал, что он не просто барин, а нечто другое, далеко не столь им враждебное.

Ничего, продолжайте, - рассеянно проговорил Рахманинов и застыл над чёрными блестящими досками, чей смертный вой продолжал звучать в его ушах... Он глядел на ещё дрожащие струны, на разбросанные кругом клавиши и понимал, что никогда не забудет этой минуты..."

Почувствовав себя ненужным в этой стране в этот момент времени, в революцию, Рахманинов принимает решение временно покинуть Россию и уезжает навсегда, о чем много раз пожалеет. Впереди его ждала новая жизнь, громкая слава, успех и безмерная тоска по Родине. Уехав из России, Рахманинов будто лишился корней и долгое время ничего не сочинял, занимаясь лишь концертной деятельностью. Для него были распахнуты двери лучших концертных залов мира! И только одно место было надолго закрыто для Рахманинова - его Родина, где всем музыкантам было предложено бойкотировать его произведения. В русских газетах о нём если и упоминали, то только как о "реакционере", " певце буржуазии", "враге советского государства".

А этот " враг" в годы Великой Отечественной войны, в ущерб своей репутации, концерт за концертом давал по всему миру " в фонд советской армии и советской России ".

Рахманинов любил Россию, и Россия любила его музыку вопреки всем запретам. Но лишь в конце марта 1943г. его музыка прозвучала на его родине официально:              из чёрных репродукторов без обычного дикторского объявления выросли 8 начальных аккордов его 2-го фортепианного концерта, который мы сегодня с вами слушали, после чего было сказано, что в США скончался Сергей Васильевич Рахманинов.

Рахманинова не стало, но его музыка до сих пор согревает души людей всего мира и наших соотечественников.



       "... И нота каждая его кричит:

«Прости!»

И крест над холмиком кричит:

«Прости!»

Он на чужбине столько прогрустил!

Он на чужбине только погостил..."

Звучит музыка Рахманинова из цикла "Симфонические танцы" (1 часть, «Девичья песнь»). 

Ученик № 22:

Русский народ создал огромную культуру. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обрядам и обычаям, связанными с трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Родина - это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это - вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

 

" История не терпит суесловья,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью,

И не любить без памяти нельзя".

(Ф. Сологуб)

Звучит продолжение «Девичьей песни» из 1-го Симфонического танца Рахманинова. / Под музыку объявляется о завершение композиции /


 

Информация о публикации
Загружено: 10 октября
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
Татьяна Ивановна Молчанова
Музыка, 10 класс, Мероприятия
Скачать материал