Не пропустите! Уже завтра — конференция «Цифровое образование». Участие и презентации бесплатно! Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом»
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 ноября по 31 декабря

Разработка урока по МХК "Культура России 17 века"

В разработке урока рассматриваются основные тенденции в развитии русской культуры 17 века. Особый акцент делается на процессе обмирщения, который проникает во все виды искусства.
Просмотр
содержимого документа

Культура Руси XVII века.

 

Слайд № 1

В XVII в. в культуре России, как и в других сферах общественной жизни, заметны новые явления, культура всё более приобретает светский характер, идет процесс обмирщения культуры. (В культуре — освобождение от жестких рамок традиции, предписанной Церковью, усиление светского начала в искусстве).

 

Слайд № 2

Распространяются просвещение и грамотность. При Печатном дворе и в Заиконоспасском монастыре возникают регулярные школы.

Одним из самых значительных культурных событий и достижений XVII в. стало открытие правительством Софьи и Голицына Славяно-греко-латинского училища (впоследствии - академии) в Москве – первого российского высшего учебного заведения.

 

Слайд № 3

Академия была создана на основе школ Заиконоспасского монастыря. Первый набор состоялся в 1687 г. Все они (около 100 человек) были выходцами из разных сословий: от сына конюха до княжеских детей. Во главе Академии стояли греческие просветители, церковные деятели братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Слайд № 4-5

 

Слайд № 6

Система обучения была трехступенчатой: низшая ступень предполагала обучение чтению и письму; средняя включала преподавание грамматики и латинского языка. На высшей ступени слушатели овладевали риторикой, диалектикой, логикой и физикой.

 

Слайд № 7

Печатный двор издавал не только богослужебные книги: всё больше печаталось книг гражданского содержания. Были изданы «Букварь» Василия Бурцова 1634 г.,

Слайд № 8

«Грамматика» Мелетия Смотрицкого,

 

Слайд № 9

а в 90-е гг. XVII в. – букварь Кариона Истомина 1694 г.

 

Слайд № 10

Учителями в школе нередко были ученые монахи. Одним из них был выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, известный в XVII в. как поэт, публицист, автор проповедей, педагог. Царь Алексей Михайлович доверял ему воспитание и обучение своих детей. Совершенствовались знания по математике и географии, развивалась отечественная медицина.

 

Слад № 11

При царе Михаиле Федоровиче Россия по примеру Западной Европы начала издание газеты «Куранты». Выпускал её Посольский приказ, и она знакомила читателей, прежде всего, с мировыми событиями. Газета была рукописной и рассчитана на сравнительно узкий придворный круг.

 

Слайд № 12-13

В литературе XVII в. отразились события Смутного времени и их участники («Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьякона Ивана Тимофеева, «Новый летописец»).

Нередко на смену реальному персонажу приходит вымышленный герой – новое явление, ранее в литературе не существовавшее («Повесть о Горе-Злочастии»).

В сатирических произведениях высмеиваются и пародируются различные пороки и недостатки («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и др.)

«Житие Протопопа Аввакума» - первое в русской литературе произведение автобиографического жанра, написанное языком живой разговорной речи.

 

Слайд № 14

В XVII в. при дворе Алексея Михайловича возник первый придворный театр «Комедийная палата». Первое упоминание о придворном театре относится к 1672 г. В Москву была приглашена немецкая труппа. На сцене ставились пьесы, содержание которых было взято из Священного Писания. Со временем стали переходить и к мирским сюжетам. Театр создавал совершенно новую для русских людей атмосферу общения. Наряду с мужчинами в театре присутствовали женщины, постепенно переставая ощущать себя затворницами.

 

Слайд № 15

Изобразительное искусство XVII в. отмечено появлением жанра портрета – парсуны (Парсуна - искажение слова «персона», от лат. persona ≈ личность, лицо, произведение русской портретной живописи 17 в.), что свидетельствовало о возросшем интересе к реальному, живому человеку с присущей именно ему индивидуальностью. Парсуны уже передают портретное сходство (парсуны М. В. Скопина – Шуйского, царя Федора Алексеевича и др.), хотя по художественным приемам и технике написания первые парсуны мало отличались от икон. Парсуны - портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками.

Портреты – это светский жанр. До XVII в. развивалась только иконопись. Выдающимся иконописцем XVII в. по праву считается Симон Ушаков.

 

Слайд № 16

В творчестве Симона Ушакова, возглавлявшего художественную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля, переплелись как традиционные иконописные каноны, так и новые тенденции. Его икона «Троица» разительно отличается от «Троицы» Андрея Рублева. Вместо ликов ангелов – человеческие лица, а молчаливый диалог уступил место бытовой сцене трапезы. Для Ушакова религиозный сюжет стал поводом для изображения картины реальной жизни.

 

Слайд № 17-18

Икона Симона Ушакова «Древо Московского государства» отличается сложностью композиции. В центре в овале помещена «Богоматерь Владимирская» - покровительница Руси. Вокруг неё в ветвях древа, в округлых медальонах изображены князья, цари, митрополиты, монахи. Ствол древа вырастает из Успенского собора Кремля. У корней древа стоят князь Иван I Данилович Калита и митрополит Петр – основатели Московского государства. По сторонам, на кромке кремлевской стены – современники Симона Ушакова: царь Алексей Михайлович и его первая супруга Мария Милославская с детьми. Изображения их уже не являются условными, они вполне реалистичны.

 

Слайд № 19

Архитектура XVII в.  представлена церковным и гражданским строительством. Среди каменных архитектурных памятников эпохи – Новоиерусалимский монастырь с грандиозным Воскресенским собором; храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках (Москва), храм Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря и др.

 

Слайд № 20

При первых Романовых обновилась и похорошела столица. На средства князя Д. М. Пожарского на Красной площади в Москве был построен Казанский собор (по воле царя Михаила Федоровича был установлен новый церковный праздник, связанный с чудесами иконы Богоматери Казанской).

 

Слайд № 21

 

Чудеса Казанской иконы Божией матери

4 ноября — день празднования Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная Казанская икона Божией Матери считается одной из самых чтимых православными икон, ведь после её чудесного явления Россия была не раз спасена от врагов, а тысячи людей получили исцеление от многочисленных болезней, особенно от заболеваний глаз и слепоты. Сегодня мы решили рассказать о десяти чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Казанская икона Божьей Матери — это чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Первообраз этой иконы утрачен.

 

Чудесное явление иконы Казанской Божией Матери

 

Чудесное явление иконы Казанской Божией Матери произошло летом 1579 года, когда в Казани стояла страшная жара и сухость, из-за чего начал в городе полыхать страшный пожар. Начался он около церкви Николы, а затем перекинулся на Кремль Казанский. Многие верующие плакали и скорбели от сего ужасного зрелища, а неверующие посмеивались и злорадствовали. В том страшном пожаре сгорел кров многих семей, в том числе и стрельца Даниила Онучиана. И вот его дочери Матронушке однажды ночью было видение — к ней явилась Сама Матерь Божия — Пресвятая Богородица.

Пресвятая Матерь Божья велела Матроне найти место, где под землей Ёе икона лежит, и достань эту самую икону. Матрона очень впечатлилась этим сном и рассказала о нём родным, но те ей не поверили, ведь православный люд знал, что придавать значения снам очень опасно. Но сон Матроне приснился не раз и не два, а целых три раза. И в третий раз Матрона увидела, что Божья Матерь разгневалась, что девочка так и не выкопала икону. Именно тогда Богородица сказала Матроне: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».

Вот тогда Матрона не на шутку перепугалась, тогда родители поверили ей. И Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте, где обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия, и вскоре, икону перенесли с Крестным ходом в Благовещенский собор, а во время шествия с чудотворной Казанской иконой получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

 

Заступление за Россию перед поляками

 

В те дни, когда Москва была занята поляками, а по всей земле русской ширились междуусобицы, один из страдальцев за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород письмо, в котором наказал скорее написать в Казань митрополиту Ефрему, чтобы тот послал полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, дабы воины крепко стояли за веру и творили добрые дела: останавливали грабеж, помогали несчастным и делали другие полезные дела.

Нижегородцы сразу откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский, а присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Именно тогда Пресвятая Владычица взяла всё ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

 

 Как только поляков изгнали из Москвы, князь Пожарский поставил святую Казанскую икону в своей приходской и богато украсил ее. Уже позже Царь Михаил Федорович установил праздновать в честь Казанской иконы два дня: 8 июля (21 июля) — день обретения иконы и 22-го октября (4 ноября) — день, когда Московское государство очистилось от неприятеля.

 

Заступление за Россию в Великой отечественной войне

 

В 1941-м году многим казалось, что спасения не будет. Тогда митрополит гор Ливанских Илия получил откровение свыше, а то, что ему было сказано, он передал советскому руководству. Самое удивительное было то, что Иосиф Сталин выполнил всё, что было велено. А согласно велению — после окончания войны Сталин должен был рассказать о том, как Россия была спасена.

Уже после войны Сталин узнал, что митрополит Илия каждый день молился пред Казанской иконой Божией Матери о заступлении за Россию и победе в войне. Сталин отблагодарил митрополита Илию подарив ему икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия смогла участвовать в этом подарке. По личному распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.

Митрополит Илия был встречен в Москве очень торжественно, а когда он получил прекрасные подарки, то сказал следующее: «Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а напротив — почтили ее особым Благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и ее народе».

 

Слайд № 22

В 1620-х гг. английский инженер Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов соорудили красивый верх с часами для ворот Фроловской башни Московского Кремля (название «Спасская» башня получила уже при царе Алексее Михайловиче, когда над воротами была установлена икона Спаса).

Спа́сская башня (ранее — Фроло́вская башня) — выходящая на Красную площадь одна из 20 башен Московского Кремля. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты.

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Кристофера Галлоуэя русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галлоуэем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Устанавливал их часовой мастер Еким Гарнов (Жоаким Гарно, Joachim Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. Спустя год, в феврале 1813 года, куранты осмотрел часовщик Яков Лебедев и пришёл к выводу, что их можно восстановить. Разрешение на ремонт было дано под обещание Лебедева, что тот не испортит механизм. Кремлевские куранты заработали через 2 года, за что Лебедев был награждён почётным званием часового мастера Спасских часов. Однако время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится: «Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил».

Современные куранты были изготовлены в 1851—52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлёвского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими с использованием некоторых старых деталей и всех достижений часового дела того времени были созданы новые часы. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчётливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни.

Спасская башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами башни. С внешней стороны башни надпись сделана на латинском языке; с внутренней — на русском: «В лето 6999 [1491] июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана» (то есть Милана). До постройки существующей башни на этом месте стояла Фроловская стрельница белокаменного Кремля 1367 года. При ремонте стрельницы в 1464—1466 годах В. Д. Ермолин установил на ней белокаменные рельефы с изображением покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского; эти рельефы перенесли на новую башню, где они находились до XVII века.

В 1508 году через ров от башни перекинули деревянный мост. Уже в конце XVI века башню венчал деревянный верх с двуглавым орлом. В 1624—1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башне ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче, наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми суконными кафтанами. В 1628 году фигуры сильно обгорели во время пожара и были убраны с башни. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, «проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедуют иную, а не православную веру». Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.

 

Слайд № 23

Зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым в Кремле был сооружен Теремной дворец – необыкновенно большой для своего времени. Яркие краски, кокошники, резные каменные наличники, изразцы составляли суть стиля, названного «московским узорочьем» и пришедшего на смену строгим архитектурным традициям. Веселую праздничную цветовую гамму и смелые архитектурные композиционные решения – характерные особенности «московского узорочья» - можно видеть не только в царских постройках.

 

Слайд № 24

Узорочьем и «живописной асиметрией» отличалась и московская церковь Живоначальной Троицы в Никитниках (Москва) – домовой храм купца Никитникова.

Несмотря на запрет Патриарха Никона строить шатровые храмы и требование вернуться к крестово-купольным, зодчие продолжали использовать шатер – только теперь он начал венчать колокольни.

 

Слайд № 25

В конце XVII в. появляется новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. «Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.

Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с резными белокаменными декоративными элементами.

В этом стиле выполнена церковь Покрова в Филях – стройная, щедро декорированная, в сочетании красного и белого цветов фасада, богато украшенная колоннами и пилястрами.

 

Слайд № 26

Одним из образцов башенного строительства стала Сухарева башня в Москве.

 

 

Слайд № 27

Шедевром деревянной архитектуры считают дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Современники воспринимали его как «осьмое» чудо света.

 

Слайд № 28

Из местных ремесел складываются народные промыслы.

От старинного торгового села под Нижним Новгородом берет название нарядная золотистая посуда из дерева – хохлома.

 

Слайд № 29

Другое нижегородское село Городец было знаменито искусной резьбой по дереву.

 

Слайд № 30

Город Сергиев Посад в XVII в. известен как «Игрушечная столица» России. Деревянные фигурки петуха, зайца, коня, медведя пользовались в русских семьях большой популярностью.

 

Слад № 31

Развивались научные знания. Был издан «Синопсис» - первая печатная история Российского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII в. Русские путешественники и первопроходцы (С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов и др.) составили описания путешествий и карты сибирских земель.

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 25 января
Просмотров: 443
Скачиваний: 3
Бабыкина Инга
МХК, 11 класс, Уроки
Скачать материал