[Не пропустите в августе!] Практическая онлайн-конференция «Образовательные тренды 2020/2021» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» август 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 августа по 31 августа

Рабочая тетрадь :"Творческий проект"

Понятие «ПРОЕКТ» Проект (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед) – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта. Проект направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. Цель ПРОЕКТА – создание объекта с заранее известными параметрами (размер, свойства, материал изготовления, назначение и т.д.) Формы продуктов проектной деятельности Сайт, презентация, атлас, стенд, выставка, журнал, буклет, инструкции, плакаты (в том числе электронные), экскурсии, социальный ролик, видеофильм, комиксы, игра, коллекция, мультимедийный продукт, учебное пособие, бизнес-план, игра, макет, модель, музыкальное произведение, костюм, коллекция, пакет рекомендаций, праздник, публикация, справочник, статья, чертеж, серия иллюстраций, оформление кабинета и т.п.
Просмотр
содержимого документа

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

КАК РАБОТАТЬ С ТЕТРАДЬЮ

 

Основные элементы рабочей тетради:

Текст

это надо знать и понимать

Текст

это поможет выполнить задания

Текст

это надо сделать!

 

 

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Понятие «ПРОЕКТ»

Проект (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед) – это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел; проектирование – процесс создания проекта.

Проект направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь.

 

Цель ПРОЕКТА – создание объекта с заранее известными параметрами (размер, свойства, материал изготовления, назначение и т.д.)

 

 

Формы продуктов проектной деятельности

 

Сайт, презентация, атлас, стенд, выставка, журнал, буклет, инструкции, плакаты (в том числе электронные), экскурсии, социальный ролик, видеофильм, комиксы, игра, коллекция, мультимедийный продукт, учебное пособие, бизнес-план, игра, макет, модель, музыкальное произведение, костюм, коллекция, пакет рекомендаций, праздник, публикация, справочник, статья, чертеж, серия иллюстраций, оформление кабинета и т.п.

 


РАЗДЕЛ 1. «ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»»

 

Тема занятия: Виды творческих проектов. План работы над проектом.

 

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

 

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

 

Творческий проект — это самостоятельное учебно-творческое задание предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

 

Цель творческого проекта — разработка конструкции и изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующего спросом у покупателей.

 

Виды творческих проектов

 

1. Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

 

2. Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации.

Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

 

3. Творческие проекты

 Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

 

 

 

4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо придуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

 

5. Практико-ориентировочные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.

Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

 

План работы над проектом

 

1. Обоснование выбора темы проекта и формулировка задач.

2. Изучение истории вопроса и анализ идей

3. Разработка опорной схемы размышления

4. Анализ исторического материала, составление исторической справки

5. Цветовые сочетания, подбор наиболее выгодных.

6. Обоснование выбора материалов и подготовка их к работе.

7. Организация рабочего места при работе с инструментами.

8. Инструменты и приспособления, правила безопасности работы с ними.

9. Выбор модели.

10. Технологическая последовательность изготовления изделия.

11. Экологическое обоснование.

12. Экономическое обоснование

13. Эстетическое обоснование.

14. Разработка рекламы с целью прогноза практической значимости созданного изделия.

15. Описание окончательного варианта.

Тема занятия: Проектная команда

 

Проект как форма организации деятельности предусматривает такое явление, как командная работа. Проектная команда – это коллектив специалистов, объединенных для достижения общих целей и решения поставленных перед ними задач в течение жизненного цикла проекта. Каждый включенный в команду специалист обладает специфическими компетенциями и выполняет определенные функции. При правильном планировании и подборе команды обеспечивается взаимодополняемость членов команды, что существенно влияет на успешность проекта.

 

Когда команда показывает свои лучшие результаты, можно увидеть, что каждый член команды имеет четкие обязанности. В идеале каждый человек должен достичь как своей личной, так и коллективной цели — таким образом люди будут мотивированы, а результаты будут максимальными.

 

Тест Р.М. Белбина «Командные роли». Классификация ролей в группе.

 

Следующий тест позволит определить естественные для вас роли в коллективе, а также те роли, от выполнения которых вы предпочли бы отказаться.

В каждом из семи разделов распределите 10 баллов между утверждениями, в зависимости от того, какие утверждения, по Вашему мнению, лучше всего характеризуют Ваше поведение. Сумма баллов по утверждениям одного раздела должна составлять десять. Баллы можно ставить напротив нескольких утверждений или, в крайних случаях, напротив всех либо одного.

 

Раздел I. Какой вклад я, по моему мнению, могу внести в работу команды:

 

A

Я думаю, что могу быстро определять и получать выгоду от новых возможностей.

 

B

Я умею работать с разными типами сотрудников

 

C

Вырабатывать идеи – моя врождённая черта

 

D

Я умею определять в коллегах нечто значимое, что может способствовать достижению общей цели, и привлекать их к совместной работе

 

E

Способность до конца осуществлять задуманное во многом имеет отношение к моей личной результативности

 

F

Я готов испытать отрицательное отношение к себе, если результат будет этого стоить

 

G

Обычно я чувствую, что реально в исполнении и наверняка сработает

 

H

Я могу аргументировано изложить преимущества альтернативных вариантов действия, не будучи при этом предвзятым

 

Раздел II. Моими слабыми сторонами в командной работе могут быть следующие:

 

A

Мне сложно работать в нормальном режиме, пока собрания проходят без должной организации и контроля

 

B

Я склонен быть слишком великодушным по отношению к тем, кто имеет убедительную точку зрения, но не освещает её должным образом

 

C

Я склонен много говорить, стоит только команде вплотную подойти к воплощению новых идей

 

D

Задачи которые я ставлю перед собой, не всегда соответствуют целям всей команды, поэтому мне не так легко присоединиться к коллегам

 

E

Когда нужно выполнить какое-либо задание, я иногда могу казаться слишком напористым и требовательным

 

F

Мне сложно быть первым, вероятно, потому, что я слишком сильно реагирую на мнение других

 

G

Когда мне в голову приходят какие-либо идеи, я так увлекаюсь ими, что теряю связь с реальностью

 

H

Мои коллеги склонны упрекать меня в том, что я слишком переживаю за тот или иной момент в работе без всяких на то оснований

 

Раздел III. Когда я работаю над проектом вместе с другими:

 

A

Я могу влиять на членов команды, не оказывая на них давление

 

B

Присущая мне бдительность помогает избежать ошибок и оплошностей

 

C

Я готов прибегнуть к давлению, чтобы быть уверенным, что время на собраниях не тратятся впустую и что дискуссия не уходит в сторону от решения поставленной задачи

 

D

На меня можно рассчитывать как на сотрудника, всегда имеющего в запасе свежие идеи

 

E

Я всегда готов поддержать дельное предложение, которое принимается в общих интересах

 

F

Я всегда стремлюсь быть в курсе последних событий, новых идей и разработок

 

G

Я полагаю, что моя рассудительность и способность трезво оценивать ситуацию помогут в принятии верных решений

 

H

На меня можно положиться, когда нужно организовать серьёзную работу и проследить за её выполнением

 

Раздел IV. Мой подход к работе в группе:

 

A

Я не слишком заинтересован в том, чтобы лучше узнать своих коллег

 

B

Я не боюсь оспаривать взгляды других или остаться в меньшинстве

 

C

Я обычно могу найти нужный аргумент, чтобы доказать несостоятельность той или иной идеи либо необоснованного предложения

 

D

Я полагаю, что у меня есть талант заставить всех и всё работать, когда надо привести намеченный план в исполнение

 

E

У меня есть склонность избегать очевидные вещи и выступать с неожиданными идеями

 

F

Любую работу я стараюсь выполнить безукоризненно

 

G

В работе я готов использовать связи и контакты за пределами команды

 

H

Хотя для меня важны и интересны все мнения, я, если надо, не колеблюсь в принятии решения

 

Раздел V. Я получаю удовлетворение от работы, потому, что:

 

A

Мне нравится анализировать различные ситуации и просчитывать всевозможные варианты

 

B

Мне интересно находить практическое решение проблем

 

C

Мне нравится думать, что я способствую налаживанию хороших рабочих взаимоотношений

 

D

Я могу влиять на принятие решений

 

E

Я встречаюсь с теми, у кого имеются свежие предложения, идеи и разработки

 

F

Я умею склонять сотрудников к тому, чтобы был принят необходимый в данной ситуации план действий

 

G

Я чувствую, когда должен бросить все свои силы на выполнение того или иного задания

 

H

Мне нравится находить в работе моменты, когда требуется подстегнуть своё воображение, чтобы найти верное решение

 

Раздел VI. Если бы мне неожиданно дали трудное задание, которое я должен выполнить за ограниченное время и с незнакомыми мне людьми:

 

A

Перед тем как предпринимать какие-либо действия, я бы на время отошёл в сторону, чтобы найти выход из создавшегося положения

 

B

Я стал бы работать вместе с тем, у кого наиболее конструктивный подход к делу

 

C

Я бы нашёл способ уменьшить объём работы с учетом того, какой вклад в выполнение задания могут внести другие участники

 

D

Не откладывать дело в долгий ящик – моя врождённая черта, которая в данном случае помогла бы мне не отстать от графика

 

E

Полагаю, что я оставался бы спокойным и хладнокровным, при этом сохраняя присущую мне способность ясно и правильно мыслить

 

F

Я бы сохранил приверженность поставленной цели даже под давлением других

 

G

Я был бы готов взять инициативу в свои руки, если бы почувствовал, что группа не продвигается в выполнении задания

 

H

Я бы открыл дискуссию, чтобы стимулировать появление новых идей и таким образом сдвинуть дело с мертвой точки

 

Раздел VII. Работая в группе, я испытываю следующие проблемы:

 

A

Я склонен выказывать своё нетерпение по отношению к тем, кто, по моему мнению, тормозит продвижение.

 

B

Другие могут критиковать меня за то, что у меня слишком аналитический подход к делу и я недостаточно доверяю своей интуиции.

 

C

Мое стремление каждый раз твердо убеждаться в том, что работа сделана как надо, может сдерживать процесс её выполнения.

 

D

Я склонен легко впадать в скуку при выполнении той или иной работы, поэтому могу рассчитывать только на остальных участников, которые умеют меня приободрить.

 

E

Мне очень сложно браться за работу, пока не ясна её цель.

 

F

Иногда мне трудно объяснить остальным мои мысли и идеи.

 

G

Мне не ловко требовать от других то, чего я не могу сделать сам.

 

H

Я не решаюсь скрещивать шпаги, когда дело доходит до настоящего противостояния.

 

Теперь давайте подсчитаем Ваши очки

Раздел

И

 

П

 

Ф

 

М

 

Р

 

О

 

К

 

Д

 

1

G

 

D

 

F

 

C

 

A

 

H

 

B

 

E

 

2

A

 

B

 

E

 

G

 

C

 

D

 

F

 

H

 

3

H

 

A

 

C

 

D

 

F

 

G

 

E

 

B

 

4

D

 

H

 

B

 

E

 

G

 

C

 

A

 

F

 

5

B

 

F

 

D

 

H

 

E

 

A

 

C

 

G

 

6

F

 

C

 

G

 

A

 

H

 

E

 

B

 

D

 

7

E

 

G

 

A

 

F

 

D

 

B

 

H

 

C

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расшифровка результатов теста: типы ролей в команде (по Белбипу)

 

Исполнитель (И)

Это член команды, выражающий ее сущность, потому что цели Исполнителя идентичны целям команды. Часто Исполнитель является именно тем руководителем, выполняющим задания, которые другие не всегда хотят выполнять. Исполнитель систематически составляет планы и эффективно претворяет их в производство. Стиль Исполнителя в команде - организация работ. Он может иметь недостаток гибкости и не любит непроверенные идеи.

 

Председатель или Координатор (П)

Этот тип руководителя организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Председатель имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и работает с максимальным использованием потенциала каждого члена команды. Председатель может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Главная личная черта характера Председателя - это сильное доминирование и преданность групповым целям. Председатель является спокойным, несуетливым, самодисциплинированным, поощряющим и поддерживающим типом руководителя команды. Стиль руководства командой Председателя - радушно принимать вклады, вносимые в деятельность команды, и оценивать их в соответствии с целями команды. Он может не обладать особенно высоким интеллектом и творческими способностями.

 

Формирователь или Приводящий в действие (Ф)

Это другой, более умело управляющий, честолюбивый , оппортунистический, предпринимательский тип руководителя команды. Он формирует усилия команды через установление целей и приоритетов. Формирователь присоединяется к точке зрения, что победителей не судят, и, в истинно Маккиавеллиевском стиле, прибегнет к незаконной или безнравственной тактике, если необходимо. Исследования Белбина показали, что это самая предпочтительная роль в команде. Стиль руководства Формирователя - оспаривать, мотивировать, достигать. Он склонен к провокациям, раздражению и нетерпению.

 

Мыслитель или Генератор идей (М)

Это интровертный (сосредоточенный на своем внутреннем мире), умный, склонный к нововведениям член команды. Мыслитель представляет новые идеи, пытается их развивать, разрабатывает стратегию. Он интересуется, в основном, более широкими вопросами, которые могут дать результат, при недостаточном внимании к деталям. Стиль Мыслителя - привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен «витать в облаках» и игнорировать детали или протокол.

 

Разведчик или Исследователь ресурсов (Р)

Это экстравертный (ориентированный на внешний мир), собирающий ресурсы тип генератора идей. Разведчик исследует и докладывает об идеях, ресурсах и новых усовершенствованиях, которые имеются вне команды. Он естествен в общественных отношениях и создает полезные внешние контакты для команды. Он обычно знает, как примирить интересы людей с общественными интересами. Разведчик обычно знает, кто может помочь решить проблемы. Стиль построения команды Исследователя ресурсов - создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды. Разведчики могут терять интерес, стоит только пройти первоначальному увлечению.

 

 

Оценщик (О)

Оценщик объективен при анализировании проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Стиль построения команды Оценщика — объективно анализировать и оценивать идеи и решения команды. Ему может не хватать вдохновения или способности мотивировать других.

 

Коллективист(К)

Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль. Этот чрезвычайно популярный тип нередок среди высших менеджеров. Коллективист благоприятно действует на дух команды, улучшает межличностное общение, сводит к минимуму конфликты в команде. Стиль построения команды Коллективиста — поддерживать отношения внутри команды. Он может быть нерешителен в момент кризиса.

 

Доводчик или Завершающий работу (Д)

Доводчик продвигается вперед и настаивает на данном плане, проекте или предложении, когда возбуждение и энтузиазм других членов команды исчерпаны. Доводчик является тем, кто хорошо планирует, выполняет и доводит до конца задачи команды. Он раздражается, если работа команды отстает от графика, и теряет удовлетворение от работы, когда работа не завершена. Стиль построения команды Доводчика - настаивать ради продвижения вперед, выдерживать сроки и завершать задачу, он неохотно выбрасывает что-либо из головы.

 

Командная роль

Обозна-

чение

Типичные черты

Положительные качества

Допустимые недостатки

Исполнитель

И

Консервативен, обязателен, предсказуем

Организаторские способности, практический здравый смысл, трудолюбие, самодисциплина

Недостаток гибкости,

невосприимчивость к новым идеям

Координатор

К

Спокоен, уверен в себе, контролирует себя

Способность понять и использовать любые здравые предложения без предубеждений; целеустремленность

Не выше чем средний уровень интеллекта и творческих способностей

Формирователь

Ф

Взвинчен, состязателен, динамичен

Энергия и готовность бросить вызов инерции, неэффективности, благодушию и самообману

Легко провоцируем, раздражителен, беспокоен

Мыслитель

М

Серьезно и неортодоксально мыслящий индивидуалист

Одаренность, воображение, интеллект, знания

Витает в облаках, склонен не обращать внимания на практические детали и формальности

Разведчик

Р

Экстравертный, веселый, коммуникабельный энтузиаст

Способность контактировать с людьми и узнавать новое; способность отвечать на вызовы

Склонен терять интерес сразу после того, как проходит начальная увлеченность

Оценивающий

О

Здравомыслящий, спокойный, осторожный

Рассудительность, вдумчивость, честность

Не имеет склонности или способности мотивировать других

Коллективист

К

Склонный к общению, мягкий, восприимчивый

Способность приспосабливаться к людям и ситуациям; способность укреплять командный дух

Нерешительность в кризисных ситуациях

Доводчик

Д

Старательный, организованный, добросовестный, осмотрительный

Способность контролировать исполнение и доводить дело до конца; стремление к совершенству

Склонность уделять чрезмерное внимание мелочам, нежелание ограничиться удовлетворительным вместо лучшего

Тема занятия: Этапы творческого проекта. Тема творческого проекта.

 

При выполнении проекта желательно придерживаться определённого порядка действий, т.к. это способствует формированию деловой культуры, грамотному оформлению конструкторско-технологической документации, развитию аналитических способностей.

Следование алгоритму действий дисциплинирует и позволяет экономично использовать временные ресурсы.

 

Этапы выполнения проекта

 

Подготовительный этап творческого проекта:

1. Определи проблему и тему творческого проекта;

2. Определи цели и задачи, сформируй обоснование (мотив) выбора именно этой темы творческой работы;

3. Выбери оптимальный вариант решения – придумай форму продукта проекта;

4. Составь с помощью учителя план творческого проекта для реализации творческого проекта;

5. Определи материалы из котрых будет сделан продукт, посчитай возможные материальные затраты в ходе изготовления проекта.

 

Этап планирования (Конструкторский этап):

1. Собери и обработай необходимую для реализации проекта информацию по литературным и другим источникам;

2. Изучи технологию изготовления задуманного объекта, проведи расчеты, замеры, реши необходимые задачи;

3. Разработай соответствующую конструкторско-технологическую документацию (карту), подготовь необходимые качественные материалы, безопасное оборудова­ние и инструменты, свое рабочее место;

4. Определи способ представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое описание результатов, диаграммы, презентация, фотографии изделия или объекта, аудио- или видеозапись наблюдений или этапов создания изделия);

5. Установи критерии оценки конечного результата и процесса работы (как будешь оценивать);

6. Распредели задачи и обязанности между учащимися команды (если это групповой или коллективный проект).

 

Этап процесса работы (Технологический этап):

(процесс изготовления изделия, создания объекта)

1. Проведи то, что запланировал: интервью, опрос, наблюдения, эксперименты, саму работу по изготовлению изделия, выполнению технологических операций, созданию рисунка, танца, песни и т.п.;

2. Соблюдай правила техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

 

Заключительный этап творческого проекта:

1. Проведи контроль и испытание изделия;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (экономически выгодно, приносит прибыль, не очень затратно, экологично ли выполнение проекта);

3. Оформи результаты согласно требования оформления творческого проекта. Сформулируй выводы (выполнил ли того, что ставил в целях и задачах);

4. Выбери и оформи возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет, письменный отчет с краткой устной защитой проекта;

5. Проведи защиту своего творческого проекта, прими участие в обсуждении;

6. Дай самооценку своей работе и полученному результату. Поучаствуй в оценке творческого проекта путем коллективного обсуждения.

 

Выбор темы – это первый исследовательский и поисковый этап творческой работы.

 

Представьте, что существует серьезная проблема, которая мешает вам нормально жить, работать или отдыхать. Вам такая ситуация очень не нравится, и вы собираетесь ее изменить. Вы примерно представляете, что хотелось бы иметь, и начинаете действовать.

 

Таим образом, проект – это изменения. Это движение от ситуации, которая нас по каким-то причинам не устраивает (проблемы) к идеальной ситуации (решению этой проблемы).

Проект начинается с ИДЕИ. Идея может существовать в умах людей или появиться в результате мозгового штурма, или стать результатом планомерного поиска. В основе идеи может лежать мечта или просто желание чего-нибудь. Идея является движущей силой проекта.

 

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг, brainstorming)

 

Основателем классического мозгового штурма стал американский ученый-исследователь Алекс Осборн, один из пионеров креативного движения в конце 1930-х г. в США. В это время он был совладельцем крупной рекламной фирмы и начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей.

Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Основное правило: сначала все идеи фиксируются на бумаге, затем эти идеи оцениваются.

Индивидуальный мозговой штурм – все роли (генератора идей, секретаря, ведущего, оценщика идей) берёт на себя один человек.

 

Креативные приёмы «штурмовика»-одиночки:

  • читая текст, выхватывайте произвольные слова. не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? текст подойдёт любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый.
  • ещё эффективнее генерировать идеи, отталкиваясь от изображений в журналах и фотостоках в интернете. ведь картинки сами по себе детальны и многозначны.
  • развивайте найденные образы методом контрольных вопросов, одной из его компактных версий (SCAMPER)

 

Придумай идею проекта с помощью метода «Индивидуальный мозговой штурм»

Записывай все идеи в течение 3-5 минут

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема занятия: Цель и задачи творческого проекта.

 

Цель творческого проекта – это модель желаемого конечного практического результата (продукта), который должен быть достигнут учащимся в итоге проведения творческой работы по технологии или любому другому школьному предмету.

 

План составления цели проекта

 

1. Выберите одно из слов типа: изготовить, разработать, создать, усовершенствовать, выполнить, научиться выполнять, сшить, нарисовать, вышить, освоить ремесло и др.

 

2. Добавьте название изделия.

 

3. Добавьте одну из фраз типа:

- в какой технике будет выполнено, из чего? (например, "изготовление в технике ручной вышивки", "из дерева")

- каково применение изделия? (например, "для украшения интерьера")

- для кого будет предназначено? (например, "для мамы")

- из чего изделие? (например, "из полимерной глины")

- полезность изделия? (например, "которое поможет в борьбе с насекомыми")

- чему или кому посвящено изделие? (например, "посвященое Дню Победы")

 

Примеры полученных формулировок цели творческого проекта:

Изготовить украшение в технике бисероплетение.

Изготовить панно из ...

Изготовить жилет и аксессуары к нему

Изготовить вазу – трансформер, компактную и многофункциональную. Закрепить и усовершенствовать навыки плетения.

Разработать способы утилизации отходов пластиковых изделий, предметы для украшения интерьера помещений и дизайна садовых участков из пластиковых бутылок.

Разработать и изготовить подставку для карандашей, ручек и бумаги из отходов производства.

Разработать и изготовить вешалку, для украшения кухонного интерьера и использования хозяйкой в качестве подвеса для прихваток, полотенец и других предметов бытовой утвари.

Создать декоративное панно посвященное годовщине победы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Создать развивающий коврик для детей, который поможет детям развивать мелкую моторику, сенсорику, координацию и тактильные ощущения.

Выполнить из биссера композицию полевых цветов.

Научиться выполнять композиции в технике «Оригами»

Сшить мягкую игрушку Дракон – символ 2012 года, изготовить Новогоднюю ёлку.

Научиться вышивать скатерть в технике ручного шва «палестрина».

Освоить самому ремесло выпиливания из фанеры и с другими его секретами поделиться.

Освоить технику плетения бисером при изготовлении ожерелья

 

Задачи творческого проекта – это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начало до конца.

 

План составления задач проекта

 

Для того, чтобы определить задачи творческого проекта, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?»

Обычно задачи творческой работы перечисляются (научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить... и т.п.).

 

Примеры задач творческого проекта:

Изучить историю возникновения такого рода изделий;

Изучить положительное или отрицательное воздействие на организм человека изделия;

Изучить технологию изготовления изделия;

Ознакомиться с основным приемом изготовления изделия, деталий изделия;

Ознакомиться с современными технологиями изготовления изделия;

Разработать план изготовления изделия;

Разработать форму изделия;

Разработать дизайн изделия;

Выбрать оригинальную технику изготовления изделия;

Выбрать необходимый материал для изготовления изделия;

Подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал;

Подобрать дизайн изделия;

Подобрать необходимые материалы и инструменты;

Произвести экономический расчёт стоимости изделия;

Провести работу по изучению подобных изделий;

Провести теоретический обзор литературы по изготовлению изделия;

Определить цветовую гамму, возможности комбинирования;

Определить пути утилизации отходов;

Проанализировать рисунки и выбрать лучший вариант для выполнения;

Подобрать цветовую гамму (тканей, красок, и т.п.);

Провести анкетирование среди своих сверстников.

Выполнить работу аккуратно и качественно.

 

Запиши цель проекта:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Запиши задачи проекта:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема занятия: Продукт творческого проекта.

 

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Хрестоматийным примером является проект "Изготовление воздушного змея": работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг. изучать важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.

 

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:


WEB-сайт

Атлас, карта

Видеофильм

Выставка

Газета, журнал

Действующая фирма

Законопроект

Игра

Коллекция

Костюм

Модель

Музыкальное произведение

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Постановка

Праздник

Прогноз

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Учебное пособие

Экскурсия


 

Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

  • Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием)
  • Популярное пособие "Право на каждый день" (брошюра с рекомендациями и видеофильм)
  • Частотный словарь английского молодежного сленга
  • Главы из учебника будущего "Биология и экология" 2500 года издания
  • Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района)
  • Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса "Как принимали гостей в средневековье"
  • Коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

 

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

 

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно:

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

 

Пример использования метода фокальных объектов

 

1) Совершенствуемый объект - фонарик.

2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют.

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

 

Модифицируй любой объект с помощью метода фокальных объектов

 

 

1) Совершенствуемый объект - ______________________________________

 

2) Случайные объекты - __________________________________________________

___________________________________________________________

 

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

_________________: ________________________________________

_________________: ________________________________________

_________________: ________________________________________

 

4) Новые сочетания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Развиваем полученные идеи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема занятия: План творческого проекта. Оформление творческого проекта.

 

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

 

1. Титульный лист: название проекта, авторы, контактные данные (1 стр.)

2. Содержание проекта

3. Введение проекта

4. Историческая справка по проблеме проекта

5. Технологическая часть проекта

6. Экономическое обоснование проекта, расчеты

7. Экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия)

8. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта

9. Оценка проекта (изделия). Реклама

10. Заключение проекта

11. Список литературы проекта

12. Приложения проекта

 

Работа оформляется в редакторе MSword в формате doc (docx) или rtf.

 

Установки:

  • шрифт Times New Roman, стиль Normal;
  • размер шрифта – 14;
  • цвет шрифта – черный;
  • поля: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм;
  • полуторный междустрочный интервал;
  • выравнивание по ширине;
  • абзацный отступ слева – 1,25 см.

 

Титульный лист творческого проекта оформляется на листе формата А4.

Номер страницы на титульном листе не ставится!

В верхнем поле титульного листа творческого проекта указывается полное название образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя ощеобразовательная школа №39 Невского района Санкт-Петербурга (размер шрифта – 16 пт.).

В среднем поле (посередине листа) пишется «Творческий проект» (шрифт – 24 пт.)

На следующей строке – заглавными буквами название творческой работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце предложения (шрифт – 28 пт.).

Название должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать общему содержанию проекта. Название творческого проекта учащегося при необходимости может содержать подзаголовок для конкретного представления темы проекта, который должен быть очень кратким и не превратиться в новое заглавие работы.

В правом нижнем углу титульного листа творческой работы указываются сведения об авторе творческого проекта (фамилия, имя, класс), например: Петров Иван, 5 класс, о руководителе творческого проекта (пишется «Руководитель» и указываются его фамилия, инициалы и должность (шрифт – 14 пт.).

В случае, если руководителей творческой работы несколько, указываются все.

В самом нижнем поле содержания титульного листа проекта по центру пишется место выполнения творческого проекта школьника: Санкт-Петербург, а на следующей строчке – год выполнения работы – 2018 – без точки, кавычек, "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).

 

Содержание.

Содержание.

Стр.

Введение .................................................................. 3

ГЛАВА 1 ................................................................... 5

1.1 ........................................................................ 6

1.2 ........................................................................ 9

ГЛАВА 2 ................................................................... 12

2.1 ........................................................................ 15

2.2 ........................................................................ 20

Заключение ................................................................ 22

Список используемых источников и литературы ................................. 24

Приложения ................................................................ 27

 

Нумерация страниц

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, включая приложения. Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста, номер страницы на нем не проставляется.

 

Размещение структурных элементов работы

Введение, заключение, список использованной литературы, приложения, а также каждый новый раздел начинаются с новой страницы.

Подразделы (параграфы) с новой страницы не начинаются и выделяются двойным или тройным интервалом.

 

Заголовки

Все разделы и подразделы должны иметь содержательные заголовки. Заголовки структурных элементов и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой – прописной без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками структурных элементов (введение, заключение и т.д.), разделов основной части и текстом должно быть 2-3 интервала.

 

Разделы подразделы и пункты работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой:

1. …

2. …

2. 1. … и т. д.

Если раздел состоит из одного подраздела или подраздел состоит из одного пункта, то нумеровать подраздел и пункт не следует.

 

В главе Введение творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы проекта, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна.

Актуальность или обоснование актуальности творческого проекта обязательно и включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов.

Далее формулируется Цель творческого проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач творческого проекта, которые предстоит решать.

Во Введении творческого проекта всегда рассматривается предполагаемая методика и техника выполнения проекта (изделия). Также дается краткая характеристика основных источников информации.

Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Во введении творческой работы по технологии также кратко можно обозначить основные этапы выполнения творческого проекта.

План введения творческого проекта:

  • обоснование актуальности творческого проекта
  • цель творческого проекта
  • задачи творческого проекта
  • методика и техника выполнения изделия
  • планируемый результат
  • новизна творческого проекта
  • основные этапы выполнения проекта
  • практическая значимость проекта
  • краткая характеристика источников получения информации

Все из перечисленных пунктов Введения творческого проекта описываются с нового абзаца, без нумерации и с тем же размером шрифта.

Можно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом словосочетания:

  • актуальность проекта (обоснование тврческого проекта);
  • цель проекта;
  • задачи творческого проекта;
  • новизна проектной работы;
  • планируемый результат;
  • практическая значимость и т.п.

Объем введения творческого проекта или проектной работы обычно составляет 1-1,5 страницы.

 

Фразы-шаблоны. Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …

Мне всегда было интересно, почему …

Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …

Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …

В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Я заинтересовалась … после того, как однажды …

Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

 

Опиши актуальность работы, т.е. обоснуй выбор именно этой тем

Обоснование актуальности творческого проекта - это объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного творческого проекта. Простыми словами, если творческий проект по технологии в наше время будет не актуален, то зачем и для кого его создавать.

Обоснование выбора творческого проекта повышает значимость проекта и предполагаемых результатов и дает возможность использования и применения на практике разработки данного проекта.

На защите творческого проекта особое внимание жюри обращает на правильное, грамотное и лаконичное обоснование актуальности творческого проекта учащегося.

При формулировке актуальности своего проекта необходимо решить, почему именно этот творческий проект или работу нужно в настоящее время выполнить, почему именно она необходима на сегодняшний день.

Актуальность творческого проекта – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Актуальность темы проекта – это востребованность изучения данной проблемы, практической и творческой реализации ее решения.

 

Фразы-шаблоны. Актуальность

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …

В современном мире … имеет большое значение, так как …

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …

Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …

Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …

Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …

Тема является предметом оживленных дискуссий …

Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность

Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …

В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …

… всегда вызывало у людей множество вопросов …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

 

 

Примеры обоснования актуальности проекта по технологии

1. Обоснование выбора проекта "Подсолнухи за окном"

Как часто мы слышим о том, что вещи, изготовленные своими руками, приносят в наш дом уют и теплоту. Чтобы достичь этого не всегда нужно затрачивать много средств. Нам хочется внести что-то свежее, новое, оригинальное не только в свою комнату, но создать уют и комфорт и в классной комнате, где мы получаем знания и проводим немало времени.

Что можно выбрать для оформления и создания уюта в классной комнате, конечно, настенное панно. Это может быть картина: букет роз, подсолнухи за окном, незабудки, летний букет. Какой картине отдать предпочтение. Работу необходимо будет оформить в рамку и повесить в классной комнате.

После долгих раздумий мы решили выполнить картину «Подсолнухи за окном». Она красива, оригинальна, объемна, придаст своеобразный колорит кабинету, в котором мы проводим как занятия, так и классные часы. Это лучшее решение.

И так, мы решили выполнить работу коллективно, выбрали картину «Подсолнухи за окном».

2. Обоснование актуальности проекта «Ваза-трансформер "Лебедь"»

Вазу - трансформер можно использовать непосредственно, как вазу под фрукты, а также, как разделочную доску и подставку под горячее. Так же можно использовать, как элемент декора. Фруктовница очень компактна, в случае необходимости ее всегда можно легко сложить. В сложенном состоянии она практически не занимает места и в любой момент может быть снова приведена в "боевую готовность".

В нашем небольшом городе, нет возможности приобрести такую вазу в магазине, поэтому создание такой вазы, будет хорошим решением для приобретения её в подарок.

Основными критериями, на которые я опирался, являются:


прочность;

эстетичность;

практичность в использовании;

технологичность;

невысокая трудоёмкость;

оригинальность форм;

доступность материала;

возможность массового производства.


В классе я провел опрос.

- Какая модель фруктовницы самая оригинальная, эстетичная?

«Лебедь» - 40%

«Яблоко» - 33%

«Тигр» - 37%

Большинство голосов получила модель «Лебедь» и выпиливать свою первую вазу я решил начать с нее.

 

Запиши актуальность твоего проекта

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема занятия: Источники информации.  Методы изучения теоретических источников.

 

Историческая справка по проблеме проекта.

По форме представления источники научной информации можно разделить на документальные (книга, журнал, рукопись и т.д.) и электронные (электронные версии документальных источников, электронные базы, теле- и аудиопередачи, глобальные информационные сети и др.).

По новизне информации научные источники делятся на первичные и вторичные.

Первичными считаются те документы и издания, в которых преимущественно содержатся новые сведения или новое осмысление известных идей и фактов. К первичным документам и изданиям можно отнести большинство книг (за исключением справочников); брошюры, периодические издания - журналы, газеты; описания изобретений, стандарты, отчеты, диссертации, переводы.

Вторичными считаются документы и издания, в которых содержатся сведения о первичных документах. Это справочники и энциклопедии, обзоры, реферативные журналы, библиотечные каталоги, библиографические указатели и картотеки.

По форме научные документы различают:

  • текстовые (книги, журналы, рукописи и т.д.);
  • графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты и т.п.);
  • аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы и др.).

От степени серьёзности подхода к изучению литературных и электронных источников информации во многом зависит общий итог, теоретическая и практическая ценность результатов, полученных при написании исследовательского проекта.

Обработка и переработка массива отобранной информации логически состоит из двух последовательных комплексов действий: ознакомительного (чтение источников) и исследовательского (осуществления записей различного вида).

 

Предварительное ознакомление с источником

(книгой, отчетом, статьей и т.д.).

 

Рекомендуется следующая последовательность ознакомления:

  1. Название, заглавие.
  2. Кто автор или авторы.
  3. Издательство или учреждение, организация, предприятие, выпустившее (сформировавшее) этот источник.
  4. Время издания, подготовки, написания.
  5. Есть ли аннотация.
  6. Прочитать оглавление.
  7. Есть ли предисловие от автора (авторов), учреждения, организации.
  8. Справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения), прикнижная (пристатейная) библиография и т.п.

Ознакомление должно дать ответ – представляет ли источник интерес, и если да, то в чем, какими методами его можно обработать.

Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно – в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги – по существу «поисковое» чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют «сплошным чтением») – это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Очень важно представить ход мыслей автора (авторов) источника – что докладывается, каковы основные идеи, какие аргументы приводятся в обоснование этих основных идей. Полезно делать отметки – на полях (если источник информации принадлежит читающему) или закладками (если источник предоставлен во временное пользование – библиотекой, информцентром, предприятием, учреждением).

Следует отметить, что прочитать текст – еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное – запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание – совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное – значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

 

Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Одним из графических способов педставления информации является прием «Кластер».

 

Прием «Кластер»

 

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер

Этапы работы при составлении кластера:

Первый этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

Второй этап - запиши все то, что встречается в тексте по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

http://www.vipkro.wladimir.ru/do/protected/Images/Claster%20K.GIFТретий этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

Четвертый этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

 

Выбери 2-3 источника информации. Составь графическую схему текста с помощью приема «Кластер».

Тема занятия: Инструкционно-технологическая карта.

 

Описание технологической части творческого проекта (работы):

  • Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
  • Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.
  • Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
  • Техника безопасности при выполнении работ.
  • Конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта).
  • Технология изготовления изделия, графические материалы.
  • Инструкционно-технологическая карта

В технологической части, обычно в соответсвии с планом творческого проекта, необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту творческого проекта, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Технологическая карта творческого проекта разрабатывается на технологическом этапе создания проекта по технологии, т.е. на этапе выполнения операций, предусмотренных самим технологическим процессом изготовления изделия или осуществления определенной работы.

При изготовлении изделия творческого проекта необходимо строго соблюдать последовательность операций, указанных в технологической карте изделия, а также придерживаться правил охраны труда и безопасности выполнения работы.

Как правило технологическая карта проекта содержит следующие графы:

  • название операции или последовательность выполнения работ;
  • технические и технологические условия;
  • эскиз;
  • инструменты;
  • оборудование;
  • материалы.

Кроме того, в инструкционно-технологическую карту изделия может быть добавлена техника безопасности и так далее.

 

Инструкционно-технологическая карта

_________________________________________________________________

 

№ п/п

Последовательность операции

Эскиз

Инструменты и приспособления