[19 мая!] Практическая онлайн-конференция «Компетенции XXI века» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» май 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 мая по 31 мая

Пути анализа художественного произведения в школе

Пути анализа литературного произведения в школе. Чтение литературного произведения в школе – это не самоцель, а способ интеллектуального и духовного развития школьника. Анализ произведения зависит от возрастных особенностей читателя и от качества прочтения, от того, как работает воображение, какова память, какие ассоциации и мысли возникли в начале и в конце прочтения. Учитель знает, что в каждом классе есть ученики, которые сразу улавливают мысль автора и тонко чувствуют, что он хотел сказать. Чтение – это индивидуальное восприятие текста, анализ же выводит ученика из его индивидуального общения с писателем в деятельность коллективную и обогащает его внутренний мир. Начиная изучать произведение в школе, мы, учителя, часто задумываемся о том, как построить урок, какой путь анализа выбрать, чтобы достичь поставленных целей. Существует три подхода к изучению произведения: чисто исторический, чисто критический, соединение критического и исторического. Но главный принцип остаётся тем же – единство познания и переживания. Классику для нас интересной делает общечеловеческое начало. На выбор пути анализа литературного произведения влияют следующие Факторы: 1. Художественная природа произведения (жанр) 2. Система работы по литературе в данном классе 3. Опыт анализа ранее изученных произведений 4. Цели, которые ставит учитель на данном уроке в данном классе. 5. Уровень обученности данного класса 6. Возрастные особенности учеников. В младшем возрасте – опора на событийную сторону произведения. Для подростка более ясно выступает крупным планом сюжет. И к ним можно привязать эпизоды, значимые для понимания, но второстепенные для ученика. В методике преподавания литературы выделяют такие пути анализа литературного произведения: 1. Анализ вслед за автором. 2. Пообразный анализ 3. Проблемный анализ 4. Комплексный анализ Анализ вслед за автором Этот путь анализа литературного произведения носит облегчённый характер, так как идёт вслед за мыслью автора. При его применении проще организовать сопереживание ученика. Произведение рассматривается во взаимосвязи формы и содержания. Пообразный путь анализа произведения. Образ в художественной литературе- картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении. Писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов соё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя. Образом в узком смысле слова называют вообще изображение человека в произведении. Образ может быть аллегорическим, метафорическим. Сравнение, символ – тоже образы.. Образ героя создаётся с помощью художественных средств, так что путать образ героя с персонажем ни в коем случае нельзя. Есть такие понятия, как образ города, образ дома, образ моря, дороги, сада и другие. Их мы тоже рассматриваем при таком пути анализа произведения. При пообразном анализе можно использовать примерный план характеристики художественного образа – персонажа. По этому плану сначала указывается место персонажа в системе образов. Затем даётся характеристика персонажа в единстве типического и характерного: его социальное и материальное положение, воспитание, образование, внешний облик, интересы, склонности, привычки. Из области чувств нужно показать отношение к окружающим, внутренние переживания. Важно также раскрыть отношение автора к персонажу. Потом делается вывод о значении образа в раскрытии идейно – тематического содержания произведения. Идея произведения возникает в нашем сознании как вывод, как результат наших переживаний и размышлений. В художественном произведении мысль и чувство представлены в единстве. Изучив образы героев, их место и роль в произведении, мы подводим учеников к определению основного круга проблем, поднятых автором в произведении, его идейной направленности. Предлагаю этот путь анализа при изучении сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Из опыта работы я знаю, что ученики, как правило, очень узко определяют основную мысль произведения: «Из собаки никогда не получится человек. Нельзя делать операции на животных». И не связывают при этом произведение с общественно-политической обстановкой в стране, даже несмотря на наличие у них навыков конкретно-исторического и критического анализов произведения. Как подтолкнуть учеников к правильному и более глубокому осмыслению произведения, к рассмотрению его в контексте эпохи? Подробно изучив образы Шарика, Полиграфа Шарикова, Швондера, сравнив их с совершенно противоположным образом Преображенского, проанализировав образ Москвы 30-х годов, можно раскрыть «второе дно» - философский аспект повести и определить замысел автора. Такой путь анализа в данном случае будет наиболее эффективным, так как ученики сами придут к конечному результату и сделают вывод самостоятельно.
библиотека
материалов
Содержание слайдов
Номер слайда 1

Сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце» Урок литературы в 8 классе

Номер слайда 2

Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий. М. А. Булгаков (из письма Сталину).

Номер слайда 3

«Собачье сердце» Сатирическая повесть М.А. Булгакова Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно.

Номер слайда 4

Образ Шарика. какой была жизнь пса Шарика в начале произведения? как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Цитаты из текста. как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора, каково его отношение к Зине?

Номер слайда 5

Полиграф Полиграфович Шариков. 1. Дайте ему оценку. 2.Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют? 3.Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой? 4. Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу? 5 Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором? 6.Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? Внешний вид Шарикова. Кадры из кинофильма.

Номер слайда 6

Профессор Преображенский Опишите профессора глазами Шарика Какими были интересы профессора? Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором? Профессор Преображенский. Кадры из кинофильма.

Номер слайда 7

Взгляды на жизнь Интересы и развлечения Отношение к животным Отношение к людям Профессор Шариков «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.» «Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…» «Никого драть нельзя . На человека и на животное можно действовать только внушением» «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками» - Почему же вы – труженик? -Да уж известно – не нэпман. «Взять всё, да и поделить» « В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего» «Вчера котов душили, душили» «И произносит контрреволюционные речи» (Из доноса Шарикова на профессора)

Номер слайда 8

Новые хозяева жизни Шариков не одинок

Номер слайда 9

Основная мысль произведения Что спасло Чугунова от второй судимости? Что даёт право Шарикову считать себя тружеником? Что приносит Шариков в дом профессора? Что приносят новые люди в Москву? Пролетарское происхождение Пролетарское происхождение Разруху Разруху Шарик --- Шариков---- Р Разруха в доме профессора Пролетарий--- Хозяин жизни--- Разруха в Москве Разрушение Созидание Шариков Преображенский

Информация о публикации
Загружено: 4 мая
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
Левшенко Лариса Николаевна
Литература, 8 класс, Презентации

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал