[6 августа] Вебинар «Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль, коррекция, рефлексия» Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» август 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 августа по 31 августа

Путеводитель по святым местам Бурятии(на русском и английском языках)

В Путеводителе- описание сакральных мест в Бурятии
Просмотр
содержимого документа



 

Введенже

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии в течение шести лет ведет работу над составлением и описанием карты сакральных мест. Сегодня мы представляем карту с самыми крупными культовыми объектами общебурятского значения.

С 2008 года активизировалась работа ученых над

составлением карты сакральных мест Бурятии, которую финансировал Российский фонд фундаментальных исследований.

В 2005 году, учащимися гимназии №33 города Улан-Удэ, РБ, началась работа над созданием сборника научно-исследовательских работ учащихся на тему: «Путеводитель по святым местам Бурятии».  В 2012 году, учащимися 8 «В» класса (историко-правового профиля) была закончена работа над созданием сборника. Надеемся, что наша работа будет интересна не только жителям Республики Бурятии и Российской Федерации, но и иностранным туристам с развитием рекреационной зоной (Байкальская гавань).

Актуальность нашей работы связана с серьезным практическим смыслом, из-за посягательств на святые места при строительстве промышленных объектов. 

Целью нашей работы было местонахождение сакральных мест РБ, и создание Путеводителя по святым местам Бурятии с использованием GPS навигации. Работая над созданием путеводителя, мы рассчитывали на то, что сборник, который мы издадим, будет интересен широкому кругу читателей. 

Точное количество сакральных мест «этнической Бурятии» сегодня не сможет назвать никто, но в нашей работе будут освещены самые почитаемые святые места Бурятии.

Действительно, Бурятия таит в себе много чудес, которые можно наделять высшим смыслом или не принимать на веру, но относиться с уважением. Можно поставить себе целью поиск новых чудес, осознание уже найденных или попытку найти им научное объяснение. Однако нельзя отрицать, что загадочные находки и свидетельства приковывают к себе наше внимание и не объясняются с точки зрения традиционной науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Анжнлзжй дапан  

Анинский дацан – это чудо света в развалинах. Главный дацан Бурятии (Иволгинский      дацан) известен во всей России, но вопрос о том, является ли он чудом         оригинальной архитектуры – довольно спорен. Однако в Бурятии действительно существует объект, который был бы достоин для занесения в Список Чудес          России.       Это Анинский дацан, первый дацан, в Бурятии выполненный в камне.

Пирамида посреди степи. Сейчас в Хоринском районе на месте главного соборного здания возвышаются лишь величественные развалины. А два века назад Анинский дацан приводил в изумление не только местных жителей, но и путешественников с Запада, и даже профессиональных инженеров.

После того, как в 1811 году сгорело деревянное здание дацана, местный тайша решил возвести каменное здание. Легенды рассказывают, что вначале он планировал построить православную церковь, но после того, как с ним началась череда несчастий, он возвел на уже построенном фундаменте буддийский дуган. Некоторые исследователи предполагают, что это была лишь хитрость тайши, который таким образом просто побыстрее выбил разрешение у имперской администрации на строительство храмового сооружения.

Дуган     представлял         собой двухэтажное        здание         с        балюстрадой, балконами, гротами и нишами. Первый этаж начинался с высоты человеческого роста.   Над   зданием      вместо        крыши возвышалась     громадная каменная пирамида. Нигде в соседних регионах подобной архитектуры        сооружений   не было. Скажем даже больше, такого здания нигде кроме Бурятии нет. Как могла придти в голову бурятским зодчим того времени идея подобного строительства?

 

Удивительно, что народы с древних времен, словно сговорившись, строят сакральные здания в форме пирамид. Можно вспомнить знаменитые пирамиды фараонов Египта, индейцев майя и ацтеков, острова Ява и Суматра. По какому-то наитию в разных уголках земли люди выбирают пирамидальную форму, чтобы выразить свое стремление к высшему миру. Как нам известно, последней такой постройкой, можно считать как раз здание главного дугана Аннинского дацана. Его строительство поставило точку в цепи сакральных пирамид древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«Пямь йальпев»

"Пять пальцев" Серия разломов привела к формированию грубого останца. Ветровая и водная эрозия завершили затеянный природой рисунок, в результате которого появился памятник природы Табан хурган (пять пальцев). В останце Пять пальцев отражается геологическое развитие Тугнуйской долины.

По      легенде       племена меркитов,        заселявшие окрестности данного памятника природы, поклонялись небу, и во      время          грома          меркит вскакивал в седло и с криком «Я меркит» носился по степи, пуская стрелы в небо.

В XII веке меркиты под натиском Тэмуджина (будущего Чингисхана ) и Ван- хана с Джамухой были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Вернувшись в свои земли, думая, что прогневили небо, меркиты совершали обряд жертвоприношения на останце, символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении.

Существует легенда, что другая рука находится в Монголии.



 

Гапаны Тннзжнлзий дилжны

          История распространения буддизма в Тункинской долине уходит корнями вглубь веков. Сначала здесь появились тибетские монахи - красношапочники. Их миссия была достаточно успешной. Но постепенно в долине, как и везде в Бурятии распространение получила северная ветвь буддийского Учения.

Первым       по времени возникновения был       Дацан         ДэчинДаржалинг в поселке

Кырен,        ныне называемый          Дацан «Тушитэ». Позже появился Дацан «Бодхи Дхарма» в Аршане. В годы борьбы с религией эти      храмы         были разрушены, процесс их возрождения начался в 90-х годах XII века. Сейчас      в        долине

действуют 4 Дацана, 2 Бунхана (часовни), установлены 3 ступы Будды.

Буддийское Учение вновь становится важнейшей частью духовной жизни местного населения. При этом в Тункинской долине удивительным образом соединились религиозные представления дошаманской религии, шаманизма и буддизма. Это привлекает и посетителей Тунки - туристов, отдыхающих, людей, приезжающих по делам или к родственникам. В буддийских храмах проходят все крупные хуралы, в том числе Майдари Хурал, который является одним из крупнейших буддийских молебнов и посвящен Будде грядущего мирового периода. Главным событием является круговое шествие верующих с фигуркой лошади или белого слона. В некоторых бурятских семьях Тункинской долины сохранились старинные буддийские атрибуты. Изображение Будды (Бурхана) при этом всегда располагается в самой почетной северной части дома.

 

 

 

 

 

Гапан «Тнсжмэ».  

 Дацан построен в 1817 году, разрушен в годы борьбы с религией и заново построен в 1990 году. Его первое название «Дэчин-Даржалинг». Дацан долгое время был главным буддийским храмом, ответственным за распространение учения в Тункинской долине. В нем хранился уникальный буддийский трактат «Ганжур» в золотом переплете. Ламы дацана участвовали во всех важных религиозных событиях. Ими было установлено культовое сооружение «Жалсан» в местности «Бурхан-Баабай». В нем до 1924 года жил бывший настоятель Тамчинского Дацана Цыретор-лама, известный многими своими деяниями, прежде всего тем, что он был последним в Бурятии оракулом, получившим образование в Нейчунском монастыре Тибета, а также тем, что он служил в казачьих войсках, участвовавших в подавлении «боксерского восстания» в Китае в 1910 году. В настоящее время его сын Буянтуев Шагдар Нядбатович живет в Хойтоголе. Он является крупным духовным практиком, знатоком уникального сочетания трех учений: дошаманского религиозного учения, шаманизма и буддизма. При участии лам Дацана выдающимся деятелем буддизма Агваном Доржиевым в местности Хойморы был построен Дацан.

 

В настоящее время Дацан «Тушитэ» является основным храмом буддийской общины Тункинского района, осуществляющим деятельность по поддержке учения и строительству новых культовых сооружений. Главой общины является лама Данзан Хайбзун Самаев, руководитель международного буддийского фонда «Ахаллар». Название фонда «Ахаллар» состоит из первых букв слов, обозначающих важнейшие буддийские принципы: Ахимса - принцип ненасилия, Альтруизм - бескорыстное служение учению, Арюун - понятие чистоты сознания и чистоты материприроды. По инициативе ламы Самаева построен Дуган на Шумаке, Дацан в Улан-Удэ, ведется строительство Дацана-академии на Вышке. Главная цель этой деятельности - возрождение духовности, разъяснение людям основ буддизма.

Возрождение буддизма в Тунке       и        строительство культовых сооружений требует средств, которые      достаточно трудно        собрать       силами верующих и лам. Настоятель Дацана «Тушитэ» Ошор-лама призывает тех, для кого важна духовность, учение буддизма, чистота     природы     и благополучие    людей оказать помощь в этом возрождении.

Гапан «Бидож Гоакма» 

 

Дацан расположен в очень живописном месте в 500 метрах от курорта Аршан у подножия хребта. От курорта к нему ведет дорога. Дацан «Бодхи Дхарма» унаследовал традиции уникального Хойморского Хандагатайского дацана, построенного выдающимся бурятским религиозным деятелем, просветителем Агваном Доржиевым в 1897 году, как прототип СанктПетербургского буддийского монастыря. Место для Хандагатайского Дацана было выбрано Агваном Доржиевым недалеко от священного места «Престол Чингис-хана». В своей автобиографии он писал: «Местные горные духи предпочитают эту «белую сторону» и ясно проявили некоторые хорошие признаки их присутствия». Хандагатайский Дацан был разрушен в годы борьбы с религией и больше не восстанавливался. Дацан «Бодхи Дхарма» выполняет все службы в соответствии с буддийским каноном.      В       нем    можно приобрести индийские лекарства и лекарства на местном     сырье,         заказать молебен. Дацан регулярно посещают        группы экскурсантов.   Настоятелем Дацана является Даши-лама Ширлахаев.

 

 

Бндджйлзже лмнйы

 Ступа        (Субурган) -        это     монумент, олицетворяющий сознание Будды         и способствующий        сохранению         мира. Совершенная архитектурная     форма         ступы выражает чистую природу ума и просветления. Ступы         создаются   на      всей   территории распространения буддизма несколько тысяч лет и, по представлениям буддистов, оказывают позитивное влияние на силовое поле Вселенной. Ступа «Намжал» - ступа долголетия установлена в 2003 году в сакральном месте «Бурхан-Баабай». Это одна из восьми ступ, посвященных Будде, история создания которых насчитывает более 2500 лет.

         Ступа «Даши Гоман»

В переводе с тибетского языка означает «Множество дверей счастья». Прообраз этой ступы был возведен в Индии в глубокой древности, в память о трехкратном объяснении Буддой своего учения. Ступа «Даши Гоман» построена в 2004 году и представляет собой целый комплекс сооружений, с впечатляющей архитектурой. Она освящена представителем Далай-ламы  XIV досточтимым Еши-Лодой Ринпоче. Для ее строительства был создан оргкомитет из представителей буддийского духовенства, правительства Республики Бурятия, Тункинской районной администрации, бизнеса. Ступа находится на границе Тункинского района и Тункинского национального парка. Недалеко от нее работает позная, в которой можно попробовать блюда бурятской национальной и европейской кухонь. На территории комплекса, в беседке для отдыха установлено специальное сооружение с объяснением духовного влияния Ступы.

В нем говорится: духовное влияние ступы столь велико, что те, кто ее почитают, кто принимает участие в строительстве, а также те, кто живет поблизости от нее, воспринимают ее позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия. В ряду символов тела, речи просветленных существ, ступа относится к уму. Кроме того, она символизирует сообщество практикующих учение — Сангху. Будда всегда представлен через статуэтку, Дхарма - через тексты, а Сангха - через Ступу. Главное назначение ступы в том, чтобы помогать очищаться от негативных впечатлений, и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают Заслуга и Мудрость. Все это предпосылки для достижения высочайшего Просветления. Когда Ступа строится с чистым настроем, то вследствие этого очищаются завесы, и хорошие впечатления, возникающие при этом, сильны как у Властелина мира, владеющего всем, чего достигает солнце. Обретается сообразительность, мудрость и прочие высочайшие качества. Мотивация должна быть направлена на следующие моменты. На сохранение Дхармы Будды, освобождающего учения. На не ограниченное временными рамками и окончательное благо для всех живых существ. На всеохватывающую Буддаактивность совершенного Учителя. На очищение всех завес и развитие качеств практикующих. Те, кто живут       вблизи        Ступы,        могут делать        хорошие     пожелания, поклоны,    и        подношения. Проходящие или проезжающие мимо     могут пережить неожиданную вспышку ясности в уме. Даже тот, на кого упадет тень Ступы, накапливает тем самым большую заслугу. Отвечая на вопрос Шарипутры, Будда дал

следующее объяснения: «Вот польза, которую получает тот, кто обходит Ступу. Свободный от восьми неблагоприятных условий, он переродится в благородной семье, и будет владеть большим богатством. Свободный от таких мешающих чувств, как жадность и так далее, он сможет радостно упражняться в щедрости. Он будет хорошо выглядеть, будет привлекательным, будет иметь хорошую кожу, и другие будут счастливы его видеть. Он будет иметь власть над миром и будет королем Дхармы. Он будет всегда удачливо перерождаться, и чувствовать вдохновение от Учения Будды. По завершении практики он будет демонстрировать великие чудеса и обретет 32 чистых знака и 80 признаков физического совершенства тела Будды».

Это только некоторые виды заслуги, происходящие от обхождения Ступы. Можно было бы назвать еще много других. Даже прикоснувшись к Ступе или вспоминая о ней, проходя через ее тень или получив прикосновение ветра, веющего от нее, можно стать счастливым в этой жизни и достичь в будущем окончательного пробуждения. Непочитание Ступы в виде ее осквернения или загрязнения места ее нахождения приводит к противоположным результатам

 



Озжнлзжй дапан "Пннпигнамдиллжнг"

Это самый высокогорный из российских буддийских храмов, расположенный чуть западнее горы Мунко-Саридак - высочайшей вершины Саян. Как правопреемник исторического Жэлгинского дацана он продолжает традиции северного буддизма. Настоятелем дацана в настоящее время служит Норбо Аюшеев. В 2003 г. местные жители оказали ему особое доверие, избрав депутатом районного Совета.

Восстановление буддийского дацана началось в 1990 году, когда после учебы в Индии вернулся в родные края лама Данзан-Хайбзун Самаев. Он и организовал его строительство, но уже на новом месте, вблизи районного центра - села Орлик. И здесь, как и на Аршане, одним из дуганов (небольшое молельное здание) служит старый дом, построенный в начале прошлого века для высокочтимого в этих местах Агвана Доржиева. Цанид-хамбо любил этот горный район, напоминающий Тибет в миниатюре, и часто бывал в Оке. В 1990 году край поднебесных долин посетил досточтимый Камтрул Ринбоче, министр культуры правительства Далай-ламы. Благодаря ему Окинский дацан обрел новое название «Пунцогнамдоллинг».

А два года спустя его путь повторил настоятель монастыря Гоман Лопсан-Тен-ба из Южной Индии. Высокий гость, как отмечает Д-Х. Самаев, был в восторге от природы и гостеприимства местных жителей.

Что интересно, недалеко от Окинского дацана находится пещера, которую еще около 100 лет назад буддийские монахи использовали для медитаций. Эту традицию продолжают служители современного Окинского дацана. Они следят за порядком в пещере, где царят тишина и мрак, и периодически уединяются в ней, проводя сеансы глубокой медитации. В ведении служителей Окинского дацана находятся и знаменитые Шумакские источники, известные далеко за пределами Бурятии своей целебной силой. Местные эмчи-ламы (лекари дацанов) разработали свой уникальный метод определения полезной силы минеральных источников. Каждый из аршанов еще до прихода советской власти они снабдили объяснительной надписью - от каких болезней пить, как принимать ванны и в каких количествах. Практиковали эмчи-ламы и индивидуальные приемы больных. В свое время знаменитый врачеватель Агванг гэлонг имел здесь специальную клинику, где успешно применял методы тибетской и народной медицины для лечения людей с ослабленным здоровьем. Молебен на территории бывшего Жэлгинского дацана (Окинский район)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



У въезда в село находится гора «Спящий лев»

                                                                                                                                                 (народное    название    -

«Омулевая»), являющаяся

уникальным природным памятником и одним из священных мест для буддистов Бурятии.

Гора представляет собой огромный утес, который устремляется прямо в воды реки Селенги. На гору тракт поднимается

по склону довольно крутым подъемом, оглянувшись, можно увидеть Спящего льва: его голова с лохматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. С вершины горы открывается красивейший вид на Селенгу. Склон сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу. В нескольких метрах от горы «Спящий лев» находится памятник истории по пути следования протопопа Аввакума, который был установлен в июне 2007 года в честь 250-летия массового заселения староверами Забайкалья. Памятник расположен на вершине холма в живописном месте. Данная местность имеет особую культурно - познавательную привлекательность для туристов.



Селенгинский район - родина девяти Пандито Хамбо-лам. На территории района расположен главный буддийский монастырь Бурятии

Тамчинский дацан - один из самых старинных сохранившихся дацанов в России, который с 1738 года принимал знаменитых ученых и путешественников, крупных учителей буддийского мира, будучи центром буддизма в России.

 

Селенгинский район - колыбель Забайкальского казачества. Именно в Селенгинском районе граф Савва Рагузинский созвал сход местных жителей, чтобы заручиться поддержкой при охране границы государства Российского с Китаем. Селенгинская земля хранит тепло, радушие, которые принесли с собой в эти места - прадед А.С.Пушкина генерал Абрам Петрович Ганнибал, декабристы Николай и Михаил Бестужевы, Константин Торсон.

 

 

 

 



 

Эгитуйский дацан расположен в 300 км от города Улан-Удэ. Построен в 1826 году и представлял собой комплекс из четырех дуганов. Сокровищем дацана является статуя Зандан Жуу - Будда из сандалового дерева, которая по преданию является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни. о своей архитектуре Эгитуйский Дацан был одним из красивейших. Три дугана - медицинский, философский и астрологический - окружали главный Храм. При дацане действовала типография. Одним из почитаемых праздников был Цам.

                                                                                                                            Решением                    Сугунды

Традиционной сангхи России 22 апреля 2003 года статуя Зандан Жуу утверждена в качестве одной из

буддийских святынь России.

Сегодня в Эгитуйском дацане, расположенном в живописном месте на западном берегу реки Маракта в местности Хара-Шибирь между двумя сопками излучает лучезарный свет неиссякаемого учения сандаловая статуя Будды. По одной из версий, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям

Соржо-ламы Эгитуиского        дацана

                                                                                                                                                Гомбо                 Доржо

Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью. Сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуиского дацана во время

«боксерского»

восстания в Китае. До

1935 года она находилась в одном из сумэ Эгитуйского дацана и была объектом поклонения и почитания. В смутный период репрессий Зандан Жуу была перевезена в Улан-Удэ и хранилась в фондах Музея истории Бурятии. А 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолетом перевезли в Згитуйский дацан. В тот день шел мокрый снег, и, по словам лам, «небеса омывали и очищали путь Зандан Жуу, как аршаном».

Эгитуйский Дацан - один из самых известных в республике. Такое притяжение объясняется тем, что в нем находится знаменитая статуя Будды, буддийская святыня, широко известная во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мурочинский       Дацан         (прежнее     название     Цонгольский        Дацан) расположен недалеко от села Мурочи на правобережье реки Чикой на автодороге БичураКяхта. Дацан является первым буддийским храмом - центром ламаизма в Западном Забайкалье. В 1741 году в 12 верстах от ныне действующего храма, в местности Хилгантуй для проведения богослужений был установлен огромный войлочный шатер, в котором стали проводиться первые службы. В 1758 году здесь был построен деревянный Цонгольский Дацан в составе главного Цокули-дугана и шести малых храмов - сумэ. Возводился Дацан по проекту хамбо-ламы, в его строительстве участвовали бурятские мастера храмовой      росписи      и русские плотники. Здания храма выделялись своими

размерами.

В начале XIX века были построены еще четыре малых храма, а рядом с

Дацаном     возник монастырский

поселок.

Дацан имеет название «Балдан-

Брэйбун», что в приближенном переводе с тибетского языка

на русский означает «Совершенное собрание плодов» буддийского учения. Недалеко от основного храмового комплекса у священной скалы в местности Ранжур, на которой проявляется молитвенная надпись «Ом мани падме хум», построен Дуган «Арьябала», в котором также проводятся службы. Эта надпись была открыта первым настоятелем Дацана более 200 лет назад, а место стало целью паломничества буддистов из всей Центральной Азии и Забайкалья. Это одно из двух уникальных мест-святынь буддизма в мире, в которых Будда оставил свой знак. Второе такое место есть в Непале. У скалы ныне ежедневно проводятся медитации. Дацан открыт для посещений. На территории этого дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру. Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки. Песок на месте приземления Хан Шаргай нойона считается святым. Распространено мнение, что песок, взятый мужчиной, придает ему силу.

 

 



 

Ивилгжнлзжй дапан

Иволгинский дацан – буддийский монастырь, находится в 35 км от улан-Удэ. До недавнего времени это был единственно действующий монастырь не только в Бурятии, но и в России.

Буддизм проник в Забайкалье в 17 веке и был представлен школой Гелугпа, формой Тибетского Буддизма, известной под названием ламаизм.

В храме Хамбо-ламы Итигэлова вы встретились с человеком, который давно ушел. Встретитесь с невозможностью. Хамбо-лама Даши-доржо Итигэлов – перерожденец 1 пандидо Хамбо ламы Дамба Доржо Заяева, основателя буддизма в России, был практиком высочайшего уровня, который достиг прямого постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений. Он был известен Буддийскому миру тем, что составил комментарии к сочинению Богдо Цзонхавы, основателя школы Гелукпа (15 век) «Дэмбэрэл додбо» - «Хвала взаимозависимому происхождению» -  коренному тексту по пустотности всех явлений. Уходя из жизни в состоянии медитации, через 75 лет Великий Учитель смог явить свое нетленное тело взору своих последователей.

В настоящее время пока только 6 раз в году – в дни великих буддийских праздников – возможно общее поклонение Хамбо-ламе

Итигэлову.

 

Нетленное тело (XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов)

В буддийском мире раньше было известно только три редчайших случая достижения нетленного тела – в Китае, Индии и Вьетнаме. В Китае тело не сохранилось, во время трагических событий в Тибете в 1959 г. Монастырь

Гандэм     Сэрдун       был варварски     разрушен,   и нетленное          тело Цзонхавы исчезло.        Во     Вьетнаме подобное тело находится в плохой сохранности, только в Индии в Дхарамсале в резиденции Далай-ламы XIV сохраняются в ступе мощи Линг Ринпоче. Четвертый случай – нетленное тело пандито Хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири, обнаруженное в прекрасном состоянии в Бурятии, для всех верующих подлинное чудо. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Тела самых продвинутых йогинов не разлагаются, а сохраняются для потомков нетленными, хотя у всех прочих смертных разложение тела неизбежно, и от них, в лучшем случае, остаются только скелеты. В настоящее время нетленное тело Хамболамы Итигэлова находится в специальном помещении Иволгинского дацана, согласно буддийской традиции, к нему не допускаются женщины, и ни за какие деньги не разрешается фото- и видеосъемка. Но нам было разрешено осмотреть эту реликвию. Для всех верующих появление такого нетленного тела большое благо.

Спустя 75 лет после захоронения тело Великого ламы сохранилось в прекрасном состоянии, видны все признаки тела: кожный покров, находятся на месте нос, уши, закрытые глаза. Пальцы рук и локтевые суставы имеют подвижность, а на височной части головы всех удивляет короткий свежий черный пушок волос, выросший как будто вчера. Только великие учителя, уходя из жизни, могут войти в состояние медитации – «самадхи» и очистить свое тело так, что после смерти оно сохраняется нетленным неопределенно долгое время. Присутствующие при вскрытии бухмана

руководство Буддийской традиционной сангхи России и медицинские эксперты подтвердили тождественность тела захороненному 75 лет назад Итигэлову. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела, вопреки времени и необратимости физического распада, Итигэлов узнаваем и сидит по-прежнему в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Самийкиявжвсжйля иблжз бигжнж Янжжмы.

Это место находится в Баргузинском районе около деревни Яригта. Оно было почитаемо с давних времен. Лик богини Янжимы, обнаруженный недавно на каменных глыбах близи села Ярикта Баргузинского района, становится предметом паломничества Лик богини Янжимы, обнаруженный недавно на каменных глыбах близи села Ярикта Баргузинского района, становится предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала группа лам Иволгинского дацана. По их мнению, божество покровительствуют женской плодовитости и искусству. По словам старожилов баргузинской долины, сообщает bgtrk.ru, у скалы в начале 20-го века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана, Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 30-е годы прошлого столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана. Месяц назад Пандидо Хамбо-Лама Дамба Аюшеев выполнил священный ритуал, после чего местные жители приступили поиску буддийских реликвий. Спустя час после обряда была найдена в расщелинах скал ритуальная пирамида. Поиск других реликвий продолжается. Между тем, есть утверждения, что возможно скала с ликом богини Янжимы будто официально признан Буддийской традиционной Сангхой России одной из буддийских святынь Бурятии.



Заиграевский район

Ацагатский дацан был возведен по инициативе Агвана Доржиева в честь бурхана Наган Дара-эхэ (Белой Тары) в 1849 году. В 1891 г. дацан посетил цесаревич Николай Александрович во время его известного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. В Ацагатском дацане действовала своя типография, школа тибетской медицины, снискавшая в начале XX в. огромную известность. На территории дацана расположен двухэтажный деревянный храм «Тантарын дуган», построенный по

тибетскому 

Зазлюренже

В ходе исследования святых мест Бурятии мы посетили некоторые из них. Мы почувствовали, что это действительно нечто таинственное и божественное...

Это подвигло на создание путеводителя по святым местам Бурятии. Путеводитель нужен для того, чтобы люди знали и посещали сакральные места, чтобы не было посягательств на них.

Сейчас в Бурятии развивается туризм и такой путеводитель просто необходим. Люди приезжают из разных городов, из разных стран, чтобы увидеть святыню, но из-за того, что не уделяется должное внимание святым местам, туристы не могут иногда и добраться до них.

Мы надеемся, что наша работа привлечет внимание властей на проблемы финансового обеспечения, помощи дацанам и церквям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 28 мая
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Абрамова Елена Михайловна
География, 10 класс, Уроки
Скачать материал