[29.07] Вебинар «Интерактивные технологии на уроках: современные инструменты и сервисы» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июль 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июля по 31 июля

Проектирование изучения темы «Обработка графической информации»

Материалы позволяют студентам лучше подготовиться к уроку:  овладение умениями работать с графической информацией с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;  способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;  готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
Просмотр
содержимого документа

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Проектирование изучения темы

«Обработка графической информации» в 7 классе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЫ                             3

2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА….6

3.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ                            7

4.ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ                          11

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                          17


1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЫ

«Обработка графической информации» (4 часа)

в 7  классе

Цель изучения темы:

  • овладение умениями работать с графической информацией с помощью

компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей средствами ИКТ;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным

опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и

продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со

сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа

жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

  • структурирование и визуализация информации;
  • строить несложные изображения с помощью одного из графических

редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

 

В результате изучения темы ученики должны уметь (табл. 1):

Таблица 1

№ п/п

Умение

Задача

1.

Находить пространственное разрешение монитора

Что обозначает RGB?

Что значит 1280x1024?

Рассчитайте объем памяти компьютера, необходимый для хранения изображения с разрешением 800x600 и палитрой из 16384 цветов.

(N - 16384

K – 800x600

I - ?

N = 2i, I=K*i)

2.

Создавать изображения с помощью

инструментов растрового графического редактора;

  1. Подписать (назвать) части окна Paint (рис.1)

 

Рис.1

  1. Открыть изображение в растровом редакторе: изменить размер, разрешение.(рис.2)

Рис.2

 

3.

Редактировать изображения с помощью

инструментов растрового графического редактора;

Изображение необходимо открыть с помощью программы PAINT. Выбирая необходимые инструменты, изменить (закрасить, дописать, добавить элементы) картинку (рис.3)

Рис.3

4

Создавать изображения с помощью

инструментов векторного графического редактора

Используя графические примитивы (геометрические фигуры), создать векторное изображение в программе PAINT (рис.4)

Рис.4

Используя графические примитивы (геометрические фигуры), создать векторное изображение в программе OpenOffice.org Draw

 

5

Редактировать изображения с помощью

инструментов векторного графического редактора

Изображение необходимо открыть с помощью программы OpenOffice.org Draw. Выбирая необходимые инструменты, изменить (закрасить, дописать, добавить элементы) картинку.

 

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

2.1. Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по теме приведено в табл. 2.

Таблица 2

Тема урока

Кол-ко часов

1

Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета. 

1

2

Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

1

3

Создание графических изображений.

1

4

Создание графических изображений.

Практическая работа № 5.Создание растровых и векторных изображений.

1

 

Учебник: Босова Л. Л. Информатика. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 224 с.

 

2.2.Определения

Определения, изучаемые в данной теме, представлены в табл.3.

Таблица 3

Термин

Определение

  1.  

Пространственное разрешение монитора

Количество пикселей, из которых складывается изображение на экране

  1.  

Пиксель

Отдельная точка на экране, состоящая из трех базовых цветов.

  1.  

RGB

Цветовая модель

  1.  

Глубина цвета

Длина двоичного кода для кодировки цвета пикселя.

  1.  

Компьютерная графика

- разные виды графических объектов

- область деятельности, в которой  компьютеры используются как инструмент создания и обработки объектов.

  1.  

Растровая графика

Изображения сформированные с помощью растра – совокупности точек (пикселей)

  1.  

Векторная графика

Изображение формируется на основе наборов данных (векторов), которые описывают объекты и их формулы.

  1.  

Формат графического файла

Способ представления графических данных на внешнем носителе (bmp, gif, jpeg, wmf)

  1.  

Графический редактор

Компьютерная программма, позволяющая создавать и редактировать изображения.

 

3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ

Понятие  «графический редактор» вводится на уроке № 3

Способ введения понятия: конкретно-индуктивный.

І. Этап введения

3.1. Мотивация необходимости введения понятия

В современном мире необходимо учитывать, что все больше и больше мы подвержены компьютеризации общества. Все , что позволяет делать нам компьютер обусловлено выполнением определенных программ. Разработчики программ совершенствуют и меняют возможности работы с текстовыми файлами, музыкальными дорожками и рисунками. Для работы с рисунками мы можем использовать определение программы, которые называются  графическими редакторами, то есть программами для работы с графическими файлами.

3.2. Актуализация знаний и умений учащихся,
необходимых для сознательного усвоения понятия

Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для сознательного усвоения понятия, представлена в табл. 5.

Таблица 5

То, что необходимо повторить

Задания для повторения

  1.  

Виды расширения файлов

Назвать каким является каждый файл и для чего (рис.5)

Рис 5

  1.  

Виды графики

Перед детьми несколько рисунков: выбрать векторные изображения, растровые, фрактальные и обосновать выбор.

  1.  

Виды программ

Назвать программы, с которыми познакомились дети на предыдущих уроках.

Какие из названных программ позволяют работать с рисунками.

3.3. Подведение учащихся к формулировке определения понятия

Итак, что позволяет работать с компьютерными файлами?

Компьютерные программы, которые отвечают каждая за работу с определенным видом файла.

Что называют графическими файлами?

Файлы, которые состоят или включают в себя изображения, фото, рисунки, схемы, таблицы, графы и т.д.

Как можно назвать программу, которая позволяет редактировать графические объекты.

Программа для обработки графических элементов.

ІІ. Этап усвоения

3.4. Формулировка определения, овладение его содержанием

Компьютерная программа, которая позволяет создавать и редактировать изображения, называется графический редактор.

К графическому редактору относят: Paint, Gimp, OpenOffice.org Draw.

Основными расширениями графических изображений являются: .bmp, .jpeg, .jpg, . gif, . png, .eps, .wmf.

3.5. Отработка действий, входящих в состав овладения понятием

(привести систему упражнений на подведение под понятие)

  1. Для кодировки одного пикселя используется 5 байтов. Фотографию размером 2048х1536 пикселей сохранили в виде несжатого файла. Определить размер получившегося файла.
  2. Несжатое растровое изображение размером 128х128 пикселей занимает 2 Кб памяти. Каково максимальное число цветов в палитре изображения?

ІІІ. Этап закрепления

Задания для закрепления вводимого определения.

Создание рисунка с помощью танграм (рис.6)  в текстовом редакторе Word

Рис.6

Задача: Некое растровое изображение было сохранено в файле как 256-цветный рисунок. Во сколько раз уменьшится информационный объём файла, если это же изображение сохранить как монохромный (чёрно-белый без градаций серого) рисунок?

IV. Этап применения

Практическая работа: «Конструирование из кубиков»

Цель: научиться конструировать из кубиков.

Алгоритм конструирования объемных изображений зависит от того, как нарисован исходный куб.

Правила конструирования из кубиков.

  1. Перед началом конструирования определите, сколько рядов в высоту занимает конструкция.
  2. начинайте построение с нижнего ряда, «надстраивая» один за другим верхние ряды.
  3. Построение в каждом ряду следует вести слева направо, с заднего плана продвигаясь к переднему.

Эти правила обусловлены тем, что видимые грани базового кубика, с которыми можно совместить очередной кубик, - передняя, правая и верхняя.

Чтобы создать копию кубика:

  • выделите кубик (выбрать прозрачное выделение);
  • копировать (например, Ctrl+C);
  • вставить ( Ctrl+V);

Задание:

  1. Открыть файл «кубик-заготовка», который находится в папке «7В» на Рабочем столе (в графическом редакторе Paint).
  2. На основе заготовки кубика:

Составьте следующие композиции из кубиков:

  1. Необходимый уровень:

А.                                                         Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Повышенный уровень:

 

 

 

 

 

                                                                      

 

Сохраните свою работу в папке  на Рабочем столе.

 

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Конспект урока

7 класс

 по теме «Создание графических изображений»

Цели урока:

1. Познакомить с интерфейсом и инструментами простейших графических редакторов.

2. Сформировать навыки создания графических примитивов и  преобразования готовых изображений в среде растрового и векторного графических редакторов.

Задачи урока:

1. Предметные:

  •                  рассмотреть интерфейс и режимы работы растрового графического редактора Paint, научиться использовать различные инструменты этого редактора для создания графических примитивов;
  •                  применить полученные знания для преобразования готового растрового изображения.

2. Метапредметные:

  •                  закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  •                  иметь представление об графических редакторах.

3.Личностные:

  •                  формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  •                  осуществление контроля и самоконтроля;
  •                  развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  •                  навык построения растрового изображения в графических редакторах.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная работа с классом и компьютерный практикум.

Оборудование: проектор, ПК, карточки с практической работой.

План урока:

  1.   Организационный момент.
  2.   Актуализация знаний и формулирование темы урока.
  3.   Изучение нового материала.
  4.   Первичное закрепление материала при помощи практической работы.
  5.   Итоги урока, домашнее задание.

 

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

1.Организационный момент.

Создание благоприятного климата на уроке.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний и формулирование темы урока

Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы урока.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с компьютерной графикой, с ее применением в жизни, так же поговорили о ее видах, и начали формировать векторное изображение в Word.На дом я вам задавала учить записи в тетради и так же прорешать три задачи. Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте проверим, на сколько вы уяснили прошлую  тему нашего урока. Сейчас, я вам буду диктовать вопросы и варианты ответа, вы же должны внимательно прослушать вопрос и сразу же на него ответить в вашей тетради. Все понятно? Слушаем первый вопрос!

Проверочный тест «Компьютерная графика»

1.  Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:

  • точка экрана (пиксель);
  • прямоугольник;
  • круг;
  • палитра цветов.

2. Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков:

  • векторной графики;
  • растровой графики.

3. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:

  • фрактальной;
  • растровой;
  • векторной;
  • прямолинейной.

4. Достоинство растрового изображения

  • точность цветопередачи;
  • небольшой размер файла;
  • четкие и ясные контуры;
  • возможность масштабирования без потери качества.

5. Векторные изображения строятся из:

  • фрагментов готовых изображений;
  • графических примитивов;
  • отрезков и прямоугольников;
  • отдельных пикселей.

6. Глубина цвета – это количество…

  • базовых цветов;
  • пикселей изображения;
  • цветов в палитре;
  • информации, которое используется для кодирования цвета пикселя.

Все ответили? Повторяю все вопросы еще раз, а вы проверяете. Теперь меняемся с соседом тетрадью  и проверяем, я называю правильный вариант ответа, а вы напротив каждого варианта ответа ставите «+», если ответ совпал с моим и «-»,  если ответ неверный. Теперь считайте сколько правильных ответов, и благодаря моей табличке с оценками, которую вы видите на доске, ставим оценку своему соседу, и называем ее мне (выставление оценки за тест).

- Теперь открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. А вот, чтобы записать сегодняшнюю тему урока вам нужно сначала ее отгадать. На слайде вы видите изображения некоторых программ. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно посмотреть на эти программы и сказать мне, что это за программы, для чего они нужны и что их объединяет. (Ответ детей: это графические редакторы, в которых мы можем создавать графические изображения).Отсюда можно выделить нашу тему урока, какова же она?Ответ: «Создание графических изображений». Совершенно верно, записываем тему урока – Создание графических изображений (Т, Д).

3. Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

- Давайте с вами запишем, что же такое графический редактор.  Графический редактор – это компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения (Т, Д). Примером простейшего растрового графического редактора является программа MicrosoftPaint, которая предоставляется вместе с операционной системой Windows. Давайте теперь посмотрим на окно программы Paint: (рис.1)

Описание: paint.jpg

Рис.1

На строке заголовка мы с вами можем увидеть имя файла, а так же можем его свернуть, развернуть и закрыть. Чуть ниже строки заголовка находится строка меню, содержащая названия групп команд, объединенных по функциональному признаку. Каждое слово в этой строке – кнопка, открывающая список команд. С левой стороны вы видите панель инструментов. Основными инструментами являются: выделение произвольной и прямоугольной областей; ластик и заливка; определитель цвета и масштаб; карандаш и кисть; распылитель и надпись; прямая и кривая линия; прямоугольник и многоугольник; овал и так далее. Центральную часть занимает рабочая область. Под рабочей областью находится палитра цветов, и под палитрой строка состояния, в которой мы можем увидеть информацию о нашем изображении (Обсуждаем каждый из инструментов).

Вообще графический редактор Paint ориентирован на процесс рисования простых изображений и на комбинирование готовых фрагментов. Большинство растровых графических редакторов предназначены не столько для создания изображений, сколько для их обработки (Photoshop, Gimp). Они позволяют изменить цветовую палитру всего изображения и цвет каждого отдельного пикселя, проводить художественную обработку графических изображений (примеры изображений на доске). Давайте теперь посмотрим, в чем же будет особенность создания графических изображений в векторных редакторах. Конструирование сложных графических изображений из простых геометрических фигур (графических примитивов) – основная идея векторных графических редакторов. Особенности  работы в векторных редакторах  рассмотрим на примере редактора OpenOffice.orgDraw. К графическим примитивам  в Draw  относятся:  линии и стрелки; прямоугольники, окружности, эллипсы, дуги, сегменты и секторы; кривые; фигуры-символы, выноски, звезды; соединительные линии; трехмерные объекты (куб, шар, цилиндр); текстовые документы и так далее (показываю объекты на интерактивной доске).

Векторный графический редактор воспринимает каждый графический примитив как отдельный объект, который можно преобразовывать – уменьшать и увеличивать, поворачивать, наклонять, использовать другие эффекты. Но для этого нужно предварительно выделить объект, для этого нужно выбрать инструмент Выделение объекта и щелкнуть на нужном изображении. Каждый графический примитив рисуется в новом слое. Это позволяет создавать сложные изображения, накладывая объекты, друг на друга (пример на интерактивной доске). Отдельные графические примитивы можно преобразовывать в единый объект. С полученным объектом можно проводить те же действия, что и с исходными объектами. Программные средства для работы с векторной графикой предназначены преимущественно для создания изображений, а не для их обработки. Программы векторной графики широко используют в  конструкторских и дизайнерских бюро, рекламных агентствах и так далее (Т, Д).

IV. Первичное закрепление материала при помощи практической работы

Закрепление материала средствами практической работы

- Теперь мы с вами попробуем создать изображения в растровом редакторе Paint и если останется время попробуем поработать в векторном редакторе OpenOfficeDraw. Рассаживаемся за компьютеры, и я сейчас вам раздам листочки с практической работой (Раздаю практическую работу, после завершения практической работы, выставляю оценки).

V. Итоги урока, домашнее задание

Подведение итогов урока, информация о домашнем задании

- На следующем уроке у вас будет контрольная работа. Ваша задача состоит в том, чтобы дома подготовиться к ней. Открываем дневники и записываем домашнее задание – повторить параграфы 3.1-3.2-3.3, стр.140-142 прорешать тест + записываем еще две задачи. Примерно такого типа будут задачи и на контрольной работе. Диктую условие задачи.

Задача №1.Растровый файл, содержащий черно-белый рисунок, имеет объем 300 байт. Какой размер может иметь рисунок в пикселях?

Решение:Рисунок черно-белый, значит, палитра состоит из двух цветов (черный, белый). Отсюда бит. Теперь можно найти K, K=I/I, K=2400/1=2400 пикселей.

Ответ: 2400 пикселей.

 

Задача №2. Сколько информации содержится в картинке экрана с разрешающей способностью 800х600 пикселей и 16 цветами?

Решение: K=800x600, N=16, отсюда i=4, I=800x600x4=192000 (бит) =240000 (байт) = 234,375 (Кб).

Ответ: 234,375 Кб.

 

Все, все свободны! Урок окончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1. Босова Л. Л. Информатика. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 224 с.

2. Васильев В.Е., Морозов А. В. Компьютерная графика: Учеб. Пособие. – СПб: СЗТУ, 2005

3. Компьютерная графика: учебное пособие /И.П.Хвостова, О.Л. Серветник, О.В. Вельцю – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 200с.

 

 

 http://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/obrabotka-graficheskoi-informatcii-13934

Информация о публикации
Загружено: 18 марта
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
Колдобова Наталья Владимировна
Информатика, 7 класс, Разное

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал