Летние международные олимпиады для 1-11 классов Участвовать→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июнь 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июня по 30 июня

Проект "Лозоплетение в ст. Бриньколвской"

Исследовательско - практический проект кадет о лозоплетении на Кубани.
Содержимое архива
библиотека
материалов
Содержание слайдов
Номер слайда 1

Номер слайда 2

Актуальность:в настоящее время утрачиваются навыки лозоплетения, поэтому необходимо возрождать это старинное казачье ремесло и передавать молодому поколению тот богатейший опыт, который сохранили ещё мастера – умельцы, казаки в кубанских станицах.

Номер слайда 3

Цели: изучение истории лозоплетения, значимости сохранения традиций этого ремесла для современного поколения Кубани, знакомство с жителями станицы Бриньковской, которые владеют мастерством лозоплетения. Задачи : 1. Знакомство с историей развития лозоплетения у казаков нашего края.2. Знакомство с ремеслом плетения из лозы людей станицы Бриньковской.3. Выявление человеческих качеств, присущих мастеру лозоплетения.4. Развитие у казаков - кадет интереса к занятиям по плетению из лозы.

Номер слайда 4

Номер слайда 5

Номер слайда 6

Номер слайда 7

Номер слайда 8

Номер слайда 9

Номер слайда 10

Номер слайда 11

Номер слайда 12

Номер слайда 13

Номер слайда 14

Номер слайда 15

Номер слайда 16

Номер слайда 17

Номер слайда 18

Номер слайда 19

Номер слайда 20

Номер слайда 21

Номер слайда 22

Просмотр
содержимого документа

Краевой фестиваль казачьей культуры

среди казачьих кадетских корпусов Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плетение из лозы в станице  Бриньковской

 

 

Проектная работа

 

 

 

 

 

 

Выполнил казак - кадет 9  класса

ГБОУ Бриньковского казачьего

кадетского  корпуса имени

                                                                                 сотника М.Я.Чайки

Краснодарского края

Кривогузов  Фёдор Александрович

руководитель  педагог – организатор

                                                                                 Бриньковского казачьего кадетского

                                                                                 корпуса имени сотника М.Я.Чайки

Мартыняк  Галина Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст. Бриньковская

2016 год

 

 

 

Оглавление

Содержание

Введение…………………………………………………………                стр.3

Глава 1. Лозоплетение - старинное казачье ремесло  ………...               стр.4 

 1.1. История ремесла……………………………………..               стр.4 

           1.2.Из истории  лозоплетения на Кубани……………….               стр.6

Глава 2. Особенности лозоплетения в станице Бриньковской                стр.8

           2.1. Краткий экскурс в историю………………………....               стр.8

 2.2. Сырьё  для плетения………………………………...                стр.8

           2.3. Изделия из лозы и их применение…………………                стр.9

Глава3. Хранители забытого ремесла…………………………..               стр.10

Заключение…………………………………………………........          стр.13

Список литературы………………………………………………          стр.14

Приложение………………………………………………………          стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кубань, чудесный, благодатный край. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.

«Работа сама за сэбэ скаже», «Умилый чоловик визьмэться, в його руках и сниг займэться». Эти кубанские пословицы о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки!

На уроках истории кубанского казачества, кубановедения, занятиях по традиционной культуре кубанского казачества мы знакомимся с ремёслами, которыми занимались кубанские  казаки.

И чего только не умели кубанские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…

 При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства.

Плетение из лозы на Кубани – ремесло традиционное, только подзабытое. В последнее время большое внимание уделяется возрождению казачества на Кубани, народных традиций, культуры, промыслов и ремёсел.

 

Цель: изучить историю лозоплетения, показать значимость сохранения традиций этого ремесла для современного поколения Кубани, рассказать о жителях станицы Бриньковской, которые владеют мастерством лозоплетения.

 

Задачи: - познакомиться с историей развития лозоплетения у казаков нашего края;

- познакомиться с ремеслом лозоплетения людей станицы Бриньковской;

- выявить, какие качества присущи мастеру;

- заинтересовать казаков - кадет занятием по лозоплетению.

 

Актуальность: в настоящее время утрачиваются навыки лозоплетения, поэтому необходимо возрождать это старинное казачье ремесло и передавать молодому поколению тот богатейший опыт, который сохранили ещё мастера – умельцы, казаки в кубанских станицах.

Глава 1. Лозоплетение - старинное казачье ремесло

«Казаки, знающие ремёсла, отбывают службу

не оружием, а ремёслами своими: то они

записываются в особо учреждённую

«войсковую мастеровую сотню».

И.Д.Попка «Черноморские казаки».

 

  1. История ремесла

 

Плетение - это одно из старинных ремёсел. Тысячелетиями совершенствовались его приёмы и способы, из поколения в поколение передавались секреты мастерства. Одним из видов народного ремесла является лозоплетение. Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела и занимало на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей. Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, корзинки для сбора плодов, стенки жилищ. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника. По одной из версий, плетение явилось прародителем ткачества.

В настоящее время под лозоплетением подразумевают ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы; мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели). Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут, он используется для плетения как в Европе, так и в Азии, кроме того, в Азии плетут из такого материала, как ротанг и бамбук. 

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мережи и другие снасти для рыболовства. В 1840 г. в Нижегородской области, в с. Богородском, был организован промысел, где работало около 500 мастеров, которые за сезон плели более 240 тыс. корзин. Развитию ремесла способствовали школы по обучению плетению. Одной из первых в 80-х годах XIX столетия была открыта школа при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры, такие же мастерские с производственным обучением были открыты в Киеве, Полтаве, Черкассах, под Курском, в Молдавии.

К 1913 г. плетением занимались уже 37 тысяч кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей. Наиболее крупные центры лозоплетения были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде.

Народные умельцы создавали, используя простые материалы и доступные способы их обработки, высокохудожественные предметы плетёной мебели, ярко отражающие национальные черты быта и художественные вкусы народов различных регионов нашей страны. Плетёные изделия производились как для богатых, так и для бедных слоёв населения, соответственно повышенной и низкой стоимости.

Во время Великой Отечественной войны окультуренные плантации ив заросли, пришли в запустение. Мастерские и фабрики по производству плетёных изделий были разрушены. После окончания войны, в период восстановления народного хозяйства вновь стали открываться цеха плетёных изделий, восстанавливались ранее действовавшие фабрики. Началось создание плантаций для выращивания лозы. Пионерами в возрождении производства плетёных изделий различного назначения являлись Ивантеевский селекционный опытно — показательный питомник и Сорокский лесхоз (Молдова).

Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.

 

1.2. Из истории лозоплетения на Кубани

Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры.

В дореволюционных исследованиях культуры и быта населения Кубани изучались и народные промыслы и ремёсла кубанского казачества. В работах Ф.А.Щербины, И.Д.Попка, Г.Я.Апостолова, Л.В.Македонова, К.Т.Живило, О.В.Маргграфа отмечалось, что с середины XIX – начала XX века в кубанских станицах среди казаков наиболее распространёнными ремёслами были: гончарное производство, лозоплетение, ткачество, вышивка, роспись, ковань, резьба по дереву, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

Кубанские казаки, являясь переселенцами из бедных сословий Украины и южных губерний России, сохраняли многовековые традиции отечественной культуры и её особенности. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремёсла. Казаки всегда славились своими мастерами, одаренными людьми. Потребность в прекрасном, художественные представления о мире, стремление украсить обыденное,  вдохновляли казаков на создание творений народного декоративно –прикладного искусства.

На Кубань  ремесло лозоплетения было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Но это, так сказать, спорный вопрос. По другим источникам следует, что лозоплетение позаимствовано было из Воронежской губернии, где жили «рукастые мужики», которых всегда ждали на ярмарках с их товаром, и их «плетёнки» расходились «влёт».

Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Впоследствии  они стали мастерить домашнюю утварь ажурного плетения. Плели из камыша, рогоза, лозы, соломы, листьев кукурузных початков: колыбели, столы и стулья, корзины, вентеря для ловли рыбы, дворовые ограды, головные уборы, для вареников и пельменей плелась специальная шумовка – чалба.

На рынках Екатеринодара можно было увидеть изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Одна из наиболее привлекательных черт ремесла лозоплетения состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Почти каждый сельский житель – казак или казачка могли при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приёмы плетения. Плетёные изделия из лозы не только легки, прочны и удобны, но и радуют глаз естественной красотой и теплотой материала, выразительным ритмом и разнообразием плетёного узора.

В наши дни народные мастера продолжают традиции кубанского лозоплетения. В станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, короба и даже перстни из лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Житель станицы Староминской Виктор Алексеевич Щеглюк – потомственный казак, мастер лозоплетения, щедро делится с людьми своим опытомплетения из вербы, используя для образцов в своей работе традиционные кубанские приёмы и способы лозоплетения. Его работы хранятся в Староминском музее, известны за пределами Краснодарского края.

В настоящее время плетением из лозы у нас в станице Бриньковской занимаются отдельные мастера на дому. Плетёные изделия становятся модными, их применяют в быту и для декорации приусадебных участков и клумб.

Постепенно возобновляется на Кубани преемственность традиций исчезнувшего и второй раз родившегося ремесла лозоплетения, появилась возможность дальнейшего его развития и распространения. Создаются образовательные программы, включающие в своё содержание весь спектр традиционной кубанской казачьей культуры, основанные на архивных и полевых материалах кубанских исследователей: Бондаря Н.И., Вакуленко Е.Г., Жигановой С.А., Мирук М.В., Чуп О.В.

 

Глава 2. Особенности лозоплетения в станице Бриньковской

«Материал не глупее ремесленника и

порой может сам подсказать, для чего

он предназначен».

 Народная мудрость.

2.1. Краткий экскурс в историю

Первой станицей, которая появилась в Приморско-Ахтарском районе, была Бриньковская. Архивные записи, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что до заселения Кубанских земель Черноморским казачьим войском на территории нынешней станицы жили, в основном, неосёдлые рыбаки и беглые крестьяне.

В конце восемнадцатого века на Кубань были переселены запорожские казаки. Долго грустили они о своём Запорожье, обвиняя царицу. Но плодородный кубанский чернозём, степное раздолье, пресноводные лиманы и изобилие рыбы вселяли в них спокойствие и надежду на будущее.

Казаки – переселенцы занимались земледелием; ловили рыбу; из камыша и глины строили хаты - мазанки; вязали заборы из камыша - лискы; из лозы шелковицы и ясеня плелисети, вентеря и бредни, корзины, ёмкости для хранения зерна - сапетки, столы - сырно, из рогоза и соломы изготовляли кошёлки и головные уборы - брыли, т.е. использовали для плетения природный материал, который произрастал в приазовских плавнях, по берегам реки Бейсуг и на просторах кубанской степи.

2.2. Сырьё для плетения

В станице Бриньковской местные жители - казаки чаще всего для плетения использовали лозу ясеня, реже – лозу шелковицы, т.к. изделия из её лозы недолговечны. Прутья (лозу) срезали с поросли от деревьев ясеня или шелковицы осенью, по окончании сокодвижения. Для плетения нужны однолетние побеги. Источником сырья служили естественные заросли этих деревьев, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. Прутья заготавливаются прямые, гибкие, с ровной и гладкой поверхностью.

Замечено, что там, где прутья никто не режет, деревья разрастаются, под ними даже трава плохо растёт, а ветки переплетаются и мешают друг другу. Правильная заготовка лозы не причиняет вреда природе, наоборот, подсечка застаревших кустов стимулирует рост длинных нулевых побегов, а вырубка старых, загнивших пней предохраняет растения от распространения на молодую поросль гнили и болезней.

 

2.3. Изделия из лозы и их применение

Чудесные свойства ясеневой лозы: гнуться и при этом не ломаться, не требующей специально дополнительной обработки, свободно произрастающей в окрестностях станицы Бриньковской, простота заготовки сделало её основным сырьём для лозоплетения в нашей местности. Конечно, нашим предкам было не до дизайна, но практическое применение лозе они нашли. Из неё плелись корзины для переноски фруктов, овощей, ёмкости для хранения зерна, так называемыми «конскими (большими) корзинами» отмеряли на животноводческих фермах норму питания для каждого животного. Кроме того плетёные корзины служили тарой для сохранения овощей и фруктов в домашнем хозяйстве на зиму. На рынке казачки продавали рыбу и излишки продуктов в неизменных плетёных корзинах.

Много других предметов домашней утвари, сплетённых из лозы, было в обиходе казаков: столы, стулья, короба – сундуки для хранения домашнего добра, традиционная кухонная утварь, колыбели-люльки, дорожные сундуки, плетёные корзинки для белья.

Среди экспонатов станичного музея можно найти плетённую мебель, и пусть она изготовлена не бриньковскими мастерами, но до сих пор хранит тепло рук мастера, согревает наши души, радует глаз своей простой красотой.

Особое место в жизни бриньковчан всегда занимали рыбный и соляной промыслы. Поэтому мастера – умельцы изготовляли из лозы рыболовные крючки, черпаки для выгрузки из неводов пойманной рыбы, вентеря, раколовки. В плетёных корзинах перевозили пойманную рыбу и добытую в Ахтарских озерах соль, хранили сушёную рыбу, рыболовные снасти, собирали камку (вид водоросли).

 

Глава 3. Хранители забытого ремесла. Встречи с жителями ст. Бриньковской

 «Из воспоминания народных мастеров особенно отмечается, что родители обучали их с кротостью, терпением, незлобливостью. И это ощущалось не только в действии, но и во взгляде, каждое слово, жест имело смысл, оттого и легко запоминалось. Выражения образные, часто с шутками. Так вырабатывалась внимательность ума, укреплялся навык, а добрые слова и дела упражняли в доброте».

Е.Г. Вакуленко «О приобщении детей к народному прикладному искусству и художественным ремеслам Кубани».

Назанятиях по традиционной культуре кубанского казачества я узнал о народных мастерах Кубани: пашковских умельцах, продолжателях казачьих традиций лозоплетения: Валентине Трофимовне Жуки Бережном Иване Сергеевиче; жителе станицы Староминской, потомственном казаке- Викторе Алексеевиче Щеглюке.

Мне стало интересно, нет ли в станицеБриньковской мастеров по плетению из лозы. Знакомство с народными умельцами мы начали со станичного музея и поселенческой библиотеки, где нам рассказали о народных умельцах станицы Бриньковской. Из материалов музея мы узнали, что изготовлением корзин занимались в садоводческой бригаде колхоза Бейсуг женщины - садоводы.

Мы встретились с мастерами плетения корзин из лозы Какунька Ниной Григорьевной и Зикрань Зинаидой Юрьевной, которые много лет в садбригаде занимались изготовлением корзин хозяйственного назначения. Обучил их этому ремеслу  Профатило  Григорий  Иванович.

Нина Григорьевна отмечает, что норма плетения на человека была 10 корзин на трудодень, утром они заготовляли лозняк, а потом садились за работу. На одну корзину независимо от того, большая она или маленькая, требуется примерно 100 лозинок. Просто для большой корзины необходима лоза потолще. Работа с податливым и гибким природным материалом приносит мастеру радость и удовлетворение. Работая с лозой, создавая плетёные изделия, человек становится лучше, добрее.

Потомственный казак, житель станицы Бриньковской Забора Александр Фёдорович познакомил группу казаков – кадет 3 взвода с работой мастера лозоплетения на дому. Он  провёл с ребятами мастер - класс по плетению корзин хозяйственного назначения из ясеня.

Следует подчеркнуть, что личный путь А. Ф. Заборы в лозоплетении является традиционным. В округе на его памяти, лозоплетение как промысел не существовал, но плетёные изделия из лозы были в каждом доме. Мастер по лозоплетению был на каждом краю, так как в сельском хозяйстве изделия из лозы были незаменимы. Опыт в плетении корзин он перенял от своего деда - казака Ивана Васильевича Заборы. Плели, в основном сапетки, кошёлки для базара. Мастера передавали свои знания детям, ученикам, желающим научиться лозоплетению.

А.Ф.Забора плетёт свои корзины в основном зимой, когда закончены огородные работы. Заготавливает лозу он сам осенью в лесополосе, сортирует и связывает в пучки, развешивает под навесом, чтобы всё было под рукой.

Александр Фёдорович рассказал нам о хитростях лозоплетения и показал приёмы плетения корзин. Мы с ребятами попытались научиться этому сложному ремеслу. Мне так хотелось увидеть результат своей работы, а руки не всегда меня слушались. Александр Фёдорович помогал нам, постоянно хвалил, говорил, что терпение и труд всё перетрут.

Вот работа закончена, и мы очень довольны своим результатом, хотя и понимаем, что в лозоплетении нужно не только терпение и усидчивость, но ещё и сноровка, сила в руках. Мы увидели радость в глазах мастера, потому что время мастер - класса не прошло для нас даром. Нам было интересно сделать своими руками корзину, мы поняли, что научиться плести из лозы может любой желающий, тем более, что материал для работы не надо покупать, надо просто его правильно заготовить.

У нас в корпусе есть сотрудники, которые увлекаются лозоплетением – это библиотекарь Любовь Григорьевна Коржова и водитель Сергей Владимирович Трегуб.

Любовь Григорьевна рассказала, что плетением из лозы её заинтересовала внучка. Они в интернете нашли литературу, необходимую для новичков лозоплетения. С помощью определённых приёмов и правил плетения можно создать практически любую вещь. Любовь Григорьевна согласилась дать несколько мастер- классов по плетению из лозы вазы для фруктов и небольшой корзинки. Она рассказала нам, что плетение из лозы  требует от изготовителя терпения и творчества.

Сергей Владимирович Трегуб научился плетению из лозы у своей бабушки- потомственной казачки Феодоры Григорьевны Трегуб. Подворье Сергея Владимировича, украшено плетёными изделиями: клумбы в виде ажурных корзин, а какой плетень окружает детскую площадку у его двора!

Он показал нам, как изготовить плетень и корзины – клумбы, рассказал, сколько мастерства и терпения нужно приложить, чтобы  довести задумку до конца. Но при этом работа так увлекает, что хочется создавать новые изделия.Под его руководством мы украсили клумбы нашего корпуса декоративными корзинами, сделали переносной плетень – декорацию для нашего корпусного клуба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В начале своей работы я не сомневался в актуальности выбранной темы и что моя работа будет нужна и важна. В первую очередь для меня самого: учился слушать людей; учился общению со старшими – старожилами станицы, сотрудниками музея, учился понимать и уважать их рассказы, узнал много нового о ремесле лозоплетения, об истории плетения из лозы на Кубани, о кубанских мастерах лозоплетения и отдельно об умельцах станицы Бриньковской.

Моя тема имеет большое значение в настоящее время. Ведь сегодня на Кубани возрождается самобытная культура кубанского казачества. Меняется облик городов и станиц, но корнями они уходят в далёкое прошлое. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!». В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда возрождаются народные промыслы, мы можем сказать, что связь между поколениями не прервётся.

В результате проектной работы мне удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живёт и радует глаз и душу человека. Я сумел заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомился с кубанскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. 

Между прочим, доказано - дольше всех живут на свете те, кто плетёт лозу. Работают руки, на которых так много жизненно важных точек. А от рук жизненная энергия перетекает в тело. Лозоплетение - это чудо, по-другому не скажешь.

С моим научным руководителем мы подготовили выступление перед ребятами, учителями и сотрудниками своего корпуса, организовали мастер – классы по лозоплетению для казаков - кадет. Для себя мы с ребятами решили продолжать обучение плетению из лозы.

Вывод: лозоплетение будет жить и развиваться, так как интерес народа к этому ремеслу не угасает. Научиться плетению может каждый, у кого хватит терпения, времени и желания. Данное ремесло продолжает жить на Кубани в нашей станице Бриньковской, так как оно отражает культуру казачьего народа.

Список литературы:

  1. Бондарь, Н.И. Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы / Н.И. Бондарь. - Краснодар,1999.

 

  1. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. – Краснодар: Традиция, 2009.

 

  1. Вакуленко, Е. Г. О приобщении детей к народному прикладному искусству и художественным ремеслам Кубани//Материалы науч. практ. конф. "Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы."- Краснодар, 1991 .

 

  1. Вакуленко, Е. Г. Традиционное декоративно-прикладное искусство в системе современного образования на Кубани //Культурная жизнь Юга России. - 2003.

 

  1. В залах народного музея: ст. Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Издательство ,1992 г.-22-23 с.

 

  1. Караманский С. А. Плетёные изделия. Издательство: Экология, 1992.

 

  1. Кузьмина М. / Азбука плетения. - М., 1993.

 

  1. Несерова Д.В. /Плетение лозой, ивой, берестой. – М.: РИПОЛ классик, 2005.

 

  1. Никулин Ф. М., Бочаров В. С., Железнов В. П. / Плетеные изделия. - М.:Лесная промышленность, 1982.

 

  1.          Родная станица: К 65-летию первого полета на реактивном самолете Г. Я. Бахчиванджи, ст. Бриньковская, 2007г.- 3-6 с.

 

  1.          Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края.- Ростов н/Д: Баро-пресс, 2005.

 

  1.          Стрыгин А. Бриньковские были: Краснодарское Книжное Издательство,1976.-55 с.

 

 

 

 

Приложение

 

Рис.1  Лозоплетение – одно из старейших ремёсел на Земле.

 

 

 Рис.2  В настоящее время лозоплетение – это искусство.

 

 

Рис.3  В России первоначально из лозы плели корзины.

 

Рис.4  Плетёный из лозы сундук.

 

Рис.5  Подворье казака - станичника.

 

Рис.6  Лоза – сырьё для плетения.

 

 

Рис.7  Станичный рынок.

Рис.8  Рыболовные снасти.

F:\наука флеш\плетение фото\DSCN7637.JPG

Рис.9  беседа с Н.Г. Какунька

 

Рис.10 Женщины – садоводы колхоза Бейсуг

 

 

Рис.11 Мастер – класс у Заборы А.Ф.

 

 

Рис.12  Не боги корзины плетут

 

 

 

Рис.13  Лозоплетение – это интересно  

 

Рис.14  Наши корпусные мастера

 

1

 

Информация о публикации
Загружено: 28 мая
Просмотров: 837
Скачиваний: 2
Мартыняк Галина Павловна
Внеурочка, 7 класс, Разное

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал