Презентация "Русская культура XVII века".

Данная презентация поможет учителю мхк и истории погрузить учащихся в пласты русской культуры XVII века. Это было очень непростое для русского государства время, когда "новое и старое вперемежку". Презентация частично опирается на содержание вышеназванной темы в учебном пособии "Конспекты по истории русской культуры". Составители Харламова Т.И.,Максимовская Л.В.,Дмитриев А.Е. 2-е издание, Москва 2001.
Скачать материал
библиотека
материалов
Содержание слайдов
Номер слайда 1

Культура России XVII века. Автор презентации заслуженный учитель РФ, учитель МХК Школы Глория, г. Москва Алимова Рина Назымовна.

Номер слайда 2

Особенности культуры XVII века. Со второй половины XVII в. начинается период нового времени. В это время происходят глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, связанные с кардинальными изменениями в социально-экономических отношениях. В хозяйственной сфере появляются первые мануфактуры, предприятия капиталистического типа; расширяются экономические, политические, культурные связи с Западной Европой. Все это приводит к решительной ломке традиционного, патриархального мировоззрения. В обществе растет тяга к знаниям, интерес к литературе, появляется светская публицистика.

Номер слайда 3

В искусстве начинается процесс обмирщения: нарушение иконографических схем в живописи, сближение культового и гражданского зодчества. XVII век в искусстве - это «новое и старое вперемежку», это борьба старого с новым, появление искусства нового времени, появление светской культуры. !

Номер слайда 4

Литература. Автобиографическая повесть-исповедь главного идеолога старообрядческого движения протопопа Аввакума "Житие, им самим написанное". В "Житии" предстает личность Аввакума, непреклонная, страстная, преданная своей идее. Находясь в ссылке, испытывая разные мытарства, он страстно обличал социальную несправедливость, произвол светской и церковной властей, защищал идеи старообрядничества. Обратившись к жанру жития, Аввакум ломает каноны и становится основоположником нового жанра – автобиографической повести-исповеди. , !

Номер слайда 5

«О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей тебе истину говорю: время покаятися! Любя я тебя, право. Сие сказал. А иной тебе так не скажет, но вся лижут тебя, да уже слизали и душу твою! Ты ведь Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком ; не уничижай его и в церкви, и в дому , и в пословицах. Как нас Христос научил, так и подобает говорить… Еретиков-никониан токмо любишь, а нас православных христиан, мучишь. Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их...». Фрагмент из Обращения протопопа Аввакума к царю Алексею Михайловичу. !

Номер слайда 6

XVII век – время заката летописей. Крупные общерусские своды не составлялись. Описывались отдельные исторические события. «Новый летописец» - толковал события Смуты. «Раскольничья летопись» – раскол в церкви. Сибирские «Есиновская» и «Строгановская» – писали о походах Ермака и промышленниках Строгановых. !

Номер слайда 7

Хронографы и синопсисы. Хронографы – книги по всемирной истории. Синопсисы (от греч. – описание) – первые печатные труды по отечественной истории. Иннокентий Гизель – «Синопсис» 1678 г. Он излагал историю Руси с древнейших времён до 1670х годов. Синопсис Гизеля выдержал 30 изданий и до XIX века выполнял роль учебника по русской истории . В исторической литературе появляются психологические характеристики правителей Смутного времени и попытки выявления причинно-следственных связей между событиями. !

Номер слайда 8

Сатира «Повесть о Шемякином суде». ! Герой совершил 3 преступления: оторвал хвост у чужой кобылы, пришиб поповского сына и убил соседского отца, правда, не нарочно. И только случайность способствует справедливому суду Шемяки - взяточника по-божески.

Номер слайда 9

В литературе ХVII в. произошло рождение нового жанра – бытовой повести. ! «Повесть о Савве Грудцыне». Повесть о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына, который продал душу дьяволу из-за несчастной любви (замужняя дама «присушила» его любовным зельем, а затем отвергла). Гуляет с бесом. В конце измученный Савва кается и вымаливает у Бога прощение, герой выздоравливает и подстригается в монахи.

Номер слайда 10

Симеон Полоцкий. ! Рифмованная поэзия. Симеон Полоцкий ─ придворный поэт и воспитатель наследников русского престола. Создал огромное число поэтических вирш, укрепив силлабическое стихосложение (принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения).

Номер слайда 11

В средневековой Руси стихосложение не знало рифмы. Основоположником этого жанра стал Симеон Полоцкий (1629- 1680 гг.), белорус, получивший образование в Польше, приглашённый в Москву для обучения и воспитания детей Алексея Михайловича Романова. Он был сторонников западноевропейского образования. Поэт и сочинитель «Рифмологиона» (сборника придворно-церемониальных стихотворений),основоположник драматургии (писал пьесы для Потешного театра), автор «Букваря», составитель Устава Славяно-греко – латинской академии (Первое в России высшее учебное заведение, основанное в 1687 году. Оно предоставляло всесословное образование, сыграло большую роль в становлении и развитии светского среднего и высшего образования в России. Самый знаменитым учеником Академии был М.В. Ломоносов. Закрыта в 1814 году).

Номер слайда 12

Сторонник просвещённой монархии С. Полоцкий посвящал хвалебные стихи членам царской семьи и событиям придворной жизни. Так. В связи с окончанием реставрации царского дворца в Коломенском, он посвятил Алексею Михайловичу вирши «Приветство»: «Добрый обычай в мире содержится: В дом новозданный аще кто вселится, Вси друзи его ему приветствуют, Благополучно жити усердствуют. И дары носят от сребра и злата И хлеб, да будет богата полата».

Номер слайда 13

! Словесность. Авраамий Палицын ─ «Сказание».  «Сказание» представляет собой памятник, замечательный столько же в литературном, как и в историческом отношении и обнаруживает в авторе недюжинный литературный талант и не только начитанность в книгах богословского содержания, но и знакомство с фактами истории гражданской и даже философией.

Номер слайда 14

Музыка. Патриарх Московский и Всея Руси Пимен благословил введение в Русской церкви многоголосного пения. Новый вид пения получил название "партесного", что ! означает "пение по партиям". Партесная хоровая культура стала стремительно развиваться. Огромную роль в развитии нового пения сыграл Н.П. Дилецкий.

Номер слайда 15

«Мусикийская грамматика» -пособие для изучения основ партесного пения. Раскрываются проблемы эстетики, теории музыки, основ композиции и других наук. Сочинители партесной хоровой храмовой музыки: В.П.Титов, Ф. Редриков, Н. Калашников, Н. Бавыкин

Номер слайда 16

Театр. Новым явлением в культурной жизни было появление первого придворного театра. Инициатором его создания стал боярин А.С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы отпраздновать рождение царевича Петра Алексеевича в 1672 году. В том же 1672 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой было построено первое театральное здание в России - Комедийная хоромина. Оно было предназначено для спектаклей первого русского придворного театра.

Номер слайда 17

Комедийная хоромина представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным, а пол — зелёным сукном. Сама сцена была частью палаты, отгороженной «завесой». В противоположной стороне, у дальней стены было устроено специальное помещение («клеть»), откуда «сквозь решётку» смотрели комедию царица и царевны. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. Нередко диалоги и монологи актёров переводил толмач. Разыгрывались библейские и исторические сюжеты "Товия - младший", "Юдифь"и др. В июне 1673 года в театральную школу при Комедийной хоромине были набраны русские актёры из молодых подьячих и других служащих, всего около 70 человек. После смерти Алексея Михайловича (1676) под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр был распущен.

Номер слайда 18

Изобразительное искусство. Обмирщение. «Живоподобные» персонажи, реалистические тенденции. Новым критерием служит эстетический (красивый), а не божественный (духовный) идеал. Объёмность, телесность, светотень, прямая перспектива. Художественным центром стала Оружейная палата. С 1655 г её возглавлял боярин Богдан Хитрово, ценитель и знаток искусства. !

Номер слайда 19

Работой мастеров руководил крупнейший живописец XVII века Симон Ушаков (1626-1686). За работу в Оружейной палате был возведён в дворянское звание. Он был не только художником, гравировщиком, но и учёным, богословом, педагогом. Вместе с Симоном Ушаковым трудились лучшие иконописцы: Иосиф Владимиров. Фёдор Зубов. Яков Казанец. Степан Резанец. Георгий Зиновьев и др. Все они стремились изобразить религиозные сюжеты так, «как в жизни бывает».

Номер слайда 20

На рубеже XVI - XVII вв. в изобразительном искусстве существовали два разных художественных направления. !Первое - так называемая годуновская школа. Названа так потому, что большинство произведений было исполнено по заказу Бориса Годунова. Художники этого направления продолжали в иконописи рублевско – дионисиевское направление. Выделение «годуновской школы» носит достаточно условный характер: одни и те же царские иконописцы создавали произведения, относимые и к годуновской, и к традиционно противопославляемой ей строгановской школе иконописи.

Номер слайда 21

!Второе - "строгановская школа", условно названная так потому, что некоторые иконы выполнялись по заказу Строгановых, известных солепромышленников и купцов. Для строгановской иконы характерны: камерность (небольшие размеры), мелочное письмо (тщательная прорисовка мелочей), изощренность рисунка, обилие золота и серебра. Иконы строгановской школы больше напоминают произведение ювелирного искусства, чем молельный образ. До нашего времени дошли имена лучших иконников строгановской школы - Прокопия Чирина, Никиты, Назария, Федора и Истомы Савиных и пр.

Номер слайда 22

Прокопий Чирин Одна из известных работ П. Чирина – «Никита – воин». !

Номер слайда 23

 Еще одним известным творением П. Чирина является небольшая икона «Иоанн Предтеча, ангел пустыни».

Номер слайда 24

Симон Ушаков. Был виднейшим русским живописцем XVII в., теоретиком искусства, стремившимся реформировать церковную живопись. «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ». «Древо Московского государства – похвала Богоматери Владимирской». !

Номер слайда 25

Икона представляет древо Московского царства, произрастающее из Успенского собора Московского Кремля. Медальон с образом Владимирской иконы Богоматери помещен в центре иконы, среди ветвей и цветов. Князь Иван Калита насаждает древо у подножия Успенского собора, а митрополит Петр поливает корни растения из кувшина, с их именами традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Петр начал строительство Успенского собора Московского Кремля, где ныне покоятся его мощи. По сторонам от них – царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева.

Номер слайда 26

От древа идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Главные плоды древа – русские святые, изображенные в медальонах-венках со свитками-молениями в руках. Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Симон Безмолвник, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак. В иконе Симона Ушакова это древо символизирует духовные подвиги изображенных. Их родство в том, что все они – святые Русской земли. Московское царство, а точнее – Кремль – его духовный и политический центр.

Номер слайда 27

Симон Ушаков «Спас Нерукотворный» 1658. Написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году Андрей Рублёв. Спас Нерукотворный. !

Номер слайда 28

Восточное предание о Нерукотворном образе, более древнее, прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Авгарем V и, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Отсюда название – Спас Нерукотворный.

Номер слайда 29

Симон Ушаков «Троица». 1671 ! Андрей Рублёв. «Троица»

Номер слайда 30

Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трех странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским (дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога). Ангелы предрекают им рождение сына Исаака. Икона ветхозаветной Троицы написана Ушаковым для Гатчинского дворца с соблюдением всех канонов, композиционно повторяет "Троицу" Рублева и, кроме того, учитывает греческие образцы. При этом Ушаков пытается «осовременить» иконографию. Богатая сервировка стола, европейские дворцы вместо "палат" Авраама, дуб Мамврийский, снова ставший не столько символом, сколько реальным деревом, в тени которого происходят события, лица ангелов "как живые"... - все символическое, "горнее" в иконе подменяется "реалистическим", земным, дольним".

Номер слайда 31

Фресковая живопись. Во фресковой росписи появляются следующие особенности: декоративизм и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни.

Номер слайда 32

Мастер из Оружейной палаты Гурий Никитин с большой артелью расписал в 1681 г. ярославскую церковь Ильи Пророка, Дмитрий Григорьев - Плеханов со своей артелью - церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Темы Священного Писания превращаются в увлекательные новеллы, их религиозное содержание остается, но приобретает иной оттенок. Люди во фресковых росписях этого времени очень деятельны: они строят, воюют, торгуют, пашут, ездят в карете и верхом; все сцены достаточно многолюдны.

Номер слайда 33

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680г. - 1681г.) артель Гурия Никитина ! Жатва

Номер слайда 34

Портретный жанр. Парсуна. "). Портрет - парсуна (от искаженного слова "персона"). Изображения Ивана IV из Копенгагенского национального музея, князя М.В. Скопина-Шуйского еще пишутся в соответствии с каноном, еще близки к иконе, но в них уже есть определенное портретное сходство. !

Номер слайда 35

Портрет царя Алексея Михайловича. (Конец 1670 - начало 1680 гг.) Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы) !

Номер слайда 36

Церковь, особенно старообрядцы-раскольники, яростно сопротивлялись новому направлению в живописи. Вот как обличал новшества в искусстве протопоп Аввакум: «Пишут Спасов образ Эммануила, лице одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстыя, персты надутыя, тако же и у ногбедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинён. Всё писано по плотскому умыслу… Ох, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев». Однако, несмотря на каноны и запреты церкви, светские тенденции набирали силу во всех видах искусства.

Номер слайда 37

Декоративно-прикладное искусство. В прикладных искусствах также проявляется процесс обмирщения: мастера явно тяготеют к повышенной декоративности, пышной орнаментации.

Номер слайда 38

Архитектура. В архитектуре XVII века происходили большие изменения: шли поиски новых архитектурных форм, культовое зодчество все более сближалось с гражданским. Доминирующий стиль построек – барокко.  В архитектуре XVII можно выделить три этапа:      - в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия;      - середина века - 40-80-е годы - поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени;      - 90-е годы - утверждение зодчества нового времени. !

Номер слайда 39

Архитектура «Обмирщение». Гражданское строительство. Отход от строгих средневековых канонов, стремление к внешней декоративности. Русский стиль «дивное узорочье» Перестройка Московского Кремля. После Смутного времени были восстановлены стены и башни. В 1624-1625 гг. зодчие Бажен Огурцов и англичанин и Христофор Головей возвели многоярусную шатровую вышку над Фроловской (Спасской с 1658 г.)) башней Кремля. Христофор Головей – куранты на Фроловской башне в 1621 г. !

Номер слайда 40

Нарядные башни в Новодевичьем и Донском монастырях. Новодевичий монастырь Донской монастырь. ! !

Номер слайда 41

 В 30-х гг. было сооружено крупнейшее светское здание на территории Московского Кремля - Теремной дворец царя Михаила Фёдоровича «Зело причудные палаты» (1635-1636). Архитекторы: Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков). ! 3-х этажное здание на высоком подклете, увенчанное высокой кровлей «теремком» с верхней террасой – гульбищем. Украшено двумя поясами лазурных изразцов, а окна – резными наличниками с гирьками.

Номер слайда 42

Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя хоромы с богатым декоративным убранством. Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (барокко). Палаты боярина Троекурова в Георгиевском переулке (барокко) !

Номер слайда 43

В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом дере­вянного зодчества стал, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В 1768 г.в. дворец был разобран из-за ветхости. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. 1668 г. !

Номер слайда 44

Клетские храмы – прямоугольный сруб-клеть, покрытый двускатной кровлей, на которой возвышается маковка с крестом. Церковь Воскрешения Лазаря на острове Кижи. Шатровые храмы – пирамида из четверика, восьмерика и шатра. Церковь запрещала шатровые храмы и предписывала строить монументальные пятиглавые храмы. Тогда русские зодчие перенесли шатры на колокольни и крыльца. В деревянном культовом зодчестве выделялись четыре основных типа церквей: Церковь Спаса на Городу. 1672, г. Ярославль !

Номер слайда 45

Ярусный храм, представляющий нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) в Торжке Тверской области. Многоглавые храмы. Церковь Преображения в Кижах с22 куполами.

Номер слайда 46

Заказчиками всё чаще становились купцы и посадские общины. Именно в этих храмах выразительно проявилось дивное узорочье, светскость, демократизм. Формируются элементы стиля барокко. Характерной в этом отношении является церковь Троицы в Никитниках. ! Она была построена в Москве по заказу богатого купца Григория Никитникова, контролировавшего в Ярославле всю торговлю на Волге. Экстерьер храма украшает богатая каменная резьба в виде рельефов, арок с висячими гирьками, бочкообразных колонок, кладки из фигурного кирпича, кокошников «вперебежку» и т.д. Яркое здание было так же рекламой торговому дому Никитниковых. Внутреннее устройство не совпадат с внешним, что отличает храмы этого типа от древних канонических крестово-купольных сооружений.

Номер слайда 47

Другие храмы в стиле узорочья очень индивидуальны и вместе с тем их роднят уже перечисленные черты. В 1649-1652 гг. в самом начале Малой Дмитровки была возведена церковь Рождества в Путинках. !

Номер слайда 48

В 1647-1650 гг. на деньги богатых купцов братьев Скрипиных возводится церковь Ильи Пророка. !

Номер слайда 49

Под влиянием патриарха Никона во второй половине XVII в. осуществляется ряд монументальных построек, выполненных в стиле предыдущего столетия, имевших целью показать силу Русской церкви. Одной из таких построек стал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. !

Номер слайда 50

С 1690-х годов в русской архитектуре появился ещё один новый стиль, условно именуемый «нарышкинским» или «московским» барокко.. Однако сходство с европейским барокко было чисто внешнее. Большинство храмов строились по заказу бояр Нарышкиных, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Характерными чертами нового стиля являлись: многоярусность; центричность, симметрия; декор из белокаменных кружев; украшение наличников окон «петушиными гребешками»; использование верхнего восьмерика в качестве колокольни.

Номер слайда 51

Наиболее яркий памятник этого стиля – Церковь Покрова в Филях, построенная в 1693-1694 гг. на средства брата царицы Льва Нарышкина. !

Номер слайда 52

Талантливым воплотителем идей Нарышкина стал его крепостной зодчий Яков Бухвостов. Одним из ярких произведений зодчего стала церковь Троицы в Троице-Лыкове (1698-1704). !

Номер слайда 53

Архитектура 90-х годов. Церковь Знамения Богородицы, которая стала самым ярким архитектурным произведением в стиле голицынского барокко. !

Номер слайда 54

9. ВЫВОДЫ: 1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени, подготовившем коренные преобра­зования XVIII в. 2. Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения. 3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании ин­тереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. !

Номер слайда 55

4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие па­мятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры. 5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры. !

Информация о публикации
Загружено: 29 ноября
Просмотров: 3422
Скачиваний: 45
Алимова Рина Назымовна
МХК, 10 класс, Презентации