[28 апреля] Международная онлайн-конференция «EdTech педагога-практика» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» апрель 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 апреля по 30 апреля

Презентация "Массовая культура"

Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок обществознания в 10 клаcсе (профильный уровень) на тему "Массовая культура". Материал будет также полезен учащимся для самостоятельного изучения темы, закрепления пройденного материала или при подготовке домашнего задания. Презентация может быть использована учителем для проведения урока он-лайн (удаленно).
библиотека
материалов
Содержание слайдов
Номер слайда 1

Номер слайда 2

План урока 1. Культурное многообразие 2. Массовое общество и человек массы 3. Сущность и особенности массовой культуры 4. Массовая культура в России 5. СМИ и массовая культура 6. Массовая культура - вырождение общества?

Номер слайда 3

1. Культурное многообразие Народное искусство включает ценности не только «Потребляемые», но и творимые , создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. В XIX в. английский археолог Дж.Томсон придумал слово «фольклор» (от английского folk - народ, lore - знания, мудрость). Это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т.е. народного искусства.

Номер слайда 4

1. Культурное многообразие Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хореография (танцы), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка).

Номер слайда 5

1. Культурное многообразие Народное искусство развивалось в рамках обычаев и традиций, чаще существовало в бесписьменной форме. Этот вид искусства разнообразен по жанрам. Произведения народного искусства, как правило, анонимны, являются результатом коллективного творчества.

Номер слайда 6

1. Культурное многообразие Произведения высокого (элитарного) искусства отличаются высокой сложностью выразительных форм и содержания, что делает их практически недоступными для иных групп общества.

Номер слайда 7

1. Культурное многообразие Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искусстве.

Номер слайда 8

1. Культурное многообразие Высокое искусство предполагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя, создаваемую торжественным, пышным оформлением тех помещений, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, театров.

Номер слайда 9

1. Культурное многообразие Культура не является чем то монолитным и единым. Культурные интересы и ценности отличаются у представителей разных народов. Внутри одного народа также есть культурные различия: - не является культура стариков одинаковой с молодежью, культура больших городов не равнозначна культуре деревень, культура артистов Большого театра не идентична культуре работников автомобильного завода или продуктового рынка.

Номер слайда 10

2. Массовое общество и человек массы Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему производство товаров. Начался процесс стандартизации не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды. Процессы стандартизации затронули и духовную культуру.

Номер слайда 11

2. Массовое общество и человек массы Использование в производстве новых технологий потребовали развития образования, прежде всего начального. В 1870-е гг. в Великобритании было введено обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, а в конце столетия отменена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.

Номер слайда 12

2. Массовое общество и человек массы На рубеже XIX-XX вв. «культура для образованных» стала уступать место «культуре для всех». Первыми появляются произведения на бумажных носителях (беллетристика, комиксы, бульварная пресса).

Номер слайда 13

2. Массовое общество и человек массы Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет с массовым человеком связывает кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Массовое общество породило его типичного представителя - человека массы, главного потребителя массовой культуры. Философы начала ХХ в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица».

Номер слайда 14

2. Массовое общество и человек массы Элитарное меньшинство - те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ничего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами массового человека Ортега считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную неблагодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. В середине ХХ в. массового человека стали соотносить со вполне благонамеренной частью общества - со средним классом. Их стандарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы принимаются обществом как нормальные, всеобщие. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «общество массового среднего класса».

Номер слайда 15

2. Массовое общество и человек массы Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием технического прогресса, механизации труда, секуляризацией культуры, урбанизации, распространении рыночных отношений, становления системы всеобщего образования.

Номер слайда 16

3. Сущность и особенности массовой культуры - Общедоступность Произведения массовой культуры просты для понимания и не требуют специальной подготовки. Массовая культура создана для отдыха и развлечения, а не для решения философских проблем. - Занимательность Массовая культура обращается к понятным всем сторонам жизни, стараются увлечь развитием сюжета. В финале чаще всего «Happy end». - Серийность, тиражируемость Продукты рассчитаны на массовое потребление; повторяемость сюжетных ходов, похожесть героев.

Номер слайда 17

- Пассивность восприятия Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требуют от потребителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. С развитием визуальных жанров эта тенденция еще более усилилась. 3. Сущность и особенности массовой культуры Отличительные черты массовой культуры: - Коммерческий характер Продукт массовой культуры – это товар, предназначенный для массовой продажи. Производители подобной продукции ориентируются на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции.

Номер слайда 18

4. Массовая культура в России Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы. Распространяются литературные издания таких жанров, как детектив, приключенческая повесть, любовный роман. У фабричной молодежи, мещан становятся популярными такие танцы, как кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

Номер слайда 19

4. Массовая культура в России В 1920-1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе начала новая власть. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности «бедноты». Отвергался набор ценностей западного общества - достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. Формирующаяся в СССР разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного общества - уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

Номер слайда 20

4. Массовая культура в России В 1920-1950-е гг. в СССР были созданы массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура.

Номер слайда 21

4. Массовая культура в России В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения, стало развиваться массовое телевещание, в семьях холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных - личный автотранспорт. Благодаря этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой – более зависимым от рынка товаров массового потребления. В стране шел активный процесс перехода к массовому, индустриальному, потребительскому обществу.

Номер слайда 22

4. Массовая культура в России Общим в развитии массовой культуры на Западе и в России является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры). К особенностям развития массовой культуры в России относится слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-образовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в крупных городах.

Номер слайда 23

4. Массовая культура в России Реклама в ряде случаев не действует по прямому назначению, не несет потребителю полезной информации о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются в расчете на среднего потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как признаки элитарности. Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.

Номер слайда 24

5. СМИ и массовая культура СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, кино, интернет) проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества. СМИ выполняют не только информационные, но и другие значимые социальные функции.

Номер слайда 25

5. СМИ и массовая культура В XVII в. во многих европейских странах появились первые газеты и журналы. 2 января 1703 г. по указу Петра I в России начала выходить газета «Ведомости». В XIX веке пресса разделилась на качественную и массовую.

Номер слайда 26

5. СМИ и массовая культура В ХХ веке появилась «жёлтая пресса» - издания делающие ставку на дутые сенсации, скандальные материалы, не связывающие себя этическими нормами и ограничениями. Одна из разновидностей таких изданий получила название «таблоид».

Номер слайда 27

5. СМИ и массовая культура В ХХ веке появились радио, телевидение, в конце века – Интернет. Неуклонно возрастает влияние СМИ на массовое сознание (первое выступление «Битлз» в США смотрели по телевидению 73 млн.чел (1964 г.), высадка американских астронавтов на Луну в 1969 г. транслировалась в прямом эфире на весь мир (кроме СССР и КНР).

Номер слайда 28

5. СМИ и массовая культура В XXI веке Интернет охватил практически весь мир. Спутниковое телевидение доступно в самых отдаленных точках мира.

Номер слайда 29

6. Массовая культура - вырождение общества? - Благодаря возможностям СМИ низкопробная массовая культура проникает во все слои общества, снижает аудиторию «качественной» культуры и общий культурный уровень общества; - массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта; - массовая культура насаждает приоритет материального благополучия, надежду на случайное обогащение (шоу с денежными призами), оценивает человека по размеру его богатства; - В ее основе – идеология коммерческого успеха, пробуждает примитивные желания, низменные чувства, порочные наклонности.

Номер слайда 30

6. Массовая культура - вырождение общества? Произведения массовой культуры могут быть и великолепными, и средними и совсем убогими. Среди творцов массовой культуры есть выдающиеся деятели искусства

Номер слайда 31

Выводы - В основе культуры лежит свободный выбор. - Каждый выбирает приоритеты сам. - Природа дает нам нашу биологическую сущность и «оболочку», сделать из нас ЧЕЛОВЕКА можем только мы сами!

Номер слайда 32

Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Номер слайда 33

Домашнее задание Изучить параграф 35 2. Вопросы «Проверьте себя» на стр.379 (устно) 3. Задания «Подумайте. Обсудите» стр.380 №1-№5 (подготовиться для работы на уроке)

Информация о публикации
Загружено: 31 марта
Просмотров: 12849
Скачиваний: 281
Нафор Маточ
Обществознание, 10 класс, Презентации
Скачать материал