Презентация "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях"

Презентация к уроку №2 (обществознание_профиль_10 класс)
Скачать материал
библиотека
материалов
Содержание слайдов
Номер слайда 1

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Номер слайда 2

Домашнее задание. Учебник §2 читать, устно отвечать на вопросы в конце презентации. Закончить работу с конспектом

Номер слайда 3

Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем. А. С.-Экзюпери

Номер слайда 4

Мифологическое сознание. Понятие архетипа

Номер слайда 5

МИФ - ОСНОВА РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.

Номер слайда 6

МИФ - ОСНОВА РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека. Черты мифа:очеловечивание природы;наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

Номер слайда 7

МИФ - ОСНОВА РАННИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ Складываясь из реальных и фантастических элементов, мифы служили «кирпичиками» мироустройства и помогали человеку сделать мир объяснимым и гармоничным. Мифы несли в себе значительное число социальных функций:поддержанием традиции и непрерывности культурного развитияони способствовали выработке погребальной традиции, важной для нормального функционирования общества, его долговечности и культурного воспроизводства.

Номер слайда 8

Мифологическое сознание древнего человека. То, о чем повествует миф – не вымысел. Человек и природа не противостоят друг другу. Мир природы наделяется человеческими характеристиками. Все, что способно воздействовать на органы чувств – реальность (сон – часть реальности)Человек не искал причины (почему происходит событие или явление), а искал ответ на вопрос «кто?» (по чьей воле совершилось событие). Чаще всего это воля богов. Особое восприятие времени (по временам года или циклам жизни человека: детство, молодость, старость)

Номер слайда 9

Номер слайда 10

Номер слайда 11

Космогонические мифы. Происхождение космоса

Номер слайда 12

Космогоническое отделение неба от земли повлекло за собой возникновение универсальных мифологических моделей мира - вертикальную и горизонтальную.

Номер слайда 13

Космогоническое отделение неба от земли повлекло за собой возникновение универсальных мифологических моделей мира - вертикальную и горизонтальную. центр мирарека, дорога

Номер слайда 14

Номер слайда 15

Номер слайда 16

Мировое древо – вертикальная модель мира. Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) — преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство. Мировое дерево, древо жизни —мировая ось и символ мироздания в целом.

Номер слайда 17

Мировое древо. На этих трех уровнях размещался весь животный мир, олицетворенный орлом на верхнем уровне; оленями, поедающими листья, на среднем уровне; змеем, грызущим корни, - на нижнем. Три членения по вертикали соотносились с понятием времени (прошлое, настоящее, будущее) и генеалогией (предки, живущее поколение, потомки)Мировое древо интерпретируется также как древо жизни или древо познания

Номер слайда 18

Мировое древо. Число 3 стало в мифопоэтической традиции символом динамического процесса (рождение, жизнь, смерть) и абсолютного совершенства (небо, Бог, Абсолют). троичность, триада, троицачеловек рассматривается как триединство тела, души и разума (или духа)три героя сказоктри предсказания будущеговолшебное, человеческое и природное

Номер слайда 19

Мировая гора. Эквивалентом мирового древа являлась мировая гора, которая не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его. Это образ мира, двухчастная модель Вселенной, символизирующая членение мира на две основные части – мир людей (подножие горы) и мир богов (вершина горы). Разные народы населяли богами вершины гор.

Номер слайда 20

Мировая гора (древо)Образ мирового древа (горы) в вертикальной модели получил множество воплощений. Это обелиск, колонна, триумфальная арка, трон, крест, храм. Деталь мозаики арабских мастеров во дворце короля Ружера II в Палермо.

Номер слайда 21

Интеллект-карта

Номер слайда 22

Образец: Интеллект-карта

Номер слайда 23

Древнекитайская философия

Номер слайда 24

Номер слайда 25

Основные направления древнекитайской философии

Номер слайда 26

В человеке соединены темное и светлое, доброе и злое, женское и мужское. Он занимает срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное, пассивное) и ян (светлое, активное). Человек – посредник между Небом и землей. Он – не Царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека – следовать естественному ходу вещей. Так видели мир сторонники одной из 6 древнекитайских философских школ – даосизма (учение о пути «дао»). Крупнейший представитель – Лао Цзы. Инь и ян. Лао Цзы. ПУТЬ «ДАО»

Номер слайда 27

Даосизм. Существует два типа энергии: 1) «дао» (путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту) и 2) «дэ» (благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «дао» преобразовалось в окружающий мир). Все в мире взаимосвязано. Существует круго­оборот материи в природе. Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние. Особа императора священна, через императора на все человечество сходит «дэ». Путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей. Необходимо во всем уступать друг другу.

Номер слайда 28

благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно. Моизм. Смысл - в идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе. Конфуций(551-497 гг. до н.э.)Конфуцианство. Гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Главное правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Большое внимание уделял вопросам «правильного» государственного устройства. Государство – большая семья. Государь – отец и мать народа. Все должны .подчиняться морали

Номер слайда 29

Конфуцианство. Человек – прежде всего, участник социальной жизни. Принципы: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию;подчиняться императору;сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным.{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Основные вопросы: Ответы на вопросы: 1. Как необходимо управлять людьми? Управлять обществом следует мягко. 2. Как вести себя в обществе? Золотое правило поведения людей в общест­ве: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Номер слайда 30

Номер слайда 31

Легизм (школа законников ФА-ЦЗЯ)Человек обладает изначально злой природой. Движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы. Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны. Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения. Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся. Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием. Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы. Законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы. Государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству). Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Номер слайда 32

Древнекитайская философия: общие черты. Сочетание космоцентризма и антропоцентризма. Человек является сгустком трех видов космической энергии (цзин (материальная энергия зарождения), ци (духовно-материальная энергия), шэнь (духовная энергия)). Дополнительно выделяют два вида сексуальной энергии (ян – мужская и инь – женская); отсюда все сущее делится на два противоположных начала мужское и женское. В основе всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь. Отсчет человеческой жизни начинается с момента зачатия. После смерти человек (его «шэнь») остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми. В качестве духовного центра человека выделяется сердце. Призывается ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность. Признается приоритет коллективных ценностей.

Номер слайда 33

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Номер слайда 34

«В обществе, озабоченном прежде религиозно-духовными проблемами, практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной …. « (с)

Номер слайда 35

Особенности менталитета и культуры Древней Индии. Неразвитость исторического сознания (отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным)Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Обращенность к Вселенной (в тайны мироздания) и внутрь человеческого мира ( философия и йоги)Удивительная музыкальность и танцевальность. Особое почитание любви — чувственной и физической

Номер слайда 36

Развитие религиозных культов. Буддизм обещает спасение верующим любой варны или касты. Джайнизм – религия, проповедующая непричинение зла всему живому. Сикхизм - самостоятельная религия с XVI века, выступает против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Номер слайда 37

Веды- главный источник сведений о жизни индийцев в индоарийский период, они были написаны на Санскри́те (древний литературный язык Индии), уступающий по древности только  хеттскому из Месопотамии. Для него характерно многобожие и наделение человеческими качествами животных, предметов (антропоморфность)Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом

Номер слайда 38

БОГСоздатель БРАХМАСпаситель ВИШНУРазрушитель ШИВАБрахманизм

Номер слайда 39

Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Вишну. VII в.  Пакистан. Бронза

Номер слайда 40

Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Шива . VIII-IX вв.  Штат Химачал-Прадеш, Индия. Латунь. «Танцующий бог Шива». Бронза. 11–12 вв.

Номер слайда 41

Ка́рмасанскр. कर्म — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् ка́рман — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма определяет характер, судьбу, социальное положение.

Номер слайда 42

Реинкарнация (греч. ρε-, «снова» + греч. ενσάρκωση, «воплощение») – группа верований, согласно которым бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.

Номер слайда 43

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Буддизм. Стоящий Будда. Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э. (Токийский национальный музей)

Номер слайда 44

Буддизм1. Существование человека неразрывно связано со страданием.2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь.верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками

Номер слайда 45

Хинаяна. Махаяна. Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений. На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий. Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей. Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений. Отсутствуют обряды и магия. Отсутствуют иконы и культовая скульптура. Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение. Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения. Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи. Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству. Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв. Основные направления буддизма

Номер слайда 46

Древнеиндийская философия: общие черты. Существует три вида сознания: материальное («пракрити»), чистое сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди), сознание сновидения, мираж («майя»). Душа состоит из двух начал: атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни). Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы. Реинкарнация – система перерождений бессмертной души. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция души прекращается. Души, достигшие мокши, становятся Махатмами – Великими Душами. Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает.

Номер слайда 47

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Номер слайда 48

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Номер слайда 49

Этапы античной философиидревнегреческая философия (625 в до н.э. - 322 до н.э.)2) древнеримская и эллинистическая философия (4 в. до н.э. – 529 г. н.э.) Первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.

Номер слайда 50

Античная философия: основные направления{F5 AB1 C69-6 EDB-4 FF4-983 F-18 BD219 EF322}Направления. Основатели, представители. СУТЬСофизм. Протагор, Сократ. Киники. Диоген Синопский. Стоицизм. Сенека, Марк Аврелий. Идеализм. Материализм. Платон. Аристотель. Эпикуреизм. Эпикур

Номер слайда 51

Софизм. Софизмы – логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось, в итоге, ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Сократ отошёл от софизма. «Майевтика» Сократа – метод диалога, построенный на основе логических приемов с наводящими вопросами и последовательными соглашениями собеседника, подводящий его к самостоятельному нахождению истины. Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ занимался просвещением толпы, что не понравилось правителям Афин, его объявили смутьяном, судили и казнили.

Номер слайда 52

Номер слайда 53

Номер слайда 54

Киники. Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) и проверка данного образа жизни на себе. Особенности: асоциальная свобода (то есть свободы вне общества); добровольный разрыв социальных связей; отсутствие постоянного места жительства; паразитический образ жизни, попрошайничество; предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной; восхваление физической и духовной бедности;

Номер слайда 55

Киникикрайний аскетизм; замкнутость; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; непризнание авторитетов; воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

Номер слайда 56

Номер слайда 57

ПЛАТОН

Номер слайда 58

Идеализм (линия Платона)Типы государства: 1) монархия – справедливая власть одного человека; 2) тирания – несправедливая власть одного человека; 3) аристократия – справедливая власть меньшинства; 4) олигархия – несправедливая власть меньшинства; 5) демократия – справедливая власть большинства; 6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; 7) идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах. Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Номер слайда 59

Идеализм (линия Платона)План государственного устройства Платона:все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины должны иметь лишь небольшую долю личной частной собственности;жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;не существует брака, все жены и дети общие;допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Номер слайда 60

Материализм (линия Демокрита)Аристотель. Человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство. Типы государства: «дурные» (тирания, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия)) и «хорошие» (монархия, аристократия, полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии – идеальное государство «среднего класса»).

Номер слайда 61

Аристотель. Государства бывают:• правильные - монархия, аристократия, демократия;• неправильные - тирания, олигархия, охлократия. Идеал государства - политая (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства

Номер слайда 62

Номер слайда 63

Находи удовольствие даже в самом малом, что дала тебе судьба«Ищите во всём позитивное» (с)

Номер слайда 64

Материализм (Эпикуреизм)Основные положения «Эстетики» Эпикура:своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);человек есть результат биологической эволюции;боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;душа является особым видом материи, поэтому она смертна, как и тело;человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;счастье человека состоит в удовольствии (отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия));нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Номер слайда 65

Подведение итогов темы. Первые философские учения исходят из тесной связи человека с природой. Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон: человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон); человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм); человек – существо материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники);человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм). Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.

Номер слайда 66

Каковы особенности мифологического сознания людей древности?Проанализируйте взгляды философов Древней Индии. Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая. Почему буддизм называют атеистической религией? В чем проявилась созерцательность даосизма? Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство? Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»? В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте. Что их объединяет, а что различает?

Информация о публикации
Загружено: 27 мая
Просмотров: 389
Скачиваний: 8
Мальцева Елена Сергеевна
Обществознание, 10 класс, Презентации