Презентация "Анализ драмы А.Н. Островского "Гроза"

Презентация может использоваться на уроках литературы при изучении драмы А.Н. Островского "Гроза" как опорный конспект.
Скачать материал
библиотека
материалов
Пьеса « Гроза» А. Н. Островского
Смысл названия пьесы «Гроза»{93296810-A885-4 BE3-A3 E7-6 D5 BEEA58 F35}Природное явление. Гроза как природное явление становитсяфоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Социальное столкновение. Столкновение убеждений консервативнонастроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы
Жанровое своеобразие пьесы. Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.
5. Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий
4. Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д. I, явление 1-4).
 Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д. I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.
Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явление 4).
Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д. V, явление 7).
Организация пространства и времени в драме «Гроза»Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся в средневековье время «Домостроя»Домзамкнутое(«душное»)безопасное За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора Побег из города Кудряш и Варвара. За пределами города середина 19 века. Овраг (низкое место) место свиданий=измены«падение», грех. Волга - символ хода(тока) времени. Омут (глубокое место на реке)Крутой берег(высокое место)полёт, Бог Кулигин - представитель эпохи Просвещения 18 в._+Катерина падение=полет. Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы.
Основной конфликт. А. Н. Островский показал, как «зреет протест против вековых традицийи как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».. Конфликт между «темным царством» и новымчеловеком, живущим по законам совестиppt_x
Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».
К нему присоединяются конфликты : Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
3. Система художественных образов.«Темное царство»: Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон
Значение имен в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный
Город Калинов и его обитатели
Расскажите о жителях Калинова. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Действие происходит в городе. Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города-Базарная площадь, неподалекустарая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостьюи жестокостью отличаются хозяева города.
Городок Калинов. Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…»
Городок Калинов - типичная картина русской провинциальнойдействительности. В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев. Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...  (Кулигин)
{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Город Калинов и его обитатели. Законы, по которым строится жизнь в городе У кого деньги – у того и власть. У кого власть, тот пользуется ею безраздельно. Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению. Запретить любое проявление живого человеческого чувства. Заставить лгать, приспосабливаться.«Тёмное царство» Олицетворяют гнетущую власть. Враги всего живого и нового. Кабаниха, Дикой. Жертвы «тёмного царства» Угнетённые и бесправные Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства». Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.
Кто такой самодур?Самодур – человек, который действует по своей прихоти, по своему произволу,унижая достоинство других
Самодуры русской жизни «…беда, как его поутру кто-нибудь рассердит!» (Кудряш)«Как не ругать! Он без этого дышать не может…» (Кудряш)«Ханжа… Нищих оделяет,а домашних заела совсем» (Кулигин)
Савёл Прокофьич Дикой. Дикой – «глупый,шальной, безумный, сумасшедший»Прокофий – «успевающий»Диковать – дурить, блажить, сходить с ума
Савёл Прокофьич Дикойразнузданциниченневежествененжестокгрубжаденлюбит выпитьмалодушенбоится Богасознаёт, что грешит
Марфа Игнатьевна Кабанова. Марфа – «наставница»Игнатий – «сам себя поставивший»Кабан – дикая свирепая свинья
Марфа Игнатьевна Кабановаханжадеспотневежественнавластнаяникого не любит?хранительница домостроевских устоев?
Молодое поколение – мир, противостоящий «тёмному царству»,илижертвы самодуров?
Варвара и Кудряш«Лишь бы всё шито-крыто было…»
Тихон и Борис«Где уж мне своей волей жить…»
Кулигин«МЕЧТАЕТ СЕБЕ И СЧАСТЛИВ»«Что ж делать, сударь, надо старатьсяугождать как-нибудь»«Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая травка, каждый цветок радуется, а мы боимся, точно напасти какой»
протест - озорство. Варвара и Кудряш«Лишь бы всё шито-крыто было…»
Бориспротест - примирение«Где уж мне своей волей жить…»
Кулигин«МЕЧТАЕТ СЕБЕ И СЧАСТЛИВ»колеблющаяся позиция
Тихон протест – разгульное пьянство«Где уж мне своей волей жить…»
«…Под давлением тёмной силы развиваются характеры молодогопоколения. Они не способны к борьбе,хотя иногда и вдруг прорывается гнев,обращённый против самодурства;они просто – напросто приспособилиськ этой жизни.» Н. Добролюбов
Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}героицитаты«самодуры русской жизни»Кабаниха. Дикой«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»смирившиеся. Тихон Борис«Где уж мне своей волей жить»приспособившиеся. Варвара. Кудряш«Лишь бы всё шито-крыто было…»Катерина«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»Кулигин«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»
Быт и нравы «темного царства»
. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?Докажите справедливость слов Н. Добролюбова. Ничего святого, ничего чистого,ничего правого в этом темноммире: господствующее над нимсамодурство, дикое, безумное,неправое, прогнало из него всякоесознание чести и права…» (Н. Добролюбов)
Самодуры русской жизни»Что означает слово «самодур»?Каково ваше представление о Диком?Что является причиной необузданного произвола Дикого?Как он относится к окружающим?Уверен ли он в безграничности своей власти? Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры. Дикой Савел Прокофьич - типичныйпредставитель «темного царства».
Сформулируем вывод. Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страстьк ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.
Самодуры русской жизни»1. Каково ваше представление об этомперсонаже? 2. Как она относится к своим домашним?Каково ее отношение к «новым порядкам»?3. В чем сходство и различие характеров. Дикого и Кабанихи?4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры. Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».
Сделаем вывод. Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства».
Молодые герои пьесы. Катерин. Борис. Тихон. Варвара. Кудряш. Дайте характеристику каждому литературному герою
Сделаем вывод. Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученныйукорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.
Борис - мягкий, добрый, действительно понимает. Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способенбороться за свое счастье, выбирает путь смирения
Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нееложь - защита от законов «темного царства». Она убежалаиз дома, но не покорилась.
Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всемипутями борется за свое счастье
Борьба Катерины за счастье. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?2. Расскажите историю ее жизни. Приведитепримеры из текста.3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?
Борьба Катерины за счастье. Почему Борис не взял ее с собой?3. Почему она не вернулась к мужу?Достойны ли Борис и Тихон ее любви?Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?
Борьба Катерины за счастье. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?
А. Добролюбов Д. Писарев«луч света в тёмномцарстве»«…вся её жизньсостояла извнутреннихпротиворечий Катерина – «всегда чистая» (греч.)
Первое впечатлениене лицемеритне лжётне приспосабливаетсяуважает к старшимчувство достоинстваstyle.opacity
Катеринав доме свекровив доме родителей«точно птичка на воле»свободамечтательностьрелигиозность«всё как будто из-подневоли»страхгрешные мыслимолитвы не помогаютчувство собственного достоинства решительность
Сцена отъезда Тихона- …хорошая жена, проводивши мужа – то,часа полтора воет, лежит на крыльце…- Не к чему! Да и не умею. Что народ – тосмешить!
Одна, держа ключ в руках. Подумав. Молчание. Задумывается. Задумчиво смотрит на ключ. Прислушивается. Прячет ключ в карман. Решение принято!
Свидание Катерины и Бориса. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
Борис не опора!«Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее…»
Сцена покаяния«АД! ГЕЕНА ОГНЕННАЯ! ВСЁ СЕРДЦЕ ИЗОРВАЛОСЬ!НЕ МОГУ Я БОЛЬШЕ ТЕРПЕТЬ!»
Выбор сделан«Мне что домой,что в могилу – всё равно…В могиле лучше…»
Катеринаглазами героевсвоими глазамипрямодушнаяискренняяверующаябоится грехаимпульсивнаягорячая. Кабаниха:упрямая, лицемерная,обидчивая, греховные помыслы. Тихон: странная. Варвара:чудная, решительная. Борис:чистая, светлаястрадающая
Смерть Катерины – это«… протест против кабановских понятий, протест, доведённый до конца…»
Что привело к трагедии Катерины{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Жизнь Катерины в родительском доме. Жизнь Катерины в доме Кабановой. Сердечное отношение родных. Жестокое отношение Кабанихи. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок. Постоянный духовный бунт. Относительная свобода. Непонимание её натуры и стремлений Тихоном. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненнаявпечатлительность, романтическое отношение к жизни. Влияние жизни у Кабановых на Катерину: осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни; страстное стремление к свободе, любви, счастью
Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы,страшная и до конца не изученная.
Образ грозы в драмеприродное явлениесимвол Божьего гневасимвол страшного суданаказание за грехипереворот в душе
Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей. Гроза – это угроза уходящему, ноеще сильному миру кабановых и диких. Гроза – это христианское поверье:гнев божий, карающий за грехи. Гроза – это зреющиеновые силы в борьбе состарыми пережитками прошлого.
ГРОЗА
 Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.
Финал пьесы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?
«Луч света» или «привлекательная иллюзия»?
 Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»
Добролюбов. Писарев. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе	Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление. Решительный, цельный русский характер	 Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»… Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный	 Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
Добролюбов. Писарев. У Катерины все делается по влечению натуры. Добролюбов отыскал…привлекатель-ные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве  В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
Добролюбов. Писарев. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.	Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. Нам отрадно видеть избавление Катерины. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением. Катерина….-луч света в «темном царстве»Катерина…привлекательная иллюзия
Критика о драме Островского «Гроза»А. Пальховский: «Цель
Критика о драме Островского «Гроза»Н. Ф. Павлов: «...займемся в особенности героинею
Критика о драме Островского «Гроза»E. Н. Эдельсон: «Мы с наслаждением видим усилия автора найти в данных русской же жизни новые начала, способные к борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами, и торжествуем успех автора как бы нашу собственную победу. Мы чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!» (E. Н. Эдельсон, «Библиотека для чтения»,1864 г., №1)
Критика о драме Островского «Гроза»П. И. Мельников-Печерский: «В «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта.
Критика о драме Островского «Гроза»А. А. Григорьев «После
Критика о драме Островского «Гроза»М. М. Достоевский: «В Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его." (М. М. Достоевский, "«Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского", "Светоч", 1860 г. №3) " title="Критика о драме Островского «Гроза»М. М. Достоевский: «В "Грозе" слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. <...> Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его." (М. М. Достоевский, "«Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского", "Светоч", 1860 г. №3) ">
Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <...> Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...> ... у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и анализ.»" title="Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"): «… характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. <...> Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <...> Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...> ... у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и анализ.»">
Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования... <...> К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». " title="Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"): «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет, - она ни перед чем не остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. <...> Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования... <...> К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы». ">
Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.." (Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10) " title="Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"): «Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <...> Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.." (Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10) ">
Критика о драме Островского «Гроза»А. М. Скабичевский: «Кабанова является в этой драме ... представительницей домостроевских принципов... Ее отнюдь нельзя ставить в одну категорию с Диким... У [Дикого] ... самодурство исходит из мешка с деньгами, не имея никаких нравственных оснований и выражается бессмысленным афоризмов вроде: Совершенно не такова Кабанова. У нее постоянно на устах нравственная сентенция. Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится... В "Грозе" положительными началами ... домостроевским является семья Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и полной свободы. <...> С другой стороны, не менее положительным началом драмы является самоучка-часовщик Кулигин, ... разночинец с ... порывами к знанию, свету, с его кротким, гуманным, свободолюбивым и любвеобильным сердцем. Он играет в драме роль хора древних трагедий, выражая и общественное мнение, и взгляды самого автора на представляемые явления жизни. Это один из немногих случаев в деятельности Островского, что он сам является на сцену, произнося устами Кулигина свой собственный суд над действующими лицами драмы. (А. М. Скабичевский, книга "История новейшей русской литературы. (1848-1890)", Санкт-Петербург, 1891 г.) " title="Критика о драме Островского «Гроза»А. М. Скабичевский: «Кабанова является в этой драме ... представительницей домостроевских принципов... Ее отнюдь нельзя ставить в одну категорию с Диким... У [Дикого] ... самодурство исходит из мешка с деньгами, не имея никаких нравственных оснований и выражается бессмысленным афоризмов вроде: "Я так хочу...". <...> Совершенно не такова Кабанова. У нее постоянно на устах нравственная сентенция. Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится... В "Грозе" положительными началами ... домостроевским является семья Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и полной свободы. <...> С другой стороны, не менее положительным началом драмы является самоучка-часовщик Кулигин, ... разночинец с ... порывами к знанию, свету, с его кротким, гуманным, свободолюбивым и любвеобильным сердцем. Он играет в драме роль хора древних трагедий, выражая и общественное мнение, и взгляды самого автора на представляемые явления жизни. Это один из немногих случаев в деятельности Островского, что он сам является на сцену, произнося устами Кулигина свой собственный суд над действующими лицами драмы. (А. М. Скабичевский, книга "История новейшей русской литературы. (1848-1890)", Санкт-Петербург, 1891 г.) ">
Критика о драме Островского «Гроза»Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»: «Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности.»
Критика о драме Островского «Гроза»Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»:«Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем даже и ключ-то был дан ей преимущественно для любовных интересов самой Варвары, и в начале своего монолога Катерина находила даже, что ключ жжет ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон и вследствие этого ночные прогулки прекращаются, Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит, и катастрофу эту производит стечение самых пустых обстоятельств. Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего ума, а тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на стене, в крытой галерее, нарисовано адское пламя; и все это одно к одному — ну, посудите сами, как же в самом деле Катерине не рассказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей?»
Критика о драме Островского «Гроза»Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»:«Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом. Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой. Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».
Н. А. Добролюбов. Н. А. Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».
Д. И. Писарев. Д. И. Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катеринени твердого характера, ни развитого ума…Она разрубаетзатянутые узлы самоубийством, которое является совершеннонеожиданно для нее самой».(Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»)
Темы для сочинения. Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?Могла ли Катерина найти счастье в семье? Главные человеческие пороки жителей провинциального российского городка сер. 19 века (на примере драм А. Н. Островского) Виды любви в драмах А. Н. Островского Катерина – трагедийная героиня в драме «Гроза»
Изучение драмы «Гроза»Опрс по 1-2 действию1 вариант1. Название города, в котором происходят события.2. Кем приходится Борис Дикому?3. Откуда приехал и где учился Борис?4. За что работники жаловались городничему на Дикого?5. Кабаниха ругает Катерину за то, что она неправильно мужа в дорогу проводила. Как правильно?6. Где приглашает Варвара ночевать Катерину после отъезда Тихона?7. Где Борис впервые увидел и почему полюбил Катерину?2 вариант1. Название реки, на берегу которой происходят события.2. Кто такая Феклуша?3. От кого и при каком условии Борис получит наследство?4. Что Дикой ответил городничему по поводу жалобы на него его работников?5. Куда любила ходить Катерина, когда жила у родителей до замужества?6. Что, по мнению Вари, сделает Тихон, как только уедет из дома и выйдет из-под надзора маменьки?7. Где впервые случилось свидание Катерины и Бориса ?
Содержание слайдов
Номер слайда 1

Пьеса « Гроза» А. Н. Островского

Номер слайда 2

Смысл названия пьесы «Гроза»{93296810-A885-4 BE3-A3 E7-6 D5 BEEA58 F35}Природное явление. Гроза как природное явление становитсяфоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Социальное столкновение. Столкновение убеждений консервативнонастроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Номер слайда 3

Жанровое своеобразие пьесы. Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

Номер слайда 4

5. Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям. Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

Номер слайда 5

4. Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д. I, явление 1-4).

Номер слайда 6

Развитие конфликта - в природе дважды собирается гроза (Д. I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.

Номер слайда 7

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

Номер слайда 8

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явление 4).

Номер слайда 9

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д. V, явление 7).

Номер слайда 10

Организация пространства и времени в драме «Гроза»Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся в средневековье время «Домостроя»Домзамкнутое(«душное»)безопасное За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора Побег из города Кудряш и Варвара. За пределами города середина 19 века. Овраг (низкое место) место свиданий=измены«падение», грех. Волга - символ хода(тока) времени. Омут (глубокое место на реке)Крутой берег(высокое место)полёт, Бог Кулигин - представитель эпохи Просвещения 18 в._+Катерина падение=полет. Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы.

Номер слайда 11

Основной конфликт. А. Н. Островский показал, как «зреет протест против вековых традицийи как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».. Конфликт между «темным царством» и новымчеловеком, живущим по законам совестиppt_x

Номер слайда 12

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».

Номер слайда 13

К нему присоединяются конфликты : Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Номер слайда 14

3. Система художественных образов.«Темное царство»: Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон

Номер слайда 15

Значение имен в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный

Номер слайда 16

Город Калинов и его обитатели

Номер слайда 17

Расскажите о жителях Калинова. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Действие происходит в городе. Калинове, расположенном на берегу Волги. В центре города-Базарная площадь, неподалекустарая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостьюи жестокостью отличаются хозяева города.

Номер слайда 18

Городок Калинов. Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…»

Номер слайда 19

Городок Калинов - типичная картина русской провинциальнойдействительности. В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев. Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!...  (Кулигин)

Номер слайда 20

{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Город Калинов и его обитатели. Законы, по которым строится жизнь в городе У кого деньги – у того и власть. У кого власть, тот пользуется ею безраздельно. Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению. Запретить любое проявление живого человеческого чувства. Заставить лгать, приспосабливаться.«Тёмное царство» Олицетворяют гнетущую власть. Враги всего живого и нового. Кабаниха, Дикой. Жертвы «тёмного царства» Угнетённые и бесправные Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства». Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

Номер слайда 21

Кто такой самодур?Самодур – человек, который действует по своей прихоти, по своему произволу,унижая достоинство других

Номер слайда 22

Самодуры русской жизни «…беда, как его поутру кто-нибудь рассердит!» (Кудряш)«Как не ругать! Он без этого дышать не может…» (Кудряш)«Ханжа… Нищих оделяет,а домашних заела совсем» (Кулигин)

Номер слайда 23

Савёл Прокофьич Дикой. Дикой – «глупый,шальной, безумный, сумасшедший»Прокофий – «успевающий»Диковать – дурить, блажить, сходить с ума

Номер слайда 24

Савёл Прокофьич Дикойразнузданциниченневежествененжестокгрубжаденлюбит выпитьмалодушенбоится Богасознаёт, что грешит

Номер слайда 25

Марфа Игнатьевна Кабанова. Марфа – «наставница»Игнатий – «сам себя поставивший»Кабан – дикая свирепая свинья

Номер слайда 26

Марфа Игнатьевна Кабановаханжадеспотневежественнавластнаяникого не любит?хранительница домостроевских устоев?

Номер слайда 27

Молодое поколение – мир, противостоящий «тёмному царству»,илижертвы самодуров?

Номер слайда 28

Варвара и Кудряш«Лишь бы всё шито-крыто было…»

Номер слайда 29

Тихон и Борис«Где уж мне своей волей жить…»

Номер слайда 30

Кулигин«МЕЧТАЕТ СЕБЕ И СЧАСТЛИВ»«Что ж делать, сударь, надо старатьсяугождать как-нибудь»«Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая травка, каждый цветок радуется, а мы боимся, точно напасти какой»

Номер слайда 31

протест - озорство. Варвара и Кудряш«Лишь бы всё шито-крыто было…»

Номер слайда 32

Бориспротест - примирение«Где уж мне своей волей жить…»

Номер слайда 33

Кулигин«МЕЧТАЕТ СЕБЕ И СЧАСТЛИВ»колеблющаяся позиция

Номер слайда 34

Тихон протест – разгульное пьянство«Где уж мне своей волей жить…»

Номер слайда 35

«…Под давлением тёмной силы развиваются характеры молодогопоколения. Они не способны к борьбе,хотя иногда и вдруг прорывается гнев,обращённый против самодурства;они просто – напросто приспособилиськ этой жизни.» Н. Добролюбов

Номер слайда 36

Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}героицитаты«самодуры русской жизни»Кабаниха. Дикой«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»смирившиеся. Тихон Борис«Где уж мне своей волей жить»приспособившиеся. Варвара. Кудряш«Лишь бы всё шито-крыто было…»Катерина«Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»Кулигин«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»

Номер слайда 37

Быт и нравы «темного царства»

Номер слайда 38

. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?Докажите справедливость слов Н. Добролюбова. Ничего святого, ничего чистого,ничего правого в этом темноммире: господствующее над нимсамодурство, дикое, безумное,неправое, прогнало из него всякоесознание чести и права…» (Н. Добролюбов)

Номер слайда 39

Самодуры русской жизни»Что означает слово «самодур»?Каково ваше представление о Диком?Что является причиной необузданного произвола Дикого?Как он относится к окружающим?Уверен ли он в безграничности своей власти? Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры. Дикой Савел Прокофьич - типичныйпредставитель «темного царства».

Номер слайда 40

Сформулируем вывод. Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страстьк ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

Номер слайда 41

Самодуры русской жизни»1. Каково ваше представление об этомперсонаже? 2. Как она относится к своим домашним?Каково ее отношение к «новым порядкам»?3. В чем сходство и различие характеров. Дикого и Кабанихи?4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры. Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».

Номер слайда 42

Сделаем вывод. Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха - точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства».

Номер слайда 43

Молодые герои пьесы. Катерин. Борис. Тихон. Варвара. Кудряш. Дайте характеристику каждому литературному герою

Номер слайда 44

Сделаем вывод. Тихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученныйукорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.

Номер слайда 45

Борис - мягкий, добрый, действительно понимает. Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способенбороться за свое счастье, выбирает путь смирения

Номер слайда 46

Варвара - понимает бессмысленность протеста, для нееложь - защита от законов «темного царства». Она убежалаиз дома, но не покорилась.

Номер слайда 47

Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всемипутями борется за свое счастье

Номер слайда 48

Борьба Катерины за счастье. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?2. Расскажите историю ее жизни. Приведитепримеры из текста.3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

Номер слайда 49

Борьба Катерины за счастье. Почему Борис не взял ее с собой?3. Почему она не вернулась к мужу?Достойны ли Борис и Тихон ее любви?Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

Номер слайда 50

Борьба Катерины за счастье. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

Номер слайда 51

А. Добролюбов Д. Писарев«луч света в тёмномцарстве»«…вся её жизньсостояла извнутреннихпротиворечий Катерина – «всегда чистая» (греч.)

Номер слайда 52

Первое впечатлениене лицемеритне лжётне приспосабливаетсяуважает к старшимчувство достоинстваstyle.opacity

Номер слайда 53

Катеринав доме свекровив доме родителей«точно птичка на воле»свободамечтательностьрелигиозность«всё как будто из-подневоли»страхгрешные мыслимолитвы не помогаютчувство собственного достоинства решительность

Номер слайда 54

Сцена отъезда Тихона- …хорошая жена, проводивши мужа – то,часа полтора воет, лежит на крыльце…- Не к чему! Да и не умею. Что народ – тосмешить!

Номер слайда 55

Одна, держа ключ в руках. Подумав. Молчание. Задумывается. Задумчиво смотрит на ключ. Прислушивается. Прячет ключ в карман. Решение принято!

Номер слайда 56

Свидание Катерины и Бориса. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?

Номер слайда 57

Борис не опора!«Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее…»

Номер слайда 58

Сцена покаяния«АД! ГЕЕНА ОГНЕННАЯ! ВСЁ СЕРДЦЕ ИЗОРВАЛОСЬ!НЕ МОГУ Я БОЛЬШЕ ТЕРПЕТЬ!»

Номер слайда 59

Выбор сделан«Мне что домой,что в могилу – всё равно…В могиле лучше…»

Номер слайда 60

Катеринаглазами героевсвоими глазамипрямодушнаяискренняяверующаябоится грехаимпульсивнаягорячая. Кабаниха:упрямая, лицемерная,обидчивая, греховные помыслы. Тихон: странная. Варвара:чудная, решительная. Борис:чистая, светлаястрадающая

Номер слайда 61

Смерть Катерины – это«… протест против кабановских понятий, протест, доведённый до конца…»

Номер слайда 62

Что привело к трагедии Катерины{5 C22544 A-7 EE6-4342-B048-85 BDC9 FD1 C3 A}Жизнь Катерины в родительском доме. Жизнь Катерины в доме Кабановой. Сердечное отношение родных. Жестокое отношение Кабанихи. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок. Постоянный духовный бунт. Относительная свобода. Непонимание её натуры и стремлений Тихоном. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненнаявпечатлительность, романтическое отношение к жизни. Влияние жизни у Кабановых на Катерину: осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни; страстное стремление к свободе, любви, счастью

Номер слайда 63

Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы,страшная и до конца не изученная.

Номер слайда 64

Образ грозы в драмеприродное явлениесимвол Божьего гневасимвол страшного суданаказание за грехипереворот в душе

Номер слайда 65

Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей. Гроза – это угроза уходящему, ноеще сильному миру кабановых и диких. Гроза – это христианское поверье:гнев божий, карающий за грехи. Гроза – это зреющиеновые силы в борьбе состарыми пережитками прошлого.

Номер слайда 66

ГРОЗА

Номер слайда 67

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Номер слайда 68

Финал пьесы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

Номер слайда 69

«Луч света» или «привлекательная иллюзия»?

Номер слайда 70

Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»

Номер слайда 71

Добролюбов. Писарев. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление. Решительный, цельный русский характер  Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»… Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный  Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

Номер слайда 72

Добролюбов. Писарев. У Катерины все делается по влечению натуры. Добролюбов отыскал…привлекатель-ные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве  В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

Номер слайда 73

Добролюбов. Писарев. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. Нам отрадно видеть избавление Катерины. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением. Катерина….-луч света в «темном царстве»Катерина…привлекательная иллюзия

Номер слайда 74

Критика о драме Островского «Гроза»А. Пальховский: «Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в "темном царстве" - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, - так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. И автор мастерски достиг своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине выступают пагубные результаты того и другого, - в картине, верно срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от мрачной действительности; вы видите в живых, художественно-воспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича человеческого рода - до потери воли, характера, до разврата и даже самоубийства." ("Гроза". Драма А. Н. Островского", журнал "Московский вестник", 1859 г., № 49)

Номер слайда 75

Критика о драме Островского «Гроза»Н. Ф. Павлов: «...займемся в особенности героинею "Грозы". Эта женщина возбудила все наше негодование. На автора она жаловаться не может. Чего он не сделал для нее и какой неблагодарностью не заплатила она ему! Он позволил ей, шестилетнему еще ребенку, из жажды воли, кататься в лодке одной по Волге, он научил ее слушать пение птичек, говорить о поэзии, о любви, чуть не о переселении душ. Правда, он же выдал ее замуж за пьяного дурака и поместил в самое дурное общество, но зато снабдил такою нежностью чувств, таким пылом сердца и поставил в такую пытку, что ей легко было приобресть большое знакомство и расположить в свою пользу очень хороших людей. Писатель с своей стороны сделал все, что мог, и не его вина, если эта безвестная женщина явилась перед нами в таком виде, что бледность ее щек показалась нам дешевым притираньем..." (Н. Ф. Павлов, статья "Гроза", газета "Наше время", 1860 г., №1)

Номер слайда 76

Критика о драме Островского «Гроза»E. Н. Эдельсон: «Мы с наслаждением видим усилия автора найти в данных русской же жизни новые начала, способные к борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами, и торжествуем успех автора как бы нашу собственную победу. Мы чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!» (E. Н. Эдельсон, «Библиотека для чтения»,1864 г., №1)

Номер слайда 77

Критика о драме Островского «Гроза»П. И. Мельников-Печерский: «В «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта." (П. И. Мельников-Печерский, "Северная пчела", 1860 г., №41)

Номер слайда 78

Критика о драме Островского «Гроза»А. А. Григорьев «После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу»Гроза очищает воздух. Физическая аксиома Григорьев выдвигает на первый план в "Грозе" "поэзию народной жизни", наиболее отчетливо воплотившуюся в конце третьего действия (свидание Бориса и Катерины) . "Вы не были еще на представлении, -- обращается он к Тургеневу, -- но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент -- эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! "

Номер слайда 79

Критика о драме Островского «Гроза»М. М. Достоевский: «В "Грозе" слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. <...> Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его." (М. М. Достоевский, "«Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского", "Светоч", 1860 г. №3)

Номер слайда 80

Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"): «… характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. <...> Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <...> Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...> ... у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и анализ.»

Номер слайда 81

Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"): «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет, - она ни перед чем не остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. <...> Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования... <...> К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Номер слайда 82

Критика о драме Островского «Гроза»Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч света в темном царстве"): «Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <...> Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.." (Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)

Номер слайда 83

Критика о драме Островского «Гроза»А. М. Скабичевский: «Кабанова является в этой драме ... представительницей домостроевских принципов... Ее отнюдь нельзя ставить в одну категорию с Диким... У [Дикого] ... самодурство исходит из мешка с деньгами, не имея никаких нравственных оснований и выражается бессмысленным афоризмов вроде: "Я так хочу...". <...> Совершенно не такова Кабанова. У нее постоянно на устах нравственная сентенция. Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится... В "Грозе" положительными началами ... домостроевским является семья Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и полной свободы. <...> С другой стороны, не менее положительным началом драмы является самоучка-часовщик Кулигин, ... разночинец с ... порывами к знанию, свету, с его кротким, гуманным, свободолюбивым и любвеобильным сердцем. Он играет в драме роль хора древних трагедий, выражая и общественное мнение, и взгляды самого автора на представляемые явления жизни. Это один из немногих случаев в деятельности Островского, что он сам является на сцену, произнося устами Кулигина свой собственный суд над действующими лицами драмы. (А. М. Скабичевский, книга "История новейшей русской литературы. (1848-1890)", Санкт-Петербург, 1891 г.)

Номер слайда 84

Критика о драме Островского «Гроза»Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»: «Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности.»

Номер слайда 85

Критика о драме Островского «Гроза»Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»:«Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем даже и ключ-то был дан ей преимущественно для любовных интересов самой Варвары, и в начале своего монолога Катерина находила даже, что ключ жжет ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон и вследствие этого ночные прогулки прекращаются, Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит, и катастрофу эту производит стечение самых пустых обстоятельств. Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего ума, а тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на стене, в крытой галерее, нарисовано адское пламя; и все это одно к одному — ну, посудите сами, как же в самом деле Катерине не рассказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей?»

Номер слайда 86

Критика о драме Островского «Гроза»Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»:«Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом. Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой. Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».

Номер слайда 87

Н. А. Добролюбов. Н. А. Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Номер слайда 88

Д. И. Писарев. Д. И. Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катеринени твердого характера, ни развитого ума…Она разрубаетзатянутые узлы самоубийством, которое является совершеннонеожиданно для нее самой».(Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»)

Номер слайда 89

Темы для сочинения. Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»?Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой?Могла ли Катерина найти счастье в семье? Главные человеческие пороки жителей провинциального российского городка сер. 19 века (на примере драм А. Н. Островского) Виды любви в драмах А. Н. Островского Катерина – трагедийная героиня в драме «Гроза»

Номер слайда 90

Изучение драмы «Гроза»Опрс по 1-2 действию1 вариант1. Название города, в котором происходят события.2. Кем приходится Борис Дикому?3. Откуда приехал и где учился Борис?4. За что работники жаловались городничему на Дикого?5. Кабаниха ругает Катерину за то, что она неправильно мужа в дорогу проводила. Как правильно?6. Где приглашает Варвара ночевать Катерину после отъезда Тихона?7. Где Борис впервые увидел и почему полюбил Катерину?2 вариант1. Название реки, на берегу которой происходят события.2. Кто такая Феклуша?3. От кого и при каком условии Борис получит наследство?4. Что Дикой ответил городничему по поводу жалобы на него его работников?5. Куда любила ходить Катерина, когда жила у родителей до замужества?6. Что, по мнению Вари, сделает Тихон, как только уедет из дома и выйдет из-под надзора маменьки?7. Где впервые случилось свидание Катерины и Бориса ?

Информация о публикации
Загружено: 8 января
Просмотров: 22455
Скачиваний: 467
Арапкина Ирина Николаевна
Литература, 10 класс, Презентации