[Только до 13 августа!] Масштабные летние олимпиады по школьным предметам Выбрать олимпиаду→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июль 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июля по 31 июля

План-конспект урока информатики "Представление информации в ЭВМ"

Конспект урока обобщения и систематизации знаний в 9 классе по теме "Представление информации в ЭВМ. Материалы к уроку дополнены презентацией
Просмотр
содержимого документа

Открытый урок информатики «Представление информации в ПК»

Учитель информатики Ярошевич О.В.

УРОК ИНФОРМАТИКИ

 «Представление информации в ЭВМ»

 

 

 

Класс: 

Учитель: учитель информатики Ярошевич О.В.

Тема: «Представление информации в ЭВМ»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: компьютерный практикум. Индивидуальный подход. Способствует формированию самостоятельности, организованности, ответственности за выполнение порученного дела

Цели занятия: 1. Усвоение знаний и способов действий в комплексе, системе.
2. Развитие навыков работы с вычислительной техникой.
3. Привитие интереса к изучаемому предмету, активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

Оборудование: 15 ПК с ОС Windows XP, MS Office 2003, средой программирования Borland Pascal 7.0;  мультимедийный проектор; экран

Учебник: Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. Г.Семакина

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Устное сообщение учителя (3-5 мин.). Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.   1) Приветствие.  2) Проверка присутствующих.  3) Сообщение темы урока и его задач.

Человек с помощью органов чувств воспринимает аналоговую информацию (звуковую, зрительную, тактильную, вкусовую, запахи). Процессы в природе также аналоговые (атмосферное давление, температура воздуха, время изменяются плавно и постоянно). Все перечисленные процессы непрерывны. Но стоит аналоговую информацию закодировать, как она становится цифровой.

Кодирование информации – процесс формирования определенного представления информации, процесс перехода от одной формы представления к другой, более удобной для хранения, передачи и обработки с помощью вычислительной техники. Знать способы кодирования, понимать, в каком виде информация в ПК хранится и обрабатывается необходимо не только разработчику программ (программисту), но и уверенному пользователю при работе с готовыми пакетами (приложениями).

Сегодня на уроке мы вспомним способы кодирования различных видов информации и увидим на практике, где и каким образом ими оперируют.

 

  1. Всесторонняя проверка знаний (5-7 мин.). Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Учитель использует заранее подготовленную презентацию «Представление информации в ПК».

Повторить: виды информации, обрабатываемые ПК; способы кодирования текста (кодировочные таблицы); - графики (пространственная дискретизация); - звука (временная дискретизация), - чисел (форматы с фиксированной и плавающей точкой).

Информация как объект классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая классификация видов информации: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(фрагменты Презентации)

 

  1. Закрепление знаний. Усвоение и систематизация знаний в комплексе. Практическая работа за ПК (20-25 мин.). Форма практической работы индивидуальная. Способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела.

Повторить основные правила ТБ:

  1. Работать за ПК только по заданию учителя, на закрепленном рабочем месте.
  2. Перед началом работы визуально проверить исправность ПК, отсутствие внешних повреждений.
  3. В случае некорректной работы машины немедленно сообщить об этом учителю, не предпринимая попыток устранить неисправность самостоятельно.
  4. Категорически запрещается прикасаться к задней стенке системного блока, проводам, розеткам.
  5. Окончание работы: закрытие всех активных документов и приложений, выключить ПК по требованию учителя. 

Предложить учащимся перейти за компьютеры, и начать выполнение работы под руководством учителя, четко действуя по его указанию. (Взять с собой рабочие тетради и ручки.)


3.1. Кодирование символов.

Учитель просит открыть Таблицу символов. (Пуск/Стандартные /Служебные/Таблица символов), и поясняет: «Стандартная клавиатура имеет в своем арсенале 102 клавиши, с помощью которых мы можем ввести в ПК около 150 разнообразных символов: цифр, букв, знаков пунктуации, конечно, этого не всегда достаточно. Например, символ «§» в текстах встречается довольно часто. Как быть? На помощь приходит кодировочная таблица».

Задание1: выбрать символ «§», скопировать в БО и выполнить вставку в документ, созданный в редакторе Блокнот.

Например, символ «§» можно добавить в текст нажатием комбинации клавиш  [Alt+0167], код соответствует 16-битному стандарту Юникод, или [Alt+21] – 8-битный международный стандарт ASCII.)

В современных ПК таблица символов доступна во всех офисных приложениях.

Задание2: откройте Word, активируйте таблицу символов (Вставка/Символ…) и добавьте в текст символ «§».

Множество символов, используемых при записи текста, называется алфавитом. Количество символов в алфавите называется мощностью.

Для представления текстовой информации в компьютере чаще всего используется алфавит мощностью 256 символов. Один символ из такого алфавита несет 8 бит информации, т. к. 28 = 256 или 1 байт памяти ЭВМ.

Все символы такого алфавита пронумерованы от 0 до 255, а каждому номеру соответствует 8-разрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код является порядковым номером символа в двоичной системе счисления.

Для разных типов ЭВМ и операционных систем используются различные таблицы кодировки, отличающиеся порядком размещения символов алфавита в кодовой таблице. Международным стандартом является таблица кодировки ASCII.

 

Фрагмент таблицы кодировки ASCII

Символ

Десятичный код

Двоичный код

пробел

!

А

Б

В

Г

32

33

192

193

194

195

00100000

00100001

11000000

11000001

11000010

11000011

 

Стандартными в этой таблице являются только первые 128 символов: буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов используются для кодировки букв национальных алфавитов, символов псевдографики и научных символов.


3.2. Кодирование графической информации. Учащиеся открывают графический редактор Paint. Учитель просит одного из учеников рассказать и пояснить на примере данной программы, как кодируется графика. (Здесь необходимо показать коды цветов и координаты точек…)

 

 

 

Стандартная цветовая схема RGB предполагает смешение 224 оттенков, т.к. на каждый базовый цвет отводится 8 бит информации, комбинация из 3-х цветов дает 24 бит, или 224 оттенков. Для компактности представления кода цвета пикселя используется 16-ая с.с.. В данном случае 116, 50, 205 соответствует двоичному коду 1110100 110010 11001101 или 16-оу коду 74 32 CD.

Где можно применить  знания кодов цветов? (например, при верстке Веб-страниц).

Задание: 1) откройте заготовку Proba.htm в редакторе Блокнот, обратите внимание на код цвета текста (00 00 00 – черный, отсутствие цвета); 2) просмотрите файл в Интернет-обозревателе, вернитесь в  Блокнот и поэкспериментируйте с цветом – красный FF 00 00, зеленый 00 FF 00 и т.д.; 3) вернитесь в Paint, выберите любую палитру, вставьте в Блокнот, предварительно, представив десятичные числа 16-ым кодом и сравните – совпали ли цвета?

color = “#007F7F” – в десятичном представлении красный =0; зеленый=127; синий=127 (цвет морской волны). Чтобы добиться совпадения цветов необходимо осуществить переход десятичного кода цвета в 16-ый методом последовательного деления на 16.


3.3. Кодирование чисел

Решим задачу в среде программирования Pascal. Учащиеся, по просьбе учителя,  открывают соответствующее приложение.

Для чисел с большой заданной точностью или достаточно широкого диапазона целесообразно применять экспоненциальную (научную) форму. А = т х qp  , где т – мантисса числа, q – основание системы счисления, р – порядок числа.

Для однозначности представления чисел используется нормализованная форма.

Представление чисел в нормализованной форме очень удобно для решения научных и инженерных задач. Нормализованное представления чисел не только позволяет сохранять в разрядной сетке большее количество значащих цифр и тем самым повышает точность вычислений, но также упрощает действия над порядком и мантиссами.

Задание: написать программу, которая определяет сторону квадрата, если известна: а) площадь; б) периметр.

При написании программы, необходимо следить на типом исходных и результирующих данных. При делении чисел, определении квадратного корня – результат всегда вещественный. В окне результата ответ – в экспоненциальной форме числа!

 

  File  Edit  Search  Run  Compile  Debug  Tools  Options  Window  Help

╔═[■]════════════════════════════ P1.PAS ══════════════════════════1═[↑]═╗

║program p1;                                                                  

║var a,s:real;                                                                

║begin                                                                        

   write ('s=');                                                             

   readln (s);                                                               

   a:=sqrt(s);                                                               

   writeln('a=',a);                                                          

║end.                                                                         

                                                                             

                                                                             

╚═☼═════ 6:9 ═════◄■▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒►─┘

┌─────────────────────────────────── Output ─────────────────────────────2─────┐

│Borland Pascal  Version 7.0  Copyright (c) 1983,92 Borland International     

│s=25                                                                         

│a= 5.0000000000E+00                                                          

                                                                             

                                                                             

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 F1 Help  F2 Save  F3 Open  Alt+F9 Compile  F9 Make  Alt+F10 Local menu

 

Обратить внимание: деление целых чисел – результат вещественный. Мантисса m=5.0, q=10 (Е), p=0. Переводим в естественную форму а=5. Если позволяет время урока, вспомнить форматный вывод результата (точность вывода результата уменьшается – вывод более компактный).

 

  1. Подведение итогов. Информация о домашнем задании (3-5 мин). Цель: анализ и оценка успешности деятельности учащихся в достижения цели.

Сегодня мы повторили способы кодирования информации в ПК, увидели коды символов, пикселей и чисел в различных средах обработки данных и выяснили, для чего необходимо знать, как кодируется информация.

Домашнее задание: повторить §11.1, Информатика. Базовый курс для 7-9 классов / под ред. И.Г. Семакина.

1

 

Информация о публикации
Загружено: 23 июня
Просмотров: 1353
Скачиваний: 11
Ярошевич Ольга Васильевна
Информатика, 9 класс, Уроки

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал