О музыкальной форме в пьесе "Элегическая серенада" В.Купревича

Статья о музыкальной форме в пьесе. Для преподавателей фортепиано и их учеников.
Скачать материал
Просмотр
содержимого документа

О музыкальной форме в пьесе «Сентиментальная серенада» В.Купревича

 

«Сентиментальная серенада» написана в форме вариаций на выдержанную мелодию.

В этом произведении пять разделов: тема, первая вариация, связка, вторая вариация и кода: АА1 связка А2 кода.

Тема А и обе вариации (А1 и А2) написаны в форме периода. Связка и кода имеют форму музыкального предложения.

Давайте сравним музыкальную форму инструментальной пьесы с музыкальной формой вокально-инструментальной серенады.

Тема – первый куплет серенады.

Первая вариация – второй куплет серенады.

Связка – гитарный отыгрыш между первым и вторым куплетом, когда певец молчит.

Вторая вариация – третий куплет серенады.

Кода – инструментальный отыгрыш в конце серенады.

Тема

Первая

вариация

Связка

Вторая

вариация

Кода

1 куплет

серенады

2 куплет

серенады

Инструментальный отыгрыш

Третий

куплет

серенады

Инструментальный отыгрыш

период

период

предложение

период

предложение

16 тактов

26 тактов

8 тактов

16 тактов

8 тактов

 

Особенности темы вариаций

Тема вариаций – это музыкальная тема любви в серенаде.

В гомофонно-гармонической фактуре простая диатоническая мелодия тихо звучит в верхнем голосе в среднем регистре. Она содержит ясные мелодические обороты, которые легко запоминаются.

Фактура голосов, сопровождающих мелодию, напоминает гитарный аккомпанемент бас – аккорд.

Тема звучит в умеренном темпе.

Для развития темы композитор применяется приемы варьирования – повторение мелодического мотива с другой гармонией - и секвенцию.

Музыкальная форма темы

Тема вариаций написана в форме периода А, состоящего из двух предложений по 8 тактов (а+а1). Каждое предложение имеет структуру суммирования (2 такта+2 такта+4 такта).

Тема является разомкнутым модуляционным периодом. Его основная тональность до минор.

Период А – это квадратный период.

Музыкальная форма первой вариации

Первая вариация имеет форму периода, состоящего из трех предложений (а2+а3+b).

Почему в этом периоде появилось третье предложение?

Во-первых, его появление обусловлено импровизационным характером жанра серенады. Во-вторых, местоположением кульминации в форме. Интенсивное секвенцирование с усилением звучности в конце второго предложения приводит к кульминации и требует дальнейшего развития музыкальной мысли.

Первая вариация является модуляционным неквадратным периодом.

Способы варьирования темы в первой вариации

В первом предложении мелодия звучит в нижнем голосе гомофонно-гармонической фактуры.

Во втором предложении мелодия возвращается в верхний голос фактуры и к ней добавляются подголоски. В конце предложение звучит диатоническая секвенция.

 

 

Музыкальная форма второй вариации

Вторая вариация написана в форме периода А2, состоящего из двух предложений (а4+а5). Каждое предложение имеет структуру суммирования.

Вторая вариация является разомкнутым модуляционным периодом. Его основная тональность до минор.

Период А2 – это квадратный период.

Способ варьирования темы в первой вариации

В первой и второй фразе каждого предложения композитор использует прием канонической имитации: мелодический мотив повторяется как эхо на октаву выше.

Электронные ресурсы

1. https://primanota.ru/v-kuprevich/elegicheskaya-serenada-soch-158-sheets.htm

Информация о публикации
Загружено: 30 марта
Просмотров: 554
Скачиваний: 0
Чарненко Екатерина Андреевна
Прочее, СУЗ, Разное