О гармонии в пьесе "Мама" из "Детского альбома" В.Коровицына

Статья о тональном плане и гармонии в пьесе. Для преподавателей фортепиано и их учеников.
Скачать материал
Просмотр
содержимого документа

О гармонии в пьесе «Мама» из «Детского альбома» В.Коровицына

Музыкальная форма

Пьеса «Мама» написана в сложной трехчастной форме АВА1 с трио.

Форма первой части А – простая двухчастная АВ, в которой оба раздела имеют форму периода.

Форма трио В и репризы А1– период.

Первая часть А

Трио В

Реприза А1

А

В

 

 

период

период

период

период

8  тактов

10 тактов

16 тактов

8 тактов

 

Тональный план

Первая часть простой двухчастной формы написана в тональности ми минор.

Первое предложение второй части звучит в тональности субдоминанты, второе предложение – в тональности соль минор.

Тональность трио – соль мажор.

Реприза написана в тональности ми минор.

Первая часть А

Трио В

Реприза А1

А

В

 

 

 

1 предложение

2 предложение

 

 

ми минор

ля (минор)

соль минор

Соль мажор

ми минор

 

Анализ гармонии в части А

Первый период А первой части А является модуляционным. Гармонию первого предложения можно разделить на два оборота. Показ тональности ми минор происходит через плагальный оборот: тоническое трезвучие – субдоминантовый септаккорд. Затем звучит оборот отклонения в тональность параллельного мажора: доминантовый квартсекстаккорд → тоническое трезвучие соль мажора.

Таким образом уже в первом предложении пьесы показаны основные тональности ее частей: ми минор - в первой части и репризе; соль мажор – в трио.

Второе предложение первого периода А  однотонально: тоническое трезвучие – субдоминантовый септаккорд – ложный доминантовый секундаккорд (энгармонически равный септаккорду VII ступени двойной доминанты) – доминантовый септаккорд с секстой - тоническое трезвучие.

Основным приемом развития гармонии в части В является сопоставление тональностей.

В первом предложении части В в субдоминантовой тональности «ля» дважды звучит оборот: субдоминантовое трезвучие – доминантовый септаккорд. Отсутствие тонического трезвучия не позволяет определить в каком ладу написано это предложение.

Второе предложение части В начинается с оборота: субдоминантовое трезвучие – доминантовый септаккорд в тональности соль минор. Во второй фразе оборот тонический секстаккорд – секстаккорд VI ступени предшествует  каденции второго предложения: альтерированный терцквартаккорд II ступени – альтерированный терцквартаккорд двойной доминанты – доминантовый септаккорд с задержаниями.

Анализ гармонии трио

Трио звучит в тональности соль мажор и является модуляцмонным периодом.

В первом предложении дважды повторяется плагальный оборот тонический септаккорд – субдоминантовый септаккорд. В третьей фразе после септаккорда второй ступени звучит отклонение в тональность второй ступени ля минор. Предложение заканчивается автентическим оборотом тонический септаккорд – доминантовый терцквартаккорд.

Второе предложение трио отличается от первого каденцией. В каденции после септаккорда второй ступени звучит аккорд отклонения в тональность третьей ступени: доминантсептаккорд с задержанием. К нему прибавляется секстаккорд минорной субдоминанты соль мажора.

 

 

Анализ гармонии репризы

Реприза является модуляционным периодом, в котором повторяется гармония первого периода А первой части А.

Электронные ресурсы

1.  https://primanota.ru/korovicyn-v/detskii-albom-sheets.htm

Информация о публикации
Загружено: 28 марта
Просмотров: 655
Скачиваний: 1
Чарненко Екатерина Андреевна
Прочее, СУЗ, Разное