[Уже через 7 дней!] Итоговая онлайн-конференция «Образовательные методики и технологии 2020/21» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» декабрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 декабря по 31 декабря

«Нам сердце исцелит любовь и верность». Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Тип данного урока - урок - исследование. На уроке ребята работают по группам, представляют результаты исследовательской работы. Также на уроке предусмотрена большая работа с текстом, с иллюстративным материалом.
Просмотр
содержимого документа

МАОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

 

 

 

«Нам сердце исцелит любовь и верность».

 Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

 

 

 

Автор материала: Винокурова Ольга Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

 МАОУ «Тисовская средняя

общеобразовательная школа – детский сад»

Суксунского района Пермского края

 

 

 

 

 

 

 

 

Тис – 2020

«Нам сердце исцелит любовь и верность».

Урок литературы по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

 

Цель: познакомить обучающихся с жемчужиной древнерусской литературы – «Повестью о Петре и Февронии Муромских»,

 помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней.

Задачи: - Выявить особенности жанра древнерусской повести.

- Формировать умение выделять тему и идею произведения.

- Совершенствовать навыки анализа текста.

- Развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

- Воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Планируемые результаты:

личностные: развитие представлений об образе человека в древнерусской литературе; формирование представлений об идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси.

 метапредметные:    регулятивные: планирование действий,  направленных на решение поставленной задачи.   познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации;

  коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

 предметные: умение воспроизводить текст, анализировать его с различных точек зрения.

 Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод   обобщения.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор,

Тип урока: урок – исследование

Запись на доске эпиграфа:

Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне -
Мир жестокий спасет красота.

 

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
                                                                                    Д.С. Лихачёв

 

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

         Работа с эпиграфом. (Сл.2)

Прочитайте первый отрывок. Как вы понимаете эти слова?

Что такое вечные святыни?

(В этимологии слова «святыня» скрыт один важнейший смысл: святыни есть носители и хранители святости, благодати Духа Святого)

 Какие святыни есть у нашего народа?

А что такое икона?

Работа с иллюстрацией.(Сл.3)

Я хочу познакомить вас с иллюстрацией одной иконы. Кто изображен на иконе?

Кого называли святыми?

Работа со словарем: (Сл.4)

При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”. (Запись определения в тетрадь).  

  1. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  2. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).
  3. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.

       Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.

Слово учителя:

   В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. Их лики изображали на иконах. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

  Икона, представленная вам, изображает святых Петра и Февронию Муромских. (Сл.5)

  Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской  литературы.  Полное название этого произведения - «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросиньей»

   Что же совершили эти люди, почему их имена сохранились в памяти народной, почему им посвящено произведение, почему их лики увековечили на иконах? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

- Как вы думаете, ответы на какие еще вопросы мы сегодня будем  искать? Какова цель нашего урока?

Формулировка цели урока – попробуем  определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер, какие   приемы использует автор для создания  художественного образа  святого  Древней Руси,  попытаемся понять позицию автора.

   При подготовке к уроку вы провели большую работу. Вы работали в группах над индивидуальными заданиями. Сейчас вы представите результаты ваших исследований.

  1. История создания произведения.

Выступление группы историков.

   Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от   mineos (греч.) – месяц.
 А четьи -  ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие  о муромских святых Петра и Февронии.     Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

 Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?
  (Сл.6)  Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и  его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность  за то, что она исцелила его от болезни,  от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве.

(Сл.7) Однако кроме названия,  г. Муром встречаются другие исторические реалии:

- Село Ласково Рязанской земли, река Ока

- Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

- Соборный храм Перечистой Богородицы

- Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что автор, включая эти исторические реалии,   подчеркивает  достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении. 

Учитель:  Но как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения).  Почему?

 «Повесть о Петре и Февронии» – это  фольклорное или литературное произведение?

Можно ли назвать это произведение житием?

Ответить на этот вопрос мы попробуем, когда рассмотрим жанр этого произведения.

  1. Жанровое своеобразие «Повести…» выступление группы литературоведов.(Сл.8)

Это произведение близко к фольклорному произведению, а именно к сказке.

  Сказка - произведение устного народного творчества  о вымышленных событиях,  с участием волшебных, фантастических сил.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:     

 -сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

 -  не указано точное время, оно   отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

  -  первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе,  вторая – на сказку о мудрой деве;

 -  есть волшебные вещи: агриков меч;

 -  добро побеждает зло  (Пётр победил змия);

 -  загадки. 

  Также прослеживаются черты жития.

Житие  (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Жития имели определенную структуру. Вступление – обращение к Богу (похвала и   молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому

 Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония,  им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

   Во-первых,  автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

   Во-вторых, герои  живут по «заповедям Божьим,  в  трудную минуту обращаются к Богу.

   В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час,  не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В чем проявляются черты повести.

Повесть — прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное  течение жизни

  Достоверность «Повести…» придают названия  конкретных  мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

  Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в  1228 году).

   В центре произведения  -  образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные  испытания.

    В повести отражен один из острейших конфликтов  XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Учитель: -  Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием? 

(В тетради записывается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.  Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

- Так почему же это произведение не было включено в сборник?    Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.

   Забракованное для официальной книжности произведение наперекор цензуре оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма  и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Соприкоснёмся и мы с художественным миром произведения.

  1. Работа над текстом произведения

Выборочный пересказ. Аналитическая беседа.

  

   Отличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских» является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результате этого создается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи, а именно пара героев, проходящих совместные испытания.

           - С чего начинается сюжетное повествование?

- Почему Петр без колебаний решает помочь Павлу?

-  Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)

-  Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.

 -  Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. По молитве и вере его приходит помощь).

-    Существенно, что меч князь Петр обретает в алтаре (сакральном месте, куда доступ открыт только избранным!)

    Таким образом,  Петр предстает как Божий избранник, который становится новым змееборцем, наряду со святым Георгием и сказочным Агрикой.  Мы видим перед собой человека незаурядного, выполняющего божественную волю, отмеченного высшими силами.

Что случилось с Петром после победы над змеем? (Он заболел).

        Рассказ о знакомстве Петра и Февронии.

Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

- С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

  -  Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)

    -  Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).

 -  Из рассказа о Петре Феврония знает, что он сражался со змеем. От чего она  исцеляет Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

  - Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере. Петр достиг идеала святости в своей жизни).

  - Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления?

(Главное-исцеление души Петра).

-  Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?

(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).

      - Почему автор не рисует портретов героев повести?    (Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).

Учитель:  Несомненно,  главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом,  автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев

Мы проанализируем образы Петра и Февронии и выясним их главные черты характера.

  1. Характеристика образов Петра и Февронии. Группа психологов.

  Обратимся к образу Петра. Мы считаем, что  у читателей к Петру складывается двоякое отношение:  с одной стороны, он побеждает змея – оборотня,  ходит в церковь, молится,  терпит болезнь.

   С  другой стороны,  решается на обман: не сразу  женился  на Февронии, хотя дал слово. Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе.

   Из предложенных черт  характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра;  вам нужно в качестве доказательства подобрать те поступки героя, которые подтверждают   эти качества в герое.

Работа с таблицей  ( запись в тетради)(Сл.9)

Характеристика Петра

Подтверждение из текста

Смелость, храбрость

 

Религиозность

 

Кротость и верность заповедям Божьим

 

Мудрость

 

Любовь и верность близким

 

Умение прощать

 

 

   Вывод: Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается  в поступках, в отношении к другим людям.

  Его жизненный путь можно представить в виде лестницы.

1 ступень -  борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя  

 2 ступень -  болезнь Петра и испытания  

 3 ступень -     борьба с внутренним злом – над гордыней

 4 ступень -  кротость и верность  заповедям Божьим, святость.

Образ Февронии. 

   Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.  В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя.
Значимым в знакомстве с героиней является рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Феврония также характеризуется через поступки.

Характер главной героини многогранен. Мы это подтвердим, заполнив таблицу.

Работа с таблицей.(Сл.10)

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Ум

 

Чудесный дар

 

Верность

 

Нравственная чистота

 

Способность самоотверженно любить

 

 

  Учитель:   - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
(Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам).
  -Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет? 

  (Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Вывод:  Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Работа с пословицами: (Сл.11)

- Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. 

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

 - Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом? Найдите примеры из текста.

  Литературовед Гудзий видит в Февронии «натуру одарённую, волевую». Согласны ли вы с этим? Докажите.

(В изгнании, когда Петра мучают сомнения: не напрасно ли он сам лишил себя самодержства, Феврония подбадривает его, укрепляет веру).

      - Почему автор не рисует портретов героев повести?

(Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

  1. Беседа по третьей части повести.

Работа с текстом:

-  Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах. Как об этом говорит автор? Прочитайте.

   -  Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).

   -  Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония? (Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. Она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу).

- Как поступил Пётр?( Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее: «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей  царствования в жизни этой,      по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить»).

   - Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню  за низкое происхождение?
(И Петр,  и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий).
  Учитель:   Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.

В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Князь принимал решение также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.

- Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что брак предрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо из супругов).

- Последовало ли за черными делами наказание бояр?
(Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»)
- А раскаяние? («…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в  свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»)
Почему Петр и Феврония вернулись в город? (По просьбе бояр. Пётр и Феврония простили их)

- Как автор характеризует время их правления?

Найдите в тексте и зачитайте.

  - Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.

- Какие человеческие качества ценились в древней Руси.

(Мудрость добросердечие, милосердие, смирение, умение прощать).

- Как автор относится  к своим героям?
(Автор пишет о Петре и Февронии с почтением, благоговением. Он старается достоверно передать каждый эпизод жизни прекрасной пары, сохранить для потомков их слова. )
- Какими эпитетами автор награждает героев?
(Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.  Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.)
Работа со словарем:  Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?
- Каким предстает перед нами автор повести? (Скромный, кроткий, глубоко верующий, смиренно сознаёт своё несовершенство как писателя, но благодарит Бога за творческий дар).

- Какие особенности стиля писателя можно отметить? (Высокий стиль, много восклицательных предложений, восхваляет не только героев, но и Бога, много эпитетов, характерных для духовной литературы, много слов, употребляемой в духовной религиозной литературе).

            Анализ финала «Повести…» 

  - В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

- Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг - принимают монашество (иночество)?

(После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту. Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования).

  Показателен в этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни.  Каков он? (Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» -специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может).

    Учитель:  Феврония-Ефросиния оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга.    Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью.

    Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал?

 (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.

Нет трагизма в конце повести, смерть-этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

    - Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они

оказывались в одном гробу).

  1.  Есть ли реальное продолжение этой прекрасной повести? Об этом расскажет группа искусствоведов.    (Сл.12)

  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, На московском  церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы,  то есть причислены к лику святых.     Ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

  (Сл.13)   Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

(Сл.14) Есть чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме малого Воздвижения в Москве. 

 (Сл.15)  В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию и именно этот день считают в  днем влюбленных в православии. В этом году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

  1. Вывод по уроку:

- В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность. Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

 -    О  каких вечных ценностях  заставил вас задуматься сегодняшний урок? 

( Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность    ценности, над которыми не властно время.)

-  А в современное время эти качества ценятся?             
-  Что же, по вашему мнению, помогает  исцелить сердце  человека?   Что помогло Февронии исцелить сердце  Петра?
(Любовь и верность. Эти два ключевых слова  вписаны  в тему урока).
 

9. Обращение к эпиграфу (Сл.16)

Прочитайте второе высказывание. Отвечал ли эпиграф идее нашего урока?

 (Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают некоторые. Мы стараемся понять ее ясно и просто... Мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего).

 

  1.  Домашнее задание:  (Сл.17)  Написать сочинение  – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусской повести?»

 

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 31 марта
Просмотров: 4651
Скачиваний: 21
Винокурова Ольга Николаевна
Литература, 7 класс, Уроки
Скачать материал