Летние международные олимпиады для 1-11 классов Участвовать→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июнь 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июня по 30 июня

Молодежные субкультуры

Индивидуальный проект 9 класс по предмету обществознание.
Просмотр
содержимого документа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО ЛОНЧАКОВО»

БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

 

 

Индивидуальный проект

Исследовательская работа по обществознанию

 

«Молодежные субкультуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Баринова Ольга, ученица 9 класса  

 МБОУ СОШ сельского поселения «Село Лончаково»

 Руководитель: Фатикзянова Анна Владимировна,                                                              учитель   истории и обществознания

МБОУ СОШ сельского поселения  «Село Лончаково»

 

 

с. Лончаково

2020 год

 

Содержание

Стр.

1. Введение…………………………………………………………………. 3-4

2. Неформалы – как особая субкультура…………………………………. 5-7

3. Современные молодежные течения…………………………………… 8-14

3.1 Готы…………………………………………………………………….. 8

3.2 Эмо………………………………………………………………………. 8- 9

3.3 Рокеры…………………………………………………………………… 9-10

3.4 Фрутис……………………………………………………………………. 10

3.5 Хиппи…………………………………………………………………… 10-11

3.6 Панки……………………………………………………………………. 11-13

3.7 Хакеры…………………………………………………………………… 13

3.8 Растаманы……………………………………………………………….. 14

4. Изучение мнений учащихся…………………………………………… 15-16

5. Заключения……………………………………………………………… 17-18

Список литературы………………………………………………………… 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

         Каждый день нам удается встречаться с людьми бросающим вызов стереотипам. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это люди не похожие на нас или  их называют неформалами ,  то есть  представители современных молодежных субкультур.

     Я написала эту работу по нескольким причинам. Во-первых, она мне интересна, ведь я представительница сразу нескольких субкультур. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Почти каждый подросток становится неформалом. Поэтому нам необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ней в реальной жизни.  В третьих, я хочу рассказать как можно больше, объяснить суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.

Цель моей работы: 1. Познакомиться с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями.

2. Изучить мнения учеников старших классов по проблеме молодежных течений.

Объект исследования: молодёжные движения.

Предмет исследования: роль субкультуры в жизни человека.

Проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, что же в принципе известно учащимся о неформалах. Сопоставить их мнения с действительность.

Проблема: Почему современная молодежь  выбирает субкультуру?

                         Обоснование актуальности проекта

      В настоящее время проблема влияния субкультур на подростка крайне актуальна. Субкультура - это система ценностей, которая присуща небольшой социальной общности.

Мы подвергаемся влиянию моды, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У «неформала» свой мир и свои правила.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. Условия жизни в современном мире создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Неформалы - особая субкультура.

Неформалы - так называемая особая субкультура. Она закрыта от исследования, мало привлекает внимание  психологов. Трудность состоит в том, что в данном случае нельзя говорить о неформальных течениях, не общаясь с людьми, которые к ним относятся. Само слово неформал, обозначает необычность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность». Как считал английский социолог М.Брейк  , что субкультуры как "системы значений" развивались социальными группами. Субкультуры способны решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ и подчиняемся порядкам. У неформала  свои правила и намерения : когда в моде розовые, нежные рюшечки, они будут одеваться так как им хочется, будь это даже косуха и кожанка. Молодежь, как наиболее чуткая  группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие  развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России было больше контроля над молодежью, существовала пионерская организация, которая была обязательна. 

    Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур: 
-криминальные(гопники)
- анархо-нигилистические (панки).

     Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:
- Связанные с музыкой (музыкальные фанаты), последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы.
- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи и т.п.

       Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

    Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны… Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.

      Мне обидно, что многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся им такими? Ну что ж, остается только надеяться, что у людей появится желание узнать о них больше. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка… Может и вы станете неформалом, так как никогда не поздно стать в душе не таким, как все. Говорят, что неформалами, не становятся, ими рождаются…Может быть. Есть люди, которые абсолютно не расположены к этому и относятся к субкультурам с неприязнью. На самом деле субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. Надеюсь, что и вы нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу.

     Тема неформальных движений и субкультур имеет очень сложную проблематику, так как крайне актуальна в наше время.
Я думаю, сначала следует рассмотреть более подробно отдельные группы и субкультуры, суть самой культуры, историю ее развития и образ жизни ее членов, а затем разобрать одну из проблем, с ними связанных.

 

 

 

 

 

 

3. Молодежные течения

Согласно русскому толковому словарю, неформал это - член неформальной, официально не утвержденной организации. В неформальной среде существует множество неформальных движений: хиппи, панки, металлисты, гранжеры, растаманы, толкиенисты и др.

3.1 Готы

Представители готической субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Готам свойственные довольно конкретные вкусу во всем, что касается музыки и внешнего вида, однако не все те, кто разделяет их взгляды, могут считаться стопроцентными готами. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.У девушек яркий, выразительный стиль Вамп — плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей — от ярко-красного до черного.

3.2Эмо

Эмо— молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды или, в зависимости от пола: эмо-бой(мальчик), эмо-гёрл ( девочка).Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у «готов», так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем «готы». По словам Грэхема Мартина, редактора австралийского журнала о психическом здоровье. Эмо – это эмоции, причем как позитивные, так и негативные. Эмо- это люди, которые  живут эмоциями. Почему эмо так популярно? Культура эмо (emo) не нова. Но только сейчас популяризация эмо пересекла все границы, как географические, так и музыкальные. Эмо повсюду – этим словом называют буквально всё. Возможно, потому, что сейчас модно быть самим собой, свободно выражать свои чувства и эмоции. Стиль эмо (emo) предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо (emo) выражение своих чувств — не проявление слабости. Эмо — это образ жизни и мышления человека.

3.3 Рокеры

Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте.  Одежды рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров – мотоклубы.

Типичная для данной социальной группы речь - громкая, быстрая, грамматически неправильная, с обилием жаргонизмов и жестикуляции. "Классические" рокеры отрицательно относились к наркотикам. Наркотики закономерно воспринимались как угроза целостности мира рокеров, угроза способности быстро и эффективно действовать, самостоятельно принимать решения. Позднее наркотики постепенно проникали и в эту субкультуру. Употребление алкоголя и курение почти всегда являются атрибутами маскулинного стиля рокеров.

Группы рокеров, как правило, имеют излюбленные участки со своими клубами, кафе, барами, пивными и т.д., которые регулярно посещают, что составляет, своеобразный ритуал, что-то вроде объезда своей территории.

                                                3.4 Фрутис

Знаменитый стиль Fruits зародился в Токио, в районе Харадзюку. 90-е годы прошлого века перевернули весь мир и добрались даже до Восточной столицы. Выросшая на запретах и приевшихся традициях молодежь захотела узнать вкус свободы. Она решила сбросить серые костюмы клерков и освободиться от влияния достопочтенных родителей. Это не пресыщенность, не избалованность, не кич. Это был крик души, вызов системе, молодежная революция не хуже европейских рок-н-ролльных шестидесятых.

Самая популярная “тенденция” во фруитс – это все возможные вариации на тему панка и киберпанка: розовые косухи со стальными шипами, корсеты, маленькие гробики в виде сумочек- и это ещё далеко не полный перечень повседневных нарядов для шизиков-”фруитистов”.

Слово “fruits” в переводе с английского означает “фрукты”, поэтому не составляет никакого труда догадаться, как же выглядят люди, которые одеваются в этом стиле. Безумные комбинации самых ярких и нереальных вещей, космические причёски, куча пирсинга и совершенно дивные аксессуары: всё это называется фруитс.

3.5 Хиппи

Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни. Советский энциклопедический словарь. Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе – об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20-х годах в Германии. Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь. Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. 60-е дали движение, может быть, безнадежное и неправильное. Настоящий «хипповскийприкид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения – феньки. Фенька может быть какой угодно. Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну. Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников.

3.6 Панки

Панк- это культура которая возникла практически одновременно с хиппи – в начале 60-х годов в США. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

В Россию панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.

Первоначально панк – культура  называлась “гаражным роком”, оттого, что начинающим музыкальным панк группам некуда было податься, кроме гаражей. В России панков можно разделить на несколько категорий: пионеры, бывалые панки, nazi-панки, прогрессивные панки. Это были начинающие панки ( или пионеры). Их вид ужасал окружающих: рваные джинсы, косухи, банданы, ирокезы. Для панк-моды, какой бы она не была (а многие панки принципиально против моды), характерны черный цвет, тяжелые рабочие ботинки и короткие или необычные прически (гребни, всклокоченные волосы или скинхедовская стрижка наголо). Иногда волосы красятся в необычные цвета. Наклепки с названиями групп и панк-лозунги отличают кожаные куртки панков от других субкультур. Внешний вид, однако, весьма разнообразен: не одежда делает панков панками. Как субкультура, панк, заряжается творческим, динамичным напряжением между ценностями общества и ценностями индивидуализма. Панк безжалостно реалистичен и одновременно идеалистичен до мозга костей. Носители панк-этноса (его перспективы, ценностей, позиции, обычаев, традиций) должны беспрестанно образовывать последующие волны новичков, многих из которых привлекают сенсационные репортажи , другие приходят от к радикально иным ценностям панка. Когда в панк-среде возникает какое-либо новое течение, присущие панку бунтарство и дух сопротивления немедленно порождают оппозицию этой моде. Таким образом сохраняется разнородность.

Они любят критиковать друг друга, но сплачиваются перед лицом общей враждебности остального мира. Быть панком - это приключение. Панки - изгои по собственному выбору, по привычке или необходимости, которых тошнит от реальных ценностей общественного порядка.

3.7 Хакеры

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

3.8 Растаманы.

 

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

В "Расташопе" можно найти все: бонги и вапорайзеры, трубки и аксессуары для курения, весы, мельницы, нарядные подарочные штакеты, раста-шапки, раста-косметика, но и не только. Здесь можно прикупить новую майку, штаны или худи, короче, одеться с ног до головы. Если вы ищите подарок – у нас есть игры, музыкальные инструменты, рамки и картины, феньки и сумки с раста-символикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение мнений учащихся

      Среди учащихся старших классов было проведено анкетирование, с целью узнать что же в принципе известно ученикам 9-11 классов о неформальных течениях. Проводилось анкетирование в два этапа. Сначала учеников просили заполнить анкету, в которой требовалось ответить на следующие вопросы:

  1. Какие молодежные неформальные течения Вам известны? 2. Как Вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям? 3. Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению? Проанализировав работы, полученные результаты были сведены в диаграммы.

Вывод: хорошо знакомы учащимся 11 класса представители таких молодежных культур как панки, рокеры, учащиеся 9 класса интересуются молодежным течение эмо, готы возможно это связана с особенностями переходного возраста и в сравнение с 11 классом недостаточной социальной адаптацией.

Выводы: учащимся нашей школы знакомы молодежные течения, относятся в большей степени безразлично учащиеся 11 класс, учащиеся 9 класса большинство учащихся положительно,  отрицательных эмоций учащимися нашей школы представители молодежных культур не испытывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

В заключительной части настоящей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме. Во-первых следует еще раз напомнить, что же из себя представляет отклоняющееся поведение. Девиантное поведение определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков социальным нормам и ожиданиям. Это такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях. Существует огромное множество форм и видов проявления девиантного поведения, но в каждом обществе имеются существенные общие черты, которые позволяют рассматривать такие разные явления в единой совокупности. На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познание в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых. Результатом дезинформации в данной области является предвзятое, резко негативное и во многом неверное представление и отношение к неформальным объединениям и отдельным представителям молодежных течений. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит человека у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека». Причем, как показало тестирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учеников причислял себя к какому-нибудь неформальному течению и не скрывал этого от своих одноклассников. При заполнение анкет ни один из учеников не подумал о том, что представитель того или иного молодежного объединения в данный момент находится с ним в одном помещение. В одноклассниках-неформалах ученики видели обычного человека и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрения. Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования старшеклассников в области не только современной культуры, но и субкультуры. Быть может следует подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществоведения или культурологии (в классах с гуманитарно-эстетическим образованием). Это поспособствовало бы развитию толерантности у молодых людей по отношению к отличающимся от них людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000

2. Б.С. Волков Психология ранней юности. М., 2001

3.Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990

4. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. – Л.: Знание, 1991.

5. Ю.А. Клейберг Психология девиантного поведения. М., 2001

6.Кон И.С. Молодежь. БСЭ. 3-е изд.

7.Молодежный Вавилон – М.: Мол. гвардия, 1989. –

8.Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.

9. Газета «Школьный психолог», № 3- 2003

 

1

 

Информация о публикации
Загружено: 28 мая
Просмотров: 8326
Скачиваний: 42
фатикзянова анна владимировна
Обществознание, 9 класс, Классные часы

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал