[19 мая!] Практическая онлайн-конференция «Компетенции XXI века» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» май 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 мая по 31 мая

Методическое пособие «Серебряный век русской культуры»

Поэзия серебряного века – уникальное явление не только русской, но и мировой культуры. Культурный взрыв, произошедший на рубеже XIX-XX веков, привёл к смене художественной парадигмы, что повлияло на развитие всех видов искусств и в том числе – на развитие литературы. Поэтика серебряного века – это прежде всего поэтика русского модернизма. Русский культурный ренессанс вызвал к жизни множество литературных школ, течений и направлений, среди которых магистральными являются символизм, акмеизм и футуризм Цель изучения данной темы в курсе русской литературы заключается в формировании представлений о данном историко-литературном этапе как об эстетическом феномене русской культуры, при этом ведущим направление учебной деятельности является анализ художественной формы поэтического текста. Задачи: 1. совершенствовать умения и навыки анализа произведений в эстетическом контексте литературного периода; 2. расширять представления о творчестве отдельных писателей. Методическое пособие включает в себя обзор поэтики серебряного века как определённой грани литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений русского модернизма. Методическое пособие предусматривает темы, вынесенные на самостоятельное изучение с целью совершенствования у обучающихся навыков самостоятельного отбора и анализа историко- и теоретико-литературного материала. Пособие предназначено для обучающихся первых курсов технического профиля ППКРС и ППССЗ.
Просмотр
содержимого документа

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

(ГБПОУ «ОзТК»)

 

 

 

 

 

Методическое пособие

ОУП 02 «Литература»

 

«Серебряный век русской культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: Электроснабжение

(по отраслям)

Группа: ЭС20с

Преподаватель: А.М. Фахриева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021


Пояснительная записка

Поэзия серебряного века – уникальное явление не только русской, но и мировой культуры. Культурный взрыв, произошедший на рубеже XIX-XX веков, привёл к смене художественной парадигмы, что повлияло на развитие всех видов искусств и в том числе – на развитие литературы.

Поэтика серебряного века – это прежде всего поэтика русского модернизма. Русский культурный ренессанс вызвал к жизни множество литературных школ, течений и направлений, среди которых магистральными являются символизм, акмеизм и футуризм

Цель изучения данной темы в курсе русской литературы заключается в формировании представлений о данном историко-литературном этапе как об эстетическом феномене русской культуры, при этом ведущим направление учебной деятельности является анализ художественной формы поэтического текста.

Задачи:

  1. совершенствовать умения и навыки анализа произведений в эстетическом контексте литературного периода;
  2. расширять представления о творчестве отдельных писателей.

Методическое пособие включает в себя обзор поэтики серебряного века как определённой грани литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений русского модернизма.

Методическое пособие предусматривает темы, вынесенные на самостоятельное изучение с целью совершенствования у обучающихся навыков самостоятельного отбора и анализа историко- и теоретико-литературного материала.

Пособие предназначено для обучающихся первых курсов технического профиля ППКРС и ППССЗ.


Серебряный век русской культуры

На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы этого периода тоже определяют по-разному.

Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д. Мережковского «Символы»).

А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Так чем же замечательно и интересно это время?

Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Принято считать, что образное название, подобранное по аналогии с «золотым веком», этому отрезку времени дал философ Н. Бердяев, хотя на авторство претендовали также поэты В. Маяковский и Н. Оцуп.

Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева, В. Розанова, Л. Шестова и многих других стали достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича-Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В. Комиссаржевской.

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П. Трубецкого, А. Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нежинский, М. Фокин).

В музыкальной сфере — это новаторские работы А. Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Глазунова.

И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.

Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.


Символизм

Период с конца XIX века – до начала XX ознаменовался расцветом символизма. Это течение оказало огромное влияние на литературу, живопись и музыку.

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

В русском символизме различают:

  1. «старшее поколение»  — представители: Д. Мережковский, А. Добролюбов, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Н. Минский, Ф. Сологуб, В. Брюсов
  2. «младшее поколение» — младосимволисты  — А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, Ю. Балтрушайтис и др.

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

У символистов были свои издательства («Скорпион», «Гриф») и журналы («Весы», «Золотое руно»).

В той или иной степени они объединялись в группы или сообщества («Религиозно-философское общество»), собирались вместе, чтобы поделиться стихами, новыми взглядами и идеями ( «Воскресения» Ф.Сологуба, «Башня» Вяч. Иванова).

Основные черты символизма

  1. идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  2. отражение действительности в символах
  3. особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  4. разработка звукописи как особого поэтического приема
  5. мистическое постижение мира
  6. поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  7. религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  8. отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

У Д. Мережковского  — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.

В. Брюсов проникал и проникался сам «темными, тайными чувствованиями».

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла

Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.

Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).

Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».

Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».

Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.

В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.

Эстетические установки символистов

  1. «аристократический индивидуализм»
  2. трагический гуманизм
  3. идея преображения « свободной личности».

В их манифестах  выражались главные требования к новому искусству – мистическое содержание, многофункциональность возможностей художественного воображения и преображения действительности.

Подлинная личность, по мнению Мережковского,- это мистик, творец, которому дано непосредственно постигать символическую природу жизни и мира.

На рубеже эпох Д.Мережковский был озадачен двумя идеями:

«идеей нового человека» и «идеей жизнетворчества» — создания второй реальности.

Обе эти идеи неразрывно связывают символистов с духовными исканиями и философскими системами конца XIX – начала XX века.

Тема несоразмерности Вечной Вселенной и мгновенности бытия человека, мира человека, характерная для представителей творческой интеллигенции Серебряного века, присутствует у многих символистских поэтов:

Характерные признаки  символистского направления

  1. индивидуализм
  2. идеализм
  3. осознание трагичности мира, кризиса русской действительности
  4. романтические поиски смыслов
  5. содержательное и структурное единство поэзии
  6. преобладание общего над частным
  7. тематическая циклизация творчества каждого автора
  8. поэтически- философские мифологемы (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева)
  9. образы-доминанты (например, образ метели, вьюги у А. Блока)
  10. игровой характер творчества и жизни

Таким образом,  символизм как таковой видит действительность в бесконечных, многообразных по содержанию и форме символах.

 

Понимание символа

У русских поэтов — представителей этого направления – оно сильно различалось.

Так, философский символизм видит в нем соединение чувственного и духовного (Д. Мережковский, Вл. Соловьев).

Мистический символизм склоняется к преобладанию духовного, к достижению царства духа, неистового стремления к иным мирам, отрицает чувственность как нечто ущербное, то, от чего должно освободиться (таков, поэтический мир А. Белого).

Роль символистов в создании новых поэтических форм, новых веяний и новых идей, новых тем и нового осмысления жизни как таковой для истории русской литературы, и шире – русской культуры, бесценна.

 

Акмеизм

Русский акмеизм как литературное направление возник тогда, когда политический подъем в России соседствовал с усталостью общества от бурных исканий предыдущих годов.

Основные представители акмеизма

Русский акмеизм как литературное направление возник тогда, когда политический подъем в России соседствовал с усталостью общества от бурных исканий предыдущих годов.

Н. Гумилев С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Нарбут. В какой-то степени Г. Адамович, И. Одоевцева, Г. Иванов, Н. Оцуп.

Акмеисты издавали журналы «Аполлон» и «Гиперборей».В настоящее время принято называть это течение акмеизмом ( от греческого «Акме» — цветение, вершина, острие).

Однако у этого литературного направления существовало еще два названия – адамизм (От первого человека – Адама) и кларизм (от французского «Кларе» — ясность).

Основные черты акмеизма как литературного направления

  1. декларация разрыва с символизмом
  2. преемственность с предшественниками
  3. отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
  4. «самоценность каждого явления» в творчестве
  5. отрицание мистического
  6. краеугольный камень акмеизма – имена Шекспира. Рабле, Ф.Вийона, Т.Готье, а также поэзию И.Анненского
  7. соединение в творчестве внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью»
  8. «одежда безупречных форм» (Н.Гумилев).

Русские акмеисты в большей степени, чем символисты, уходили в круг чисто литературных задач. В отечественной  классике и в мировой литературе они выбирали то, что в философии творчества было связано со стихией непосредственной жизненности, в круг «неполитизированной» культуры, в поиски поэтического слова.

Так, О. Мандельштам в статье «О природе слова» восхищался «Номинализмом » русского языка.

«У футуристов, — пишет Мандельштам, — слово как таковое еще ползает на четвереньках, в акмеизме оно впервые принимает более достойное вертикальное положение и вступает в каменный век своего существования». «Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов».

В отличие от символистов поэты-акмеисты в России не мыслили циклами, мифами, всевозможными сцеплениями. Они стремились к освобождению поэзии от общих мест, дезинтеграции поэзии.

Общим для них было и освобождение от избыточной исповедальности.

Формула акмеизма по Гумилеву

Созданье тем прекрасней,

Чем взятый материал

Бесстрастней –

Стих, мрамор иль металл.

Или у Мандельштама:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Печальной тишины лесной.

Такое единство в теории не исключало особенностей творческого развития каждого, кто причислял себя к этому литературному направлению в культуре Серебряного века— русскому акмеизму.

Так, в поэзии О. Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. В разные годы в его поэзии своеобразно преломлялись различные мировые культурные пласты (готика, эллинизм, Петербург).

Лирическое Я поэта скрывается в подтексте, в смысловой атмосфере поэтических текстов. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, который положен в основу здания поэзии.
Первый сборник стихов поэта так и назывался — «Камень». Предметность стихов Мандельштама всегда связана с настроением персонажа. Наряду с камнем поэтизируются музыка, мир идей, архитектура. Мир поэта чужд мистике или символу. Предельная ясность и вещность – вот характеристики этого мира («Прекрасен храм, купающийся в мире…», «Notre Dame»).

Стихи ранней Ахматовой — это мир звучаний и красок, запахов и веса («Смуглый отрок бродил по аллеям…»). Стихи предельно ясные: простота видения, мир предметов, который окружает лирическую героиню, разговорный характер поэтической речи, монологичность, тяготение к сценичности стиха, при этом главным становится лаконизм сюжета («Проводила друга до передней…»). В то же время Ахматова чужда в поэзии гедонизма и «божественной физиологии».

Для самого Н. Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры («Падуанский собор», «Пиза»). При этом в отличие от Блока, который, например, в Италии увидел закат былого величия, у Гумилева – это жизнеутверждающие, яркие и чистые краски.

Значение русского акмеизма

Судьба русского акмеизма, как и многих литературных направлений, характеризующих Серебряный век русской культуры, во многом трагична.

Акмеизм при всей декларации ясности, жизнеутверждения должен был отстаивать себя в борьбе. Долгие годы советской истории об этих поэтах практически не говорили. Судьба многих акмеистов в России трагична. Н. Гумилев расстрелян, В. Нарбут и О. Мандельштам уничтожены. Трагическая судьба выпала на долю А. Ахматовой.

В то же время, по выражению американского профессора-русиста О. Ронена, вместе с акмеизмом был похоронен «платиновый век» русской поэзии.

 

Футуризм

Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии.

Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.

Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский).

Однако сам футуризм в России не был однороден. Он был представлен четырьмя группами:

  1. петербургские эгофутуристы (объединялись вокруг издательства «Петербургский глашатай» — И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов)
  2. московские эгофутуристы (по названию издательства «Мезонин искусства») – В. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. Лавренев)
  3. московская группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров)
  4. наиболее известная, влиятельная и плодотворная группа «Гилея» – кубофутуристы (А. Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский.

Характерные черты русского футуризма

  1. обращенность к будущему
  2. чувство грядущего переворота жизни
  3. приветствие краху старой жизни
  4. отрицание старой культуры и провозглашение новой
  5. отрицание преемственности литературного потока
  6. прославление нового человечества
  7. урбанистические темы и приемы поэзии
  8. антиэстетизм.
  9. эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
  10. изобретение новых форм
  11. интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
  12. речетворчество, создание «зауми».

Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н. Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства, «в футуризме уже нет человека, он разорван в клочья».

Однако В. Брюсов говорил о том, что « язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении ее в практику и заключается основная заслуга наших футуристов».

Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка.

«Извлечь из слова все скрытые в нем возможности, далеко не использованные в повседневной речи и в ученых сочинениях… — вот подлинная мысль «заумников, — писал В. Брюсов.

Значение футуризма

В поэзии русского  футуризма возникали новые корнесловия,

соединения слов,

появлялись новые суффиксы,

был преобразован синтаксис,

вводились новые приемы подчинения слов,

новые обороты речи,

менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота символистов или акмеистов. Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» —  В. Хлебников

«Только у него специальный талант к творчеству слов и несомненное поэтическое дарование соединялись с известной научной осведомленностью» (В.Брюсов).

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно, «во многом преобразовать язык, выявить в нем элементы, ранее не использованные поэзией, но в высшей степени пригодные для поэтического творчества, показать новые приемы, как словом оказывать художественное воздействие, и при всем при этом остался «понятным» при минимальном усилии читателя» (В. Брюсов).

Имя В. Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (В. Маяковский), так и на потомков (А.Айги). О. Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова «столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

«пощечина общественному вкусу»,

и эстетизм/ антиэстетизм города,

ненависть к буржуа,

трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

(«блюдо студня», «водосточные трубы») поэтическое («ноктюрн», флейта).

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

                «Ведь я лирический ироник» (И.Северянин).

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в культуре Серебряного века России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.


Сравнительная таблица модернистских течений русской литературы

 

Литературное течение

Представители и манифесты

Цель творчества

Отношение к миру

Отношение к слову

Символизм

Д. Мережковский, А. Блок, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов.

Манифесты: «О причинах упадка и новых течениях современной литературы», Д. Мережковский, 1912 год

Создание картины идеального мира, существующего по законам красоты.

Уход от реальности.

Идея двоемирия:

Реальный мир примитивный и ложный, ирреальный мир – совершенный и вечный.

Использование слов-символов. Символ – «окно в бесконечность».

 

Акмеизм

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам.

Манифесты: «Наследие символизма и акмеизм», Н. Гумилев, 1913 год

Творчество. Воспеть красоту земного мира, вернуть вкус к жизни.

Провозгласили самоценность реальной жизни, призывали «возлюбить землю».

Возвратили слову прямое, первоначальное значение.

Футуризм

В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, Д. Бурлюк.

Манифесты: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна».

Создание сверхискусства, способного преображать и обновлять мир.

Объявили войну серой будничной жизни. Призывали к разрушению старого мира во имя обновления жизни.

Ненависть к существующему языку, словотворчество и словоновшество.


Вопросы для самопроверки

  1. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?
  2. Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?
  3. Перечислите основные направления модернизма.
  4. Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?
  5. Как назывался манифест русских футуристов, в написании которого принимал участие Владимир Маяковский?
  6. Название какого поэтического течения переводится как «будущее»
  7. Название какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»?
  8. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?
  9. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?
  10. Перечислите представителей символизма.
  11. Перечислите представителей акмеизма.
  12. Перечислите представителей футуризма.


Список литературы

 

  1. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4
  2. http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/russkiy-simvolizm-kak-literaturnoe-napravlenie-osnovnyie-chertyi-i-harakteristiki;
  3. https://obrazovaka.ru/istoriya/serebryanyy-vek-russkoy-kultury-kratko.html;
  4. https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/simvolizm_v_russkoy_literature/.
Информация о публикации
Загружено: 19 апреля
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Фахриева Анна Михайловна
Литература, СУЗ, Уроки

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал