[Анонс!] Итоговая онлайн-конференция «Образовательные методики и технологии 2020/21» Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» ноябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 ноября по 30 ноября

Методические рекомендации, требования, критерии и нормы оценок самостоятельной работы по русскому языку для студентов I курса СПО

В данном сборнике представлены методические рекомендации, требования, критерии и нормы оценок самостоятельной работы по русскому языку для студентов I-х курсов. Учитываются разнообразные виды самостоятельной работы студентов. Данная разработка может представлять интерес и для учителей русского языка старших классов общеобразовательных школ
Просмотр
содержимого документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации, требования, критерии и нормы оценок самостоятельной работы по русскому языку

 

Преподаватель: Ижотова Э.З.

 

 

Критерии оценки к выполнению лингвистических разборов:

 

Оценка 5 ставится – выполнил все задания правильно;

Оценка 4 - выполнил все задания с 1-3 ошибками;

Оценка 3 – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

Оценка 2 – почти ничего не смог выполнить правильно или не выполнил задание вообще;

 

Методические рекомендации к выполнению упражнений по работе с текстом:

 

  1. Перед выполнением письменного задания внимательно прочитай задания к упражнению и самого материала упражнения.
  2. Повтори теоритический материал, который потребуется для выполнения упражнения
  3. Выполнять письменные работы следует аккуратно, красивым, хорошо читаемым почерком.
  4. Выполни дополнительные задания к упражнению.
  5. Все графические обозначения выполнять простым карандашом.

 

Критерии оценки к выполнению упражнений по работе с текстом:

 

Оценка 5 ставится – выполнил все задания правильно;

Оценка 4 - выполнил все задания с 1-3 ошибками;

Оценка 3 – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

Оценка 2 – почти ничего не смог выполнить правильно или не выполнил задание вообще;

 

Рекомендации по написанию и оформлению рефератов

Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы:

  1.                Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
  2.                Планирование исследования. Включает составление плана предполагаемого реферата.
  1.                Поиск и изучение литературы.

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.

  1.                Обработка материала.

При обработке полученного материала автор должен:

  •                                          систематизировать его по разделам;
  •                                          выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
  •                                          определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
  •                                          уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
  •                                          сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования.
  1.                Оформление реферата.
    При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
    •                                          писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
    •                                          соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 15 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239].

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Подготовка реферата. Согласно Словарю иностранных слов, реферат – это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:

    В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:

  • почему он выбрал данную тему;
  • чем эта тема важна;
  • какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
  • какие источники информации использованы, их краткая характеристика.

    Основная  часть  реферата  должна быть поделена на пункты или разделы.

    В реферате  перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.

4.        В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.

5. В конце оформляется список использованной литературы.

6. Объём реферата – 10 -15 листов (формат А 4).

Критерии оценки:       

  • соответствие нормам русского языка;
  • новизна исследования;
  • соответствие аргументов проблеме / теме;
  • соответствие структуры заданным стандартам

 

Рекомендации по написанию и оформлению докладов (сообщений)

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Тема  доклада  должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

 Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.

Работа студента  над докладом  включает  отработку навыков ораторства  и умения организовать и проводить  диспут.

Студент в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение  ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

Студент в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.

Студент обязан  подготовить и выступить с  докладом в строго отведенное  время преподавателем, и в срок. 

         Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

                                  - название  доклада 

                                  - сообщение основной идеи

                                  - современную оценку предмета  изложения

                                  - краткое перечисление рассматриваемых вопросов  

                                  - живую интересную форму изложения

                                  - акцентирование оригинальности  подхода 

      Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

      Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели. 

 

Рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд должен быть составлен одним студентом по заданной теме. Тему кроссворда определяет преподаватель за 2 недели до его сдачи.

Кроссворд должен быть составлен на листах формата А4 на компьютере, либо написан от руки. Кроссворд должен содержать титульный лист, форму заданий кроссворда, задания и ответы. Количество заданий кроссворда: от 8 до 20.

Образец оформления титульного листа кроссворда представлен в Приложении 3.

 

 

Рекомендации по оформлению библиографического списка литературы

В библиографический список включают все документы, использованные при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет.

Составляется библиографическое описание в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

К группировке материала в списке надо отнестись с большим вниманием, так как именно она отражает глубину изученности темы ее автором.

Существуют различные способы группировки документов в прилагаемом библиографическом списке:

  •                                            Алфавитный
  •                                            Систематический
  •                                            Хронологический
  •                                            По главам

Алфавитный способ. Описания книг, статей и электронных изданий располагаются в нем в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан).

Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов.

Работы одного и того же автора располагаются или в алфавите их названий, или в хронологии их издания.

Систематический способ группировки заключается в расположении материалов по отдельным отраслям знаний, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Вначале указываются источники общего характера, затем по отдельным темам. Внутри разделов списка материалы располагаются по алфавиту.

Хронологический порядок расположения материала применяется в основном в работах, посвященных истории развития науки или какой-либо темы. Материалы в списке располагаются либо в хронологическом порядке публикаций книг и статей, либо в хронологии событий.

Особенности группировки записей по главам заключаются в следующем: вначале списка  в алфавитном порядке указываются работы  общего характера, имеющие отношение к научной работе в целом. Затем приводятся записи на документы, относящиеся к каждой главе в отдельности. Внутри материал располагают либо в алфавите авторов и заглавий,  либо по хронологии.

Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников. Независимо от выбранного способа группировки материала каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер  записывают арабскими цифрами, ставят перед записью и отделяют точкой.

 

 

 

Рекомендации по составлению конспекта

 

Конспект – это наиболее совершенная форма записей. Это слово произошло от лат (conspectus), что означает обзор, изложение.

В конспекте, составленном по правилам, сосредоточено самое главное, основное в изучаемой теме, разделе или произведении. В нем сосредоточено внимание на самом существенном, в кратких обобщенных формулировках приведены важнейшие теоретические положения.

Конспектирование

  •       способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;
  •       помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов;
  •       формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.

Конспект может быть текстуальным и тематическим.

В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста. Запись делается в соответствие с расположением материала в тексте или книге.

В тематическом конспекте это делается иначе: за его основу берется не план произведения, а содержание темы, проблемы.

Текстуальный конспект. Этапы работы.

  1.                Конспектирование делается только после того, как прочитано или усвоено, продумано произведение.
  2.                Необходимо мысленно или письменно составить план произведения. По этому плану и будет строиться текстуальный конспект далее.
  3.                Составление самого конспекта. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в произведении, а также собственными мыслями и положениями составителя конспекта. Конспект также включает и выписки. В него могут включаться отдельные дословно цитируемые места произведения или материала, а также примеры, цифры, факты, схемы, взятые из конспектируемого произведения. Конспект требует большего наполнения знаниями, чем только фиксация неких сведений. Поэтому для полноценного и успешного конспектирования требуется дальнейшая работа над материалом и определения, связи того или иного произведения с другими в данной тематике или проблематике.
  4.                Оформление конспекта. Приступая к конспектированию, следует подумать и о его оформлении. Для этого требуется указать:

имя автора,

полное название работы,

место и год издания,

для статьи указывается, где и когда она была напечатана,

страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в тексте нужное место.

Писать конспект рекомендуется четко и  разборчиво. Небрежная запись со временем становится малопонятной даже для ее автора. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.

При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях

В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.

В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы,  которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ

 

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для студентов

при подготовке к семинарским занятиям

 

Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения  дисциплины рекомендуется изучать дополнительную литературу.

На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.

 Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:

  1.                Проработать конспект лекций;
  2.                Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
  3.                Ответить на вопросы плана семинарского занятия;
  4.                Выполнить домашнее задание;
  5.                Проработать тестовые задания и задачи;
  6.                При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Этот вид семинара называется собеседование. Семинары проводятся по конкретным вопросам дисциплины.

В ходе семинара выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач.

Для подготовки к семинару студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск информации, а также могут собрать практический материал. Семинар может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, в виде тестовых заданий, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.

 

 

Рекомендации по составлению презентаций

Презентации составляются одним студентом или группой до трех человек по заданной теме. Тему составления презентации определяет преподаватель за 2 недели до ее сдачи.

Презентация должна быть составлена с помощью программы  Microsoft Office Power Point. Презентация должна содержать от 10 до 20 слайдов, с обязательным сопровождением текстовым материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для студентов по работе с интернет-ресурсами

 

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

     При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для студентов по написанию эссе

 

Эссе - прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, изложенное в жанре критики, публицистики, свободной трактовки какой-либо проблемы.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с педагогом). Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать выводы.

Оформление эссе.

1. Титульный лист.

2. Введение: изложение обоснования выбора темы. Важно грамотно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе исследования.

3. Основная часть: данная часть предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

- причина - следствие;

- общее - особенное;

- форма - содержание;

- часть - целое;

- постоянство - изменчивость.

4. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное материалом. Совершено необходимый способ построения эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения.

Названия подзаголовков свидетельствуют о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

5. Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области её применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.

Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе.

Доказательство – это совокупность логических приёмов обоснования истинности суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура доказательства: тезис – положение (суждение), которое требуется доказать; аргументы – категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Классификация аргументов:

 

1. Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные).

2. Определения – описание сущности понятий.

3. Законы науки и ранее доказанные теоремы.

4. Вывод – мнение, основанное на анализе фактов.

5. Оценочные суждения – мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Параметры оценки эссе.

1.Понимание учащимися главной мысли задания и ее развитие в своей творческой работе.

2.Убедительная аргументация своего мнения примерами и теоретическими обобщениями.

3. Круг источников информации, использованный в эссе.

4. Логическая стройность и завершённость рассуждений.

5. Языковые и стилистические достоинства текста.       

 

Контроль знаний самостоятельной работы студентов:

 Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  •                   уровень освоения студентов учебного материала;
  •                   умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  •                   сформированность общеучебных умений;
  •                   умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  •                   обоснованность и четкость изложения ответа;
  •                   оформление материала в соответствии с требованиями;
  •                   умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  •                   умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  •                   умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  •                   умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

 

Балл «5» ставиться в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы отвечает без затруднений, не делает грубых ошибок.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала, делает ошибки. 

Балл «2» ставится, если студент обнаруживает незнание материала, не выполняет поставленную задачу, делает грубые ошибки, отвечает только на наводящие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по написанию сочинения

 

Композиция сочинения

Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.

Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);

- очень длинное, затянутое вступление.

При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?» Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и преподаватель, читая сочинение.

Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться «от сотворения мира». Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе «Гроза» А. Островского» начинается динамично: Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом – к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое».

Данное вступление можно расценить как удачное. Тема «Образ Катерины...» весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.

Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.

Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему «Человек и государство» в «петербургской повести» А. Пушкина «Медный всадник» начинается подобным образом: «Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина».

Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Заканчивается сочинение заключением.

Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.

В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему «Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова»: «В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия «судьба» в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию «судьба», изменение этого отношения со временем – все эти стороны я старался охватить в своей работе».

Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: «дети» продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу «новое слово». Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. «Дети» отрицают жизненные идеалы «отцов», выросших при социализме и строивших коммунизм, «отцы» не понимают «детей», выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой.

Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.

Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной на экзамене. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

Оценка сочинения

Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий

 

Существуют неверные написания, которые не считаются ошибками:

  1. Описка не связана с правилами орфографии, это лишь искажение звуко-буквенного состава слова (чапля вместо цапля) Описки исправляются, но не учитываются.
  2. Другие неверные написания также не учитываются, хотя исправляются:
    • Ошибки на правила, не изучаемые в школе
    • Ошибки в переносе слов
    • Ошибки в авторских написаниях (в том числе пунктуационные)

По характеру ошибки делятся нагрубые и негрубые. При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях ставится помета: негруб. (или ½, т.е. пол-ошибки). Перечень негрубых ошибок орфографических и пунктуационных:

  • В исключениях из правил
  • В выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях
  • В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами
  • В случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого
  • В написании ы и и после приставок
  • В случаях трудного различения не и ни
  • В собственных именах нерусского происхождения
  • Замена знаков препинания  или нарушение их последовательности

Необходимо учитывать повторяющиеся и однотипные ошибки.

       Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, чаще в корне, на одно правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение / невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

        Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (например: в армие, в рощи; колят, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом (безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие).

     Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Правописные ошибки, допущенные при выполнении дополнительного задания, учитываются при выведении основной оценки.

В экзаменационной работе допускается не более трех исправлений, сделанных аккуратно. Если исправлений больше, то оценка снижается на один балл, но только до «3».

 

Критерии оценок

Принимают во внимание  следующие критерии:

 

  1. Соответствие высказывания теме (для сочинений): расширение или сужение темы, несоответствие теме и основной мысли.

Оценка «5» - полностью соответствует теме и основной мысли;

Оценка «4» - в основном соответствует, с небольшими отклонениями;

Оценка «3» - есть ошибки, связанные с пониманием темы и основной мысли;

Оценка «2» - полностью не соответствует теме и основной мысли;

 

  1. Достоверность, точность излагаемого. Нарушение этого требования вызывает фактические ошибки(Ф). В изложении – это различного рода неточности, искажения (ошибки в обозначении места и времени события, в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т.д., например: вместоКировский проспект в работе Киреевский проспект или Кировский посёлок). В сочинении – это искажение жизненной правды, неточное воспроизведение книжных источников, имен собственных, дат, мест событий.

Оценка «5» - допускает одну небольшую фактическую неточность при отсутствии других ошибок в содержании;

Оценка «4» - две – три фактические ошибки;

Оценка «3» - четыре – пять фактических ошибок;

Оценка «2» - более пяти фактических ошибок;

 

  1. Логика изложения. Логическими ошибками(Л) считаются:
    • Нарушение последовательности высказывания
    • Отсутствие связи между частями и между предложениями
    • Неоправданное повторение высказанной ранее мысли
    • Раздробление одной микротемы другой микротемой
    • Несоразмерность частей высказывания
    • Отсутствие необходимых частей
    • Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием работы)
    • Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, потом от третьего лица).

Оценка «5» - допускает одну небольшую логическую неточность при отсутствии других ошибок в содержании;

Оценка «4» - две – три логические ошибки;

Оценка «3» - четыре – пять логических ошибок;

Оценка «2» - более пяти логических ошибок;

 

  1. Языковое оформление высказывания. К коммуникативным нарушениям относятся грамматические (Г) и речевые ошибки (Р).

Грамматические – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. К ним относятся:

  • Г 1 -  ошибочное словообразование (ветелинар, раздумчивый взгляд, надсмешка, подчерк и т.д.)
  • Г 2 -  ошибочное формообразование ( в кине, пил кофей и т.д.)
  • Г3 -  ошибка в согласовании (Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями.)
  • Г 4 -  нарушение видо-временной относительности глагольных форм. (Мальчик сидел(пр. в.) за столом и раскрашивает(наст.в.) картинки.)
  • Г 5 -  ошибки в управлении. (Не дождусь до отъезда, всматриваюсь на лицо)
  • Г 6 -  нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. (Крестьянство страдали от гнёта.)
  • Г 7 -  местоименное дублирование одного из членов предложение, чаще подлежащего. (Кусты, они покрывали берег реки.)
  • Г 8 -  ошибки в употреблении причастных оборотов. (Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.)
  • Г 9 -  ошибки в употреблении деепричастных оборотов. (Покатавшись на катке, болят ноги.На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени.)
  • Г 10 -  ошибки в построении предложений с однородными членами. (Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.)
  • Г 11 -  ошибки в построении сложного предложения. (Машина пришла, то нужно ехать.)
  • Г 12 -  ошибки в построении сложного предложения, смешение сочинительной и подчинительной связи. (Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.)
  • Г 13 -  ошибки в построении сложного предложения, отрыв придаточного от определяемого слова в главном. (Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.)
  • Г 14 -  ошибка в смешении прямой и косвенной речи. (Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».)
  • Г 15 -  пропуски необходимых слов. (Владик кое-как прибил доску и побежал _ в волейбол.)
  • Г 16 -  разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки. (Терпеть не могу сидеть сложив руки.)
  • Г 17 -  нарушение границ предложения. (Охотник положил ружье, привязал собаку.И пошёл к зверю.)

Оценка «5» - допускает одну грамматическую ошибку при отсутствии других;

Оценка «4» - одна – три грамматические ошибки;

Оценка «3» - четыре – пять грамматических ошибок;

      Оценка «2» - более пяти логических ошибок;

 

Речевые, или функциональные, - это ошибочное употребление языковых единиц различного уровня. К речевым ошибкам также относятся так называемые стилистические ошибки. К речевым ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • М – неправильное употребление местоимения. (Я вынула книгу и сумки и положила её на стол. Книгу или сумку?)
  • П – стилистически не оправданное повторение одного и того же слова в рамках одного микротекста. (Недавно прочла интересную книгу. В этой книге рассказывается о подвиге молодогвардейцев.)
  • ^ - неоправданное употребление слова в несвойственном значении. (Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.)
  • Р1 -  нарушение лексической сочетаемости. (Пожилая лошадь, коричневые глаза. Чичиков постепенно покидает город.)
  • Р2 -  употребление лишнего дублирующего слова (плеоназм). (Прилетели пернатые птицы, старый старик.)
  • Р3 -  употребление лишних слов. (опустив голову вниз, он впервые познакомился с Таней случайно.)
  • Р4 -  неудачное употребление в контексте местоимений  для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи. (Иванов закинул удочку, и она клюнула.)
  • Р5 -  неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов. (У Кити было два парня:Левин и Вронский.)
  • Р6 -  (тавтология) стилистически не оправданное употребление рядом или близко однокоренных слов. (Характерная черта характера, приближался все ближе и ближе.)
  • Р7 -  неразличение (смешение) паронимов или синонимов. (рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке.)
  • Р8 -  пропуск, недостаток нужного слова. (Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца.(о стрижке).)
  • Р9 -  бедность и однообразие синтаксических конструкций.
  • Р10 -  смешение лексики разных исторических эпох
  • Р11 -  злоупотребление штампами
  • Р12 -  неоправданное употребление слов иной функционально-стилистической окраски. (Земляника подлизывается к ревизору)
  • Р13 -  неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства. (У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сережа Тюленин.)

 

Условные графические обозначения

С

недочеты в содержании:

Ф – фактическая ошибка или неточность

[  ] – лишняя часть (лишнее слово, выражение)

v – пропуск

Z – не выделен абзац

Z – неоправданно выделен абзац

V    - нарушен порядок слов

< - недостаточно сказано, надо расширить, развернуть

# - не соответствует основной мысли сочинения

 

 

-  нарушена логическая последовательность в изложении мыслей.

 

Р

речевые недочеты и ошибки:

Р – речевые ошибки

М - неправильное употребление местоимения.

П – стилистически не оправданное повторение одного и того же слова в рамках одного микротекста.

^ - неоправданное употребление слова в несвойственном значении.

Л

логические ошибки

I

орфографические ошибки

V

пунктуационные ошибки

Г

грамматические ошибки

 

Выставление оценок:   С – Р – Л     коммуникативная грамотность

IV – Г      правописная грамотность

 

Нормы оценки письменных работ

Оценка «5» выставляется, если:

  • содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют (допускается 1 фактическая неточность);
  • работа отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций;
  • допускается 1 – 2 речевых недочета
  • допускается 1 негрубая орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» выставляется, если:

  • содержание в основном соответствует теме и главной мысли, имеются 1 – 3 фактические неточности
  • имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
  • лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью;
  • допущенное количество речевых ошибок не превышает 3;
  • допускается не более чем 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических; в любом варианте количество грамматических ошибок не превышает 3; орфографических ошибок – не более 2, однако если из 3 орфографических ошибок одна негрубая, то оценка не снижается.

                                      2 – 2 – 3

  1 – 3 – 3

  0 – 4 – 3

Оценка «3» выставляется, если:

  • имеются отклонения от темы (произвольные вставки); работа достоверна в главном, но в ней допущено 3 – 4 фактические ошибки; допущено нарушение последовательности изложения, отсутствует связь не только между предложениями, но и между частями текста; беден словарь, употребляемые синтаксические конструкции однообразны;
  • стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна;
  • в работе 4 – 5 речевых ошибок;
  • допускается не более 5 орфографических ошибок при не более 4 пунктуационных и 4 грамматических, а также следующие варианты:

5 – 4 – 4

0 – 7 – 4

1 – 6 – 4

2 – 6 – 4

3 – 5 – 4

Оценка «2» выставляется, если:

  • объем работы составляет менее 50 % исходного текста; допущены существенные отклонения от темы;
  • допущено много фактических ошибок;
  • нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
  • крайне беден словарь, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют;
  • работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, в то же время нет деления на абзацы;
  • нарушено стилевое единство текста;
  • допущено более 5 речевых ошибок;
  • допущено 5 и более грубых орфографических ошибок, независимо от количества пунктуационных;
  • общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

 

 

 

 

Составление сложного плана

 

 Составить сложный план любого художественного произведения

 

Методические рекомендации к составлению плана:

Составление плана

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». Примером плана к книге, правда, очень общего, отмечающего лишь узловые разделы, является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление о ее содержании и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на простые и сложные. Сложный план в отличие от простого имеет ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных. План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.

Достоинства плана

Удачно составленный план прочитанной книги говорит в конечном итоге об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План имеет ряд достоинств, которые выдвигают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму записи.

- Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко совершенствовать как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

- Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала.

- Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.

- Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала. План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени перед возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, существенное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.

- Помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, уже более подробные и обстоятельные записи – конспекты, тезисы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически четкой и последовательной.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении). План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. Попутное с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания, мобилизовать внимание. А если читающий все же отвлекся, ему следует бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном, дословном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утомляемость. Вдумчивое чтение всегда сопровождается составлением – в уме или на бумаге – плана, отражающего содержание, его логику и последовательность. При составлении плана во время чтения одновременно происходит выборка нужного, закрепление его в памяти, а в результате возникает понимание идей и последовательности их подачи. План помогает активно читать источник, и нет смысла откладывать его составление до повторного чтения, как иногда советуют. Это ухудшило бы первоначальное восприятие материала и необоснованно отодвинуло бы во времени составление записи. Поэтому, в отличие от конспектов и тезисов, которые действительно есть смысл делать только после полного прочтения материала и хорошего с ним ознакомления, пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, под первым впечатлением. Потом, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться. Если в формулировке какого-нибудь пункта и будет допущена неточность, ее легко устранить, так как формулировка пункта предельно кратка. При этом само исправление уточнит первоначальное восприятие. Иногда полезно составить не один, а несколько вариантов плана или отдельных его частей, особенно при новых обращениях к источнику. Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы микротем текста, т. е. те места, где кончается одна микротема и начинается другая. Эти места в книге тотчас же и отмечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. Затем снова просматривают прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен переход от одной микротемы к другой, и уточнить, если необходимо, формулировки. При этом нужно стремиться, чтобы заголовки – пункты плана – наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляют к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Правильная работа над книгой окажет тут большую помощь. Чтобы облегчить составление плана, самые важные места в книге отмечают легко стирающимся карандашом или вкладными листками. Подчеркивания и надписи, выносимые на поля в книге или на листках, станут своеобразными пунктами составляемого плана. Порой эти надписи или подчеркнутые фразы книги и будут записаны как пункты плана. Подзаголовки книги и оправданное содержанием деление текста на абзацы облегчают создание плана. Однако часто, составляя план книги (особенно когда он предназначен для последующей разработки тезисов), не обращают внимания на подзаголовки, членящие текст, а тем более на абзацы. В этом случае стараются оценить высказывания автора по существу и отобразить их в плане, причем последовательность его пунктов не обязательно должна совпадать с порядком изложения содержания в оригинале, поэтому, в частности, полезно рядом с пунктами плана писать номера страниц относящегося к ним текста.

Составление плана

Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясно не сразу, а лишь в ходе его написания. Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заглавием или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на более мелкие. Другими словами, возможны два способа работы:

1. Составляют подробнейший простой план, а далее преобразуют его в сложный, группируя части пунктов под общими для них заголовками (основными пунктами сложного плана).

2. Составляют краткий простой план и затем, вновь читая текст, пишут сложный, подыскивая детализирующие пункты. Этот путь, требующий больших затрат времени, приемлем лишь при продолжительной, заранее запланированной работе над фундаментальным произведением.

В общем же случае, как мы уже отметили, целесообразно составлять подробный, детальный план к тексту книги при первом же ее чтении. Все пункты плана не обязательно записывать только в вопросительной или только в утвердительной форме. Приемлема как та, так и другая форма.

Как правило, пункты плана формулируют по-своему. Но они частично или полностью могут текстуально совпадать с отдельными фразами источника. От этого план лишь выигрывает. Обычно варианты плана могут дополнять друг друга, уточняя и расширяя содержание. Вам не придет в голову писать два-три варианта конспекта, а вот план имеет смысл записывать в вариантах, особенно тогда, когда появляется естественное желание пришедшие в голову удачные, острые формулировки тут же, не откладывая, записать, чтобы не забыть.

Запись планов

Чтобы избежать нерационального переписывания, главные заголовки сложного плана выделяют из подробного простого, подчеркивая часть пунктов. Если сделать этого нельзя, заголовки выписывают в отдельные графы (тем самым как бы вписывают между простыми пунктами). При уплотненной записи заголовки приходится выносить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему опытные читатели стараются писать планы с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений полями. Если черновую разработку такой формы записи плана можно рекомендовать как полезную, но не обязательную, то для схематического плана, т. е. плана-схемы, отражающего взаимосвязь пунктов, черновик в большинстве случаев необходим. Иначе не получить полноценной схемы.

Запись любых планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого пункты записывают на одном большом листе бумаги (всегда лишь с одной его стороны) или на нескольких листах, но опять-таки не используя их оборота. Тогда, если нужно, читатель сразу сможет увидеть все пункты (листки для этого раскладывают один под другим, чтобы, не переворачивая их, скользить взглядом по всей записи).

Сложный план большого объема полезно записывать в нескольких вариантах.

 

Требования к составлению сложного плана:

При оценивания сложного плана учитываются:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия художественного произведения;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия художественному произведению;

− соответствие структуры предложенного произведения плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие содержание художественного произведения, не засчитываются при оценивании

 

Критерии оценки сложного плана:

Оценка «5» ставится – если формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание художественного произведения  по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура плана сложного типа содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы

Оценка «4» ставится – если  формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание художественного произведения (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.

ИЛИ формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание художественного произведения (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах

Оценка «3» ставится – если  формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанного художественного произведения (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Оценка «2» ставится – если  план по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы).

ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один - два пункта

 

Индивидуальный проект

 

   Индивидуальный проект включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.

Подготовительный этап – выбор темы.

Основной этап – разработка и утверждение плана проекта, подбор и изучение литературы, анализ полученной информации, выбор способа представления полученных результатов, оформление и предварительная проверка работы руководителем проекта.

Заключительный этап – предзащита и защита индивидуального проекта.

В процессе выполнения индивидуального проекта по учебной дисциплине «Русский язык» студенты должны иметь возможность доступа:

  • к электронным учебным материалам по праву в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);
  • к национальному корпусу русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме;
  • к справочной службе русского языка.

Структура индивидуального проекта:

  • титульный лист работы;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы и интернет -ресурсов;
  • приложения.

 

Введение раскрывает значение и актуальность выбранной темы, состояние изучаемых вопросов и необходимость проведения исследования. В нём формулируются цель работы, её основные задачи, указывается объект и методы исследования, теоретическая и методологическая основа.

Под актуальностью темы понимается её теоретическая и практическая значимость,  развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстракт­ное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

     При формулировании цели и задач исследования необходимо исходить из того, что в них описываются как теоретические, так и практические результаты работы. Главная цель характеризует итог индивидуального проекта в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического и практического аспектов обозначенной проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.

В соответствии с поставленной целью в индивидуальном проекте выделяют задачи, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать…, изучить…, описать…, установить…, выяснить…, обосновать…, проанализировать…, разработать…, предложить… и т.д.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть чёткими и не иметь двояких толкований.

Описанию решений, указанных во введении целей и задач посвящается всё содержание индивидуального проета, поэтому в каждой части проекта должна решаться та или иная задача исследования.

Объект исследования представляет собой формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню раз­вития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Во введении должны быть указаны использованные в работе над проектом методы исследования.

Теоретической и методологической основой при работе над проектом могут послужить научные труды отечественных и зарубежных учёных в области исследуемой проблемы, а также действующее законодательство и нормативно-правовые акты, регламентирующие выбранный участок работы.

В конце введения можно раскрыть структуру работы, т.е. кратко описать перечень её структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.  Объём введения не должен  превышать 1-1,5 страниц.

 

Основная часть должна состоять из одного или двух разделов.

Первый раздел носит теоретический характер. В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы. Для этого: изучает и делает обзор  литературных и критических источников по изучаемой теме; рассматривает представленные в литературе точки зрения учёных по изучаемому вопросу, выявляет противоречия, оценивает представленные взгляды на освещаемый вопрос. В ходе такого размышления над литературными источниками и критическими работами формируется собственная точка зрения на предмет и объект исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам.

 

Первый раздел  исследования может содержать 2-3 теоретических вопроса, в которых:

- раскрываются сущность и значимость поставленной проблемы;

-даётся обзор литературных источников и критических статей, касающихся темы исследования, обобщается отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике, обосновывается возможность его применения для решения поставленной проблемы.

Объём первого раздела  3-4 страницы машинописного текста.

 

Второй раздел содержит 3– 5 страниц машинописного текста и носит экпериментальный характер.

 

При изложении материала делаются ссылки на литературные источники- путём указания в квадратных скобках их номера в списке литературы и страниц, с которых заимствованы цитаты или цифровой материал, например: [5, с. 77]. При произвольном изложении принципиальных вопросов достаточно указать номер источника, например: [5].

 

При работе над индивидуальным проектом допускаются промежуточные выводы, которые формируются по итогам написания разделов работы. Вывод по разделу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полученные автором результаты.

При формулировке выводов по разделу проекта целесообразно использовать речевые конструкции: в работе систематизировано…; установлено…, предложено…, исследовано…, выявлено…, сформулировано…, разработано…, сформировано…

 

Заключение (1-1,5 страницы) содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования.  В выводах кратко, но чётко отражаются ключевые положения каждого раздела индивидуального проекта, уделяется внимание решению поставленных задач и целей исследования.

 

Список литературы и интернет ресурсов включает источники информации, которые студент прямо или косвенно использовал при подготовке и выполнении индивидуального проекта. Литературные источники указываются  в алфавитном порядке.

Общее количество источников должно быть не менее 7, при этом на 50% из них должны быть ссылки в тексте работы.

 

Приложения могут включать графики, схемы, рисунки, таблицы, копии документов и другие необходимые данные. Они располагаются в порядке их упоминания в тексте и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых автором рекомендаций. Приложений может быть не более 10 страниц. 

 

Текст индивидуального проекта необходимо излагать от первого лица множественного лица:  нами, по нашему мнению, на наш взгляд и т.д. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и творческим. Пересказывать учебники, учебные пособия, другую специальную литературу и критические статьи не следует. Особое внимание следует обращать на «переходы» от одного раздела к другому, а внутри них – от вопроса к вопросу.

Изложение вопросов, при необходимости, должно иллюстрироваться таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Наличие иллюстраций свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемой проблемы и помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстрированного материала должно быть понятно без обращения к тексту работы.

Общий объём работы должен быть не менее 12 и не более 15 страниц. В нормируемый объём не входят титульный лист, содержание, список использованной литературы и интернет ресурсов, приложения. Объём ниже нормы предполагает, что студент не владеет достаточным количеством информации для обоснованных выводов по исследуемой тематике, а превышение объёма говорит о неумении сортировать и обобщать информацию.

 

Оформление  индивидуального проекта.

 

Готовый проект брошюруется в папку, предназначеную для такого оформления. В сброшюрованной работе не должно быть пустых страниц.

Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом (приложение 2) Положения об организации выполнения и защиты индивидуального проекта в ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум». Не допускается оформление титульного листа с применением рамок, цветного изображения, изменения шрифта, межстрочных расстояний, применение разрежённости, теней, контуров и других спецэффектов.

Содержание оформляется в соответствии с  ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», заголовок «СОДЕРЖАНИЕ» пишется заглавными буквами посередине строки.

Содержание включает введение, наименование разделов, вопросов,  заключение, список использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

По ГОСТ 2.105-95 наименования, включённые в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта - чёрный. Размер шрифта (кегль) - 14. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно -  шрифт «Times New Roman», строчные буквы, без разреженности, теней, контуров и др. спецэффектов, по тексту не допускается курсив, полужирные, подчёркивание в т.ч. при оформлении рисунков и таблиц. Не применяется перенос слов и их разрыв.

Не допускается располагать на странице менее пяти строк, а также заканчивать параграф работы таблицей, рисунком или формулой.

Интервал полуторный, без отступов перед и после абзаца, отключить опции «автоматический перенос слов». Выравнивание текста – «по - ширине».

В тексте работы не допускается сокращение, исключения составляют общепринятые описанные соответствующим стандартом или правилом русской орфографии или пунктуации. Например, и так далее – и т. д.; год (годы) - г (гг.); рубли, тысячи рублей, миллионы рублей – руб., тыс. руб., млн. руб., открытое акционерное общество – ОАО и т.д.

При выполнении индивидуального проекта следует использовать однотипные знаки препинания, например « » или " " , при перечислении однородных членов предложения следует использовать маркировку в виде точек, тире, арабских цифр и русских букв, недопустимо использовать знаки не указанные в приложении.

Размеры полей: правое -  1,5 см, верхнее и нижнее -  2,0 см, левое – 3,0 см.

Страницы проекта нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в правой нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нём не ставится.

По всей работе не допускается обрамление текста с применением рамок, уголков и т.п. объектов.

Оформление заголовков

 

По ГОСТ 7.32-2001 вопросы основной части работы не являются структурными элементами - таким элементом является только вся основная часть в целом. По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15мм). Если проект напечатан интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками раздела и вопросов - 2 интервала (8мм).

Для установки необходимых отступов необходимо использовать стандартное меню редактора MS WORD: «формат – абзац - интервал».

Вопрос раздела начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий, исключение составляют случаи, когда после названия структурного элемента помещается менее 4-х строк, в этой ситуации  структурный элемент и его вопросы переносятся на следующую страницу.

 

Организация контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися

 

 Выполнение индивидуального проекта осуществляется в соответствии с утвержденным графиком консультаций под контролем руководителя проекта.

 Студент 1раз в месяц представляет итоги реализации плана выполнения индивидуального проекта.

 Заведующий отделением контролирует занятость студентов в проектной деятельности.

 

Формы контроля за выполнением индивидуального проекта обучающимися

 

  1.               Просмотр и проверка этапов выполнения индивидуального проекта.
  2.                 Обсуждение результатов выполненной работы на конкретном этапе индивидуального проекта.

 

Требования к защите индивидуального проекта

 

Защита  проектной работы проводится на открытом заседании предмено-цикловой комиссии. Студент публично представляет результаты  проведенного исследования. Процедура защиты включает доклад (не более 5 -7 минут) с использованием  мультимедийной презентации, в которой он  отражает актуальность темы проекта; цель и  задачи проекта; результаты проведенного теоретического  и  практического исследования, выявляет проблемы и выдвигает предполагаемые пути решения; а также делает общий вывод по теме исследования.

Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера по теме проекта. Ему предоставляется возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали дискуссию, интерес к проблеме, дать необходимые пояснения, привести дополнительные материалы.

По итогам защиты руководитель проекта составляет отзыв и выставляет оценку. 

Работа не допускается к защите по следующим основаниям:

  • представлен отрицательный отзыв научного руководителя;
  • не соответствует требованиям по структуре и содержанию, или не соответствует теме исследования;
  • работа выполнена с грубым нарушением правил оформления или на её титульном листе указана тема отличная от заявленной работы студентом и закреплённой в приказе;
  • работа представлена  на проверку и рецензирование с нарушением сроков.

 

Критерии оценки индивидуального проекта

 

Результаты защиты индивидуального проекта оцениваются по пятибалльной шкале и фиксируются в виде оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» при этом необходимо учитывать:

  • качество представленной работы и степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • аргументацию актуальности и значимости изучаемой проблемы;
  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень ее осмысления;
  • полноту раскрытия содержания выбранной темы индивидуального проекта;
  • логичность, четкость и связность выступления;
  • качество ответов на вопросы комиссии;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • использование презентации и творческий подход в подготовке наглядного и раздаточного материалов;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

Результаты защиты индивидуального проекта объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания предметно-цикловой комиссии.

 

Анализ языковых особенностей стихотворения

 

  • Анализ стихотворения (по выбору) (упр. 516)

Примерный план
разбора лирического произведения

I. Дата написания стихотворения.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Тема. Основной сюжет.

V. Идейное содержание.

     1. Ведущая тема.

     2. Основная мысль.

     3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении

         в их динамике или статике.

     4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

     5. Преобладание общественных или личных интонаций.

VI. Как построено стихотворение.

     1. Сопоставление и развитие основных образов:

         1) по сходству;

         2) по контрасту;

         3) по смежности;

         4) по ассоциации;

         5) по умозаключению.

     2. Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза?

     3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

     4. Основные особенности ритмики:

         1) тоника, силлабика, силлабо-тоника, «дольник», «свободный»

             стиль;

         2) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий

             и др.

     5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная; богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

     6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, октава, сонет, «онегинская строфа» и др.).

     7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Критерии оценивания:

Оценка 5 ставится – выполнил все задания правильно подкрепил примерами;

Оценка 4 - выполнил все задания с 1-3 ошибками;

Оценка 3 – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

Оценка 2 – почти ничего не смог выполнить правильно или не выполнил задание вообще;

 

Информация о публикации
Загружено: 29 января
Просмотров: 2036
Скачиваний: 4
Ижотова Эльмира Загитовна
Русский язык, СУЗ, Кабинет
Скачать материал