[20.07 ждём вас!] Конференция «Цифровые компетенции современного педагога» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июль 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июля по 31 июля

Методическая разработка урока «Программирование линейных алгоритмов»

Методическая разработка по теме «Программирование линейных алгоритмов», в которой представлены: 1. Назначение системы программирования 2. Переменные и константы 3.Типы данных. Понятие типа данных 4. Программирование линейных алгоритмов 5. Структура программы на языке Pascal
Просмотр
содержимого документа

Методическая разработка урока

«Программирование линейных алгоритмов»

 

Цель урока: Изучить структуру и правила записи программ на языке Pascal. Приобрести начальные навыки работы в среде программирования на примере программирования линейных алгоритмов.

 

1. Назначение системы программирования

Система программирования представляет собой интегрированную среду, включающую: экранный редактор; компилятор; редактор связей; отладчик.

Интегрированная среда позволяет набирать тексты программ с использованием встроенного редактора текстов, компилировать их, выполнять, проводить отладку программ.

После того как вы набрали текст программы и убедились визуально, что в нем нет ошибок, надо отправить его на компиляцию и выполнение. Для этих целей служит команда главного меню Run.

 

2. Идентификаторы. Переменные и константы

Идентификатором является последовательность букв, цифр и знаков подчеркивания, которая начинается с буквы или символа подчеркивания и не содержит пробелов. Идентификаторы выступают в качестве имен констант, переменных, процедур, функций, модулей и др. Идентификатор может иметь произвольную длину, однако значимыми являются только 63 символа.

Обратите особое внимание на то, что в языке Pascal зарезервированные (ключевые) слова (названия команд, операций и др.) имеют строго определенное значение, которое не может быть изменено. Поэтому описание пользовательских идентификаторов, идентичных ключевым словам, не допускается. И идентификаторы, и зарезервированные слова безразличны к регистру клавиатуры.

Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри программы. Все переменные программы в Pascal должны быть объявлены в разделе описания переменных.

Константа - это идентификатор, обозначающий некоторую неизменную величину определенного типа. Константы, как и переменные, должны объявляться в соответствующем разделе программы.

В языке Pascal применяется несколько стандартных видов констант:

  • Целочисленные константы. Могут быть определены посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатеричном формате данных. Это число не должно содержать десятичной точки.
  • Вещественные константы. Могут быть определены числами, записанными в десятичном формате данных с использованием десятичной точки.
  • Символьные константы. Могут быть определены посредством некоторого символа (заключенного в апострофы).
  • Строковые константы. Могут быть определены последовательностью произвольных символов (заключенных в апострофы).
  • Типизированные константы. Представляют собой инициализированные переменные, которые могут использоваться в программах наравне с обычными переменными. Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное значение. Например:

Const year = 2020; {целочисленная константа}

   symb = '?'; apostroph =''''; {символьная}

  limit = 1.4E-10; {вещественная с показателем степени}

    money: real = 37.23; {типизированная вещественная}

3.Типы данных. Понятие типа данных

Под типом данных понимается множество допустимых значений этих данных, а также совокупность операций над ними.

В языке Pascal тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ.

 

Иерархия типов в языке Pascal:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже перечислены простые типы данных, а также основные функции, применяемые к данным типам (структурированные даные будут рассмотрены позднее).

 

Простые типы данных

Порядковые типы, из группы простых типов, характеризуются следующими свойствами:

  • все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное упорядоченное множество;
  • к любому порядковому типу может быть применена стандартная функция Ord(x), которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе;
  • к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred(x) и Succ(x), которые возвращают предыдущее и последующее значения соответственно;
  • к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low(x) и High(x), которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа.

Идентификатор типа

Длина (байт)

Диапазон значений

Целые типы

ShortInt

1

-128..127

Integer

2

-32768..32767

LongInt

4

-2147483648..2147483647

Byte

1

0..255

Word

2

0..65535

Dес(x[,y]) - уменьшает значение переменной x на величину y.

Inс(x[,y]) - увеличивает значение переменной x на величину y.

Оdd(x) - проверяет, является ли аргумент нечетным числом.

x DIV y – целая часть от деления x на y.

x MOD y – остаток от деления x на y.

 

Логический тип

Boolean

1

true, false

Данный тип данных применим в том случае, если необходимо проверить истинность выполнения каких-либо условий: true – «истина», выполнение условия, false – «ложь», результат не удовлетворяет условию.

Символьный тип

Char

1

все символы кода ASCII

Сhr(x) - возвращает символ, заданный целым числом x.

 

Вещественные типы

Real

ё

2,9x10-39 – 1,7x1038

Single

4

1,5x10-45 – 3,4x1038

Double

8

5x10-324 – 1,7x10308

Extended

10

3,4x10-4932 – 1,1x104932

Rоund(x) - округляет значение вещественного типа до значения длинного целого типа.

Тrunс(x) - усекает значение вещественного типа до значения длинного целого типа.

Abs(x) - возвращает абсолютное значение аргумента.

Аrctan(x) - возвращает арктангенс аргумента.

Соs(x) - возвращает косинус аргумента.

Ехp(x) - возвращает экспоненту аргумента.

Frас(x) - возвращает дробную часть аргумента.

Int(x) - возвращает целую часть аргумента.

Ln(x) - возвращает натуральный логарифм аргумента.

Рi - возвращает значение числа Pi (3,141592653897932385).

Sin(x) - возвращает синус аргумента.

Sqr(x) - возвращает аргумент в квадрате.

Sqrt(x) - возвращает квадратный корень аргумента.

 

Совместимость типов

В языке Pascal введены понятия эквивалентности и совместимости типов. Два типа Т1 и Т2 являются эквивалентными (идентичными), если выполняется одно из двух условий:

  • Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа;
  • тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств.

Например:

type

 T1 = Real;

 T2 = T1;

 T3 = T2;

Менее строгие ограничения накладываются на совместимость типов. Так, типы являются совместимыми, если:

  • они эквивалентны;
  • являются оба либо целыми, либо действительными;
  • один тип – тип-диапазон, другой - его базовый;
  • оба тип-диапазон с общим базовым;
  • один тип - строковый, другой - символьный.

 

4. Программирование линейных алгоритмов

Основные конструкции алгоритмов – это ограниченный набор блоков и стандартных способов их соединения. Существуют три базовых конструкции алгоритмов – следование, разветвление и цикл.

Структура следования – это последовательное выполнение отдельных блоков или групп блоков в естественном порядке.

 

 

Та часть программы, которая использует структуру следования, называется линейной. В линейных частях программы используются все операторы и функции, кроме операторов ветвления, циклов и переходов, нарушающих следование.

 

5. Структура программы на языке Pascal

В программе, написанной на языке OP, могут быть следующие разделы:

заголовок программы;

  • Program имя_программы;

раздел объявления модулей

  • Uses unit1, unit2;

раздел объявления меток;

  • Label label1, label2;

раздел объявления констант;

  • Const name_const = value;

раздел объявления типов;

  • Type name_type=description_type;

раздел объявления переменных;

  • Var name_variable : type_variable;

раздел объявления процедур и функций;

перечисление процедур и функций

тело программы (обязательная часть).

  • Begin

{Операторы языка Pascal}

  • End.

 

Пример 1. Вычислить значение арифметического выражения следующего вида:

v = (a*sqrt(abs(sin(b*c+a))) - exp(-a*c))/sqrt(abs(2*b+d)), a=1.5.

 Программа на языке Паскаль:

Program Primer1; {в языке TP эта строка не обязательна}

Const A=1.5;     {описание константы}

Var B,C,D,V:real; {описание переменных}

Begin

  B:=4.3;

  write('Введите вещественное число C=');{вывод подсказки}

  readln(C); {Ввод исходных данных}

  write('Введите вещественное число D=');

  readln(D);

  V:=(A*Sqrt(Abs(Sin(B*C+A)))-Exp(-A*C))/Sqrt(Abs(2*B+D));

  write('V=',V) {Вывод результата}

End.

 


Порядок выполнения работы

1. Изучить теоретический материал и ответить на контрольные вопросы.

2. Загрузить систему программировании.

3. Войти в режим редактирования и набрать текст программы (в соответствии с полученным вариантом задания). Сохранить прорамму врабочем каталоге: FileSaveAsввести имя файлаOK.

4. Подобрать исходные данные так, чтобы не возникло ошибок выполнения.

5. Запустить программу на трансляцию. Запустить откомпили-рованную программу.

6. При выполнении п.5 могут возникнуть ошибки, как на этапе трансляции, так и на этапе выполнения. Сообщение компилятора об ошибке выдается в верхней части окна редактирования. При этом курсор устанавливается в ту позицию, где возможна ошибка. Если сразу после этого нажать <F1>, то на экране появляется дополнительная информация об ошибке.

7. Продемонстрировать результаты выполнения п.3 - 5 учителю.

 

Варианты заданий

 

I

1. Запишите следующие числа без десятичного порядка:

a) -0.0032E+5;  b) 538E-3;  c) 1E1

2. Приведите примеры положительного и отрицательного целых чисел, не представимых в Паскале.

3. Запишите на языке Паскаль следующие формулы:

a) a+bx+cy; b) [(bx-a)x+c]x+d;

c) ; d) ; e) ;

4. Запишите в общепринятой форме:

a) (q+p)/(r+s)-p*g/(r*s); b) 1E3+beta/(x2-gamma*delta)

5. Можно ли утверждать, что в Паскале значение выражения (1/3)*3-1 равно нулю?

 

II

Разработать программу для вычисления арифметического выражения и вывода полученного результата. Ввод соответствующих исходных данных организовать с помощью оператора присваивания или с клавиатуры.

1. ;  2. ;

3. ;   4.

5. ;  6. ;

 

Контрольные вопросы

1. Каковы назначение и возможности системы программирования?

4. Из каких разделов состоит программа на языке Pascal?

5. В каком порядке должны быть записаны разделы программы на языке Pascal?

6. Как записываются операторы вывода на экран в Pascal?

7. Какие формы записи чисел используются в языке Pascal?

8. Как работает оператор присваивания?

9. Для каких целей используется в языке Pascal предварительное описание используемых в программе данных?

1

 

Информация о публикации
Загружено: 2 декабря
Просмотров: 789
Скачиваний: 8
Сажина Надежда Юрьевна
Информатика, 9 класс, Разное

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал