Образовательный спецпроект «Дистант 2020»: «10 секретов успешного проведения онлайн-урока» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» октябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 октября по 31 октября

Методическая разработка урока "Цветопись и звукопись стихов С.Есенина"

Урок рассчитан на 90 минут, теория и практические задания: нахождение цветов в стихах, выразительных средств языка, написание собственного стихотворения и иллюстрации к понравившемуся стихотворению С.Есенина.
Просмотр
содержимого документа

Урок по литературе

Слайд1

  «НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…» 

(цветопись   и звукопись в  стихотворениях Сергея Есенина)

 

Цель урока:

- изучение и анализ лексем изображения цвета в поэзии Есенина;

- введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне   сложный 

  поэтический мир Сергея Есенина;

- введение учащихся в мир звукописи стихов.
Задачи:

- проанализировать стихотворения Сергея Есенина, выделив  семантические 

  особенности изображения цвета, показав, что цвет    важное составляющее поэзии  

  С. Есенина;

- проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом;

- воспитывать у учащихся любовь к родине, природе,   эмоциональную и   

  интеллектуальную отзывчивость.

 

Методы урока:
- теоретические: анализ научной литературы; обобщение и  систематизация  

  полученных сведений,

- практические: методы сплошной выборки, наблюдения и анализа, творческая    

  мастерская

 

Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, презентация творчества С.Есенина, музыкальные клипы песен на стихи С.Есенина,  видеоклипы фильма «С.Есенин»; оформление доски –название темы,  эпиграфы

Слайды 2-3

Ход урока

 

О Русь – малиновое поле              У каждого поэта есть свой общий тон красок,

И синь, упавшая в реку, –              свой ларец слов и образов

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

                                   С. Есенин

1.Организационный момент (2мин).

2. Повторение предыдущей темы (15мин).

На прошлом уроке мы говорили с вами о тематике стихов Есенина. Назовите основные темы.( тема Родины и природы, стихи о любви, о животных, о состоянии души человека, философские стихи)

 

 

Слайд 4

- Прочитайте наизусть особенно понравившееся стихотворение. Чтение стихов Есенина наизусть. «С добрым утром!», «Гой ты, Русь, моя родная!»(3-4 уч-ся)

 

-  Беседа с учащимися                                                Слайд 5

– Что для вас значит понятие «родина»?

– Вместите понятие «родина» в одно слово, например, существительное: дом, речка, поле, лес, прилагательное: любимая, прекрасная. (У Есенина это понятие выражено словами: «несказанное, синее, нежное…».)

– Есть ли в его стихотворениях те понятия, о которых мы говорили?

– Что для поэта означает слово «родина»?

 

- Анализ стихотворений. Понятие звукописи.             Слайды 6-8

Давайте  прослушаем  стихотворение  «За  горами,  за  желтыми  долами…»(в записи С.Безрукова) и те стихи, которые вы выбрали дома (2– 3 стихотворения). Найдите в них существительные, которые указывают на то, что видит поэт, вспоминая о родине. («Тропа деревень», «лес», «вечернее полымя» (закат), «плетень», «церковные главы», «озера», «монастырь на высокой горе».)

– Можно ли какой-то одной строкой из стихотворения выразить его смысловую суть? (Это довольно трудно, потому что стихи Есенина наполнены множеством выразительных деталей.)

– Прочитаем стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: «Запели тесаные дроги…» – В первой строфе поэт создает пейзажную зарисовку: часовенки, кресты на кладбище, придорожные кусты, равнины, поле, и воспроизводит звуки: «запели тесаные дроги…», «О, Русь – малиновое поле…», «звенят родные степи».

– Почему слова «малиновое поле» можно рассматривать как прием звукописи в данном стихотворении? Знаете ли вы, что означает выражение «малиновый звон»? А вы можете зрительно представить этот образ?                                      Слайды 9-10

3. Сообщение темы и целей урока(2мин).                Слайд 11

4. Введение понятия цветописи(20мин).

Учитель: Мы живем в мире цвета. Именно поэтому у нас складываются яркие, выразительные, самобытные образы. Было  бы странно если бы богатейшая палитра мира не нашла бы отражения в литературе. Многие  русские поэты сумели придать поэтическому слову многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки  и грани смысла. По словам Г. Р. Державина, поэзия- «народная живопись». Именно он помогает раскрыть символику каждого цвета:

Лист желтый, например, надменность                          слайд 12

Явит, что гордо ты жила;

На синем – скупость вскрикнет, ревность,

Что ты соперниц враг была;

На серебряном – вструбит богатство,

Что ты в свой век прельщалась им;

На темном –зашипит лукавство,

Что в грудь вилась друзьям твоим;

На алом- засмеется радость,

Что весело любит жить;

На розовом- воспляшет младость,

Что с ней хотела век свой длить.

Надежда на листах зелёных

Шепнет о всех твоих мечтах;

На сереньких листах смиренных

Печаль завоет во слезах.

Но гений, благ твоих свидетель,

На белых листьях в блеске слов

Покажет веру, добродетель

И беспорочную любовь.

Слайд 13

Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.

Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта. 
    «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» («Автобиография»). Так начинался Сергей Есенин. И глаза, и уши поэта жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: внешние зори, бешеный рёв вьюги, запах смолистой сосны, песня тальянки, копны свежие и рыжие стога, горластые гуси и чёрная глухарка с её заунывным карком 
           В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Тоска по цвету была реакцией на символизм, который становился всё глубокомысленнее. Блок предсказывал появление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин. 

– С помощью каких еще приемов Есенин передает свои впечатления от окружающего мира? (Поэт активно использует в своих стихах цветопись.)

Учитель. Права юная поэтесса Лена Хисамутдинова, написавшая о Есенине такие строки:                                                                                                        Слайд 14

И вздохнув, светлым каплям дождинок,

Что текут по окну, улыбнусь.

Осень дарит нам россыпь слезинок,

А Есенин – прекрасную грусть.

Дарит миг наслаждения миром,

И любовь, что в душе хранил,

Чтобы мир стал немного счастливей,

Чтобы мир красоту не забыл.

 

Первых своих читателей молодой поэт пленил тем, что как бы повёл их по забытой ими земле, заставляя всматриваться в её красоту и вслушиваться в её звоны и тишину. В стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.  Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Красочными эпитетами поэт пользуется мастерски и смело:           

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет…

Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает роман-

тическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Она менее всего связана с

украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский,«находят выход

его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия

и романтически приподнятое к немуотношение…». Зеленый, золотой, красный,

малиновый, черный, белый, желтый,серый – какие только цвета не встретишь в

стихах Есенина.

– Какие краски больше всего любил Есенин и чаще других использовал в стихотворениях? (Цветовая гамма многообразна, нельзя выделить отдельные цвета.)                                                                                                          Слайд 15
     «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь»(учащийся читает стихотворение) - Есенин залил родные пейзажи голубизной, стремясь показать нам просторы Родины. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: «В прозрачном колоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга». 

Голубой, синий цвет – это любимые цвета Есенина. Есенин считает, что в самом имени « Россия» спрятано « синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: « Россия! Какое хорошее слово… И « роса», и « сила», и

« синее что-то!»  Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим « божественность»! Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…».         Слайд 16-18

Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннего убранства, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля»,  – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах». Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

    «Голубень» - так он назвал стихотворение, а по нему и сборник, вышедший в 1918 году. И этот цвет может быть личным цветным знаком поэта.

 

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма. Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона  (красный, розовый, малиновый, алый). В 1917, революционном,  году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть».                                                      Слайд 19-20
А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода»(звучит песня). 

 Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой   гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.                                            Слайд 21-23
Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, злотые глаза – в «Песне о собаке», багряные кусты, алый сок ягод, розовый закат – в «Не ходить, не мять в кустах багряных..». Я считаю, что есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. Запахи у поэта так же вещественны, как и краски. Есенин создаёт как бы «букеты» запахов.  В поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания (желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир  и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Для поэта это не цвет осени и увяданья - кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи».              

 Слайд 24-26

Зеленый — цвет жизни. Есенин как поэт жизни, также, часто использует в своей лирике этот свет. В этом «цвете значение более постоянно, нежели в синем и голубом. Хотя семантика «зеленого» в лирике Есенина также многозначна. Главное значение -это растительная зелень и символ жизни:

«Клененочек маленький матке

зеленое   вымя сосет».

И, конечно же, нередко поэт использует «зеленый цвет» в значении устойчивого выражения «зеленая тоска», «И вновь вернулся в отчий дом, чужою радостью утешусь, в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».

Отдельно хочется остановиться на использовании поэтом цветов «золотой» и «серебряный». Эти цвета несут, в первую очередь сематику необычного восхищения природой. В этом значении они имеют очень широкий круг сочетаемости. Например: «И горят снежинки в золотом огне».    «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона».  

    

 Слайд 27-29 

В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть. Эти «крайние» цвета в лирике Сергея Есенина представлены мало. Конечно же, белого цвета больше, нежели черного. Своей семантикой «белый» Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад  «Белая береза под моим окном», «Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежною», «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым».

Слайд 30-31

Черный цвет в лирике представлен достаточно скупо. И отсюда сразу можно понять, что он не несет в творчестве Сергея Есенина особое символическое значение. В каждом конкретном примере «черный цвет» имеет собственное значение. Например, «Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, как не любить?», «Здравствуй ты, моя чёрная гибель, я на встречу к тебе выхожу!»(читается начало поэмы «Черный человек»).

Слайд 32

Вывод:  Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями. Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения.

 

П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а:(36 мин.)                                                    Слайд 33

 

 Мы   исследовали с вами стихи Есенина, считали цветовую палитру поэта. (учащийся подводит итог исследованию)                                           Слайд 34

Нами было исследовано 86 стихотворений, в которых обнаружено 134 слова со значением 19 цветов. Все слова со значением цвета мы разделили на несколько групп. Группу синего -20 слов  и голубого (лазоревый, сиреневый, бирюзовый) – 9слов мы решили объединить - 29слов (22%). Следующая группа - слова со значением цветов желтой гаммы (в нее мы включили желтый, рыжий, золотой, бронзовый) –36слов(27%). Она получилась самой многочисленной. Цвета красной гаммы (красный, алый, медный, рябиновый, малиновый, розовый) составили 24слова(18%),  зеленый – 15слов(12%), белый цвет – 14слов(10%), серебряный- 6слов (5%), серый – 4слова(4%), черный –3слова(2%).

слайд 35

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам (запись в тетради):

- в  стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном
развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает,
поет и шепчет, грустит и радуется;

- в поэтической образности С. Есенина важное место занимает цветопись;

- количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно, но часто встречающиеся цветовые лексемы: «голубой», «синий», «зеленый», «алый», «золотой», «белый»;

 - семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.

- цветопись поэзии С. Есенина проявляется не только на уровне лексической семантики, но и на уровне фоносемантики. Звуко-цветовые соответствия показали, что мир поэзии, созданный С. Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски.

 

Задание 1.        Заполнить таблицу:                                                             слайд 36-37

 

золотой

красный

Синий,

голубой

Алый,

Малиновый,

Розовый

зеленый

Белый и

черный

«златая Русь»

«гроздь рябины красной»

«Заметался

пожар голубой»,

«синь сосет глаза»

«Русь- малиновое поле»,

«Алый цвет зари», «загляделись  осины в розовую водь»

«зеленая прическа», «затеряться в зеленях твоих стозвонных»

«белая береза», «черная, потом пропахшая выть»

Цвет осени, неизбежность смены старого новым, о краткости и величии жизни

Светлая радость первого чувства, юности, а вместе – грусти от сознания кратковременности счастья.

Чувство слияния с природой, радость приобщения к гармонии мира

Неизбежность  смерти

 

Учитель. Но не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. В его произведениях можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. Вспомним, что такое троп?(Тропы  слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка.)                                                              Слайд 38-40

– Какие тропы вы знаете? Раскройте эти понятия. (Эпитет, метафора, сравнение.) Приведите примеры этих тропов из стихотворений Есенина. 

Эпитеты: «рыжий месяц», «листва золотая», «в кустах багряных» и т. д.

Сравнения: «как сережки, прозвенит девичий смех», «и березы стоят, как большие свечки» и др.

Метафоры: «желтые поводья месяц уронил», «как повиснет заря на мосту», «лижут сумерки золото солнца».

Задание 2. Учащиеся записывают в тетрадь яркие примеры тропов (3-5 штук)

II. Творческая мастерская (10 мин)                                                               Слайд 41

– Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.

Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами.

Задание3: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.

Вспомогательные задания:                                                        Слайд 42

1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)

2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.

3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

 

Звездочки ________, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу ________?

Частые звездочки, звездочки ________!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания ________?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ________,

Звезды небесные, звезды ________?

(зачитать получившийся вариант и стих. Есенина)

                                                           Звезды                                                слайд 43 

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

 

Учитель: я предлагаю вам побыть на уроке ещё и художниками, нарисуйте  иллюстрацию к понравившемуся стихотворению С. Есенина. А чтобы создать вам рабочий фон - послушайте песни на стихи С. Есенина в исполнении известных певцов. Звучат песни на стихи поэта.                                                           Слайд 44-45

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок(4мин)    Слайд 46

 

Домашнее задание: Наизусть стихи С. Есенина(1мин) 

 

Список литературы

1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

3. Кошечкин С.П. Венок Есенину. М., Советская Россия, 1988 г.

4. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978 г.

5.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель,1989г.

6. Михайлов А.А. Изучение творчества С. Е. Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

7. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.

8. Прокушев Ю. П. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., Новая Россия,1979г.

9. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

10.Щеглов М. Есенин в наши дни. Новый мир №3 1956г.

11.Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г.

 

 

 

 

 

Задание3: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.

Вспомогательные задания:

1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)

2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.

3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

 

 

Звездочки ________, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу ________?

Частые звездочки, звездочки ________!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания ________?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ________,

Звезды небесные, звезды ________?

 

 

 

Задание3: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.

Вспомогательные задания:

1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)

2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.

3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

 

 

Звездочки ________, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу ________?

Частые звездочки, звездочки ________!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания ________?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ________,

Звезды небесные, звезды ________?

 

Информация о публикации
Загружено: 28 мая
Просмотров: 539
Скачиваний: 4
Галина Владимировна Стригина
Литература, СУЗ, Уроки
Скачать материал