[Только до 13 августа!] Масштабные летние олимпиады по школьным предметам Выбрать олимпиаду→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июль 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июля по 31 июля

Методическая разработка "Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам на этапе начальной подготовки"

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым основным техническим элементам игры, а именно приему мяча двумя руками снизу и передаче мяча сверху двумя руками. Данная работа может использоваться как учителями физической культуры на уроках, так и тренерами на занятиях в группах подготовки волейболистов.
Просмотр
содержимого документа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча)

на  этапе начальной подготовки (первый год обучения)

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 

Сергеев А.А.

учитель физической культуры

МОУ Иванковской СШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым основным техническим элементам игры, а именно приему мяча двумя руками снизу и передаче мяча сверху двумя руками.

Данная работа может использоваться как учителями физической культуры на уроках, так и тренерами на занятиях в группах подготовки волейболистов.

 

Большинство волейбольных тренеров, специалистов и авторов учебников выделяют следующие составные части подготовки команды и игроков:

• физическая подготовка (общая и специальная);

• техническая подготовка (универсальная, специализированная);

• тактическая подготовка (индивидуальная, групповая, командная);

• психологическая подготовка

Некоторые специалисты, имеющие богатый опыт соревновательной  деятельности, придают большое значение ещё трём составным частям подготовки команды:

• теоретическая подготовка;

• интегральная подготовка;

• игровая подготовка

(А. В. Беляев, М. В.Савин, 2006)

Все эти составные части подготовки команды и игроков органически взаимосвязаны, взаимообусловлены и являются неразрывными звеньями одной цепи.

Каждый компонент подготовки игрока и команды является важным и необходимым, и только правильное (оптимальное) сочетание этих отдельных частей подготовки команды в целом приводит к желаемому результату.

Тем не менее, есть основания признать, что для детских, юношеских, команд и команд среднего уровня основное внимание тренера должно уделяться физической и технической подготовке. Объяснить это можно тем, что исполнение технических приёмов в волейболе исключительно сложно, игрок не владеет мячом во временном измерении. Волейболист не ловит, не держит, не останавливает, не ведёт мяч, как это происходит в футболе, ручном мяче, баскетболе. Он одномоментно касается мяча и в доли секунды должен выполнить сложнейшие двигательные задачи.

Например, (по разным источникам) время контакта с мячом:

- при подаче 0,08 сек;

- при приёме подачи и нападающих ударов в защите 0,02-0,05 сек;

- при ударе 0,04 сек

То есть, все технические действия требуют от игрока точного ощущения времени и тонкого дифференцирования усилий, или перефразировав - технического мастерства.

К каким бы тактическим ухищрениям ни прибегал тренер, какой бы глубокой ни была современная специализация игроков, главное требование для всех игроков команды в полной мере овладеть высокой техникой исполнения подачи, приема, передачи, блокирования и других игровых приемов.  А это значит, что совершенствование обозначенных технических приёмов, иными словами - техническая универсализация игроков, всегда должна стоять у тренера любой команды в качестве основной задачи.

Каждая техническая ошибка – подача в аут, удар в сетку, переход средней линии и касание сетки, «захват» мяча при передаче, «бросок» при выполнении обмана и другие технические ошибки караются проигрышем очка. Это правила игры.

По обобщенным данным проводимых соревнований от школьного до муниципального уровня,  25% - 30% очков набираются за счёт технических ошибок команды противника и столько же очков отдаются оппоненту как результат своих технических ошибок.

Допустим, наша команда проиграла 1:3 (25:23, 25:27, 23:25, 23:25) при соотношении очков 96:100, допустив 25% «своих» ошибок. То есть, мы отдали противнику 25 очков или  иначе - целую партию!

Таким образом, можно сделать следующий вывод: повышая технический уровень всех своих игроков во всех элементах игры, команда весьма существенно улучшит свои результаты в игровой и соревновательной деятельности.

Что такое техника

В настоящее время можно наблюдать несколько подходов к определению понятия техники.

Первый  подход

(определения, раскрывающие назначение техники в игре)

Второй  подход

(двигательное исполнение технического приема)

«Под техникой обычно понимают специальные индивидуальные приёмы игроков, с помощью которых они ведут игру.

Тактика говорит игроку, ЧТО надо делать, а техника – КАК надо это сделать».

(А. Эйнгорн, Я. Мацудайра).

 

«Техника игры – это комплекс специальных приёмов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре».

( А. В. Беляев, М. В. Савин)

«Технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Наиболее существенными при анализе техники являются понятия о структурности, стабильности и вариативности движений».

( А. В. Ивойлов)

 

«Каждый технический приём – представляет собой систему движений, т.е.нечто целое, состоящее из связанных воедино частей, определённым образом взаимодействующих друг с другом».

( А. В. Беляев, М. В. Савин)

 

Есть смысл руководствоваться вторым подходом к определению техники. И даже попытаться несколько упростить само определение техники.

Техника – это правильная последовательность правильных движений, оптимальных для каждого игрока, с целью обработки мяча в конкретной игровой ситуации и тактическими установками команды.

Детализируя данное определение, можно сказать, что «правильная последовательность» представляет собой следующую цепь:

 

предельная готовность в исходной позиции

 

своевременное перемещение в точку обработки мяча

 

непосредственный контакт с мячом (собственно касание мяча)

 

готовность к продолжению игры

 

Нарушение этой последовательности очень часто приводит к технической ошибке.

Например:

- при приёме мяча двумя руками снизу игрок сначала формирует «платфор-

му приёма» (соединяет предплечья), а потом делает перемещения к месту

обработки мяча;

- связующий игрок заранее выходит с задней линии к сетке, предполагая

«идеальный» приём подачи, но мяч после приёма оказывается совсем в

другом месте, что вынуждает связующего совершать лишние «возвратные»

перемещения, что влечёт за собой возможное опоздание к месту передачи.

«Правильное движение» – это выполнение движений и касаний мяча по объективным правилам (или законам) кинематики (движение в пространстве и времени) и динамики (взаимодействие частей тела друг с другом и с внешними силами).

Типичные примеры нарушения «правильных движений»:

- удар согнутой в локте бьющей рукой;

- встречное движение при приёме сильных ударов двумя руками снизу;

- опускание рук через стороны после блокирования и т.д.

«Рационализация для каждого игрока» – это приспособление (адаптация) стандартной техники (эталона) к каждому игроку в зависимости от его морфологических и двигательных способностей.

Например:

- необходимость максимального прыжка на блок для игроков среднего ро-

ста, в то время как высокому игроку (центральному блокирующему) глав-

ным движением является быстрый вынос рук.

«Действия в конкретной игровой ситуации и в соответствии с тактическими установками команды» - это непреложное практическое требование полного соответствия тактического замысла и технической возможности игрока. Тренер может спрашивать с игрока только то, чему игрок им обучен, только то, что игрок может выполнить технически.

Например:

- нельзя ставить блокирующему игроку задачу закрыть удары «первого тем-

па», полагаясь только на его высокий рост и длинные руки, в то время как он

не владеет техникой одиночного блокирования.

6

Как обучать технике

Именно этот вопрос, то есть метод обучения, является главной задачей в работе тренера. Особенно, если эта команда среднего уровня или, тем более, детская, юношеская, юниорская.

У каждого тренера команды есть свой, можно сказать - «отличительный»,  метод работы над техникой. И это совершенно правильно, так как конкретные условия:

  • подбор игроков своей команды;
  • оценка потенциальных противников;
  • спортивная задача по достижению определённого результата;
  • возможный объём тренировочной работы и качество тренировочной базы;
  • собственный опыт

и другие в конечном итоге и определяют выбор тренера – как обучать игроков.

Хочется надеяться, что такие методы как:

  • «на разы» - в ожидании, что «количество перейдёт в качество»;
  • «учу, как учили меня!»;
  • «так написано в учебнике»;
  • «мои ребята любят такие тренировки»

очень редко используются в работе тренеров (хотя, наверное, в каждом из них есть и рациональная составляющая).

Метод обучения – объект педагогики. Чем последовательнее тренер следует объективным законам и принципам педагогики и чем больше отождествляет себя с учителем в процессе обучения своих игроков, тем лучших результатов и в кратчайшее время ему удастся достичь.

Джон Вуден, легендарный американский баскетбольный тренер, утверждает:

«Работая тренером, я всегда рассматривал себя как учителя, который следует законам обучения лучше, чем тренер. Тренер – это учитель и ничего больше».

(«Тренерская мудрость», 1988).

На страницах учебника Международной федерации волейбола эту же мысль высказывает весьма авторитетный волейбольный специалист Чарльз Кардинал:

«Главная роль тренера сводится к техническому совершенствованию игроков. Для получения оптимального результата эта роль требует аналитического, системного подхода».

(FIVB Coaches Manual I, Chapter XII - “Technical Development of the Volleyball player”).

Во всех  разработках прослеживается одна и та же рекомендация, что метод моторного (идеомоторного) обучения технике в волейболе является наиболее действенным.

Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.

1-я ФАЗА — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и приблизительно похожее на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано

по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия не целесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема

(например: нападающего удара) по частям, а более простых — в целом.

2-я ФАЗА — формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня

не снижает эффективности в обучении.

3-я ФАЗА — стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При

выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.

Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его

до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного) не

подающегося влиянию помех (шум, свет и др.). Совершенствование мастерства должно идти в соответствии с индивидуальными особенностями

спортсмена. Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий.

В рамках данного методического пособия делается попытка в предельно упрощённой форме напомнить основные принципы моторного (двигательного) обучения, руководствуясь их сугубо практическим использованием в тренировочной работе:

1. «Общая информация» о техническом приеме:

  • правильное название технического приёма;
  • его специфическая роль в игре;
  • возможные объективные данные – скорость полёта мяча, эффективность, количество касаний в игре/партии и т.д.;
  • имена лучших игроков – исполнителей этого приёма

2. Показ «стандартного» приёма в целом:

  • исполняется тренером или хорошо подготовленным игроком;
  • использование видео-показа

3. Создание у игроков правильного зрительного образа – модели исполнения

приёма.

«Представление исполнения технического приёма это не только чисто

внешнее восприятие, но и включение в него всего тела. Хотя, мысленно

представляя приём, игрок не совершает реальных движений, имеют место

движения глаз и мышц, изменяется температура тела, повышается сердцебиение. Тело воспринимает зрительный образ исполнения приема так, как будто совершает эти движения на самом деле. Этот повторяющийся визуальный образ исполнения технического приема выстраивает в мозгу правильный зрительный и двигательный путь. Спустя некоторое время, эта информация впитывается и «отпечатывается» в памяти игрока, помогая быстро и правильно реагировать на конкретную игровую ситуацию»

(Sue Gozansky, “Volleyball Coach’s Survival Guide”, 2001)

«Правильное представление движения и его основных элементов долж-

но сформироваться в голове игрока ИЗНАЧАЛЬНО» (M. Ejem, “ Coaches

Manual”, FIVB)

4. Для создания правильного визуального (мысленного) образа желательно

(тем более для детей!) найти сходство с каким-либо другим (более простым или обычным) движением. Например:

а) подача – стрельба из лука

б) удар – бросок маленького мяча в цель

в) передача на удар – баскетбольный штрафной бросок двумя руками

г) блок – прыжок в воду с тумбочки бассейна

д) защита в поле – качели: «нападающий вверх – защитник вниз»

5. Мысленный (зрительный) образ трансформируется в словесные команды

на выполнение соответствующего движения. То есть формируется двигательная программа исполнения технического приёма как в целом, так и

по составляющим его элементам движения

6. Разделение технического приёма на основные элементы движения опреде-

ляются тренером и составляют «ключевые точки», с помощью которых происходит обучение техническому приёму и контроль за его правильным исполнением.

7. Каждому «ключу» должна соответствовать команда тренера – короткое,

повелительное указание-приказ, отражающее основное содержание действий (движений) игрока.

Например:

«СТРОГО ПО ЦЕНТРУ!» - тренерская команда на удар по центру мяча при выполнении планирующей подачи

«ГЛАЗА - В МЯЧ!» - тренерское указание на необходимость зрительного контроля за полётом мяча.

Со своей стороны игрок также должен найти и использовать собственные самоприказы (самокоманды), которые помогают ему концентрироваться на правильном выполнении движения.

Например (в тех же самых случаях, где приведены тренерские команды):

«В “ МИКАСУ”!» - это рекламная панель мяча, которая становится для игрока местом удара (центром мяча) при планирующей подаче

«СМОТРЕТЬ ДО КОНЦА!» - самоприказ на зрительный контроль за полётом мяча вплоть до момента касания.

Тренерские команды – это прямая связь, самоприказы игрока – это обратная связь.

8. Подбор пражнений – как искусство тренера

  • имитационные;
  • для обучения;
  • для совершенствования;
  • «игровой эпизод»;
  • интегральные;
  • игра с заданиями;
  • картотека упражнений

9. Требовательность к каждому касанию:

процент качественного выполнения технического элемента на тренировке должен приближаться или превосходить его эффективность в игре

10. Ключи успеха:

Карл Мак Гаун в своей книге «Наука тренировки» в главе «Двигательное обучение», как резюме, формулирует следующие четыре ключа для достижения в нём успехов:

1. Представление цели способность игроков перерабатывать информацию

ограничена.

Демонстрация приёма, тренерские ключи и обратная связь от игрока помогают как запоминанию информации, так и её использованию для обуче-

ния представляй информацию в доступной форме – не слишком много не слишком быстро

2. Развитие двигательной программы

  • игроки должны развивать моторные программы, применимые только

для волейбола;

  • тренируй технические элементы больше в целом, а не по частям;
  • набор упражнений должен быть ограниченным;
  • сделай упражнения соревновательными и похожими на саму игру

3. Совершенствование ответных действий,ознакомление с техническими приёмами должно проходить в идеальных тренировочных условиях,план тренировки по технической подготовке должен нравиться игрокам и не приводить к их большому физическому утомлению

4. Информативная связь:

  • существует много возможностей информировать игроков и столько

же возможностей для обратной связи;

  • сделай всё, чтобы улучшить практические действия игрока и содержание его обратной связи.

 

В данном пособии рассматриваются два технических действия: прием мяча двумя руками снизу и передача мяча двумя руками сверху.

 

 

Прием мяча двумя руками снизу

Приём мяча двумя руками снизу используется для:

  • приёма подачи;
  • защитных действий в поле;
  • вынужденного паса (передачи на удар) партнёру (например, либеро из

зоны нападения);

  • вынужденного направления мяча на сторону противника (последнее касание)

Очевидно, что главными функциями приёма мяча снизу являются приём подачи и игра в защите (прием нападающих ударов). Именно эти два технических приёма и будут рассмотрены.

 

Прием подачи

 

В тактическом плане – это первое действие по организации нападения принимающей команды.

Это – борьба за инициативу:

  • либо - хороший приём и планомерная атака с участием 3-4 своих нападающих, лишающая противника шансов на систематическую организацию группового блокирования;
  • либо - плохой приём с вынужденной высокой передачей на удар, и нападающий игрок оказывается один против двойного или тройного блока противника.

«От качества приема подачи зависит, кто же фактически управляет игрой– подающий соперник или принимающая сторона»

(Я.Мацудайра, «Волейбол: путь к победе»)

Качественный приём – мяч оказывается в 1-1,5 м от сетки, в районе стыка зон №№ 2 и 3, на высоте удобной для передачи в прыжке и для возможного удара или обмана связующего игрока.

 

1. Исполнение приёма мяча двумя руками снизу

Готовность

  • в зависимости от: - расстановки на приёме подачи  и предполагаемого способа подачи игроком противника, принимающий игрок занимает исходную позицию;
  • полная концентрация внимания на подающем игроке противника;
  • мобильная – средняя или низкая – стойка;
  • как только подающий игрок подбрасывает мяч, принимающий начинает короткие переступания (как бы лёгкий танец на месте), что сокращает время перемещения в точку приёма мяча, если это будет необходимо

 

Зрительный контроль за мячом и перемещения

  • сразу после удара подающего принимающий игрок зрительно контролирует полёт мяча, определяя:

- «мой – не мой»,

- траекторию и предполагаемую точку приёма

  • перемещается в эту точку, чтобы в момент приёма мяча траектория его полёта как бы упиралась в корпус принимающего;
  • при скорости полёта мяча с подачи у мужчин более чем 30 м/сек и времени самого полёта меньше 0,5 сек у принимающего нет времени на перемещения.  Приём таких подач, -«скоростных» и когда мяч летит в сторону от принимающего осуществляется за счёт правильного разворота «платформы приёма».

 

«Платформа приема»

  • для контакта с мячом формируется «платформа приёма»:

- вытянутые и сведённые в запястьях руки образуют треугольную «платформу приёма»

- очень важно, чтобы принимающие предплечья располагались в одной плоскости;

  • варианты соединения кистей и пальцев:

- кулак одной кисти обхватывается пальцами другой руки

- ладонь – на – ладонь

- пальцы одной кисти скрещиваются с пальцами другой;

  • точка касания мяча – «манжеты» - нижняя часть предплечий;
  • формирование «платформы»:

- при очень сильной подачей в прыжке платформу можно делать заранее

- при всех других способах подачи платформу правильнее формировать непо-

средственно перед обработкой мяча.

 

Контакт с мячом

  • в момент касания мяча желательно, чтобы все перемещения принимаю-

щего игрока были закончены;

  • вплоть до момента касания необходим зрительный контроль за мячом (это требование совершенно необходимо при: приёме планирующей подачи в игре детских и женских команд, когда время полёта мяча и время движения игрока на выполнение приёма –одного порядка (0,8 -1,2 сек);
  • для выигрыша времени и для облегчения зрительного контроля самокасание мяча должно происходить как можно дальше от корпуса игрока и как можно ниже к поверхности поля;
  • при сильной и/или сложной подаче не должно быть встречного движения предплечий (принимающей платформы) на мяч; «платформу» надо как бы просто подставить (развернуть) для отскока мяча в нужном направлении.

 

2. Обучающее взаимодействие тренер – игрок

(прямая и обратная связь)

тренерские ключи

указания тренера

самокоманды игрока

 

1) исходная позиция в

своей зоне внимание

на подающем игроке

«танец на месте»

 

ГОТОВНОСТЬ!

ТАНЦУЮ

 

2) зрительный контроль

за мячом! определение

траектории и перемеще-

ние в точку приёма

 

СМОТРЕТЬ НА МЯЧ!

ТОЛЬКО МЯЧ

 

3) формирование платформы

 

 

ДАЙ ПЛОСКОСТЬ!

 

РУКИ ВМЕСТЕ,

РОВНО

 

4) до момента касания

- зрительный контроль

за мячом платформу

– дальше от корпуса и

ниже к полу только подставить без встречногодвижения

 

ТОЛЬКО ПОДСТАВИТЬ!

ПРИЕМ

 

 

16

Когда тренер обучает приёму снизу двумя руками, надо помнить следующие принципы:

  • игрок должен быть в месте приёма мяча в контролируемой и сбалансированной позиции до прилёта мяча;
  • точка касания мяча предплечьями должна быть как можно дальше от бёдер игрока;
  • траектория отскока мяча контролируется разворотом предплечий

 

3. Типичные ошибки

  • нет зрительного контроля вплоть до касания мяча предплечьями, что ведёт к «срыву» приёма (попадание мяча в одну руку, непредвиденный отскок мяча и др.);
  • встречное (ударное) движение «принимающей платформы», что ведёт к перелёту мяча на сторону противника;
  • при приёме мяча сбоку «принимающая платформа» остаётся параллельной поверхности игрового поля вместо того, развернуться под нужным углом

 

Игра в защите  - прием нападающих ударов

 

Несмотря на то, что очки добываются подачей – блоком – нападением, игра в защите (приём нападающих ударов) - очень важный элемент обороны команды.

Счёт 23:24 – для подающей команды шанс сравнять счёт - это очко с подачи или на блоке, что весьма сложно сделать в такой ситуации, или «вытащить» мяч в защите и доиграть его.

Успешные защитные действия имеют и большой психологический эффект:

- 2-3 «вытащенных мертвых мяча» создают эмоциональный подъём у всей

команды и могут внести перелом в ход игры

- 2-3 «вытащенных» подряд сильных ударов могут «сломать» нападающего

- самоотверженная игра в защите создаёт особую эмоциональную атмосферу в зале.

 

 

 

1. Исполнение приёма нападающих ударов

Готовность

  • в зависимости от:

- тактического построения игры команды в обороне

- от конкретной игровой ситуации игроки обязаны защищать только вполне определённую зону;

  • защитник (это относится к игрокам задней линии) занимает исходную позицию в этой зоне как можно раньше и «читает» развитие атаки противника и своего блока;
  • защитник предвидит (упреждает) действия бьющего игрока противника

(предчувствие); это требование – исключительно важное для качественного приёма ударов, так как время полёта мяча (0,3-0,4 сек) меньше времени на реакцию и начало движения защитника (0,5-0,6 сек);

  • как только нападающий прыгает на удар – защитник «садится» в предполагаемом месте обработки мяча:

низкая стойка

голова поднята, спина прямая

платформа приёма готова

глаза фокусируются на замахе нападающего (на бьющей руке), а после удара – на мяче.

 

Обработка мяча

  • после удара защитник мгновенно определяет траекторию полёта мяча и

точку контакта;

  • насколько это возможно – крайне желательно сохранить зрительный контроль за мячом вплоть до касания;
  • никакого встречного движения принимающей платформы на мяч – только «подставка» для отскока мяча;
  • «поглощение» скорости полёта мяча достигается отведением принимающей платформы и/или небольшим разведением предплечий наружу;
  • точка контакта с мячом – чем ниже к полу, тем лучше - чем дальше от корпуса, тем лучше;
  • если мяч летит в сторону от защитника, у него нет времени, чтобы «завести» корпус под мяч; приём осуществляется разворотом платформы (если позволяет время, возможно «отступление» одноимённой ноги, но ни в коем случае – движение навстречу мячу).

 

 

 

 

 

 

 

2. Обучающее взаимодействие тренер – игрок

(прямая и обратная связь)

тренерские ключи

указания тренера

самокоманды игрока

 

1) - исходная позиция –

в своей зоне

- «чтение» нападающего

и своего блока

- «сидеть» в момент

удара

- платформа готова

 

ЧИТАЙ ИГРУ!

ТАЩУ ЛЮБОЙ

 

2) - зрительный кон-

троль за мячом

- платформу – ниже к

полу, дальше от корпуса

и только подставить

 

ТОЛЬКО ПОДСТАВИТЬ!

ПРИЕМ

 

 

 

3. Типичные ошибки:

  • плохое «чтение» действий нападающего (скрытого иногда своим блоком);
  • опоздание с занятием исходной позиции и движение в момент удара;
  • плохой зрительный контроль за мячом;
  • активное ударное движение предплечий навстречу мячу.

20

 

Передача мяча на удар – передача мяча сверху двумя руками (пас)

 

После приёма подачи, после успешных защитных действий выполняется передача на удар (пас) своему нападающему. Этот технический элемент как бы связывает действия партнёров – принимающего и бьющего, защитника и нападающего - и является очень важным в плане организации атаки команды (после приёма подачи) и контратаки (после обработки удара противника).

Передача на удар может быть:

- просто техническим приёмом, когда в игре возникает вынужденная ситуа-

ция:

- кто-то из игроков пасует кому-то из своих нападающих (плохой приём или

случайный отскок после подачи или удара противника)

- связующий игрок сам принял удар противника или он не успевает к месту

передачи и т.п.

- сложным технико-тактическим приёмом, который выполняется специализированным игроком команды - связующим, с целью организации атакующих действий своей команды по задуманному плану.

В исполнении передачи связующим игроком имеют место самые разнообразные варианты:

-   пас I темпа («короткая», «взлёт» и др.)

- передача II темпа (при выполнении комбинаций с участием 2-3 нападающих)

-   пас игроку, нападающему с задней линии («пайп», и др.)

-   передача мяча в опорном положении и в прыжке

-   пас одной рукой (как правило, в прыжке)

-   с отвлекающими действиями (имитация удара – откидка, разворот к зоне

4 и последующая передача «за голову» в зону 2 и др.)

Описание всех этих возможных действий связующего игрока – предмет специального изучения.

 

Передача в опорном положении

1. Исполнение передачи мяча

Исходная позиция

  • связующий игрок занимает позицию, удобную для последующего перемещения к месту передачи (выхода с задней линии);
  • анализируя ситуацию – блок противника, результативность своих нападающих, счёт в партии, указание тренера – связующий принимает предварительное решение на вариант атаки;
  • связующий сигнализирует об этом своим нападающим; система подобной сигнализации (жестами и голосом) и обратная связь со стороны нападающих должна быть заранее оговорена и строго выполняться в игре

 

Выход на передачу

  • связующий игрок рассчитывает траекторию полёта принятого мяча и перемещается в зону передачи с таким расчётом, чтобы мяч, как будто прилетает ему в лицо;
  • это перемещение должно быть «по прямой» - по кратчайшему расстоянию (ранний выход к сетке с последующим перемещением к реальному месту передачи должен быть исключён);
  • во время выхода на передачу игрок зрительно контролирует полёт мяча и может также оценивать действия своих нападающих и блока противника (периферическим зрением);
  • исходная стойка:

- корпус немного наклонён, колени слегка согнуты

- руки вынесены вверх, локти разведены наружу, словно образуя маленькие «крылья»

- кисти слегка напряжены и развёрнуты таким образом, что образуют «ковш»

- пальцы естественно разведены, а указательные и большие пальцы как бы формируют треугольник (большие пальцы направлены в нос связующего, а не навстречу мячу!)

 

Контакт с мячом

  • окончательная точка контакта с мячом определяется:

- траекторией полёта мяча

- особенностями техники передачи самого связующего игрока

- тактическим решением в каждом конкретном случае;

  • пас выполняется последовательными движениями:

- разгибание ног

- выпрямление корпуса

- встречный вынос рук на мяч (разгибание локтей)

- направление мяча кистями и пальцами;

  • в момент контакта кисти как бы приобретают форму мяча («ковша»)
  • касание мяча – весьма индивидуально и, как правило, осуществляется:

или

- двумя верхними фалангами большого, указательного и среднего пальцев,

или (выполняя высокую и дальнюю передачу)

- внутренним периметром «ковша»

- двумя верхними фалангами средних пальцев

- внутренней поверхностью и основанием указательных пальцев

- двумя верхними фалангами больших пальцев;

  • безымянные пальцы и мизинцы, тоже касаясь мяча, выполняют вспомогательную роль – стабилизируют положение мяча в «ковше», но не направляют его;
  • руки – кисти – пальцы как бы сопровождают мяч, придавая ему нужное

направление и скорость; при вылете мяча из «ковша» кисти веером разворачиваются вверх-наружу;

  • скорость, высота и направление передачи определяются разгибанием локтей и активной работой кистей-пальцев;
  • необходим полный зрительный контроль за мячом

 

продолжение игры

  • после выполнения передачи связующий игрок должен сразу переключиться на выполнение других игровых действий:

- страховка своего нападающего

- блокирование нападающего игрока противника

 

 

 

 

 

 

2. Обучающее взаимодействие тренер – игрок

(прямая и обратная связь)

тренерские ключи

указания тренера

самокоманды игрока

 

1)- оценка игрой ситуа-

ции

- принятие предвари-

тельного решения на

вариант атаки

- сигнализация со свои-

ми нападающими

 

ПЕРВЫЙ ТЕМП!

НЕ УСЛОЖНЯТЬ

 

2) - своевременный вы-

ход в зону передачи

- окончательное реше-

ние на вариант атаки

- прямой зрительный

контроль за мячом

 

ВЫХОД НА ПЕРЕДАЧУ –

ПО ПРЯМОЙ!

 

«ПАЙП»

3) - разгибание ног и

корпуса

- формирование «ков-

ша»

- работа кистей и паль-

цев

- контроль за мячом

через «ковш»

 

НА МЯЧ ЧЕРЕЗ

«КОВШ»!

 

ПАС

4) - продолжение игры:

- страховка своего на-

падающего

- блокирование контра-

таки противника

- организация новой

своей атаки

 

СТРАХОВАТЬ!

НЕ ВЫКЛЮЧАТЬСЯ

 

 

 

3. Типичные ошибки:

  • плохой выход в зону передачи (по времени, по месту);
  • неправильная форма «ковша» - большие пальцы выставлены навстречу

мячу;

  • высокая передача без разгибания работы ног и корпуса;
  • отсутствие должного зрительного контроля за мячом;
  • из сложного положения связующий пытается выполнить сложную комбинацию;
  • мяч направляется слишком близко к сетке или, наоборот, далеко от неё.

 

 

Упражнения для совершенствования приема мяча снизу двумя руками

 

1. Подготовительные упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития определенных физических качеств, развитие которых и составляет начальный этап подготовки.  Комплекс подготовительных упражнений для обучения приёма снизу двумя руками включает: упражнения для развития подвижности в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах; силы мышц плечевого пояса и быстроты перемещения по площадке. Желательно использовать набивные мячи, имитируя движения приёма снизу двумя руками.

В группе этих упражнений (подготовительных) входят следующие:

  1. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены, ладони наложены одна на другую).
  2. Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы сомкнуты или расставлены, расстояние постепенно увеличивается. То же, но о стену пальцами.
  3. Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.
  4. Из упора лежа передвижения на руках влево (вправо) по кругу, носки ног на месте.
  5. Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков).
  6. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа ( при касании пола руками согнуть их).
  7. Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками с стену, после отражения от стены подставить руки (положение приема снизу). То же, броски вверх.
  8. То же в парах, расстояние – 3-4 м.
  9. Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительный) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.
  10. То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.
  11. То же, но приставными шагами – лицом, правым, левым боком, спиной вперед.
  12. Упражнения 9-11, но с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне коленей, руки прямые.
  13. Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу. Броски различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом направления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийся объект, что очень важно при приеме подачи.

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически, даже тогда, когда юные спортсмены уже научились играть в волейбол. После определенного периода использования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом. Вначале применяют подводящие упражнения.

 

2. Подводящие упражнения

  1. Отбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре. Движение рук - главным образом за счет разгибания ног – в плечевых суставах незначительно, в локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.
  2. То же, после перемещения вправо, влево и остановки.
  3. Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).
  4. У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
  5. То же, но мяч посылать в стену передачей сверху  двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.              
  6. То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.
  7. Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).
  8. Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.
  9. Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

 Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве.

 

Совершенствование техники приёма мяча снизу двумя руками.

 В основу комплекса упражнений, направленных на совершенствование техники приёма мяча снизу двумя руками, заложен сопряженный метод, позволяющий наряду с совершенствованием техники приёма (структура движения) развивать не только двигательные качеств, но и некоторые психофизиологические характеристики, такие как, реакция выбора, чувство времени, ритма и т.п. В методическом пособии даны только принципиальные упражнения, дающие возможность тренерам самостоятельно находить различные новые варианты с постепенным усложнением, в зависимости от степени подготовленности занимающихся. Предлагаемые упражнения систематизированы по принципу воздействия на анализаторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практика показывает, что любая ошибка при приёме мяча с подачи приводит к проигрышу очка или потере инициативы в тактических действиях. Качественный приём подачи в дальнейшем оказывает существенное влияние на эффективность нападающих действий команды. Выполняя приём подачи, игроки, кроме физического, испытывают высокое сенсорное и эмоциональное напряжение. Все виды напряжений оказывают комплексное воздействие на волейболистов и постоянно возрастают в зависимости от количества ошибок, допущенных при приёме мяча, а также от накала спортивной борьбы и ответственности.

 

Примерные упражнения для совершенствования приёма.

1.И.п. принимающий игрок в центре площадке. Поочередные подачи 3-4-х игроков в различные зоны. После приёма принимающий игрок быстро возвращается в и.п. (10-20 приёмов).

2. То же, но принимающий игрок стоит спиной к сетке. По сигналу

тренера поворачивается (раз через правое плечо, другой - левое) и выполняет приём.

3.И.п. принимающий игрок в зоне 5. Подача в принимающего игрока 5-10 по диагонали. То же в зоне 1. Приём в зону связующего.

4.И.п. принимающий в зоне 6. Подачи: точно в принимающего, вправо, влево. Приём в зону связующего (15-20 приёмов).

5.То же. Укороченная подача.

6.Приём подачи с различной скоростью полета мяча и направлением (20-30 приёмов).

7. Приём силовых (скоростных) подач в зонах 1; 6; 5; (по 5 приёмов

в каждой зоне).

8. После каждого приёма принимающий делает рывок или кувырок

и занимает свое место (10-20 приёмов в каждой игрок).

9. Приём подач на закрытой сетке. После каждого приёма игрок

меняет зону. Тренер информирует об этом подающих игроков (10-20 приёмов вкаждой зоне (1; 6; 5)).

В этом разделе и далее при приёме подач необходимо добиваться, чтобы принимающий принимал и доводил в зону связующего игрока:

- планирующая подача 6 из 10, т.е. 60%

- силовая (скоростная) подача 5 из 10, т.е. 50%

На тренировочных занятиях вначале подавать не сложные подачи (дать почувствовать принимающему игроку приём), а затем усложнять. Желательно такая последовательность: нацеленная подача, планирующая, силовая (скоростная).

При выполнении подобных упражнений необходимо выполнять 2 условия:

  • первое – подающие должны понимать, что они в этом случае работают на принимающих и свести до минимума ошибки при подаче, не упрощая ее;
  • второе – добиться максимального количества приёма мяча в зону связующего.

 

Тактическая реализация приёма.

В современном волейболе приём мяча – ведущий технический элемент защитных действий команды, особенно при приёме подачи соперника.

При приёме подачи перед игроками стоят 2 основные задачи:

• принять мяч, оставив его в игре (при приёме силовой (скоростной) подаче);

• приём подачи с точной доводкой в зону связующего игрока (планирующая

подача в опоре, подача планирующая в прыжке).

При приёме подач принимающий обязан определить способ выполнения подачи, направление и траекторию полета мяча, выбрать место.

 

Упражнения для совершенствования передачи мяча сверху двумя руками

 

 Техника передачи мяча сверху пре­терпела некоторые изменения, основным из которых является повы­шение места (точки) соприкосновения рук с мячом — вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменением и обусловлена методика выполнения специальных упражнений.

 

 

 

 

 

1. Общеразвивающие упражнения

 1. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки впе­ред, в                                                                                                                         стороны, вверх.

              2. Сжимание теннисного (резинового) мяча.

 3.Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук.

              4. В упоре лежа сгибание и выпрямление рук.

               5. В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением парт­нера.

 6.Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голено­стопные суставы.

7.Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (фут­больного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой.

8. Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони.

 По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 8 выполняются в упоре лежа на пальцах.

10. Броски набивного мяча из различных исходных положений: от груди, из-за головы, снизу-сбоку, за голову.

11.Броски набивного мяча в зонах 6—3—4(2) с последующей сменой мест против часовой стрелки.

 

2. Подготовительные упражнения

Комплекс подготовительных упражнений для обучения передачам мяча двумя руками сверху включает: упражнения для укрепления мышечно – связачного аппарата кистей и пальцев рук; упражнения для развития ответной реакций на звуковой и зрительный сигналы; упражнения для развития быстроты передвижения, ловкости и прыгучести.

1.Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом. Толчок выполняется последовательным разги­банием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивиду­ально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера — 2 м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашает­ся в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого противо­действия кистей рук.

2.То же, но с изменением расстояния, траектории и направ­ления. Задача партнера заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать его вверху над лицом.

3.То же, но в ответ на зрительные сигналы партнера. Например, левая рука в сторону — толчок влево; правая рука в сторону — толчок вправо; рука вверх — толчок по высокой траектории; от­сутствие сигнала — толчок над собой и т. д.

4. В тройках. Средний выполняет толчок за голову.

5. Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке.

6. Передачи набивного мяча на расстояние 20—30 см. Упраж­нение выполняется индивидуально над собой или в стену. Умение выполнять передачу набивного мяча является показателем доста­точного уровня развития специальных физических качеств кистей и пальцев рук.

7.  Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстоя­ние 1 м.

 

3. Подводящие упражнения

1. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. Упражнение начинается с основной стойки. Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники: мяч приближается — выпрямиться и поднять руки вверх; погасить скорость полета мяча — незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; передать мяч — потянуться вперед-вверх, выпрям­ляя ноги и руки; принять исходное положение.

2. Обучение расположению кистей и пальцев рук на мяче. Мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-снизу. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом. Упражнение повторяется 3—4 раза.

3. Передачи мяча вперед-вверх, подвешенного на шнуре. Вни­мание уделяется согласованию движений ног, туловища и рук.

4.  Передачи мяча вперед-вверх после собственного набрасы­вания. Партнер ловит мяч вверху над лицом и после подброса над собой на расстояние 1 м выполняет передачу. В этом упражнении важно добиваться плавности движений рук до полного их выпрямле­ния.

5.  То же, но мяч набрасывает партнер. Вначале броски вы­полняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление незначительно изменяются. Данное упражнение имеет решающее значение в усвоении техники передачи. Поэтому необхо­димо добиться правильного соблюдения ее основных моментов: свое­временного передвижения к мячу с касанием его вверху над лицом; синхронного и плавного выпрямления ног, туловища, рук.

6. Передача мяча в стену. Использование этого весьма эффек­тивного упражнения возможно только в том случае, если учащиеся усвоили в целом технику передачи. Это объясняется значительным усложнением условной передачи — сокращением пространственно-временных параметров полета мяча. Поначалу не следует исполь­зовать мишени на стене. Стремление к точности на данном этапе отрицательно скажется на технике передачи. Если учащемуся не удается серийное выполнение передач, необходимо упростить усло­вия — выполнять передачи после бросков и отскока мяча от стены. Расстояние до стены 2 м, высота передач 2,5—3 м. К передачам мяча в стену (в мишень на стене) следует периодически возвра­щаться как к эффективному средству совершенствования техники и меткости передач.

 

4. Типовые упражнения по технике

1. В парах. Передачи между партнерами на расстояние 3 м по средней траектории.

2. Передачи над собой — передачи партнеру. Высота передач над собой 1 —1,5 м.

3. Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2 — 3 м.

4. Передачи с изменениями расстояния, траектории и направле­ния.

5. Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2—3 м. После передачи учащийся ста­новится в конец своей колонны.

6. То же, но после передачи учащийся переходит во встречную колонну.

7.  «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине ко­торого 1—3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необхо­димо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.

8.    Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: пере­дача над собой в движении, ориентируясь по линиям площадки; передача партнеру, меняющему, место расположения; передача в ответ на действия партнера; на присед — передача над собой; на движение правой руки в сторону — передача вправо; поднимание руки вверх — передача по высокой траектории и т. д.

9. Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2—3 м. Крайний передает мяч сред­нему, который в свою очередь передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу учителя средние меняются.

10.    Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1 —1,5 м учащийся поворачивается на 180° и выпол­няет передачу стоя спиной к партнеру.

11.  «Мяч в воздухе». Учащиеся в двух колоннах по 4—5 человек (команд) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м. Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. По­беждает команда, допустившая меньше падений мяча.

12.   Передачи с использованием переносных колец.

13. Передачи в прыжке. Расстояние между учащимися 3 м. То же, но через сетку.

14.  Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направле­нию передач в игре: 6—3—4 (2). То же, но в колоннах по 3—4 чело­века. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но учащий­ся зоны 3 располагается боком к игроку зоны 6.

15. Передача в колоннах через сетку. По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке (из одной колонны, затем из обеих).

16. Соревнование в передачах (подготовительная игра в волей­бол). Две команды учащихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выиг­равшая право на подачу, меняется зонами площадки. Хороший эф­фект данное упражнение оказывает при наличии нескольких умень­шенных площадок с составом команд 4х4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.

 

Последовательность совершенствования передач сверху двумя руками:

  • передачи в различных направлениях (вперед, назад);
  • передачи на различные расстояния (длинные, укороченные, короткие);
  • передачи различной высоты (высокие, средние, низкие);
  • передачи различной скорости (медленные, ускоренные, скоростные);
  • передачи в безопорном положении (в прыжке, двумя и одной рукой).

 

Тактическая реализация передач

В современной игре передача — важнейший элемент нападения, связывающий действия защиты непосредственно с атакой. Главная тактическая задача для волейболиста (не связующего) — обеспечить наилучшие условия для действий атакующего игрока при выполнении им нападающих ударов. Желательно, чтобы игрок не выдумывал не выполнимые им решения, а дал бы качественную высокую передачу волейболисту, к которому он стоит лицом. Во время игры иногда приходиться выполнять передачу игроку первого темпа. В связи с этим на тренировке можно предложить ему выполнить несколько передач для нападающего удара из зоны 3 в зоны 2, 4.

 

 

 Современные представления о структуре и методике обучения не могут рассматриваться как неизменные. Они пос­тоянно совершенствуются.  И поиск новых путей совершенствования методики формирования элементов техники игры у юных во­лейболистов, будет способствовать повышению эффектив­ности учебно-тренировочного процесса и спортивно­го мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Беляев А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. — М: ВФВ, 1995.

2. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры. — М: СпортАкадем-Пресс,2006.

3. Джон Вуден, «Тренерская мудрость», М.: ФиС. 1987

4. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу, — М.: ФиС. 1970.

5. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. — М.: ФиС, 1978.

6. Железняк Ю.Д., Слумский Л.Н. Волейбол в школе. — М.: Просвещение. 1989.

7. Клешей Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. — М.: ФиС, 1979.

8. Марков К.К. Развитие методики двигательного обучения.— Иркутск: ИрГТУ, 1996.

9. Марков К.К. Методика обучения защитным действиям в волейболе. —

Иркутск: ИрГТУ, 1996.

10. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. — Иркутск, 2000.

11. Тюрин В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе. — М.: ВФВ, 1994

12. Фомин Е. В. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов. — М.: ВФВ, 1994.

13. Чехов О.С. Основы волейбола. — М.: ФиС, 1979.

14. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Теория и методика тренировки. — М.;ФиС 2007.

15. Виера, Барбара Л. Шаги к успеху — М.; АСТ 2006.

16. Титов С.В., Чесноков Ю.Б. Техника игры (методический сборник) Выпуск №3 — М: ВФВ, 2009.

17. Шляпников С.К., Кривошеин А.А. Комплексная тренировка связующего игрока (методическое пособие) Выпуск №5 — М: ВФВ, 2011.

18. FIVB Coaches Manual I, Chapter XII - “Technical Development of the Volleyball player”.

19. M. Ejem, “ Coaches Manual”. -  FIVB, 2000

20. Sue Gozansky, “Volleyball Coach’s Survival Guide”, 2001

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 28 мая
Просмотров: 514
Скачиваний: 4
Сергеев Александр Алексеевич
Физкультура, 6 класс, Разное

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал