Вебинар «5 тем школьного курса информатики, которые нужно знать всем учителям» Трансляция→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» февраль 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 февраля по 28 февраля

Методическая разработка "Организация теоретического и практического обучения музыкальному ритму младших школьников игровым методом"

Актуальность темы обучению ритму, в современном быстро меняющемся мире, должна стать главной заботой музыкальной педагогики. Предлагаемая методика обучения ритму предлагает с первых шагов одновременное включение когнитивной и двигательной активности детей, что соответствует теоретической и практической сторонам обучения.
Просмотр
содержимого документа

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация теоретического и практического обучения музыкальному ритму младших школьников игровым методом

(методическая разработка)

 

Лепешкин Алексей Владимирович,

 педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского творчества»

 (alexei.lepeshkin@gmail.com)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гурьевск 2020

 

 

 

 

Содержание

 

           Пояснительная записка……………………………………..………..3

  1. Первоначальные теоретические знания…………....…….………5
  2. Игра «Прихлопни комара!»……………… ……………………...8
  3. Восьмые ноты. Теория ……………………………………………16
  4. Игра  «Не говори «Хоп!» пока не перепрыгнешь!» …………..18

Литература……………………………………………….………...…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность темы обучению ритму, в современном быстро меняющемся мире, должна стать главной заботой музыкальной педагогики. И, при этом, среди работ, посвященных данной тематике, очень мало методических трудов посвященных развитию ритмических способностей учащегося. До сих пор, в среде преподавателей музыки, зачастую, бытует уверенность в главенстве мелодии над ритмом, поэтому освоению ритмической основы музыки отводится второстепенное место. Результатом такой позиции становится неумение, и, как следствие, нежелание учащегося разбираться в ритмической фразировке музыкального высказывания.

Мы же согласимся с великим Моцартом, которому приписываются слова: «Метр и ритм – самое главное в музыке. И самое сложное».

Предлагаемая методика обучения ритму предлагает с первых шагов одновременное включение  когнитивной и двигательной активности детей, что соответствует теоретической и практической сторонам обучения.

Движение всегда эмоционально окрашено, поэтому мотивацию поддерживает, возможная уже с первых занятий, видимость творчества, проявляющаяся в практической музыкальной реализации только что полученных теоретических знаний.

На основании более чем четверть-векового педагогического опыта, выделим следующие проблемы:

  • легче, и в первую очередь, учащимся воспринимается  мелодическая  линия, чем ритмическая;
  • потакание интуитивному (на слух) обучению ритму,  впоследствии, приводит к большим трудностям (в том числе психологическим) при необходимости воспроизведения  более сложных или необычных  ритмических рисунков;
  • недостаточное внимание к ритмическому обучению создает сложности для ансамблевого исполнительства;
  • при превалирующей природной неритмичности, если не уделять серьезного внимания воспитанию ритма, игра юного музыканта не производит должного влияния на слушателей.

Для решения выше перечисленных проблем, утверждаем правило: Обучение ритму должно, и может начинаться раньше или одновременно с мелодическим обучением.

Цель данной работы – предложить педагогам дополнительного образования стройную систему первоначального овладения ритмической основой музыкального искусства.

  Задачи – показать возможность начального обучения детей музыкальному ритму с помощью игровых технологий.

Прогнозируемый результат: Методы и формы работы с детьми, представленные в данной работе, можно рекомендовать педагогам дополнительного образования для обучения ритму юных исполнителей на различных музыкальных инструментах, вокалистам, танцорам; всем детям для развития чувства ритма, моторики, координации движений различных частей тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Первоначальные теоретические знания

Для начала, изучим основные длительности нот. Несмотря на кажущуюся простоту данного материала, многим детям понимание длительностей нот дается непросто, поэтому уделяем особое внимание этому теоретическому знанию, без которого дальнейший прогресс будет затруднительным.

Лучше всего использовать практический наглядный метод для объяснения.
1. Берем лист бумаги размером примерно 30 х 80 см:

лист бумаги 30х80_.jpg

2. Учащиеся младших классов уже знают понятие «целое». Рисуем целую ноту; акцентируем внимание на ее названии:

целая нота_.jpg

Вопрос для проверки: Почему эта нота называется «целая»?

3. Делим лист пополам, дорисовываем штиль (при этом акцентируем понятие «нотный штиль») и вторую половинную ноту:

2 половиных нота_.jpg

Вопрос: Почему эти ноты называются «половинные»?

4. Делим каждую половину целого еще пополам, дорисовываем четвертные ноты:

4444_.jpg

Вопросы: Почему эти ноты называются «четверти»? Сколько получилось долей? Чем отличается их написание от половинных и целой ноты?

5. Считаем доли вслух: Раз, два, три, четыре (четыре – самое неудобное для счета число, поэтому для большей ритмичности сокращаем его до «чет»).

Итак, считаем: Раз, два, три, чет, Раз, два, три, чет, Раз, два, три, чет, Раз, два, три, чет.

Пришло время подключить двигательную активность!
Топаем под счет поочередно двумя ногами, начиная с левой.
То же самое, начиная с правой ноги. Не прекращаем считать доли.
Топать можно носком или пяткой, сидя или стоя. Стоя – лучше (включается в ритм все тело).

Чередовать начало счета с правой или левой ноги, необходимо для обретения свободы в движениях. Как нам известно из психологии, правой ногой управляет левое полушарие мозга, а левой – правое.  Так что, смена ног приводит еще и к координации полушарий головного мозга. Кроме того, маршировать принято начинать с левой ноги, а вот танцоры начинают счет с правой. Мы должны быть готовы к игре в движении с любой командой.

Важно! Почти все люди склонны к ускорению темпа (скорости) счета. Особенно это заразительно при совместном «музицировании». Поэтому мы настоятельно рекомендуем с первого же занятия использовать метроном, это позволит избежать массы проблем в дальнейшем обучении и сэкономит много времени при овладении искусством ансамблевой игры.

6. Первоначальное понятие  «такта».

Когда мы ведем счет, то автоматически выделяем первую долю – «Раз». Таким образом, тактом назовем систему от первой (сильной) до четвертой доли.

7. Пауза. Пауза – знак молчания в музыке. Рисуем паузу: пауза4_.jpg. Пока что, демонстрируем паузу просто как музыкальный знак, объяснить ее значение проще при практическом  музицировании.

Изложенных выше теоретических знаний достаточно, чтобы приступить к игре.

 

 

 

  1. Игра «Прихлопни комара!»

Переворачиваем лист с нарисованной нотой: нота перевернутая.jpg,

 дорисовываем крылышки и ножки:

 комар_.jpg.


Легенда

Вопрос: знаете ли вы кто такой Водяной? Где он живет? Можно ли подружиться с ним? Давайте проверим! «Идем» к нему в гости на болото! По дороге нас, естественно, атакуют комары.

Уровень 1

прихлопни комара 01_1_ _ _.jpg

«Прихлопываем» «комара» на первую долю – «Раз!», не останавливаемся в счете, не забываем топать. Практически объясняем, каким образом играются паузы. Играем этот такт 4 раза подряд. Меняем порядок чередования ног. Играем еще 4 раза, без остановок между тактами. Если кто-то из команды ошибается, начинаем период из 4-х тактов заново, до тех пор, пока все будет сыграно без ошибок и остановок. Всего получается, мы «прихлопнули» 8 «комаров» - получаем 8 баллов, и переходим на

Уровень 2

прихлопни комара 02_11 _ _.jpg

Порядок прохождения уровня тот же самый. За каждого «комара» прибавляется по 1 баллу, итого, во втором уровне получаем 16 баллов. Суммируем с баллами 1-го уровня, всего получается – 24. Если дети достаточно овладели навыками устного счета на уроках математики, поручаем им вести счет самостоятельно. После того, как прошли уровень без ошибок, переходим на

Уровень 3

прихлопни комара 03_111 _.jpg

Порядок прохождения тот же. В этом уровне набираем 24 балла. Суммируем с баллами 1, 2 уровня. Получаем – 48 баллов.

Уровень 4

прихлопни комара 04_1111.jpg

«Комары» атакуют! Отрабатываем 4-й уровень так же, как и предыдущие. Набираем 32 балла. Итого – 80 баллов.

Уровень 5

прихлопни комара 05_1_ _.jpg

В этом уровне нарушается, сложившаяся было, логика появления «комара». От детей требуется обострение внимания. Добиваемся безошибочной игры. Добавляем в копилку 8 баллов. Итого – 88.

Уровень 6

прихлопни комара 06_11_.jpg

Снова непростой уровень. Внимательно отрабатываем. Заработаем 16 баллов. Всего – 104.

Уровень 7

прихлопни комара 07_111.jpg

К этому уровню уже возникла новая логика появления «комара». Проблем прохождения не вызывает.  Легко получаем 24 балла. Итого – 128.

Уровень 8

прихлопни комара 07_ _1 _.jpg

Опять слом устоявшейся привычки начинать хлопать со 2-ой доли. Обращаем внимание на это. Не забываем топать и считать. Преодолев все трудности, получаем 8 баллов. Всего – 136.

Уровень 9

прихлопни комара 08_ _11.jpg

Следуя устоявшейся традиции, проходим этот уровень. Добавляем 16 баллов к общей сумме. Итого – 152.

Уровень 10

прихлопни комара 09_1_11.jpg

Новый ритм. Старательно отрабатываем. 24 балла. Всего – 176.

Уровень 11

прихлопни комара 10_ _ _1.jpg

После всех предыдущих, это задание не вызывает проблем. Легко получаем 8 баллов. Итого – 184.

Уровень 12

прихлопни комара 11_ 1_ _1.jpg

Сложный уровень, но не для «терминаторов» «комаров». Старательно проходим, и честно зарабатываем очередные 16 баллов. Всего – 200! Но, миссия еще не пройдена до конца.

Уровень 13

прихлопни комара 12_ 11 _1.jpg

Что-то похожее мы уже встречали. Смело отрабатываем. + 24 балла. Итого – 224.

Уровень 14прихлопни комара 13_ 1_1_.jpg

Кажущаяся простота обманчива. Играем внимательно. + 16 баллов. Всего – 240.

Уровень 15

прихлопни комара 14_ 1 _1.jpg

Похоже на предыдущий уровень, но… не спешите, придется потрудиться. Еще +16 баллов. Итого – 256.
           Уровень 16

прихлопни комара 15_ _ _ _.jpg

Вот так сюрприз! «Комаров» больше нет!
Вопрос:  Как сыграть данный период? Не забываем играть по 4 такта, начиная с левой и правой ноги. Этот уровень стоит 244 балла (кто же не любит «круглые» числа!). Общий итог – 500!

3654735.jpg

Оказывается Водяной совсем не злой! В качестве приза, демонстрируем детям мультфильм «Летучий корабль».

Музыкальные примеры составлены по мотивам ритмической азбуки Бенни Греба [1].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Восьмые ноты. Теория

Пройдя миссию 1, дети уже научились уверенно топать в такт и хлопать в ритм предлагаемых примеров. Пора переходить к более сложным заданиям.

  1.          Повторяем теорию первой темы.

Вопросы: Как происходит деление длительностей в музыке? Как получаются половинные, четвертные ноты?

  1.          Эвристический вопрос: что будет, если каждую четверть разделить еще пополам? Сколько получается долей? И, следовательно, называются они? – правильно – «восьмые».
  2.               Демонстрируем нотный стан с записанными на нем целыми, половинными, четвертными и восьмыми нотами:

восмые.jpg

Показываем графическое написание восьмых нот. Объясняем  значение размера, тактовой черты, способы группировки восьмых. Вводим понятие «восьмой паузы», как равной по длительности восьмой ноте. В последнем такте - целая пауза.  Вопрос: какой ноте она равна по длительности?

  1.          Для того, чтобы правильно сыграть восьмые длительности, после каждой цифры (раз, два, три, чет) добавляем слог – и. Получается: Раз-и, два-и, три-и, чет-и. Учимся считать хором.
  2.          Упражнение 1. Топаем ногами на «Раз, два, три, чет» и при этом хлопаем ладонями на «и» после каждого удара ногой. Отрабатываем в медленном темпе.
  3.          Упражнение 2. Топаем ногами на «Раз, два, три, чет» и при этом хлопаем ладонями на все слоги «Раз-и, два-и, три-и, чет-и».

Для того, чтобы исполнить хлопком восьмые длительности есть несколько способов: двигать ладони вверх-вниз, или наклонять кисти в стороны на каждый слог. Для разнообразия, можно использовать оба способа. Кроме хлопка ладонями, учим детей щелкать пальцами поочередно двумя руками. Этот прием скоро пригодится.

Ставим метроном на более медленный темп, если метроном электронный, включаем деление четвертей по восьмым, и повторяем оба упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игра «Не говори «Хоп!» пока не перепрыгнешь!»

 

Уровень 1

Объясняем значение знака «реприза». Условия исполнения те же: топаем поочередно с левой или правой ноги, хлопаем руками предложенный ритм. «Восьмые» можно исполнять также щелчками пальцев, с условием: на «раз, два, три, чет» - щелкаем пальцами правой руки, на «и» - левой. На последнюю четвертную паузу в строке кричим: «Хей!». При повторении, в случае исполнения без ошибок, кричим «Хоп!».

Восьмые ноты_1.jpg

                                                                                                                                                                          1. Хей! 

                                                                                                                                                                          2. Хоп!

 

Следующие уровни проходим по тем же правилам. Очки не присуждаются. На этом этапе приносит удовольствие и поддерживает мотивацию само коллективное музицирование. Открываем следующий пример (уровень) после прохождения предыдущего.

 

Уровень 2

Восьмые ноты_2.jpg

Уровень 3

Восьмые ноты_3.jpg

Уровень 4

Восьмые ноты_4.jpg

Уровень 5

Восьмые ноты_5.jpg

Уровень 6

Восьмые ноты_6.jpg

Уровень 7

Восьмые ноты_7.jpg

Уровень 8

Восьмые ноты_8.jpg

Уровень 9

Восьмые ноты_9.jpg

Уровень 10

Восьмые ноты_10.jpg

Уровень 11

Восьмые ноты_11.jpg

Уровень 12

К этому уровню предполагается, что учащиеся уже освоили щелчки левой и правой рукой. В этом примере используем щелчок пальцами левой руки.

Восьмые ноты_12.jpg

Уровень 13

Для исполнения восьмой ноты также используем щелчок левой рукой.

Восьмые ноты_13.jpg

Уровень 14

Восьмые ноты_14.jpg

Уровень 15

Восьмые ноты_15.jpg

Уровень 16

Восьмые ноты_16.jpg

Уровень 17

Восьмые ноты_17.jpg

Уровень 18

Восьмые ноты_18.jpg

Уровень 19

Восьмые ноты_19.jpg

Уровень 20

Восьмые ноты_20.jpg

Уровень 21

Восьмые ноты_21.jpg

Уровень 22

Восьмые ноты_22.jpg

Уровень 23

Восьмые ноты_23.jpg

                                                                                                                                                                             Хей!

                                                                                                                                                                             Хоп!

Миссия пройдена!

Музыкальные примеры составлены на основе Firh V. Snare drum metod. Book IElementary. - [2]

 

Литература

1. Greb B.  The Language of drumming. [Текст, ноты]: учеб. Пособие / B. Greb - Hudson Music, 2008. – 51 c.

2. Firh V. Snare drum metod. Book I – Elementary. [Текст, ноты]: учеб. Пособие / V. Firh - Carl Fischer, Inc., 1967. – 34 c.

3. Иванченко В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. [Текст]: (Серия «Сердце отдаю детям»)/ Иванченко В. Н. – Феникс, 2011. – 352 с.

4. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Михайленко Т. М. - Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 12.03.2018)

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 30 ноября
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Имя не указано
Музыка, 2 класс, Разное
Скачать материал