Не пропустите! 29.02-01.03 — онлайн-конференция «Образовательные технологии 2020» Быстрая регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» февраль 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 февраля по 29 февраля

Методическая разработка "Грустная улыбка Чехова"

Проанализировать символическое значение образа вишневого сада в пьесе. Проанализировать жанровое своеобразие пьесы и роль ремарок в ней. Рассмотреть исторический контекст создания пьесы и отражённые в ней реалии. Научится анализировать драматический текст, делать выводы по произведенному анализу, применять на практике теории литературы при анализе текста.
Просмотр
содержимого документа

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский техникум промышленных и информационных технологий

им. Б.Г.  Изгагина»

 

 

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия

Грустная улыбка Чехова

 (урок по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2019


Пояснительная записка.

            Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

             Поставленные задачи требуют перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине в образовательном учреждении.
            Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

             Во -первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у обучающегося интерес к изучаемому предмету, желания познания? Все эти вопросы задает себе учитель ,  планируя урок.

             Во - вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным. Как бы мы не изощрялись, урок, придуманный Яном Каменским 400 лет назад, остается! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок является показателем определенной культуры.

            Формулировка целей и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

               Знакомство с пьесой «Вишневый сад»» начинается после изучения личности писателя. Тема – Грустная улыбка Чехова (урок по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») рассчитана на  урок.  В своей работе мы используем следующие педагогические технологии :  технологии критического мышления,  личностно – ориентированного образования, информационные технологии, активные методы обучения, проблемное обучение, работа в микрогруппах.

                                                        План  учебного занятия

Дисциплина

Литература

Учебные группы

18О2,18О1, 18СТЭ  (операторы станков с программным управлением, электроснабжение (по отраслям)

Тема занятия

Грустная улыбка Чехова  ( урок по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»)

Задачи  занятия

Проанализировать символическое значение образа вишневого сада в пьесе.

Проанализировать  жанровое  своеобразие пьесы и роль ремарок в ней.

Рассмотреть исторический контекст создания пьесы и

отражённые в ней реалии.

Научится анализировать драматический текст, делать выводы по произведенному анализу, применять на практике теории литературы при анализе текста.

Цели  занятия

 1.Образовательная – расширение представлений о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова; совершенствование умений и навыков анализа драматического произведения, актуализация драматической речи.

 2.Воспитательная  способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, воспитывать чувство любви к художественному слову.

3.Развивающая  развитие ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип учебного занятия

Работа по новой теме с комплексным применением знаний обучающихся, урок-размышление, работа в микрогруппах (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение карт -заданий о героях, выписка цитат, афоризмов).

Методы проведения

Практические, проблемно – поисковые, наглядные, групповая и самостоятельная работа обучающихся.

Межпредметные связи

Межпредметные (предметные) учебные действия – это знания, умения, навыки обучающихся, их применение и преобразование.

Метапредментные связи

Метапредметные результаты - освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться

 Планируемые метапредметные результаты

Освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике;   самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно - исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Планируемые личностные результаты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;  способность ставить цели и строить жизненные планы;  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;  системы значимых социальных и межличностных отношений; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные и гражданские позиции в деятельности;  сформированность основ гражданской идентичности.

Формирование общих компетенций

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

 

Учебно – методический комплекс

1. Саенко О.Е. «Организация и содержание методической работы в колледже» настольная книга заместителя директора, методиста, преподавателя. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 г.

2.. Белова В.А., Михайлова Т.Н. сборник «Урок» ЮУМЦ, Москва, 2012г.

3.Угдыжекова В.Д., Горохова Т.Е. «Настольная книга методиста образовательного учреждения среднего профессионального образования» ФГУИОЦ «Новый город», 2007 г.

4.А.П.Чехов. Вишневый сад.-М.:Детская лит.,1982.

5.Введение в литературоведение.- М., 1983.

6. В.И.Кулешов. История русской литературы 19 века.- М., 1983.

7.Методическое руководство к учебнику по литературе для 10 класса.- М.:Просвещение, 1980.

8.Аникст А. А.Чехов о драме.- М., 1972.

9. Чехов и его время. Сб.статей. - М., 1977.

 

 

Учебно – материальное оснащение

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Power Point, учебник «Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011», портрет А.П.Чехова, видеосюжет, иллюстрации, н раздаточный материал.

 

Грустная улыбка Чехова (урок по пьесе А.П.Чехова  «Вишневый сад»)

Ход  урока.

  1. Организационный  момент( 1-2 минуты). Звучит музыкальный фон Вокализ №5 Сергея Рахманинова. На экране изображение цветущего вишневого сада.
  2. Работа на паре организована в микрогруппах, их три. Обучающиеся уже распределены. В каждой микрогруппе есть тексты пьесы, словари, таблицы самоанализа.

Слово учителя.

 

 

 

Актуализация знаний (1 минута)

          На предыдущем уроке мы с вами разобрали тему «Вишневый сад – лейтмотив пьесы». Поговорили о том, чем является вишневый сад (дворянская усадьба) для персонажей пьесы. Составили цитатную схему значения образа вишневого сада как дворянской усадьбы. Мы сделали вывод о том, что с образом вишневого сада связаны размышления героев о социальном укладе русской жизни.

Слово учителя. (2 минуты)

         Сегодня мы поговорим о символическом значении образа вишневого сада, которое вкладывает автор. В  основу  пьесы   легла  мысль  об  общественно – историческом  развитии  России  во  второй  половине 19 – начала 20 века. Смена  хозяев  вишневого  сада  является   своеобразным символом  этого  процесса.

        Не конфликты  старых  и новых  владельцев   вишневого  сада  интересуют Чехова  - ему  хочется  рассказать  о  столкновении  прошлого  и настоящего России, о  зарождении   ее   будущего  в  этом  процессе.

       Сегодняшний  наш урок мы назвали «Грустная улыбка Чехова», потому что автор задумывал ее как комедия. Это  определение  жанра  пьесы – комедия – было  для  писателя  глубоко  принципиальным,  недаром  он  был  так  огорчен, узнав, что   на  афишах МХТ и в  газетных объявлениях  пьеса   названа  «драмой». «Вышла  у  меня   не  драма, а  комедия,   местами  даже  фарс», - говорил Чехов.

         Чехов  вкладывал  в  слово «комедия» такое  понимание, как драматическое произведение, в  котором  критически  оцениваются  общественные  нравы,  воспроизводится  дух   эпохи,  отражаются   закономерности  жизни,  времени. Вот почему улыбка автора становится грустной.

         С предыдущего урока вы поняли, что по мнению А.Чехова "Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем".

         Драма пьесы заключается именно в трагическом положении настоящего, в разладе самых существенных, корневых её основ. Передалось нам это опять-таки через деталь – у всех героев есть ощущение временности своего пребывания в этом мире. Более конкретно – фраза Лопахина: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Обратили внимание!?

В пьесе “Вишневый сад” как будто произошла встреча прошлого, настоящего и будущего. Создается впечатление, что герои пьесы принадлежат трем разным эпохам: одни живут вчерашним днем и поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, другие заняты сиюминутными делами и стремятся извлечь пользу из всего, что имеют на данный момент, а третьи обращают свои взоры далеко вперед, не принимая во внимание реальные события.
           Таким образом, прошлое, настоящее и будущее не сливаются в одно целое: они существуют по сдельности и выясняют между собой отношения.


          Организуем работу в микрогруппах (их три). Для каждой проводится блиц – опрос «Узнай героя» (2минуты):

  1. « Прожила за границей пять лет не знаю какая она стала…», «хороший она человек, лёгкий, простой..», «хотелось бы посмотреть на вас, поговорить. Вы все такая же великолепная.. .»                 (Раневская)
  2.   "Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком... Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.»                          (Лопахин)
  3.  «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий».  (Петя Трофимов)

Задания (20 минут)

                 Группа угадавшая персонаж пьесы получает конверт – задание о том герое, которого отгадали. Микрогруппы получают конверты – задания и работают с ними. Сначала устно обсуждая поставленные вопросы и находя ответы, работая с текстом произведения, подбирая нужные цитаты отвечая на поставленные вопросы, составляя опорные положения с последующей обобщенной схемой тезисов ( которые они сдадут потом на проверку). Работают со  словарями.

Преподаватель: Теперь давайте, глядя на ваши схемы, дадим развернутые характеристики героям пьесы. Устный опрос для микрогрупп.

1 конверт – задание ( Век уходящий..)

  1. Что мы знаем о прошлом Раневской?  ( можно цитаты)

(Ответ: Была богата, ездила на лошадях в Париже, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.  Была замужем, потеряла сына.)

  1. Назовите положительные  черты  (рассмотреть в двух планах: внешняя линия – внутренняя линия, составить схему).

Ответы: Внешняя: На первый взгляд, она простая, непосредственная, добрая. Много положительных черт: обаятельная, изящная, искренняя, эмоциональная, восторженная.

        Она любит природу, музыку, свой дом, вишневый сад. Вишневый сад для нее самое прекрасное, что может быть на земле. Много лирических моментов в пьесе связано именно с любовью Андреевной.

 Внутренний план: Рассматривая Раневскую более глубоко,  мы приходим к выводу, что в ее душевных переживаниях нет глубины, что она эгоистична. Доказать можно ее поступками:

     1. Бросает 12-ленюю Аню и уезжает в Париж на пять лет;

  1. В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав у нее 15 тысяч, которые ей прислала ярославская бабка.
  2. Забывает преданного слугу Фирса (он остается в заколоченном доме).

             Раневская легкомысленна, ей свойственны такие черты как безделие, непрактичность, мотовство, неспособность защищать дорогое ей имение.

     3. Как Раневскую характеризует ее отношение к Ане, Варе, Фирсу и ее отказ от предложения Лопахина?

Ответ: Она предает всех, эгоистична. Отказывается от предложения Лопахина, что характеризует ее как непрактичного, легкомысленного человека. Лопахин говорит: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал».

                                             Схема-обобщение.

    Микрогруппа составляет схему (основные выводы, в виде схемы-обобщения), сделав основные выводы по внешней и внутренней линии характеристики Раневской.

 4.  В чем драматизм? (тяжесть положения) записать на доске.

      Ответ: Лишена чувства реальности: время для нее остановилось. Прошлое невозвратно уходит. Неустроенность в настоящем. Душевный кризис, угасающая воля к жизни, одиночество.

Отношение автора: Ирония неотделима от сочувствия и сожаления.

5.Чем похож Гаев на Раневскую?

     Ответ:  Бильярд и вкусная еда.  «Говорят, что я все свое состояние прел на леденцах», «От шара направо в угол! Режу в среднюю». Вся его жизнь похожа на игру.

Отличие :  может быть бестактным, грубым, хамоватым, в нем есть барское высокомерие.

 

                                  Схема-обобщение.

Положительные черты: добрый, гуманный, развито чувство красоты, сентиментализм.

Отрицательные черты: беспомощность, лень, неспособность к труду, капризность, бестактность, барское высокомерие.

Драматизм: Гаев и Раневская переживают крушение последних надежд. Прошлое невозвратно уходит. Жизнь прожита впустую. Духовный кризис.

Отношение автора: сочувствие и сожаление, ирония неотделима от этих чувств.

Словарная работа  ( для всех микрогрупп).

На партах у вас словари. Дайте толкование следующим понятиям:  лиризм, крах ,крушение, воля, созидатель.

 

2 конверт – задание. Лопахин.

  1. Что автор говорит о прошлом Лопахина? 

Ответ: отец и дед были крепостные, жили бедно, отец пьянствовал. Образования Лопахин не получил. Всего добился самостоятельным трудом.

  1. Чем отличается Лопахин от Раневской и Гаева? Докажите цитатами из текста.

Ответ: Лопахин трудолюбивый, деловой. Предприимчивый, порядочный человек.

«Я встаю в пять утра, работаю с утра до вечера», «Я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-то, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей». Доказательством его предприимчивости и деловитости является проект спасения вишневого сада.

  1. Почему Петя Трофимов говорит о Лопахине, что он «нежная душа» и «хищный зверь»? Найдите цитаты из текста.

Ответ: «У тебя тонкие,  нежные пальцы , как у артиста, у тебя тонкая нежная душа»

« Он добрый и способен любить и поступаться собственными интересами ради любимой». «Он хищный зверь – ради наживы уничтожает вишневый сад». «Я купил! Приходите посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья. За все могу заплатить!»

  1. Какие слова доказывают, что Лопахин мечтает жить о новой жизни, хочет жить иначе?

Ответ: «Скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как- нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

  1. Драматизм Лопахина: У Лопахина есть стремления, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире денег. Но как жить иначе ему тоже неизвестно. Отсюда его глубочайший трагизм. Странное сочетание грубости и мягкости .
  2. Отношение автора к Лопахину.

А.П.Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов. Эта роль центральная».

 

 

 

 


Схема-обобщение.

Лопахин

Предки  - крепостные

Необразованный,

Критическое отношение к этому.

Отрицательные черты:

«нет души» и «хищный зверь»

Желание жить иначе. Он не может жить только в мире денег.

3 конверт  - задание. Петя Трофимов.

  1. Что мы знаем о Пете Трофимове?

Ответ: бедный студент – разночинец. Два раза отчисляли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой. Живет с верой в светлое будущее: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставайте, друзья!» Он видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем.

  1. Какое впечатление производит Петя Трофимов?

Ответ: Положительные черты: Он – правдолюб «Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде в глаза». У него критическое отношение к крепостному строю «… Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…

     Его не интересует собственная внешность:»  Яне желаю быть красавцем». Бескорыстен, трогателен.

            Отрицательные черты: «Вечный студент». Любовь считает пережитком прошлого: «Мы выше любви». Неумение любить окружающий мир, людей, трагично. Он «Облезлый барин», много разглагольствует, бездействует. Все материальное его не привлекает.

  1. В какой момент мы видим в нем революционера?

Ответ: Петя говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой.  Он готов «разрушить прошлое и настоящее до основания, а затем»… А что затем?

Разве можно вырастить сад, не умея ценить красоту!

Петя производит впечатление человека несерьезного и поверхностного.

                                                Схема-обобщение

  1. Драматизм Трофимова: В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен. Он бескорыстен и трогателен, но он не герой. Монологи его не приводят ни к каким конкретным поступкам.
  2. Отношение автора: Да, он говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой. Характерная черта революционера, да? Но, может быть вы заметили, что в его разглагольствованиях нет личной силы, иногда даже чувствуется пустая громогласность в его речах. К тому же напоминаю: он – «вечный студент» и «облезлый барин».Такие люди не овладевают жизнью. Автора совсем не радует данная перспектива.

Беседа с микрогруппами  (3минуты)

          Подведем итоги вашей работы в микрогруппах. Обсуждение схем –обобщений.

Раневская и Гаев. Итак, на протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, тяжелое душевное потрясение. Они лишаются семьи, дома, но оказываются неспособными что – либо понять, чему – либо научиться, сделать  что –  нибудь  полезное. Это разорение и крах не только материальный, но и духовный.

          Лопахин.  Иное дело — Лопахин. Этот человек на ветер слов не бросает. Он искренне пытается растолковать Раневской и Гаеву, что есть реальный выход из создавшегося положения: “Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены”.

         С таким призывом “настоящее”  обращается к “прошлому”, но “прошлое” не внемлет. “Окончательно решить” — это непосильная задача для людей такого склада. Им проще пребывать в мире иллюзий. Зато Лопахин времени даром не теряет. Он просто покупает это имение и ликует в присутствии несчастной и обездоленной Раневской. Покупка имения для него имеет особое значение: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Это — гордость плебея, который “утер нос” аристократам. Ему только жаль, что отец и дед не видят его торжества. Зная, что значил вишневый сад в жизни Раневской, он буквально пляшет на ее костях: “Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!” И тут же сочувствует рыдающей Раневской: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”. Но это — минутная слабость, ведь он переживает свой звездный час.  В этой реплике героя мы видим искреннюю жажду духовности, отсюда и драматизм героя. Лопахин — человек настоящего, хозяин жизни, но вот за ним ли будущее?
Может быть, человек будущего — Петя Трофимов?

               Но кому суждено стать творцом новой жизни? Кто насадит новый сад? Как будто есть персонаж – Петя Трофимов. Россия, по мысли Чехова, на рубеже двух веков еще не выработала в себе действительный идеал человека. Поэтому и показывает нам автор, что в настоящем нет ответа на этот жизненно важный вопрос. В пьесе время уходит для всех героев. Чехов видел в будущем не только террористов и стяжателей, но и людей широких взглядов, которые преобразуют его родину и сделают ее свободной и процветающей. Показывая Петю, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих. Между строк мы чувствуем надежду, что такие деятели появятся уже скоро. И Петя – является только прототипом этих людей.

Слово учителя. Беседа.( 2 минуты)

   С понятием символ мы познакомились с вами  при изучении темы «Серебряный век русской поэзии».     У А.П.Чехова в пьесе много образов  - символов, давайте еще раз дадим определение такому понятию как символ. (Обучающиеся работают со словарями и выписывают – символ – многозначное иносказание).

           В пьесе «Вишневый сад»  целый ряд  таких образов – символов:  книги, ключи, деньги, дом, сад. Все они что-то обозначают. Вот, например, что символизирует дом?

Ответ: Дом – это сбережение духовных, нравственных, культурных традиций семьи, это символ приюта, спасения, человеческого тепла. А самым ярким является символ сада.

Задание (3минуты)

           Подводя итоги работы с конвертами – заданиями, выполните в микрогруппах задание. Определите символическое значение образа сада для каждого поколения. Каждой микрогруппе выдается схема, которую надо заполнить. В центре листа смысловое ядро пьесы – вишневый сад (символика).  Готовая схема с ответами:

 

 

Старые хозяева (Раневская, Гаев, Фирс):  барство, богатство, безвозвратное прошлое, детство, счастье,

уходящее дворянство

 

 

 

https://c.pxhere.com/photos/e1/4b/almond_trees_flowers_spring_garden_park_beautiful_nature_trees-894756.jpg!d

 

 

 

 

 

Настоящий хозяин (Лопахин):                            Будущее сада: 

                                                                                  Символ России

Жизненный и коммерческий успех.

 

           Автор усиливает трагическое состояние благодаря особому психологизму, в котором важную роль играют ремарки. Что такое ремарки мы повторили на предыдущем уроке.  У Чехова ремарки выражают внутреннее состояние персонажей, озвучивают пьесу. Это так называемые ремарки – паузы.

        Что же означает это новое понятие? Давайте запишем. Ремарки – паузы с одной стороны скрывают драму непонимания или комедию утраченных иллюзий, а с другой – раскрывает ключевые символы.  

         Звучит вокализ №5 Рахманинова.  Какие эмоции вызывает у вас эта мелодия? Может ли она выступать в роли символа?

Задание для  всех микрогрупп  (5 минут)  :  Давайте найдем в тексте такие ремарки, которые озвучивают пьесу. Работа с текстом пьесы. Определите, что символизируют эти звуки.

Ответы обучающихся:

  1. Крик совы во втором действии – обозначает реальную угрозу. Фирса: «Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь».
  2. Звук лопнувшей струны – надвигается беда.
  3. Звук свирели – нежные чувства.
  4. Звук топора - символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России. «Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV)

 Вывод: Звуки становятся еще одним подтверждением всеобщего неблагополучия, атмосферы психологической глухоты. Чувства драматизма жизни, где зло растворяется в повседневности и лежит в самих основах жизни общества.

 

         Рефлексия (3минут): Завершая наш разговор о пьесе,  я предлагаю составить    синквейн в  каждой микрогруппе . Определив  свое отношение  к автору    пьесы «Вишневый сад». 

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

 

Например:

А.П.Чехов

удивительный, интересный

Грустит, размышляет, погружает

Влюбляет в свое произведение

Классик

 

 

         В микрогруппах есть листы самооценивания, заполните  ее каждый пожалуйста, оценив свою работу  и работу обучающихся вашей микрогруппы. Преподаватель на основе листа самооценки  и наблюдения выставит свои оценки за урок .


Лист самооценки микрогруппы ( 3 минуты)

Номер группы……

Ф.И.обучающегося……

Критерий (1-5 баллов)

Моя оценка

Оценка микрогруппы

Оценка преподавателя

1.Я пытался внести максимальный вклад в работу моей микрогруппы

 

 

 

2.Я умею выслушивать чужие аргументы, принимать другую точку зрения.

 

 

 

3.Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать.

 

 

 

4.Я отстаиваю свое мнение корректно.

 

 

 

5.Я готов принимать новые идеи, отличающиеся от моего мнения.

 

 

 

6.Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить ее комплексно.

 

 

 

7.Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи.

 

 

 

8.Я умею работать в команде: иногда – брать на себя ответственность, иногда - подчиняться

 

 

 

 

 

Домашнее задание (1 минута):

Мы завершаем нашу работу сегодня. Запишите пожалуйста домашнее задание:  письменно проанализируйте  образы героев пьесы  через иллюстрации к произведению ( на выбор). Можно анализировать любые другие иллюстрации.


https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/images/shkolnikam/Lopahin_Ermolay_Alekseevich_2.jpg

 

http://dhshklim.mo.muzkult.ru/media/2018/08/15/1227397950/image_image_1255704.jpg

http://900igr.net/up/datai/120078/0075-096-.jpg


 


Критерии анализа:

1.Какие чувства вызвала иллюстрация? Почему?

2. Какому эпизоду соответствует иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

3.Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

4.Соответствует  ли иллюстрация вашему представлению об эпизоде и произведении  в целом? Почему вы так считаете?

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Саенко О.Е. «Организация и содержание методической работы в коллед-

же» настольная книга заместителя директора, методиста, преподавате-

ля. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 г.

2.. Белова В.А., Михайлова Т.Н. сборник «Урок» ЮУМЦ, Москва, 2012г.

3.Угдыжекова В.Д., Горохова Т.Е. «Настольная книга методиста образова-

тельного учреждения среднего профессионального образования» ФГУ

ИОЦ «Новый город», 2007 г.

4. А.П.Чехов. Вишневый сад.-М.:Детская лит.,1982.

5.Введение в литературоведение.- М., 1983.

6. В.И.Кулешов. История русской литературы 19 века.- М., 1983.

7.Методическое руководство к учебнику по литературе для 10 класса.- М.:Просвещение, 1980.

8.Аникст А. А.Чехов о драме.- М., 1972.

9. Чехов и его время. Сб.статей. - М., 1977.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Информация о публикации
Загружено: 21 января
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Гареева Нина Валентиновна
Литература, 11 класс, Уроки
Скачать материал