[18-20 августа!] Практическая онлайн-конференция «Образовательные тренды 2020/2021» Подтвердите участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» август 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 августа по 31 августа

Мероприятие "Себя я предоставила добру"

Мероприятие посвящено творчеству Белы Ахмадулиной.
Просмотр
содержимого документа

Внеклассное мероприятие «Себя я предоставила добру…»

(по творчеству Б. Ахмадулиной)

                                                                  Автор: Дубина Татьяна Михайловна

                                                  

Цели:

Образовательная: познакомить с фактами биографии и главными темами творчества Б. Ахмадулиной.

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей, образного мышления, монологической речи.

Воспитательная: пробудить интерес к творчеству Б. Ахмадулиной, содействовать формированию таких нравственных ценностей как дружба, любовь.

Оборудование:  мультимедийное сопровождение.

Оформление зала: портреты Б. Ахмадулиной, Б. Пастернака, Е. Винокурова, И. Сельвинского, А. Вознесенского, тема вечера: «Себя я предоставила добру…» (Белла Ахмадулина), эпиграф: «Я совершенно потрясен огромной чистотой вашей души … остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства». (Игорь Сельвинский), книжная выставка по творчеству поэтессы «Нежный вкус родимой речи», свеча.

Ход мероприятия.

Ведущий 1. Сила молодости, таланта, романтика времени, скорость и устремленность в будущее – соединением таких составляющих казалась современнику поэзия 60-х. С трибун Литературного института и Политехнического музея раздавались звонкие, убежденные голоса Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, тихая лирика Булата Окуджавы.

Ведущий 2. Это было время возрождения советской поэзии. Молодые поэты создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением своих стихов на эстраде. Это содружество молодых авторов сыграло важную роль в судьбе Ахмадулиной.

Ведущий 1. В конце 1954 года Белла пришла в литературное объединение при автозаводе им. Лихачева, которым руководил Евгений Винокуров. Он принял живое участие в творческой судьбе начинающей поэтессы. Благодаря Винокурову состоялась первая поэтическая публикация Ахмадулиной. Её стихотворение «Родина» появилось в газете «Комсомольская правда» 5 января 1955 года на третьей газетной полосе в подборке стихов в рубрике «Голоса заводских поэтов». Его сопровождал редакторский комментарий о литературном объединении на московском заводе ЗИС, куда приходила молодежь из школ, институтов и цехов

Чтец.

На грядках зеленого огородика,

 Где тянется хмель к кривому крыльцу,

 Я неожиданно встретила Родину,

С нею столкнувшись лицом к лицу.

 Она стояла, обнявшись с вишнею,

В сиянии белых ее цветов, -

Такая красивая и неслышная,

 С простою улыбкой, без громких слов.

Дрогнула тонкая ветка смородины,

На щеку мне бросив росинку одну.

 Тогда я впервые увидела в Родине

Всю красоту ее и глубину.

 

Ведущий 2. В 1955 г. Ахмадулина поступила в Литературный институт имени Горького. Рецензент, поэт Илья Сельвинский, написал в отзыве: «Стихи поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства. Принять обязательно!».

Ведущий 1. Ахмадулина никогда никому не навязывала своих стихов, не заботилась о том, чтобы их пристроить, не старалась любой ценой «пробиться» к читателю, не хлопотала об издании своих книг. Она никогда не переступала порога редакции, считая, что «вести» ее стихи должна сама судьба. Быть может, именно поэтому многие известные поэты: Евгений Винокуров, Степан Щипачев, Илья Сельвинский, Ярослав Смеляков – очень помогали ей, старались поддержать её талант.

Ведущий 1. Уже в ранних стихах Ахмадулиной обнаружились ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.

Чтец 1. МОЛОКО

Вот течет молоко. Вы питаетесь им.
Запиваете твердые пряники.
Захочу — и его вам открою иным,
драгоценным и редким, как праздники.

Молоко созревает в глубинах соска,
материнством скупым сбереженное,
и девчонка его, холодея со сна,
выпускает в ведерко луженое.

Я скажу вам о том, как она молода,
как снуют ее пальцы русалочьи,
вы вовек не посмеете пить молока,
не подумав об этой рязаночке.

Приоткройте глаза: набухают плоды
и томятся в таинственной прихоти.
Раздвигая податливый шорох плотвы,
осетры проплывают по Припяти.

Где-то плачет ребенок. Утешьте его.
Обнимите его, не замедлите.
Необъятна земля, но в ней нет ничего.
Если вы ничего не заметите.

Ведущий 2. Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. В стихотворении « По улице моей…» Ахмадулина грустит о друзьях, которые покидают ее. В ее стихах слышны и слова, и музыка, и голос. «Я слышал не чтение, а пение. Это был какой-то особый вид пения: и как бы стоял и не стоял на сцене человек, а летел. Это был полет,» - вспоминал один из зрителей.
Она была не только поэтом, но и дивой, райской птицей той эпохи.   Тонкая, хрупкая, словно неземная, она обладала твёрдым характером, никогда не предавала близких, родных. У многих вызывало восхищение, что женщина может быть такой. Ей было, что сказать миру, поэтому она писала, читала, завораживала. 

Звучит романс М.Таривердиева на слова Б. Ахмадулиной «По улице моей который год…» в исполнении учащихся.

По улице моей который год

По улице моей который год

звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

той темноте за окнами угоден.

 

Запущены моих друзей дела,

нет в их домах ни музыки, ни пенья

и лишь, как прежде, девочки Дега

голубенькие оправляют перья.

 

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх

вас, беззащитных, среди этой ночи.

К предательству таинственная страсть

друзья мои, туманит ваши очи.

 

О одиночество, как твой характер крут!

Посверкивая циркулем железным,

как холодно ты замыкаешь круг,

не внемля увереньем бесполезным.

 

Ты призови меня и награди!

Твой баловень, обласканный тобою,

утешусь, прислоняясь к твоей груди,

умоюсь твоей стужей голубою.

 

Дай встать на цыпочки в твоем лесу,

на том конце замедленного жеста

найти листву, и поднести к лицу,

и ощутить сиротство, как блаженство.

 

Даруй мне тишь твоих библиотек,

твоих концертов строгие мотивы,

и – мудрая – я позабуду тех,

кто умерли или доселе живы.

 

И я познаю мудрость и печаль,

свой тайный смысл доверяет мне предметы.

Природа, прислоняясь к моим плечам,

объявит свои детские секреты.

 

И вот тогда – из слез, из темноты,

Из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.

 

Ведущий 1. Стихотворение "А напоследок я скажу..." стало проникновенным романсом, зазвучавшим в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».  

Звучит романс А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной «А напоследок я скажу…» в исполнении учащихся.

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

 Ведущий 1.  28 апреля 1957 г. в «Комсомольской правде» появилась статья «Чайльд Гарольды с Тверского бульвара», в которой молодым поэтам, и в том числе Ахмадулиной, было «высочайше» указано на «идеологические ошибки».

Что не понравилось чиновникам в произведениях Ахмадулиной? Её стихи будили  в читателях и слушателях генетическую память о «проклятом прошлом», которую в те годы изо всех сил старались вытравить. Темы произведений тоже были весьма далеки от злобы дня. И любимые поэты Ахмадулиной были «не те»: Мандельштам, Цветаева, Пастернак, Ахматова.

 

Ведущий 2. Пастернака Ахмадулиной посчастливилось увидеть дважды; первый раз - зимой 1954 года, когда тот выступал на поэтическом вечере в клубе МГУ. «Зал был пуст, - вспоминает поэтесса, – занято было три ряда…, на сцене стоял Пастернак, застенчиво кланялся и словами просил за что-то прощения. Ничего подобного я не видела и не увижу, и никто не увидит».

На экране - портрет Бориса Пастернака. Звучит романс на слова Б. Пастернака «Мело, мело по всей земле…. » в исполнении Аллы Пугачевой (из романа «Доктор Живаго», ч.17. Стихотворения Юрия Живаго». «Зимняя ночь»).

Ведущий 1. Вторая встреча состоялась осенью 1959 года в Переделкине. Ахмадулина вспоминала: «Борис Пастернак…Он неожиданно вышел из убогой чащи переделкинских дерев поздно вечером, в октябре, более двух лет тому назад. На нем был грубый и опрятный костюм охотника: синий плащ, сапоги и белые вязаные варежки. От нежности к нему, от гордости к себе я почти не видела его лица – только ярко-белые вспышки рук во тьме слепили мне уголки глаз…. Он сказал: «Отчего Вы никогда не заходите? У меня бывают очень милые интересные люди – Вам не будет скучно. Приходите же! Приходите завтра! От головокружения, овладевшего мной, я ответила надменно: « Благодарю Вас. Как-нибудь непременно зайду». Позже она напишет в стихотворении, посвященном памяти Пастернака:

 

Сурово избегая встречи с ним,

Я шла в деревья, в неизбежность встречи…

 

Чтец.

Февраль - любовь и гнев погоды.

И, странно воссияв окрест,

великим севером природы

очнулась скудость дачных мест.

 

И улицы в четыре дома,

открыв длину и ширину,

берет себе непринужденно

весь снег вселенной, всю луну.

 

Как сильно вьюжит! Не иначе –

метель посвящена тому,

кто эти дерева и дачи

так близко принимал к уму.

 

Ручья невзрачное теченье,

сосну, понурившую ствол,

в иное он вовлек значенье

и в драгоценность произвел.

 

Не потому ль, в красе и тайне,

пространство, загрустив о нем,

той речи бред и бормотанье

имеет в голосе своем.

 

И в снегопаде, долго бывшем,

вдруг, на мгновенье, прервалось

меж домом тем и тем кладбищем

печали пристальная связь.

 

Ведущий 2. 23 октября 1958 года было объявлено о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии за опубликованный на западе роман «Доктор Живаго». Это было сигналом к началу травли поэта. Студенты литературного института, по мнению чинуш от литературы, были обязаны присоединиться к «всенародному осуждению». Но как могла Белла предать обожаемого поэта? За отказ отречься от Пастернака Ахмадулину в апреле 1959 года исключили из института, по официальной версии за несданный экзамен по марксизму-ленинизму.  Над ней глумились, угрожали арестом. В октябре она вернулась в институт и 14 апреля 1960 года на «отлично» защитила дипломную работу «Стихи и переводы».

Ведущий 1. В 1962 году в свет выходит долго пролежавший под сукном первый поэтический сборник Беллы Ахмадулиной – «Струна». Струна – это нежный лиризм и, в то же время, она всегда натянута, устремлена куда-то ввысь, несгибаема в своей верности музыке. В аннотации к книге были такие слова: «Лирическая героиня книги «Струна»- наша молодая современница, человек романтической души и беспокойного характера. Важное место в книге занимают стихи о труде, о строительстве новой Сибири, о мастерстве художника, о радости творческих открытий». В книге действительно много от времени: стройки Сибири, Байкала, огни мартенов, Целина.

Где вздымается новая домна,
Так работа идет наверху,
Словно этому парню удобно
Хохотать и висеть наверху.
         («Новая домна на КМК», «Из сибирской тетради»)

Но тут же – смутно пахнущие виноградом грузинских женщин имена, и бесконечные, как

оттенки снега, звуки февраля, и женщина с цветком:

Чтец.

Чем отличаюсь я от женщины с цветком,
от девочки, которая смеется,
которая играет перстеньком,
а перстенек ей в руки не дается?

Я отличаюсь комнатой с обоями,
где так сижу я на исходе дня
и женщина с манжетами собольими
надменный взгляд отводит от меня.

Ведущий 1. Первый сборник чётко обозначил ведущие темы её поэзии. Для Ахмадулиной дружба воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Булат Окуджава видел в ней удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью. Стихотворение «Мои товарищи», посвящённое Андрею Вознесенскому, воспринималось как манифест:

 

Чтец.

— Пока! — товарищи прощаются со мной.
— Пока! — я говорю. — Не забывайте! —
Я говорю: — Почаще здесь бывайте! —
пока товарищи прощаются со мной.
Мои товарищи по лестнице идут,
и подымаются их голоса обратно.
Им надо долго ехать-де Арбата,
до набережной, где их дома ждут.

Я здесь живу. И памятны давно
мне все приметы этой обстановки.
Мои товарищи стоят на остановке,
и долго я смотрю на них в окно.

Им летний дождик брызжет на плащи,
и что-то занимается другое.
Закрыв окно, я говорю: — О горе,
входи сюда, бесчинствуй и пляши!

Мои товарищи уехали домой,
они сидели здесь и говорили,
еще восходит над столом дымок —
это мои товарищи курили.

Но вот приходит человек иной.
Лицо его покойно и довольно.
И я смотрю и говорю: — Довольно!
Мои товарищи так хороши собой!
Он улыбается: — Я уважаю их.
Но вряд ли им удастся отличиться.
— О, им еще удастся отличиться
от всех постылых подвигов твоих.

Удачам все завидуют твоим —
и это тоже важное искусство,
и все-таки другое есть Искусство,-
мои товарищи, оно открыто им.

И снова я прощаюсь: — Ну, всего
хорошего, во всем тебе удачи!
Моим товарищам не надобно удачи!
Мои товарищи добьются своего!

Когда моих товарищей корят,
я понимаю слов закономерность,
но нежности моей закаменелость
мешает слушать мне, как их корят.

Я горестно упрекам этим внемлю,
я головой киваю: слаб Андрей!
Он держится за рифму, как Антей
держался за спасительную землю.

За ним я знаю недостаток злой:
кощунственно венчать «гараж» с «геранью»,
и все-таки о том судить Гераклу,
поднявшему Антея над землей.

Оторопев, он свой автопортрет
сравнил с аэропортом, — это глупость.
Гораздо больше в нем азарт и гулкость
напоминают мне автопробег.

И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Все это так. Но все ж он мой товарищ.
А я люблю товарищей моих.

Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей,
выходит мальчик с резвостью жонглера.
По правилам московского жаргона
люблю ему сказать: «Привет, Андрей!»

Люблю, что слова чистого глоток,
как у скворца, поигрывает в горле.
Люблю и тот, неведомый и горький,
серебряный какой-то холодок.

И что-то в нем, хвали или кори,
есть от пророка, есть от скомороха,
и мир ему — горяч, как сковородка,
сжигающая руки до крови.

Все остальное ждет нас впереди.
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, бог не приведи!

Ведущий 2. Лирическая героиня Ахмадулиной наделяет окружающее пространство только ей присущими смыслами, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Её поэзия обращена к внутреннему миру человека, к вечным темам: любви и смерти, природы и человека

Чтец.

 В тот месяц май, в тот месяц май

во мне была такая легкость

и, расстилаясь над землей,

влекла меня погоды летность

 

Я так щедра была, щедра

в счастливом предвкушенье пенья,

и с легкомыслием щегла

я окунала в воздух перья.

 

Но, слава Богу, стал мой взор

и проницательней, и строже,

и каждый вздох и каждый взлет

обходится мне все дороже

http://poetrylibrary.ru/stixiya/spacer.gif

 

Чтец.

Случилось так, что двадцати семи

лет от роду мне выпала отрада

жить в замкнутости дома и семьи,

расширенной прекрасным кругом сада.

 

Себя я предоставила добру,

с которым справедливая природа

следит за увяданием в бору

или решает участь огорода.

 

Мне нравилось забыть печаль и гнев,

не ведать мысли, не промолвить слова

и в детском неразумии дерев

терпеть заботу гения чужого.

 

Я стала вдруг здорова, как трава,

чиста душой, как прочие растенья,

не более умна, чем дерева,

не более жива, чем до рожденья.

 

Я улыбалась ночью в потолок,

в пустой пробел, где близко и приметно

белел во мраке очевидный бог,

имевший цель улыбки и привета.

 

Была так неизбежна благодать

и так близка большая ласка бога,

что прядь со лба - чтоб легче целовать -

я убирала и спала глубоко.

 

Как будто бы надолго, на века,

я углублялась в землю и деревья.

Никто не знал, как мука велика

за дверью моего уединенья.

 

Ведущий 1. В фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» есть знаменитый эпизод - поэтический вечер в Политехническом музее. На пятнадцать минут сюжет фильма замирает в одной точке: герои сидят в битком набитом зале и слушают, как читают стихи Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Римма Казакова и, конечно же, Белла Ахмадулина. На дворе - осень 1962 года. «Оттепель». 

Просмотр фрагмента фильма http://www.tele.ru/cinema/survey/a-naposledok-ya-skazhu-filmy-gde-zvuchat-stikhi-belly-akhmadulinoy/

 

Ведущий 2. В 1964 году снялась в роли журналистки в дебютном фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Белла Ахмадулина сыграла типичную советскую журналистку. Ее героиня приходит «к такому парню» «Пашке-пирамидону» (Леонид Куравлев) в больницу, куда он попал после того, как совершил подвиг – бросился к горящей машине и спас от взрыва заправочную станцию. Пашка – бесшабашный, нагловатый, бегает за каждой юбкой, но неожиданно оказывается скромным и мужественным. Журналистка – девушка городская, модная, словом, «не лыком шита», тогда как он – простой водила, выдающий себя за москвича. Журналистка, разумеется, сразу приглянулась Пашке, только они, как говорится, «разного поля ягоды».  

 

Просмотр фрагмента фильма «Живёт такой парень». https://vk.com/video-58447788_166291250/

 

Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.

Ведущий 1. О чем бы ни писала Ахмадулина – о любви, о дружбе, о времени, о родине, о знакомых ей людях или о горячо любимых фигурах прошлого, – строки ее всегда складывались в строфы узнаваемо изощренные и каждый раз неожиданные, но неизменно ясные, без потерь и помех транслирующие мысль и чувство. Белла Ахмадулина абсолютно свободно и естественно жила в большой поэтической традиции, расширяя и украшая ее. Будучи любимицей миллионов и формируясь в то время, когда поэтам выпало влиять на умы и играть роль трибунов, Ахмадулина чуждалась излишней публицистичности. Она вдохновенно и упорно разрабатывала свой собственный способ говорения на вечные человеческие темы, и труд этот принес чудесные плоды.

Ведущий 2. В память о Белле Ахатовне Ахмадуллиной давайте зажжём эту свечу.

Чтец.

Всего- то – чтоб была свеча,

свеча простая восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.

 

И поспешит твое перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.

 

Уже ты мыслишь о друзьях

все чаще, способом старинным,

и столактитом стеаринным

займешься с нежностью в глазах.

 

И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так часто губы холодит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахмадулина Белла. Сочинения: В 3т.- М.: Корона – Принт. 1997
  2. Ахмадулина Б.А. Влечет меня старинный слог. – М.: ЭКСМО,2004
  3. Ахмадулина Белла. Символы времени. – М.: Аграф, 1997.
  4. « Времена не выбирают….» Русская поэзия XX века. – М.: Издательский дом «Синергия»,2006. – Т.2.

 

 

 

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 21 ноября
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
Дубина Татьяна Михайловна
Литература, 8 класс, Мероприятия
Скачать материал