[Анонс!] Итоговая онлайн-конференция «Образовательные методики и технологии 2020/21» Регистрация→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» ноябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 ноября по 30 ноября

Материал к внеурочному мероприятию на тему Юбилей Бажова

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия «Путешествие в мир сказов П.П.Бажова», что соответствует темам по дисциплинам «Родная литература» (региональный компонент), и «Русский язык» (Лексика ограниченного употребления). Цель проведения – способствовать формированию коммуникативной, языковой, культурологической компетенций через воспитание интереса к особенностям родного языка и культуре Урала.
Просмотр
содержимого документа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ СО «НТК»)

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Путешествие в мир сказов П.П.Бажова»

(к Дню рождения писателя)

 

 

 

Составитель: Бондаренко Елена Ивановна,

                                                                  преподаватель IКК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Новоуральск,  2020

 

 

 

 

Сценарий классного часа

«Путешествие в мир сказов П.П.Бажова»

 

Пояснительная записка

Сформированность универсальных учебных действий является одним из ключевых результатов освоения образовательной программы. Проявляющихся в готовности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способности ставить цели, самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и т.д..

Согласно учебному плану, составленному на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на самостоятельную внеаудиторную работу обучающимся отводится около 50% от обязательной аудиторной нагрузки.

Организуя самостоятельную деятельность обучающихся, педагог должен создавать все условия для формирования и развития определенных компетенций.

Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия «Путешествие в мир сказов П.П.Бажова», что соответствует темам по дисциплинам «Родная литература» (региональный компонент), и «Русский язык» (Лексика ограниченного употребления).

 

Цель проведенияспособствовать формированию коммуникативной, языковой, культурологической компетенций через воспитание интереса к особенностям родного языка и культуре Урала.

 

Задачи:

  1. Выявить жанровые и языковые особенности языка сказов на примере анализа сказа «Огневушка-поскакушка»;
  2.  расширить лингвистические знания, полученные на уроках русского языка;
  3. способствовать расширению литературного знания о творчестве уральского писателя П.П.Бажова;
  4. воспитывать интерес к  мастерству уральских умельцев, прославленному в сказах Бажова; развивать навыки художественного чтения.
  5. закрепить умения пользоваться справочной литературой и другими информационными источниками;


Оборудование: 

Портрет писателя; выставка книг: «Малахитовая шкатулка» , «Сказы П.П.Бажова» , «Поэты Урала»; мультимедийные презентации « Павел Бажов – словесных дел мастер»,  виртуальная экскурсия в дом П.П.Бажова «Дом-музей П.П.Бажова в Сысерти»,  Видеоролик с отрывком из самодеятельного спектакля Г.А.Абуляна «Умельцами богат Урал».

Используются  здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Проведение мероприятия:

Участники

Их роль

Содержание деятельности

Преподаватели русского языка

тьюторы

Разработка сценария

Обучающиеся 2 курса

ведущие

Ведение мероприятия

Обучающиеся 1 курса

литераторы и лингвисты

Подготовка сообщений,презентации

Обучающиеся 2 курса.

оформители

Подготовка сообщений, подбор видеороликов

 

 

 

Ход внеурочного мероприятия.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Неописуемо красива и богата природа Уральских гор с её хвойными дебрями и березовыми рощами, бурными реками. Мощь и красоту Урала воспели в своем творчестве многие поэты: : Людмила Татьяничева, Степан Щипачев, Константин Мурзиди, Эмилия, Бояршинова, Борис ручьев и др.

 Чтец

Когда говорят о России – 
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века – 
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.
Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных, 
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет,
Над краем, где сосны босые,
Сбегает с заснеженных скал...
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.

Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии. Еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники, на которых мастеровой люд, способствовал превращению отсталой России в мощную державу.

 Чтец.

Прославлены умельцы – камнерезы,
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу – 
Уральцев знаменитая семья.
Да славятся седые рудознатцы, -
Пытливый, неуступчивый народ,
Умеющих без карты разобраться
В подземных дебрях каменных пород.
Почет и слава вам, мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар,
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и прославили Урал.

Ведущий 2: 

Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.

А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.

Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его именем. 28 января 2019 года ему исполнилось 140лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

Чтец

На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Ведущий 1: И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся поближе с его творчеством.

Слайд 1(Фото П.П.Бажова)

Ведущий 2:

"Колдун уральский бородатый", - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от слова "бажить" - то есть ворожить, предвещать. У Бажова было и прозвище мальчишечье уличное – Колдунков.

Слайд 2 (Показ на карте)

Ведущий 1: 15 января или 28 января по новому стилю 1879 года в городе Сысерть на Урале.

 Слайд 3(Родители П.П.Бажова0

В рабочей семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, мастером золотые руки, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. Но характером строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Переезжали часто с места на место. Мама занималась рукоделием, тем и жили.

Слайд 4

Ведущий 2:

 Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, “маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню... только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются”.С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна. От любимой бабушки , большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.

 Особенности содержания сказов уходят далеко вглубь жизни предков Бажова. Совершим путешествие- экскурсию «Дом-музей П.П.Бажова в Сысерти».

Сообщение литератора  на фоне презентации.

(Презентация «Дом-музей П.П.Бажова в Сысерти», обзор 5 слайдов с 5-9 )

Слайд 9 (Начало творческого пути).

Литератор: Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893- 99). Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл “узелки на память”

Ведущий1: 

Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение “Зеленая Кобылка”, героем которой был он сам, Павел Бажов.

Слайд 10 (Обложка  книги  “Малахитовая шкатулка”)

Ведущий 2:

 Свою знаменитую “Малахитовую шкатулку” - книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов. 
“Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы... Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством”..

Слайд 11 (2 слайда с определением сказа)

Ведущий 1:Прочитаем определение сказа и определение сказки.

Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа? 

(Слайд 12)

Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу. А сказка?

Сообщение лингвиста

В изданиях “Малахитовой шкатулки” и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Для примера познакомимся с диалектными словами и выражениями в сказе «Огневушка-поскакушка».

Слайд 13 (картинки сказа «Огневушка-поскакушка»)

 Элементы уральского говора и фольклора в сказе «Огневушка-поскакушка».

             Павел Петрович Бажов делил свои сказы по тональности, по строю речи на три группы:

  1. Сказы «детского тона» («Огневушка-поскакушка»).
  2. Сказы «взрослого тона» («Каменный цветок»).
  3. Исторические сказы («Марков камень»).

Сказ «Огневушка-поскакушка» относится к сказкам «детского тона».

 Впервые он был опубликован в газете «Всходы коммуны» ( 1940.№ 17-19).

           В этом сказе, говорил Павел Петрович Бажов, «изображается открытие золота, которое… «сидит редькой», то есть сверху более или менее широкие гнезда, а потом суживаются, сходят на нет. Вот такого сорта рассказы о золотой редьке бытовали в народе… Поскакушинский прииск… как раз по пути к Полдневой. Назван он так потому, что через болота скакать надо, - там наскачешься; с одного места начинают разрабатывать – оно кончится, опять надо начинать снова, перескакивать». Записаны также предания о Поскакушке – девушке, которая скачет и золото показывает». На этой фольклорной основе П.П.Бажов создает сюжет по типу сказочного сюжета о гонимой сироте. Повествование, сюда по стилевой примете «и протча», ведет дед Слышко. Сюжетно-композиционная основа – 3 встречи Поскакушки с людьми. Первый раз она показалась старателям поздним вечером, когда они сидели у костра, второй раз показалась мальчику и деду, третий раз – одному мальчику и только ему сказала, где следует бить дудку. Все 3 раза ее сопровождал филин: в конце пляски Поскакушки он «ухал»   и она исчезала, но во время ее встречи с одним Федюнькой филин одобрительно молчал. Дед Ефим с мальчиком «годов с пяток в достатке прожили», потому что не смогли  сохранить в тайне место, указанное Поскакушкой : «народ со всех сторон кинулся», потом «всех согнали начисто… барин на себя это место перевел», а прииск назвали Поскакушинским. Создавая сказочный сюжет о  проработал мотив сиротства. В начале сказа говорится, что у Федюньки есть отец, но мальчик находится на положении сироты: мать умерла, отец снова женился, и, как положено в сказке, «мачеха попалась, прямо сказать, медведица». Сравнение мачехи с медведицей типично фольклорное, почти по пословице « из дому гонит мачеха, а из лесу- медведь». И Федюньку после прихода мачехи «вовсе от дома отшибло», он живет с чужим дедом на прииске, даже на воскресенье остается там. Потом отца на 3-дне покалечило и он попал в больничную казарму; мальчик, напутствуемый мачехой: «Провались ты хоть к Поскакушке своей», - уходит жить к деду. Он лишен материнского тепла, отцовской заботы, семейного уюта, и помощь Огневушки хотя бы частично восполняет это. Писатель акцентирует дружбу деда Ефима с мальчиком: старый и малый привязались друг другу, все «у них гладко да дружно». Дед рассказывает ему про старательство, по каким приметам золото искать и т.п. Он передает ребенку свои знания, опыт «бывальца», и эта связь поколений является основной моральной ценностью,  действенность которой весьма значительна. Поэтому 8-летний мальчик уже напоминает маленького мужичка: он ведет себя вполне самостоятельно, терпелив, рассудителен, сметлив, однако может и поспорить с дедом – не случайно тот говорит: «Ох, и упорный ты, парнишко! Что в головенку попадет, то и засело!» При описании Федюньки писатель полностью выдерживает логику поведения сказочного сиротки, сохраняя детскую веру в чудеса. Поэтому он изображает контакт мальчика с Огневушкой, вводит в сюжет волшебные предметы: по лесу Федюнька идет за снежным клубочком, дорогу ему показывает чудесная лопатка. Даже вводится сказочный зачин повествования «подумано-сделано»: Федюнька идет по лесу, ставит «приметки»: «Чуть подумает засечку сделать, лопатка сейчас тюк-тюк, - и две ровнешеньких зарубочки готовы». Поскольку герой сказа – 8-летний мальчик, писатель превращает фольклорную «девку» Поскакушку в «махонькую девчоночку, рыженькую, в голубом сарафанчике и с голубым платочком», которая постоянно находится в движении, в пляске, причем ее танец наглядно представляет «графику» подземной золотой редьки: каждый круг шире предыдущего и с каждым кругом она становится выше, крупнее.(3)    В этом сказе мы встречаем характерные для уральского говора уменьшительно-ласкательные диалектизмы: парнишечко, Федюнька, девчоночка, ножка, зубёнки и т.д. При изучении языка сказов я увидела большое количество словообразовательных диалектизмов: его-то, поди-ка, ну-ко скажи, сперва-то, жить-то и другие слова. В сказе звучит живая разговорная речь, своеобразие и красоту которой придают эпитеты, метафоры, сравнения: «не сильное золото, зато грудное», «шубейка-ветродуйка», «немолодые мои годы» и т.д. Особенно интересны народные обороты речи, они встречаются и сейчас, особенно в речи старых людей: «от дома отшибло», «старые ноги колотить», «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Чтобы сказ был понятен, нужно знать значение некоторых слов. Я представляю словарик некоторых диалектных слов, встречающихся в сказе «Огневушка - поскакушка». Их значение можно найти в Толковом словаре Даля и Словаре русских говоров Среднего Урала. 

Слайд14.(Примеры диалектизмов в «Огневушк е- поскакушке)

   Для примера приведу несколько диалектизмов, встречающихся в сказе «Огневушка-поскакушка»:

  • Артелка – общество, товарищество людей, занимающихся общим делом.
  • Вертнулась – повернулась.
  • Всамделе – всамом деле, действительно.
  • Дескать – конечно.
  • Застоял – заступился за мальчика.
  • Золотая крупка – песчинки, крупинки.
  • Золотые таракашки посажены – небольшие крупинки золота.
  • Намаяться – сильно устать.
  • Отшибло – отбило желание.
  • Пимишки – род валенок, обшитых кожей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2: Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

Чтец

На запад отсюда – равнина,

К востоку – другая :Сибирь.

Меж ними отроги раскинул

Гранитный Урал-богатырь.

 

И первым, кто с волжских ли плесов,

С Помрья ли шел на восход,

Все время громады утесов

Казались подобьем ворот.

Точеная глыба сорвется

 И долго грохочет потом.

 Торопятся землепроходцы:

А что там за этим хребтом?

 

И вдруг постигали в волненье,

Что гордый Урал неспроста

Под тучи вознес, как ступени,

Крутые уступы хребта.

 

Вознес, чтобы с верхнего камня

Взглянуть им, как смотрит орел,

В просторы лесного Прикамья

И в степь, где играет Тобол.

 

Взглянуть и связать воедино

И в мыслях, и в сердце  своем

И ту, и другую равнину,

Как поясом, этим хребтом

 

“Урал” по-башкирски – “пояс”. Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

 (Показ коллекции минералов)

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

На Урале родилось слово “самоцветы”. Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

Слайд 15

Ведущий 1: “Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется”. Так говорил сам П. П. Бажов.

 Павел Петрович Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.

Видеоролик. Самодеятельный спектакль театра «Сонет» в городе Новоуральске «Умельцами богат Урал» (Отрывок)

Просмотр слайдов 16, 17,18 – Памятные места, названные именем П.П.Бажова.

Ведущий 2

Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: “Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание”. Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль “Серебряное копытце”, балеты “Каменный цветок” в 1954 г. и “Сказ о каменном цветке”, опера “Сказ о каменном цветке” в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова “Каменный цветок” в 1946 г. и “Тайна зелёного бора”, мультфильмы “Медной горы хозяйка” и “Подарёнка”. На ВВЦ можно увидеть фонтан “Каменный цветок”, плавает по рекам теплоход “Павел Бажов”, в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

Слайд 19 (Картинка природы Урала).

Чтец

Под зимним солнцем серебрится
Полей заснеженный простор,
И плавок видятся зарницы,
И очертанья дальних гор...
И словно виден росный берег,
И лебедей высокий взлет...
Так долго не хотелось верить,
Что в дом хозяин не войдет.

Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.

Ведущий 2: 

Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.

И становится делом слово, 
Продолжается сказ Бажова,
В каждом камне – цветы цветут...
Продолжаются Жизнь и Труд!

Ведущий1

Итак, наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!

 

Литература для подготовки мероприятия по творчеству П.П. Бажова.

  1. Бажов П.П. “Малахитовая шкатулка”.- М.: Художественная литература, 1990 год;
  2. Борисенко Е. “Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал”, “Сценарии и репертуар””, 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  3. Гуляева Е. “Самородочек”, “Театр читателя”. Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  4. Лучников Г. Драгоценные россыпи. “Сценарии и репертуар”, 2004 год, №1, стр. 17-28;
  5. Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  6. Тихоновская Г. “Уральские сюжеты”. “Молодежная эстрада”. Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

Интернет-ресурсы.

1. http://skazochnikonline.ru/ - сценарии

2. http://vsescenarii.com/viktorina-skazy-bazhova.html - викторины

3. http://www.uchportal.ru – конспекты и презентации

4. http://www.planetaskazok.ru/ - сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями для детей.

 

 

 

 

 

Приложение.

Отрывок из поэтического сценария

 «Умельцами богат Урал».

Лавочник - Ну девка не серчай. Изделие что надо

Прокопыч этаки робил, вот это правда

Еще его приемыш свет, Данило

Дык померли они, когда то было...

Катя —А я как раз из их семейства буду

И их уроки век не позабуду.

Сама я камень добывала и узор

Сама точила. Бляшки на подбор.

Лавочник — (торопливо сгребая бляшки в короб)

Ну будет, будет ты не горячись,

А коль еще наточишь, так меня держись

И iteну дам хорошую (дает деньги) гляди

Тебя я не обижу. Приходи.

(Катя уходит)

Лавочник (любуясь бляшками, удивлено)

Узор, что надо. Будто с серединки

Деревцо выросло, така картинка

И птицы две, одна на веточке сидит

Друга внизу и на сестру глядит.

Бляшки что надо... (радостно потирая руки)

Прибудет для меня награда

А ну-ка я за нею послежу

Где камешки берет ? Туда и я схожу.

(Затемнение. Вместо лавки, камни. Катя ищет камни.

Лавочник следит за ней, звучит музыка на фортепиано,  обрывается.

Катя вздрагивает, всматривается в даль. Появляется

Данило, видение)

Катя - Данилушко любимый, отзовись
(Данила исчезает. Лавочник скрывается крестясь)
Близнить мне чтой-то стало (дергает себя за косу)
Ой, очнись...

Нет жив Данилушка мой свет,

И час придет ... ан нет, его и нет

(На авансцену выходит Хозяйка Медной горы)

Хозяйка — Пошто ты девка в лес мои забрела
Иль камень ищешь, уходи коли нашла
А , не нашла любой бери да уходи
Поглянь каменьев сколько впереди
Катя (смело глядя на Хозяйку)
Мне не надобно каменьев никаких
Ты Данилушку отдай, он мне жених
Хозяйка (смеется, надменно)
Ты хоть знаешь с кем так смело говоришь
Не боишься ты меня? Велю, так замолчишь!
Катя Не спужаласъ я Хозяюшка тебя
Ты пошто мово, Даниллу держишь. не любя
Ить он хочет возвратиться ко двору
Я сама его видала, я не вру
Хозяйка (удивлено)

Ну и смелая ты девка, аж на горло наступила
А вот пусть он сам и скажет, что мол мило что не мило...
(Хлопнет в ладоши, выбегают ящерицы, резвятся в танце. Из зала
быстро идет Данила. Катя делает движение навстречу ему).
Хозяйка Подожди. Ну, Данило- мастер, говори.
Коли с ней пойдешь, мое все позабудешь
Здесь останешься ее, людей разлюбишь
Данила Чай людей, могу я рази позабыть
Ну а Катеньку мою я век буду любить

Хозяйка (с доброй улыбкой, обнимает Катю, ведет к Даниеле)

Что же Катенька, любовь все побеждает

Без любви и красота глаз не ласкает

Только, чур, про нашу встречу век молчать

Про мое богатство людям не кричать

Я Катюша жениха-то не манила,

Да на что б мне каменной то было,

Вы ступайте, да век счастливо живите,

Камня красоту, людям дарите

Чай Урал богат не токмо каменьями,

Он людьми богат, да славными делами.

 

Конец

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 30 июля
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
Бондаренко Елена Ивановна
Литература, СУЗ, Мероприятия
Скачать материал