Образовательный спецпроект «Дистант 2020»: «10 секретов успешного проведения онлайн-урока» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» октябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 октября по 31 октября

Мастер-класс «Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на участников образовательных отношений с использованием игры» (из опыта работы)

Мастер-класс «Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на участников образовательных отношений с использованием игры» (из опыта работы)
Просмотр
содержимого документа

 

Мастер-класс «Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на участников образовательных отношений с использованием игры» (из опыта работы)

Педагог-психолог Карпякова Мария Васильевна

МАОУ «Уватская СОШ»

 

Цель: донести до участников мастер-класса значимость   игровой терапии как метода воздействия на участников образовательных отношений с использованием игры.

Задачи:

  1.              Создать атмосферу сотрудничества;
  2.              Показать значимость практического применения игровой терапии;
  3.              Вызвать интерес к играм способствующим снятию  внутреннего напряжения;
  4.              Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровой терапии.

 

  1. Упражнение «Приветствие»

Слайд №1

 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на наше сотрудничество.

 

Протягивая вам свои ладошки, я приглашаю вас к совместной работе. Если вы принимаете мое предложение, то протяните навстречу мне свои ладони.

 

- Спасибо за поддержку.

 

Слайд №2

  1. Упражнение «Ассоциации»

А сейчас я предлагаю вам подумать   с чем ассоциируются слова «Игра», «Терапия»?

Давайте соединим эти два слова, что получится? (игровая терапия).

 

Слайд №3

 

Как вы думаете, как мы можем помочь человеку с помощью игровой терапии? А ребенку?

 

С темой, целями и задачами мастер-класса вы можете познакомиться на слайде.

 

Слайд №4

 

Игровая терапия — инструмент психологии, имеющий право корректировать психические нарушения.

 

Слайд №5

 

На сегодняшний день данная тема актуальна в образовании и для меня как школьного психолога.

По статистике количество людей с психическими нарушениями увеличивается.

Проанализировав данные по нашей школе, мы можем увидеть, что количество детей с различными нарушениями растет, в основном это дети группы риска и дети с ОВЗ.

 

Слайд №6

К использованию игры в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики.

 

Основным принципом игровой терапии, по мнению А.С. Спиваковской заключается в перестройке поведения детей, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.

 

По мнению Б.Д. Карвасарского, все отрицательные эмоции и качества ребенка переносятся на игровой образ.

 

Слайд №7

 

Чаще всего мне приходится работать с учащимися с эмоционально-личностными особенностями. Это неожиданно возникающие страхи, тревожность, замкнутость, неуверенность, конфликтность, проявления агрессивности.

 

Любые внутренние напряжения приводят к психическим нарушениям, поэтому заниматься игротерапией просто необходимо.

 

Слайд №8

 

  1. Групповая работа

Перед вами конструктор моих педагогических идей, который создавались в ручную.

Игротерапия проводится индивидуальной или в групповой форме. Сегодня мы используем групповую форму.

 

Предлагаю на несколько минут погрузиться в мир моих идей в борьбе с внутренним напряжением и принять процедуру игротерапии.

 

Перед вами на столах лежит карточка с названием идеи, алгоритмом и всеми нужными предметами. Ваша задача самостоятельно выполнить упражнения, и поделиться своими впечатлениями. Время выполнения 5 минут.

 

Слайд №9

 

  1. Выступления групп

Время поделиться своими эмоциями (название, что выполняли, какие эмоции получили, где можете применить)

 

Слайд №10, 11, 12

 

ИДЕЯ №1 – «Игрушки-антистресс».

Мы с учащимся 1 класса написали исследовательскую работу «Игрушки антистресс в борьбе с внутренним напряжением». Полученными знаниями и умениями поделились с педагогами, школьниками, в том числе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

 

Слайд №13

 

Выступили:

- на окружном конкурсе педагогических проектов «Есть идея – 2018», 2 место;

 

Слайд №14

- на окружной научно-практической конференции «Terra Incognita»,  1 место;

 

Слайд №15

 

- на I муниципальной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие», опубликовали статью «Игрушки антистресс в борьбе с внутренним напряжением для детей с ОВЗ»;

- отправили работу на заочный  муниципальный этап Креатив – фестиваля «Надежда».

 

Слайд №16, 17, 18

 

ИДЕЯ №2 – Лэпбук «В мире эмоций». Лэпбук – это бумажная книжка-раскладушка с кармашками для дидактических игр. На муниципальном конкурсе методических разработок «Учитель-учителю» был получен диплом победителя в номинации «Мой первый лэпбук».

 

Слайд №19,20

 

ИДЕЯ №3 – «Аквапланшет». Аквапланшет используется в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Можно так же использовать гидрогелевые шарики.

 

Слайд №21, 22

 

ИДЕЯ №4 – «Волшебный мир из песка». Самое главное, что ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

 

Слайд №23, 24

 

ИДЕЯ №5 – «Карточки на липучках». С данными карточками можно обучать, развивать, увлекать и снимать тревожность детей. Я использую их на занятиях по профилактике школьной дезадаптации.

 

Слайд №25, 26

 

ИДЕЯ №6 – «Куклы из ниток». С куклами можем разыграть любую волнующую тему ребенка, создаем рассказы, кукольный театр.

 

Слайд №27, 28

 

ИДЕЯ №7 – «Сухой бассейн». Бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр.

 

Слайд №29, 30

 

ИДЕЯ №8 – «Фиброоптический тоннель». Наблюдая за сменой цветов, можно снять напряжение, успокоиться, расслабиться.

 

Слайд №31

 

ИДЕЯ №9 – «Сенсорный экран». Использую его в Центре образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Игры-рисования на сенсорном экране содействуют стимуляции умственной и творческой деятельности, помогают достичь психоэмоционального равновесия.

 

Слайд №32, 33,34

 

ИДЕЯ №10 – «Подвижные игры». Применение подвижных игр так же способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения, самовосстановления.

 

Слайд №35

 

  1. Результат

На примере диагностики детей с ОВЗ могу сказать о том, что игротерапия дает хорошие результаты, наблюдается положительная динамика, уменьшается количество тревожных детей.

 

Слайд №36, 37

 

С коллегами и родителями я делюсь опытом работы на мастер-классах, фестивалях, конкурсах, марафонах, а так же на страницах своего сайта. Мною был выпущен сборник методических рекомендаций для педагогов школы по данной теме, и уверена, что конструктор педагогических идей и портфолио моих достижений будут пополняться.

 

Слайд №38

 

  1. Упражнение «Рефлексия»

Предлагаю перейти к рефлексии. Напишите на стикере одно слово, с которым у вас ассоциируется содержание состоявшегося мастер-класса, нашего взаимодействия. Напишите, озвучьте, приклейте на флипчарт.

 

Слайд №39

 

  1. Итог

Коллеги спасибо за работу! Поздравляю вас с наступающим прекрасным праздником — Международным женским днем 8 Марта! Пусть в вашей жизни всегда цветут самые прекрасные сады, в душе живет весна, и мир будет полным ярких эмоций и впечатлений. Будьте здоровы, счастливы и любимы. Дарю вам на память куколки, которые зарядили для вас положительными эмоциями наши дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Игрушка- антистресс»

Выполнить следующие задания:

1. Рассмотреть игрушку, придумать ей имя.

2. Помять игрушку в правой руке.

3. Помять игрушку в левой руке.

4. Рассказать игрушке о своем настроении, сминая при этом игрушку двумя руками.

5. Сделать прическу игрушке.

6. Погладить игрушку и себя по голове.

7. Похвалить игрушку, обнять себя крепко-крепко.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Лэпбук»

Выполнить следующие задания:

1. Достать карточки из дидактической игры «Угадай эмоцию», назвать эмоции изображенные на карточках.

2. Достать карточки из дидактической игры «Эмоциональные часики», подобрать каждому персонажу эмоцию.

3. Достать карточки из дидактической игры «Собери эмоцию», собрать пазлы, назвать эмоцию.

4. Достать карточки из дидактической игры «Нарисуй эмоцию», нарисовать эмоции.

5. Достать карточки из дидактической игры«Составь pаccказ, подними наcтpоение и раскраськартинку», составить рассказ или ответить на вопросы картинки.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Аквапланшет»

Выполнить следующие задания:

1. Рассмотреть аквапланшет.

2. Нажимать поочередно каждым пальчиком правой руки на планшет.

3. Нажимать поочередно каждым пальчиком левой руки на планшет.

4. Дотронуться всей поверхностью правой ладонью.

5. Дотронуться всей поверхностью левой ладонью.

6. Помять кулачком правой руки.

7. Помять кулачком левой руки.

8. Положить руки под планшет и пальчиками перебирать бусинки.

9. собрать в ряд цифры от 0 до 9.

10. Похвалить себя за работу, обнять себя крепко-крепко.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Волшебный мир из песка»

Выполнить следующие задания:

1. Рассмотреть фигурки, выбрать те, который будут необходимы для игры.

2. Расположить фигуры на песке, создать волшебный мир.

3. Рассказать от лица фигур о мире.

4. Какие неприятности возникают у игрушек.

6. На помощь прилетает волшебная фея, которая помогает игрушкам преодолеть недуг, и учит как избежать неприятностей.

7. Похвалить фигурки волшебного мира, обнять себя крепко-крепко.

 

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Карточки на липучках»

Выполнить следующие задания:

1. Рассмотреть карточки.

2. Составить сериационный ряд о подготовке к школе на полотне.

3. Составить рассказ по каждой картинке о подготовке к школе.

4. Составить сериационный ряд о школьной жизни на полотне.

5. Составить рассказ по каждой картинке о школьной жизни.

6. Придумать свои рассказы о школе используя карточки.

7. Похвалить себя за игру, обнять себя крепко-крепко.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Куклы из ниток»

Выполнить следующие задания:

1. Рассмотреть куклу, придумать ей имя.

2. Помять куклу в правой руке.

3. Помять куклу в левой руке.

4. Рассказать кукле о своем настроении, сминая при этом куклу двумя руками.

5. Сделать прическу кукле.

6. Погладить куклу и себя по голове.

7. Похвалить куклу, обнять себя крепко-крепко.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «сухой бассейн»

Выполнить следующие задания:

1. Опустить руки в бассейн.

2. Выполнить встречные вращательные движения обоими руками.

3. Выполнить расходящиеся вращательные движения обоими руками.

4. Выполнить вращательные движения руками в правую сторону.

5. Выполнить вращательные движения руками в левую сторону.

6. Дотронуться до шариков локтями попеременно.

7. Похвалить себя за игру, обнять себя крепко-крепко.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Фиброоптический тоннель»

Выполнить следующие задания:

1. Прочитать до конца.

2. Расслабиться, закрыть глаза.

3. Выполнить несколько глубоких вдохов и выходов.

4. Сжимать попеременно пальцы в кулаки.

5. Выполнить вращательные движения в локтях.

6. Подергаться как осиновый лист на ветру.

7. Открыть глаза, потянуться вверх, обнять себя крепко-крепко.

8. Выполнить задание.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Сенсорный экран»

Выполнить следующие задания:

1. Рассмотреть картину.

2. Оживить персонажей.

3. Нарисовать фон.

4. Каждому персонажу придумать имя, и положительные качества.

5. Похвалить себя за игру, обнять себя крепко-крепко.

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея «Подвижные игры»

Выполнить следующие задания:

1. Встать на ноги.

2. Из рук сделать коробочку, поднести ее ко рту, прошептать все свои негативные мысли.

3. Представить, что вы боксер, имитирование ударов.

4. Надуть быстро-быстро воображаемый шар, спустить медленно шар.

5. Представить, что вы сосулька и начинаете таять под жаркими лучами солнца.

6. Попрыгать как зайка, медведь, волк.

7. Похвалить себя за игру, обнять себя крепко-крепко.

 

Алгоритм ответа:

  1. Название идеи
  2. Что выполняли
  3. Какие эмоции получили
  4. Где можете применить

 

 

030

Информация о публикации
Загружено: 10 апреля
Просмотров: 350
Скачиваний: 2
Карпякова Мария Васильевна
Психологу, Прочее, Мероприятия
Скачать материал