Конкурс методических разработок «Пять с плюсом!»: ценные подарки и награды для портфолио каждому учителю! Участвовать→
Конкурс разработок «Пять с плюсом»
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 ноября по 31 декабря

Литературная гостиная "Авторская песня"

Материал предназначен для расширения знаний учащихся о творчестве Окуджавы, Высоцкого, Визбора
Просмотр
содержимого документа

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном бардовской песне и творчеству Булата Шалвовича Окуджавы и Владимира Семеновича Высоцкого самобытнейших русских  поэтов,  неповторимым  исполнителям своих песен. Это дань памяти людям, которые воплотили в себе боль и совесть нашего времени.  Голос их звучит с пластинок,   старых магнитофонных лент,  записанных пиратами,  размноженными еще при жизни. Нет,   нельзя сказать, что признание  пришло к ним  слишком поздно.

Поэтический “бум” времен “оттепели”, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой “авторской песни”.

Название это условно и подразумевает творчество “поющих поэтов”, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в “авторской песни” является стихотворный текст, которому подчинены музыка и манера исполнения.

Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов XX века. Существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно эти годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песни чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычные по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Новеллы Матвеевой, Владимира Высоцкого и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, в неформальной обстановке. Эта неформальность авторской песни и составляет ее притягательную силу.

 Авторская песня обращена к каждому, она про каждого. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты, фестивали, возникали клубы авторской песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало ее лучшие образцы поистине народными.

Авторскую песню называют бардовской. Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах.

Расскажу одну притчу:

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избранник назывался бард. Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

 

Бардовская песня чаще всего исполняется под аккомпанемент гитары. Недаром сцены многих фестивалей авторской песни сделаны в форме гитары. Лирическая, мягкая, задушевная, проникновенная и искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, и в туристическом походе у костра, и в камерном зале любителей классической музыки.

Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой музыкальный инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

Одним из основоположников жанра авторской песни считаю Булата Шалвовича Окуджаву (портрет)

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в  городе Москве. Его детство внешне не отличалось от стремительных будней прочих мальчишек и девчонок – хозяев небольших уютных дворов, тихих арбатских переулков. Это они, арбатская детвора, придумали себе игру в «арбатство» и ритуал посвящения в свое «сословие».

«Пускай моя любовь как мир стара…»

До 1940 года  жил на Арбате. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический характер.

Звучит «Песенка об Арбате»

Но безмятежную линию жизни старшеклассника прервали трагические события. В 1937 году родители Окуджавы – партийные работники – были арестованы и репрессированы. Реабилитация наступит лишь в 1955 году, для отца – лишь посмертно. Мальчик остается с бабушкой и братом и в 1940 году препровождается к родственникам в Тбилиси.

Вспоминают друзья  Окуджавы:

В 1941 году  Булат буквально рвался на войну. Его родная тетка уговаривала нас, друзей, объяснить ему, что он глупость делает. Булат тогда – позже он этого не скрывал в своих интервью – искренне верил в  скорую победу. Он был патриотом.

Вспоминает поэт:

Я закончил 9 классов, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: “Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим.” Длилось так полгода… Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: “Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать”. Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, я - к нему.

Звучит “Песенка веселого солдата”

Булат Окуджава  был романтически настроенный человек. Это и заставляло его стремиться на войну. Ужасов войны он себе не представлял.

На фронте я был минометчиком и пулеметчиком, а после ранения радистом тяжелой артиллерии. Понял, что кровь всегда остается кровью, смерть – смертью. Война же - вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь.

Жить хочется, жить хочется,
Когда же это кончится?
Мне немного лет,
Гибнуть толку нет.

Вспоминают друзья:

1942 год. Немцы уже занимали Северный Кавказ. Под Моздоком Булата ранило. Практически он воевал не так уж много, но фронта хлебнул.

Не верь войне, мальчишка,
Не верь, она грустна.
Она грустна, мальчишка,
Как сапоги, тесна.
Твои лихие кони
Не смогут ничего.
Ты весь, как на ладони, –
Все пули в одного.

Звучит «Песенка о пехоте»

Вспоминают друзья:

От Моздока по железной дороге ближе всего было попасть в Тбилиси, и Булата отправили в тбилисский госпиталь. Булат отлежался, но уже не брыкался против того, что его списали. Он возненавидел войну.

Песня “До свидания, мальчики”.

Над нашими домами разносится набат,
И затемненье улицы одело.
Ты научи любви, Арбат, -
А дальше – дальше наше дело.

Вспоминает поэт:

Моя родина – это Арбат. Я родился на Большой Молчановке, воспитывался в арбатском дворе. Потом меня стали возить в Грузию, на родину отца и матери. Так, параллельно с арбатской появилась грузинская линия, возник какой- то второй поток во мне. И все же я оставался москвичом.

Звучит «Песня московских ополченцев»

Вспоминает поэт:

Однажды мне принесли фотографию, где почти вся наша компания с арбатского двора. 13 мальчиков и девочек. Из тех мальчиков никого в живых уже нет. Только один Сережа. Он прошел всю войну, был ранен, но выжил. А у этих девочек война отняла мужей, женихов, самих покалечила.

Ах, оркестры духовые,
Голоса победные!
Наши судьбы роковые,
А надежды бедные.
Ах, оркестрики – оркестры,
Мы на все готовы.
Провожают нас невесты,
А встречают вдовы.

“Мое поколенье”.

Всего на одно лишь мгновенье
Раскрылись две створки ворот,
И вышло мое поколенье
В свой самый последний поход.

Да, вышло мое поколенье,
Усталые сдвоив ряды.
Непросто, наверно, движенье
В преддверии новой беды.

Да, это мое поколенье,
И знамени скромен наряд.
Но риск, и любовь, и терпенье
На наших погонах горят.

Гудят небеса грозовые,
Сливаются слезы и смех.
Все – маршалы, все – рядовые,
И общая участь на всех.

Война – это дело профессионалов. Кто сильнее, кто победит. Тактика. Стратегия. Генералы. Рядовые. Другое дело – война народная, когда под ружье встают добровольцы, народное ополчение. Война лишила их привычной жизни, оторвала от мирных дел, заставив убивать и умирать.

Старики умирать не боятся.
Им геройски погибнуть не труд.
Только нечего зря распаляться:
Все равно их на фронт не берут.

Умирают в боях молодые,
Хоть не хочется им умирать, -
Лишь надежды свои золотые
Оставляют меж нами витать.

 9 мая – день рождения поэта и день окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой фронтовику Окуджаве удалось сказать в своих стихах и песнях новое слово.

На фоне музыки звучит стихотворение “Журавли”

Последний залп прорвал тишину
И за горной грядой смолк,
Будто бы там расстрелял войну
Артиллерийский полк.
Вдыхает земля сквозь гарь и смрад
Весны крутой аромат.
Из блиндажа тишиной объят
Выбрался солдат.
И смотрит, бросившись на траву,
В майскую синеву.
Морем течет над ним синева,
И не нужны слова.
И первым теплом перо опалив,
Свой дом разглядев вдали,
Плывут запоздавшие журавли,
Как небесные корабли.
О чем они думают, мне невдомек.
На свете много дорог,
Но синева, что густым – густа
Создана неспроста,
Но журавли, что плывут, шурша,
Держат упрямый строй,
Но тишина, что звенит в ушах,
Выстрадана мной.

Песня “Мы за ценой не постоим” (песня из фильма «Белорусский вокзал»)

В Москву Окуджава вернулся в 1956 году. Поэт говорил: «Война – противоестественное состояние человеческих отношений, ибо она разрушает, губит, опустошает души от постоянного созерцания людского горя».

Авторская песня Окуджавы отличалась неброской мелодией, поскольку главным было содержание. Оно тоже было своеобразным: в песне не содержалось ни призывов, ни описания войн, насилия. Песни имели сложную судьбу. Они распространялись на территории всей страны, а сам он жил «внутренним эмигрантом». Первое появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных кругах, но и среди коллег. Композитор Соловьев-Седой назвал песни белогвардейскими, Вертинский – песнями для неуспевающих студентов. Его обвиняли в пошлости, прогоняли со сцены. Но песни Булата Окуджавы пела вся страна.

Возможно – фрагмент выступления Окуджавы перед зрителями.

Звучит песня «Три сестры»

Слушая песни Окуджавы, мы слышим неторопливую речь зрелого человека. Умудренный жизненным опытом очень непростых лет, Окуджава не ожесточился к власть имущим, отнявшим у него родителей, не замкнулся в неприятии действительности. О чем бы не писал поэт – о веке нынешнем или минувшем, об опыте истории, он размышляет о нашем времени, вере в добро и справедливость

Звучит песня «Молитва»

Об отношении к Окуджаве – фрагмент видеофильма

«Песня о Высоцком»

25 января 1997 года ему исполнилось бы 59 лет,  но 25 июля 1980 года остановилось его сердце.

Ты сгорел, ты погиб,  ты - не умер!
Крест поставил за нас на себе.
Нервом песни твоей, болью думы
Ты остался в российской судьбе!

Да,  был такой талант высокий, 
Так оцени,  двадцатый век,
Каким он был, твой сын Высоцкий,
Поэт,  Артист и Человек!

«Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт, а если в точный срок, то в полной мере». Эти слова, написанные им о других, оказались пророческими для него самого.

Впервые голос В. С.   Высоцкого стал знаком многим людям в начале 60-х годов.  Постепенно песни Высоцкого вошли в жизнь,  нашли отклик в душе. Его песнями заслушивались наши мамы и папы, его  хриплый голос  летел из каждого окошка…Это оказались те песни, которые строить и жить помогали.  К ним хотелось обращаться вновь и вновь.  Всегда такое впечатление, будто рядом плечо друга.

Песня «Я не люблю фатального исхода»

Он не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60-х. Это было время рождения русской поэзии. Он имел специальное актерское образование. Он был уникальной личностью. Его детство было весьма благополучным. Он родился в семье офицера, в Москве. Отец – Семен Владимирович – участник Великой Отечественной войны, служил в различных гарнизонах. Мать, Нина Максимовна, переводчица с немецкого языка, работала при МВД СССР. Два года Володя провел с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии, а потом вновь вернулся в Москву.

Песня “ Большой Каретный”

Будучи десятиклассником, Высоцкий посещал драматический кружок Дома Учителя, мечтал о театральном институте, однако по совету родных поступил в Московский инженерно-строительный институт. Но вскоре принимает решение оставить технический Вуз и посвятить себя театру.

Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ, по окончании стал работать в Московском драматическом театре им. Пушкина. В 1964 году открылся театр драмы и комедии на Таганке. Владимир в нем работал до конца жизни. Прошло немного времени, и люди стали ходить в театр “на Высоцкого”.

Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и каторжник Хлопушка, и Лопахин в «Вишневом саде», И Свидригайлов в «Преступлении и наказании». Но самой значительной ролью Высоцкого в театре оставалась его работа в шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом. «Гамлет – моя любимая роль», - говорил он на встречах со зрителями. Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя».

Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актерские работы в картинах «Хозяин тайги», «Служили два товарища», «Опасные гастроли», «Короткие встречи», «Интервенция».

Высоцкий не просто играл. Он еще и пел. И очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля, каждый раз у этих песен начиналась своя отдельная и очень интересная жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену.

Особенно ясно это понимаешь, когда слушаешь песни Высоцкого, написанные о войне.

Песня “Он вчера не вернулся из боя”

«Мне не стало хватать его только сейчас». Этой ситуации суждено было повториться и в мирное время. В последний год своей жизни, находясь в Париже, Высоцкий узнал о вводе Советских войск в Афганистан, был глубоко потрясен и возмущен этим событием.

Сложить песню об Афганской войне он не успел, но его песни военной тематики были адресованы не только прошлому, но и будущему. Поэтому с новой силой они зазвучали на афганской земле в блиндажах наших солдат, а потом и в Чечне.

Песня «Братские могилы»

С жестокость и бессмысленность войны как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путем художественного исследования трагической судьбы одного отдельно взятого человека. В  его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн, и в то же время – вера в неистребимость жизни…

Звучит песня «Кто сказал: «Все сгорело дотла»

Песни Высоцкого – это,  прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь,  и Родину. Такие не подведу.

Звучит «Песня о друге» (Если друг оказался вдруг…”)

У Владимира Высоцкого есть песни, чем-то похожие на роли. Роли из никем не поставленных, и более того, никем  еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы появиться на сцене «пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра». Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сейчас, сегодня, немедленно! И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Песня «Диалог у телевизора».

У Высоцкого немало таких веселых шуточных песен. За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой исполнения скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его.

Так появились сказочные песни, которые он писал для «Алисы в стране чудес», для кинофильма «Иван да Марья» и просто так – для себя.

Роберт Рождественский писал: «Когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение светлости, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все «страшно, аж жуть», - в конце ее все страхи обязательно исчезают. Там непременно светит солнце и торжествует добро.

Песня «Лукоморья больше нет»

Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьет в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Порой просто трудно понять: о себе Высоцкий поет или о выдуманном герое, серьезно или насмехается.

Вот из-за этой «непонятности» и не терпели его власть предержащие. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности, запрещение на выезд за границу.

Но не мог Владимир Семенович не петь, не выступать: «Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны».

И рвали, и втаптывали, и поливали. А Высоцкий отвечал новыми песнями и стихами. Так было и после первой травли в печати.

Песня «Охота на волков»

На его концерты невозможно было попасть, на спектакли Театра на Таганке невозможно было достать билеты, тысячами гуляли по стране магнитофонные записи, бережно хранимые, истертые, переписываемые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные «песни-роли».

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения. А сам Высоцкий задохнется, упадет, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! А он дышал!

Песня «Спасите наши души»

Зато следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу.

Песня «Баллада о любви»

В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него – предмет поклонения и ответственной заботы. Ей великолепно прощаются любые слабости. В то же время облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить свои чувства в романтической манере.

Песня «Дом хрустальный»

Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики называют это клинической смертью. Врачи спасли его. Как поступил после этого Высоцкий? Лег на полгода в больницу, перестал выкладываться на концертах? Ничего подобного. На следующий день он улетел в Москву. Он торопился жить, пытался многое сказать, спеть. Но вот только кони ему попались привередливые.

Песня «Кони привередливые»

Эти стихи он написал за 8 лет до смерти. Друзья описали календарно,  как именно он умирал: больной, всем ставший поперек горла и своей игрой, и своими песнями, и своей поэзией, и своей добротой. Все понимала, что жизнь его кончилась.

В последние 2 года Высоцкий пишет мало песен, все больше стихи: трагичные, мрачные, полные ожидания близкого конца, так же, как у Сергея Есенина. А это стихотворение написано им за два дня до смерти:

«Спасибо, друг, что посетил…»

Трудно теперь сказать, что же больше повлияло на его кончину, поздно кого-то обвинять или судить, основываясь на слухах и досужих домыслах.

Кажется, он просто устал от жизни, спел все, что посчитал нужным, и ушел. Он не умер, а оставил большую часть себя нам в своих песнях и стихах.

 Стихотворение Е.Евтушенко «Россия ахнула от боли».

Россия ахнула от боли

Не Гамлета – себя сыграл,

Когда почти по доброй воле

В зените славы умирал.

Тебя, как древнего героя,

Держава на щите несла.

Теперь не важно,

Что порою несправедливая была.

Нам быть бы чуточку добрее,

Когда ты жил, любил, страдал,

Когда хотел в Париж скорее,

А в Клин иль в Гомель попадал.

Несправедливы эти кони,

Тебя примчали на помост.

Была знакомая до боли

Дорога горьких, чистых слез.

Вся Олимпийская столица

Склонилась скорбно пред тобой.

И белый гроб парил, как птица,

Над обескровленной толпой.

Россия, бедная Россия,

Каких сынов теряешь ты!

Ушли от нас навек  шальные

Есенины и Шукшины.

Тебя любили и ругали,

И сплетни лезли по стране,

Но записи твои звучали

И в подворотне, и в Кремле.

Ну вот и все. По Божьей воле

Орфей теперь спокойно спит.

И одинокая до боли Гитара у дверей стоит.

 

Спасибо, друг, что посетил

Последний мой приют.

Постой один среди могил, послушай бег минут.

Ты помнишь, как я петь любил?

Как распирало грудь?

Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть.

И воскресают,   словно сон,

Былые времена.

И в хриплый мой магнитофон

Влюбляется страна.

И пел, и грезил, и творил.

Я многое успел!

Какую женщину любил!

Каких друзей имел!

Спасибо, друг, что посетил

Приют последний мой.

Мы все здесь узники могил,

А ты один живой.

За все, чем дышишь и живешь

Зубами брат держись.

Когда умрешь, тогда поймешь,

Узнаешь, что за жизнь.

Прощай, себя я пережил

В кассетах «Маяка».

А песни, что для вас сложил

Переживут века.

Звучит песня В. Высоцкого «Я, конечно, вернусь…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 19 октября
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
Мироненко Инна Павловна
Литература, СУЗ, Мероприятия
Скачать материал