[21.09 - Вебинар для классных руководителей!] «Цифровые инструменты» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» сентябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 сентября по 30 сентября

Конспект урока МХК "Л.Н. Толстой в мировой живописи", 11 класс

Данная разработка урока мировой художественной культуры в 11 классе покажет значимость образа великого русского писателя, уроженца Ясной Поляны в русской и мировой живописи.
Просмотр
содержимого документа

Урок – экскурсия по мировой художественной культуре в 11 классе

«Лев Николаевич Толстой в живописи»

Цель урока: создать условия для осмысления значимости биографии и творчества русского писателя Л.Н. Толстого в русской и мировой живописи.

Задачи урока:

  • учебная – познакомить учащихся с историей создания произведений искусств, посвященных Л.Н. Толстому; формирование коммуникативных и познавательных компетенций, учащихся через применение информационно – коммуникативных технологий на уроках искусства; знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал.  
  • воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую литературную и художественную культуру; продолжить формирование эстетического восприятия произведений искусства;
  • развивающая – развивать интерес учащихся к творчеству и биографии Л.Н. Толстого и изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать.

Тип урока: интегрированный урок.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Инструментарий:

  • мультимедийная экскурсия, (презентация), компьютер, проектор, экран);
  • CD – центр;
  • тетради;

Ход урока

«Весь мир, вся земля смотрят на него, отовсюду

к нему протянуты живые, трепетные нити».

М. Горький

Учитель. (3 слайд) Здравствуйте, дорогие ребята, любители виртуальных путешествий и экскурсий! Сегодня мы в очередной раз отправимся на виртуальную экскурсию. По словам художника И.Н. Крамского «Никакая книга, ни описание, ничто другое не может рассказать так цельно о человеческой физиономии, как ее изображение». Какой же жанр изобразительного искусства станет предметом нашего пристального внимания сегодня?

Ученики. Портрет.

Учитель. Совершенно верно! Однако, следует отметить, что все портреты будут между собою тесно связаны. И прежде чем мы начнем нашу экскурсию, нам необходимо вспомнить имя писателя, который занимает одно из первых мест среди  классиков мировой литературы. Кто же это? (слайд 4).

Ученики. Лев Николаевич Толстой.

Учитель. Я прошу вас записать в своих тетрадях имя и фамилию писателя и построить от них ассоциативные гроздья, а потом зачитать. (Например: писатель, граф, Ясная Поляна, «Война и мир» и т.д.)

Учитель. Молодцы! Портретов такой выдающейся личности, каким был Толстой, написано много. Это и прижизненные портреты, и написанные после его смерти. Да и в наше время художники обращаются к образу этого великого писателя. Однако, пожалуй, первым прижизненным портретом Толстого является знаменитое полотно И.Н. Крамского (1837-1887), талантливого художника, современника писателя.

Теперь дело за вами, уважаемые экскурсоводы. Ведите свою группу по залам, где представлены работы художников, посвященные графу Льву Николаевичу Толстому. Расскажите, как создавалось полотно, его историю.

А пока наш первый экскурсовод готовится, вы ребята во время просмотра слайдов постарайтесь выполнить задание в тетради: заполни таблицу, назовите название и автора картины, ее место нахождения, отметьте, известна ли вам эта картина была ранее или вы узнали о ней сегодня. (Приложение 1)

Экскурсовод 1. (слайд 5) Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, летом  1873 года Крамской поселился в Козловке - Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
– Как так?
– Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно...
"Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом."

Крамской предложил написать сразу два полотна, пообещав, что работа будет выставлена лишь с согласия писателя. И действительно, быстро и увлеченно он написал два портрета – один остался в Ясной Поляне, а другой был выставлен в Третьяковской галерее.

(слайд 6) Здесь Иван Николаевич прибегает к одному из своих любимых приемов построения композиции. Фигура толстого повернута к зрителю на три четверти, но лицо смотрит прямо на невидимого собеседника, речь которого он внимательно слушает.

Портрет написан в характерной для Крамского манере – темный фон практически без деталей позволяет сосредоточиться на лице писателя.

Толстой на портрете, написанном Крамским, смотрит прямо на зрителя. Его проницательный взгляд – современники говорили, что он видит собеседника насквозь  -  показывает способность Толстого разглядеть все движения души человека, обнаружить самые скрытные черты характера. Художник в своей работе сумел передать силу духа и твердость убеждений великого писателя.

«Оба порт­рета, — отмечала жена писателя С. А. Толстая — замеча­тельно похожи, смотреть страшно даже».

Общение с Крамским оставило большой след у писате­ля, работавшего в то время над романом «Анна Карени­на». Современники указывали на несомненное духовное родство художника Михайлова в этом романе с И. Н. Крамским. Описывая работу Михайлова над портре­том Анны, Толстой высказал свои мысли об искусстве портрета.

Закончить лекцию о данном портрете хочется словами В. В. Стасова: «Все те высокие и своеоб­разные элементы, которые образуют личность гр. Толсто­го: оригинальность, глубина ума, феноменальная сила творческого дара, доброта, простота, непреклонность во­ли — все это с великим талантом нарисовано Крамским на лице гр. Толстого». Спасибо за внимание!

Учитель. Спасибо большое первому экскурсоводу! Ваши вопросы, ребята. (Вопросы учеников, если имеются).

Учитель. С полной уверенностью можно сказать, что Крамской открыл дорогу к Толстому другим художни­кам, которые стремились запечатлеть своего великого со­временника. Со многими из них Толстой был связан тесной дружбой. И следующий зал, посвящен работе художника Ге.

Экскурсовод 2. (слайд 7) В 1882 году в хамовнический дом писателя приехал художник Н. Н. Ге. Вспоминая об этой встрече, Ге писал: «В 1882 г. случайно попалось мне слово писате­ля  Л. Н. Толстого о «переписи» в Москве… Как искра вос­пламеняет горючее, так это меня всего зажгло… Я еду в Москву обнять этого великого человека и работать ему».

(слайд 8) В 1884 году Ге пишет в Хамовниках портрет Л. Н. Тол­стого. С. А. Толстая сообщила об этом своей сестре: — Приехал в Москву живописец Ге, пишет сам для себя портрет Лёвочки.

В конце 1930-х годов яснополянский музей приобрел у близкой знакомой семьи Толстых С. А. Стахович портрет Л.Н. Толстого работы Н. Н. Ге. Оригинал был написан художником в 1884 году в московском доме Толстых и тогда же попал в Третьяковскую галерею. Позже, по просьбе друзей Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге сделал несколько авторских повторений этого портрета. Одно из них, 1891 года, находится в Ясной Поляне.

Творчество художника оказалось созвучным новым настроениям  Л. Н. Толстого. После первой их встречи в Москве, они стали большими друзьями. В 1880-е годы завершился перелом в мировоззрении Толстого, несомненно, подготовленный всей его жизнью. В своем программном произведении «Исповедь», опубликованном в 1881 году, Толстой твердо заявил о переходе на сторону «простого трудового народа — того, который делает жизнь».  Толстой стал выразителем идеи «крестьянской демократии». Такого нового Толстого, «включающего необъятно-огромный мир идей и образов», Толстого — учителя жизни мы видим на портрете работы Ге.

«По сходству и выражению лица, несмотря на опу­щенные глаза, этот портрет, — как считал старший сын Толстого Сергей Львович, — лучший из всех портретов Льва Толстого». Ге создал портрет-биографию Толстого, передав «все, что есть самого драгоценного в этом удивительном чело­веке».  Спасибо за внимание!

 Учитель. Итак, спасибо большое! Помечаем, в тетради  данную картину. Ваши вопросы, ребята. (Вопросы учеников, если имеются).

Учитель. А мы переходим в следующий зал, где знакомимся с образами Толстого в творчестве И.Е. Репина. Пока наш экскурсовод готовится, следует отметить, что у Репина есть целая серия портретов Льва Николаевича, с которым его связывали многолетние дружеские отношения. Художник никогда не приукрашал созданный им образы, не скрывал ни возраста человека, ни недостатков внешности, однако его портреты всегда интересны благодаря умению выразить суть характера человека. Но и здесь Репин никому не льстит. Ну а теперь, слово экскурсоводу!

Экскурсовод 3. (слайд 9) Знакомство Толстого с Репиным состоялось в 1880 году в Москве. Писатель сам пришел в мастерскую художника. В своих воспоминаниях «Далекое и близкое» И. Е. Репин подробно описал первую встречу с Толстым, их частые прогулки по Москве.

«По бесконечным бульварам Москвы мы заходили очень далеко, совсем не замечая расстояний: Лев Нико­лаевич так увлекательно и так много говорил. Его страст­ные, и в высшей степени радикальные рассуждения взбу­дораживали меня до того, что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни.

Тридцать лет дружбы связывают Толстого с Репиным. Художник отмечал глубокое понимание живописи Толстым: «В моей мастерской, стоя иногда перед начатой картиной, он поражал меня совершенно неожиданными и необыкновенными замечаниями о самой сути дела, осве­щая вдруг мою затею новым светом, прибавляя животре­пещущие детали в главных жестах, и картина чудесно оживлялась».

(слайд 10) Репин создал более семидесяти изображений писателя. Для него Толстой — «колоссальный, неисчерпаемый сю­жет, благородный по богатству».  (слайд 11) Первый портрет Льва Николаевича художник сделал через семь лет после их знакомства, посетив Ясную Поля­ну в 1887 году. Тогда он писал два портрета    Л. Н. Толсто­го — один за письменным столом в кабинете, другой — в кресле. Первый портрет был подарен Репиным семье писателя.

Во втором портрете, как отмечала С. А. Толстая, «ост­рые, небольшие серые глаза Льва Николаевича написаны так поразительно верно, как ни на каком другом портрете Толстого — того же Репина или других художников». В тот же приезд Репин сделал ряд набросков, зарисо­вок с натуры для знаменитой картины «Толстой на паш­не», которая теперь находится в Третьяковской галерее. (слайд 12).

«Толстой на пашне». Так как художник много общался со Львом Николаевичем, он хорошо знал его философию, его стремление жить ближе к природе и народу. Поэтому не случайно знаменитый писатель изображен на картине в роли пахаря. Художник сумел передать сосредоточенность писателя на работе, серьезное и обстоятельное отношение ко всему, за что брался Толстой. Даже изобразив этого знаменитого мыслителя и философа, занимающегося физическим трудом, Репин сумел отразить на полотне основные черты его личности.

Художник еще несколько раз приезжал в Ясную Поля­ну. В 1891 году он вылепил скульптурный бюст писателя,  написал еще несколько портретов Тол­стого: «Толстой за работой», «Толстой в саду», «Толстой босой». (слайд 13).

«Лев Николаевич Толстой босой». На портрете «Лев Николаевич Толстой босой»  (1891 год) Репин изображает Толстого во время молитвы, стоящего в своем любимом кленовом лесу. Этот портрет отражает духовные искания писателя, его стремление к «опрощению», крестьянскому труду. Работая над портретом, Репин писал своей дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник работал над портретом десять лет, стремясь передать на полотне состояние сосредоточенности и самоуглубленности, свойственное писателю, значительность его облика.

Любопытно, что сам писатель был портретом недоволен, считая, что художник переборщил, изобразив его босым. По словам писателя, он никогда не позировал ему без обуви. По поводу этой картины Толстой любил пошутить, приговаривая: «Спасибо Репину, что он оставил мне хоть штаны!..»

Последний прижизненный портрет писателя, выпол­ненный Репиным,— «Толстой в розовом кресле». (слайд 14).Над ним художник работал в большом зале яснополянского дома. Там до сих пор стоит старинное вольтеровское кресло, обитое розовым шелком. Когда-то оно принадлежало деду Толстого по матери, князю Н. С. Волконскому. Писатель любил слушать музыку, сидя в этом кресле. Художнику очень хорошо удалось передать чувство волнения, которое вызывала музыка в Толстом. «Люблю музыку больше всех других искусств, — говорил писатель, — мне всего тяжелее было бы расстаться с ней, с теми чувствами, которые она во мне вызывает». Музыкальные произведения Шопена, Моцарта, Бетховена, народные мелодии, часто исполняв­шиеся известными музыкантами в яснополянском и хамовническом домах, производили на Толстого сильное впечатление, часто трогая его до слез. Спасибо за внимание!

Учитель. Спасибо огромное, за подробный рассказ о серии портретов Толстого кистями Репина, ваши вопросы ребята.

Учитель. Следующий зал познакомит нас с иллюстрациями к произведениям Льва Николаевича, выполненными различными художниками.

Экскурсовод 4. (слайд 15) Л.О. Пастернак – художник, который выполнил большое количество иллюстраций к произведениям графа Толстого. (слайд 16) В 1898 году он работал в яснополянском доме, выполняя иллюстрации к роману "Воскресение", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Несколько позже Пастернак иллюстрировал и первый роман писателя «Война и мир». Пастернак вспоминает: «Сначала Толстой не проронил ни слова. Потом <…> обратился ко мне: Ведь вот как странно это бывает <…> Когда у белки уже нет зубов, ей преподносят орешки! А ведь когда-то, когда я писал "Войну и мир", я мечтал о таких иллюстрациях <…> Прекрасно, прекрасно!..».

 

(слайд 17) Из воспоминаний художника известно, что в 1893 году по предложению петербургского журнала «Север» Пастернак выполнил несколько рисунков к роману «Война и мир». Четыре его рисунка («Наташа Ростова на первом балу», «Наташа Ростова и князь Андрей Болконский в Мытищах», «Расстреливание французами поджигателей в Москве» и «Наполеон и Лаврушка на переходе из Вязьмы к Цареву-Займищу») вошли в иллюстрированный альбом – приложение к этому журналу. Всего Л. О. Пастернак сделал шесть иллюстраций, выполненных в технике цветной акварели, но его работы «Балашов в палатке Наполеона»  и «Князь Василий Курагин с дочерью на балу» в альбом не вошли, так как не были завершены художником и остались лишь эскизными набросками.

В настоящее время акварели Пастернака к роману «Война и мир» хранятся в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве. Глубокое про­никновение в дух эпохи, в стиль романа Толстого, тонкий психологизм отличают его работы.

(слайд 18) Следует отметить, что образ самого Толстого также присутствует в творчестве Пастернака. Многочисленные его зарисовки, порт­реты писателя, составляют как бы изобразительную ле­топись жизни Толстого. По мнению самого художника, это — «пластически выраженные воспоминания о нем».

(слайд 19) Одна из известных работ Л. О. Пастернака — «Толстой в кругу семьи». История создания ее необычна. В 1901 го­ду Люксембургский музей заказал пяти русским худож­никам, в том числе Пастернаку, написать по картине из русской жизни. «Как самый интересный русский сюжет. — вспоминал Л. О. Пастернак, — я избрал Толстого в семей­ном кругу». Фигура Толстого, оказавшегося в тени, пора­жает своей сосредоточенностью, самоуглубленностью и некоторой отрешенностью от житейского, преходящего.

(слайд 20) Возвращаясь к теме «Иллюстрации произведений Толстого» следует отметить картины художника Е. Е. Лансере, который изобразил Кавказские повести Толстого «Казаки», «Хаджи-Му­рат». Лансере совершил многочисленные поездки на Кавказ, стремясь как можно полнее ознакомиться с бытом, нравами горцев и казаков. Им было сделано огромное количество живописных работ, рисунков, этюдов с натуры, запечатлевших типы жите­лей, своеобразие местности, оружие, костюмы, детали об­становки. Работа с натуры помогла художнику достоверно с точки зрения исторической и психологической воспроиз­вести образы действующих лиц. Спасибо за внимание!

Учитель. Итак, благодарим нашего экскурсовода за данную информацию! Задавайте ваши вопросы ребята, и помечаем в тетради названия работ. Ну, а мы перемещаемся в последний зал нашего музея. Пожалуйста!

Экскурсовод 5. Данный зал знакомит нас с творчеством зарубежных художников,  которые обращались к образу Толстого.

Творчество Льва Николаевича Толстого не прошло мимо и иностранных художников. Его портреты писали как современники, так и ныне живущие художники. У них, конечно, свое представление о писателе, и поэтому некоторые работы выглядят несколько необычно, но и они имеют право на существование. 

(слайд 21) Ян Стыка — польский художник и поэт. И его картины посвящены Льву Толстому. Писатель наверняка знал художника, о чем свидетельствуют его письма. (слайд 22) С учетом фигуры Толстого картины приобретают удивительные смыслы. Да и сами по себе они выглядят потрясающе.

Из воспоминаний И. Пархоменко:                                                                                              Вечером же, когда мы все собрались в столовой, он вышел к нам с десятком писем и с каким-то свертком в руках.                                                                                                             — Получил письмо от художника Яна Стыки. Это известный художник? — обратился Лев Николаевич ко мне.                                                                                                                       — Да. Это — польский. Он написал большую панораму «Голгофа», — ответил я. — (слайд 23) Пишет, что посылает мне снимок со своей картины, на которой изобразил и меня. А это вот самый снимок. Мы осмотрели снимок, удививший нас прежде всего полнейшим отсутствием сходства между Львом Николаевичем и тем белоголовым стариком на картине, который должен был изображать собою Толстого, а затем и намеренным своим сюжетом. (Л. Н. Толстой и художники: Л. Н. Толстой об искусстве. Письма, дневники. Воспоминания. Сост. и вступ. ст. И. А. Бродского. М.: Искусство, 1978.)

Речь в воспоминании шла о картине «Толстой за работой в саду», где писатель работает окруженный призраками тех бедствий, которые терзают его родину».

(слайд 24) Испанский художник Пабло Пикассо, также не остался равнодушным к «литературному титану». Интерес к России, и прежде всего к ее культуре, Пикассо проявлял всегда: он жил в окружении людей, которые разными нитями были связаны с Россией, знакомы с русской литературой, в разной степени владели русским языком. Не исключено, что молодой испанец «заразился» их интересом к чужой стране. Он посещал выставки русского искусства в Париже. Часами простаивал перед полотнами Врубеля, которые впервые увидел в 1906 г. Он читал Льва Толстого, Достоевского, Гоголя, Лермонтова и делился об их сочинениях своими впечатлениями. «Сначала мне казалось, — писал он о "Войне и мире", — что в романе уж слишком много подробностей, но потом я убедился, что все они совершенно необходимы». И неудивительно, что художник взялся за портрет Льва Николаевича.

В несколько необычной манере выполнен портрет Толстого Льва Николаевича американским графиком Маурисио Лазански, созданный в 1986 году. Наверное, и у этого полотна есть свои поклонники.

В заключение своей лекции, хочется обратить ваше внимание на то,  что Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали не только знаменитые русские художники, он получил признание всего мира! Спасибо за внимание!

Учитель. Спасибо большое! Закончили свою работу наши экскурсоводы. И от себя хочу добавить, что сегодня мы познакомились, рассмотрели, конечно же не все работы, посвященные писателю. (слайд 25) Существуют также картины Мешкова, Хазина, Нестерова и многих других. (слайд 26) «В Ясной Поляне, — вспоминал художник М. В. Нестеров, — все клокотало около Льва Толстого — он собой, своим духов­ным богатством, помимо волн, озарял всех, кто соприка­сался с ним». В доме Толстого бывали известные писатели И. С. Тур­генев, А. А. Фет, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, В. Г. Коро­ленко, А. М. Горький; композиторы С. И. Танеев, А. С. Аренский, Н. А. Римский-Корсаков, скульпторы, общественные деятели, крестьяне, рабочие, студенты.

(слайд 27) В течение экскурсии вы вели записи. Хотелось бы, чтобы вы их озвучили, рассказали,  какие произведения и их авторы были вам уже известны? А какие стали для вас открытием? (ответы обучающихся).

Учитель. (слайд 28) Наша экскурсия закончена, виртуальный музей закрыт, но мне очень бы хотелось, чтобы на этом ваша экскурсия и знакомство с великим писателем не закончились, а продолжались. Продолжались реально в стенах Ясной Поляны, ведь мы живем в уникальном регионе, где жил и творил великий человек. Продолжались в чтении его бессмертных произведений. Я уверена, что  вы не останетесь равнодушными! До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Название картины

Автор картины

Место нахождения

Известна картина  Вам или нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о публикации
Загружено: 31 мая
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Земисева Ассоль Юрьевна
МХК, 11 класс, Уроки
Скачать материал