Только 3 дня! Дарим дополнительное время для участия в международных олимпиадах: 30 предметов для 1-11 классов Принять участие→
Получите бесплатное
свидетельство о публикации!

Конспект урока литературы по теме: "М.Ю.Лермонтов. Этапы творческого пути. Особенности поэтического мира.

Материал можно использовать при проведении урока о жизни и творчестве М.Лермонтова
Просмотр
содержимого документа

 

Тема.   М.Ю.Лермонтов, биография, этапы творческого пути.

Особенности поэтического мира.

        Цель: 

  • Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, об особенностях его поэтического мира; сопоставить стихотворения «Пророк» М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина;
  • развивать речь учащихся, навыки монологического высказывания;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

        Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

I.  Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.  Вступительное слово учителя о М.Ю.Лермонтове.

«Стихотворение «Смерть поэта», - писал один из современников М.Ю.Лермонтова, - возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина».

К людям большого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов. Эти люди были ещё очень юными, но на их долю выпала тяжёлая судьба, и они стали взрослыми раньше времени.

В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм произведений Лермонтова: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальничества, но с другой стороны, - презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины».

3.Основные периоды жизни и творчества М.Ю.Лермонтова (составление хронологической таблицы, работа с презентацией).

Даты

Жизнь и творчество

1814-1827 гг.

Детские годы.

Родился в Москве. Мать, Мария Михайловна Арсеньева, из богатой и знатной семьи (умерла в 1817 г.). Отец, Юрий Петрович Лермонтов, капитан в отставке, небогат и незнатен. С года М.Ю.Лермонтов воспитывался в имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, Тарханы Пензенской губернии.

1828-1830 гг.

Учёба в Московском благородном пансионе.

Ранее в пансионе учились В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, Ф.И.Тютчев. Увлёкся литературой. Его учителя – поэт А.Ф.Мерзляков, переводчик С.Е.Раич. Писал стихи, написал поэму «Кавказский пленник», начал писать поэму «Демон». Чувствовалось влияние Пушкина.

1830-1832 гг.

Учёба в Московском университете.

В это время в университете учились Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич. Участвовал в столкновении студентов с реакционным профессором М.Я.Маловым. Продолжал литературную работу, в 1832 г. было написано стихотворение «Парус».

1832-1834 гг.

Учёба в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.

Чувствует себя одиноко. Пишет роман «Вадим» о Пугачёвском восстании, о столкновении незаурядного человека с обществом.

1834-1837 гг.

Военная служба.

Служит в гусарском полку в Царском Селе.

В это время написана драма «Маскарад». Главный герой Арбенин стал жертвой светского вероломства и собственного воображения. Он подозревает любимую жену Нину в неверности и отравляет её. Узнав, что Нина невинна, Арбенин сходит с ума.

1837 г.

Первая ссылка на Кавказ.

Сослан за стихотворение «Смерть Поэта» (на смерть А.С.Пушкина). На Кавказе подружился с поэтом А.Одоевским.

1838-1840 гг.

Возвращение из ссылки.

Бабушка добилась, чтобы Лермонтова перевели в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Лермонтов в это время популярен в обществе и в литературе, печатается в журналах «Современник», «Отечественные записки», знакомится с Е.Баратынским, В.Белинским, который сказал о Лермонтове: «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов». Пишет «Бородино» - своё первое печатное стихотворение, новеллы из «Героя нашего времени».

1840 г.

Вторая ссылка на Кавказ.

Сослан за дуэль с сыном французского посланника Баранта (дрались на шпагах, затем на пистолетах, Барант промахнулся, Лермонтов стрелял в воздух).

Участвует в сражении на реке Валерик, в стихотворении «Валерик» изобразил кровь и смерть войны.

1841 г.

Приезд в Петербург. Приехал в отпуск.

1841 г.

Возвращение на Кавказ.

15.06.1841 г. в Пятигорске, у подножия горы Машук, состоялась дуэль с майором Мартыновым, бывшим однокашником Лермонтова. Во время дуэли поэт был убит.

4. Чтение учителем стихотворения А.Дементьева «Бабушка Лермонтова».


Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…

 

И четыре чёрных года

Тень его

Душу ей страдальческую жгла.

 

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был и преуспевал.

Только Бог не оказал ей милость

И молитв её не услыхал.

 

И она на Бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа её над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»

 

Во гробу свинцовом, во тяжёлом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим сёлам

Он катился чёрною слезой.

 

И откуда ей достало силы –

Выйти на порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать…»

 

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.


5. Особенности поэтического мира Лермонтова.

Основными темами поэзии XIX века являются темы поэзии, тема природы, тема любви. Все эти темы представлены и в творчестве М.Ю.Лермонтова. Но у него есть и своя, чисто лермонтовская тема – тема смерти, «другого мира», одиночества.

Романтический герой Лермонтова отличается внутренней цельностью, поэтому переходит из произведения в произведение («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»). Он одинок, не может избавиться от одиночества, он противостоит миру, толпе, Богу. Свобода для романтического героя Лермонтова – абсолютная ценность, но идеал свободы недостижим, за свободу герой готов заплатить жизнью («Мцыри»).

Герой погружён в безысходное разочарование, очень чуток к природе, неудовлетворён устройством мира, где нет места могучей личности («Тучи», «Утёс», «Парус»). Лирический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие.

6. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1) Вступительное слово учителя.

Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Историческое своеобразие развития русского общества обусловило особую роль литературы. Белинский считал, что в ней сосредоточена вся умственная жизнь общества, все его нравственные и духовные интересы.

Лермонтов, как и многие его предшественники, понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей. Поэтому в его творчестве тема поэта и поэзии занимает важное место.

Тема поэта и поэзии – одна из центральных в лирике Лермонтова, но взгляды его менялись по мере развития и углубления в творчестве реалистических тенденций. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника.

2) Работа со стихотворением «Нет, я не Байрон…»

У Лермонтова были великие предшественники, чьим творчеством он восхищался: поэты-декабристы, Пушкин, Байрон. Жизнь английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции, кажется ему достойной подражания:

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел…

Познавая поэтическое наследие талантливых учителей, Лермонтов настойчиво развивал своё мастерство. Восемнадцатилетний поэт осознаёт, что у него свой путь:

 


            Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!


3) Комментарий учителя к стихотворению «Поэт».

Острая и меткая характеристика литературных лет времён Лермонтова даётся им в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

В зрелый период творчества, когда субъективный взгляд на жизнь постепенно уступил место объективному изображению реальной действительности, Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая «истин вековых», а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении «Поэт».


Отделкой золотой блистает мой кинжал;

     Клинок надежный, без порока;

 Булат его хранит таинственный закал, —

     Наследье бранного востока.

 

Наезднику в горах служил он много лет,

     Не зная платы за услугу;

 Не по одной груди провел он страшный след

     И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

 

    Звенел в ответ речам обидным.

 В те дни была б ему богатая резьба

     Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

     На хладном трупе господина,

 

И долго он лежал заброшенный потом

     В походной лавке армянина.

 

Теперь родных ножон, избитых на войне,

     Лишен героя спутник бедный;

 Игрушкой золотой он блещет на стене —

 

    Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

     Его не чистит, не ласкает,

 И надписи его, молясь перед зарей,

     Никто с усердьем не читает.

 

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

     Свое утратил назначенье,

 На злато променяв ту власть, которой свет

     Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слав

 

    Воспламенял бойца для битвы;

 Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

     Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

     И отзыв мыслей благородных

 

 Звучал, как колокол на башне вечевой,

     Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык; —

     Нас тешат блестки и обманы;

 Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

 

       Морщины прятать под румяны...

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

     Иль никогда на голос мщенья

 Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

     Покрытый ржавчиной презренья?


4) Сравнение стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

 


ПРОРОК

(А.С.Пушкин)

   Духовной жаждою томим,

   В пустыне мрачной я влачился, --

   И шестикрылый серафим

   На перепутье мне явился.

   Перстами легкими как сон

   Моих зениц коснулся он.

   Отверзлись вещие зеницы,

   Как у испуганной орлицы.

   Моих ушей коснулся он, --

   И их наполнил шум и звон:

   И внял я неба содроганье,

   И горний ангелов полет,

   И гад морских подводный ход,

   И дольней лозы прозябанье.

   И он к устам моим приник,

   И вырвал грешный мой язык,

   И празднословный и лукавый,

   И жало мудрыя змеи

   В уста замершие мои

   Вложил десницею кровавой.

   И он мне грудь рассек мечом,

   И сердце трепетное вынул,

   И угль, пылающий огнем,

   Во грудь отверстую водвинул.

   Как труп в пустыне я лежал,

   И бога глас ко мне воззвал:

   "Восстань, пророк,

и виждь, и                внемли,

   Исполнись волею моей,

   И, обходя моря и земли,

   Глаголом жги сердца людей".

 

 

 

ПРОРОК

(М.Ю.Лермонтов)

 С тех пор как вечный судия

 Мне дал всеведенье пророка,

 В очах людей читаю я

 Страницы злобы и порока.

 

 Провозглашать я стал любви

 И правды чистые ученья:

 В меня все ближние мои

 Бросали бешено каменья.

 

 Посыпал пеплом я главу,

 Из городов бежал я нищий,

 И вот в пустыне я живу,

 Как птицы, даром божьей пищи;

 

 Завет предвечного храня,

 Мне тварь покорна там земная;

 И звезды слушают меня,

 Лучами радостно играя.

 

 Когда же через шумный град

 Я пробираюсь торопливо,

 То старцы детям говорят

 С улыбкою самолюбивой:

 

 "Смотрите: вот пример для вас!

 Он горд был, не ужился с нами:

 Глупец, хотел уверить нас,

 Что бог гласит его устами!

 

 Смотрите ж, дети, на него:

 Как он угрюм, и худ, и бледен!

 Смотрите, как он наг и беден,

 Как презирают все его!"


«Пророк» Пушкина

«Пророк» Лермонтова

Преображение человека в пророка

Общество отвергает пророка

Ясный, гармоничный мир

Мир страданий и слёз

Богатство, многообразие мира

Контраст света и тени, добра и зла

Торжество настоящей и будущей жизни

Отрицание суетной жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

Цель – «глаголом жечь сердца людей»

Цель – «воспламенять бойца для битвы».

- В чём выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.  

1.Изучить материалы лекции.  2. Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова (по выбору): «К*» («Я не унижусь пред тобою…»), «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», проанализировать их содержание.

Информация о публикации
Загружено: 19 октября
Просмотров: 460
Скачиваний: 3
Мироненко Инна Павловна
Литература, 8 класс, Уроки
Скачать материал