Закрываем регистрацию на международные олимпиады: 30 предметов для 1-11 классов Принять участие→
Получите бесплатное
свидетельство о публикации!

Конспект урока "А. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе А. Н. Толстого «Петр I»

В конспекте урока рассматриваются основные этапы жизни и творчества А. Н. Толстого, выявляется единство исторического материала и художественного вымысла в романе А. Н. Толстого «Петр I».
Просмотр
содержимого документа

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

(ГБПОУ «ОзТК»)

 

 

 

 

 

Конспект урока

БД 2 «Литература»

 

«А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе А.Н. Толстого «Петр I»

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: «Электроснабжение (по отраслям)»

Группа: ЭС19с

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: А.М. Фахриева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе А.Н. Толстого «Петр I»

 

Цель: выявление единства исторического материала и художественного вымысла в романе А.Н. Толстого «Петр I».

Задачи:

  1. изучить основные этапы жизни и творчества А.Н. Толстого;
  2. изучить историю создания романа А.Н. Толстого «Петр I»;
  3. сопоставить исторический материал с художественным вымыслом в романе А.Н. Толстого «Петр I»;
  4. развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии;
  5. самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы;
  6. способствовать воспитанию патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

  1. Сообщение темы урока. Цель формулируют студенты.

 

  1. Усвоение нового материала.

1) Вводное слово учителя.

Цель литературы, по А. Толстому, – «чувственное познание Большого человека». Писатель поднимает тему интеллигенции и революции, «потерянной и обретённой родины» в «Хождении по мукам», а чтобы написать исторический роман «Пётр I» (1929 г.), он использовал обширный исторический материал — мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и объективности изображения.

2) Биография А. Толстого.

Биография  Алексея  Толстого

Алексей  Толстой    русский  и  советский  писатель  из  знаменитого  графского  рода  Толстых    автор  романов  «Петр  Первый»,  «Хождение  по  мукам»,  «Хлеб».  Также  его  перу  принадлежат  научно-фантастические  повести  и  рассказы.

Детство

Родился  Алексей  Николаевич  Толстой  10  января  1883  года  (29  декабря  1882  г.    по  старому  стилю)  в  семье  Николая  Александровича  Толстого  и  Александры  Леонтьевны  Тургеневой.  Правда,  во  всех  биографиях  Толстого  отмечается,  что  воспитанием  мальчика  занимался  не  родной  отец,  а  отчим    Бостром  Алексей  Аполлонович,  за  которого  мать  Алексея  Толстого  вышла  замуж.  На  хуторе  Сосновка,  который  принадлежал  отчиму,  и  прошло  детство  будущего  писателя.  Образованием  мальчика  занимался  приглашенный  учитель.

В  1897  г.  семья  Алексея  Толстого  переехала  в  Самару.  Там  юноша  поступил  в  училище,  а  по  его  окончанию  в  1901  г.  уехал  в  Петербург,  чтобы  продолжить  образование  в  Технологическом  институте.

Начало  литературной  деятельности

В  1907  г.,  незадолго  до  защиты  диплома,  Алексей  внезапно  принимает  решение  бросить  институт,  чтобы  заняться  литературой.  Пробу  пера  в  1905  году,  когда  Толстой  опубликовал  несколько  своих  стихотворений  в  провинциальной  газете,  он  посчитал  большой  удачей,  поэтому  решение  бросить  институт  далось  будущему  писателю  сравнительно  легко.  В  том  же  1907  году  Толстой  издал  сборник  стихотворений  «Лирика»,  а  в  1908  году  журнал  «Нева»  опубликовал  и  прозу  начинающего  писателя  Толстого    рассказ  «Старая  башня».

1908  г.  выходит  его  вторая  книга  стихов  «За  синими  реками».  Уже  в  Москве,  куда  в  1912  г.  переехал  писатель,  он  начал  сотрудничество  с  «Русскими  ведомостями»,  где  печатал  свою  прозу  малого  жанра    основном,  рассказы  и  очерки)  на  постоянной  основе.

Когда  началась  Первая  Мировая  война,  Толстой  принял  решение  отправиться  на  фронт  военным  корреспондентом.  В  качестве  журналиста  во  время  войны  писатель  побывал  в  Англии  и  Франции.

Годы  эмиграции

Февральская  революция  вызвала  у  Толстого  живой  интерес  к  вопросам  российской  государственности.  Это  событие  стало  своеобразным  толчком,  после  которого  писатель  серьезно  занялся  изучением  петровской  эпохи.  Он  долгое  время  проводил  за  изучением  исторических  архивов,  изучая  историю  Петра  Первого  и  живо  интересуясь  судьбами  людей  из  его  ближайшего  окружения.  А  вот  Октябрьский  большевистский  переворот  Алексей  Николаевич  воспринял  весьма  негативно.

В  1918  году  в  его  прозе  появляются  исторические  мотивы.  Он  пишет  рассказы  «День  Петра»  и  «Наваждение».  Даже  в  краткой  биографии  Алексея  Николаевича  Толстого  стоит  упомянуть,  что  впоследствии  это  увлечение  временем  Петра  Великого,  все  знания,  полученные  об  этой  великой  эпохе  перемен,  выльются  в  замечательный  исторический  роман  «Петр  Первый».

Осенью  того  же  1918  года  автор  уехал  в  Одессу,  а  оттуда  отправился  в  Париж,  а  затем  в  Берлин.  За  годы  эмиграции  Толстой  написал  «Детство  Никиты»  (1920  г.).

В  следующие  два  года  свет  увидели  еще  три  книги  автора:  фантастический  по  содержанию  роман  «Аэлита»,  повесть  «Черная  пятница»  и  «Рукопись,  найденная  под  кроватью».  К  жанру  фантастики  автор  также  вернулся  в  книге  «Гиперболоид  инженера  Гарина».

Но  настоящим  бестселлером  стала  книга  «Золотой  ключик»,  которая  рассказывала  об  увлекательных  приключениях  деревянного  мальчика  Буратино  (ее  рекомендуют  для  внеклассного  чтения  ученикам  5  класса,  но  сказка  наверняка  подойдет  и  для  начальной  школы).  Сказочная  повесть  была  написана  по  мотивам  книги  «Пиноккио»  итальянского  автора  Карло  Коллоди.  Находясь  в  эмиграции,  Толстой  начал  работать  над  трилогией  «Хождение  по  мукам»,  которая  станет  самым  важным  произведением  в  жизни  писателя.

Возвращение  в  СССР

После  эмиграции  старые  друзья  отвернулись  от  Толстого,  но  в  Берлине,  в  1922  г.  он  приобрел  нового  друга    Максима  Горького,  с  которым  познакомился,  когда  последний  приезжал  в  Германию.  Год  спустя,  в  1923  г.  Алексей  Николаевич  принял  решение  вернуться  на  Родину.  Здесь  он  продолжил  работу  над  трилогией  «Хождение  по  мукам»  («Сестры»,  «Восемнадцатый  год»,  «Хмурое  небо»).  Тематически  к  трилогии  примыкает  и  повесть  «Хлеб»,  написанная  в  1937  году,  которую  считают  самым  неудачным  произведением.  В  нем  он  исказил  историческую  истину,  лживо  описал  личность  Сталина  и  события  кровавого  и  голодного  времени.  Из-за  этой  лицемерной  пропаганды  не  могли  не  пострадать  историческая  правда,  нравственные  традиции  и  само  творчество  писателя.

Толстой  как  гражданин  и  Толстой  как  художник    это  два  разных  человека.  Конечно  же,  он  видел,  как  гибнут  от  сталинских  репрессий  его  знакомые  и  друзья,  но  ни  разу  ни  одному  не  оказал  никакой  помощи,  хотя  был  близок  к  Сталину  и  обласкан  властью.  Он  попросту  игнорировал  просьбы  о  помощи.

23  декабря  1945  года  писатель  умер  от  злокачественной  опухоли  легких.

Интересные  факты

Алексей  Толстой  считал  для  себя  важным  коллекционирование  марок.  Он  был  заядлым  филателистом.

Писатель  был  женат  четыре  раза,  и  все  четыре  раза  вступал  в  брак  по  большой  любви.

С  изображением  Алексея  Николаевича  Толстого  была  выпущена  серия,  дорогих  его  сердцу,  марок.

Писателя  всю  жизнь  презирала  А.А.Ахматова  за  то,  что  он  выслуживался  перед  советской  властью.

История создания романа «Пётр Первый»

Английский писатель начала XIX века Вальтер Скотт, родоначальник жанра исторического романа, создал тип романа, изображающего «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» даёт историю «домашним образом», делая главным героем вымышленное лицо и исследуя историю его частной жизни на фоне исторических событий.

А.Н. Толстой написал исторический роман, который назвал «Пётр Первый». Тем самым он поставил в центр повествования историческое лицо. Это человек, чья судьба неотделима от истории России. Обращение к Петровской эпохе для него означает обращение к личности преобразователя страны.

В 1920—1930-е годы среди исторических романов преобладали, с одной стороны, «романы-исследования», в которых на первом плане находился социальный анализ, а художественность считалась лишь дополнением к нему; с другой — натуралистические произведения, в которых воссоздать эпоху пытались через очень подробное описание быта, нагромождение архаизмов.

Автор «Петра Первого» избежал обеих крайностей. Описания в романе построены на использовании относительно немногочисленных, но выразительных, характерных деталей. Социальный анализ, несомненно, очень важный для писателя, не подчиняет себе художественную ткань произведения.

Композиционно реальные и вымышленные персонажи уравнены в правах. Своё понимание событий автору легче показать посредством персонажей вымышленных.

«Пётр Первый» — исторический роман нового типа, который может быть назван героическим. В центре повествования в таком произведении находится героическая личность. Первая книга во многом сохраняет признаки романа становления, традиционного в мировой литературе. Она посвящена детству и ранней юности Петра Первого. Толстой избрал именно этот период жизни будущего российского императора, чтобы подчеркнуть масштабность, грандиозность его личности, уникальность пройденного им пути.

Однако даже первая книга построена не по традиционному романному принципу. До того момента, когда появляется главный герой (19 глава), в роман уже введены основные сюжетные линии и детали, при помощи которых создаётся образ страны. Персонажами романа являются представители разных социальных слоёв: родные царя, бояре, купцы, крестьяне, стрельцы, староверы, множество иностранцев. В романе показана Россия накануне перемен. Становление героя заканчивается в тот момент, когда он осознаёт, что страна нуждается в нём как в реформаторе. (Вспомните, какие способы изображения личности героя характерны для традиционного романа.)

Героический тип исторического романа требует нетрадиционных приёмов изображения главного героя. Любовная линия, наиболее важная для классического романа, в «Петре Первом» развита слабо. Характер героя проявляется не в любовных перипетиях, а на ниве строительства нового государства. Дружеские отношения базируются на единстве целей и интересов. Лефорт, Меншиков близки и дороги Петру потому, что полностью поддерживают его преобразовательскую деятельность.

Постепенно автор сужает временные отрезки повествования, сокращает сюжетные линии (первая книга охватывает промежуток с 1682 по 1698 год, вторая — около пяти лет, третья — полгода). Одновременно всё больше внимания уделяется внутреннему миру Петра, его окружению. Необходимость перемен уже очевидна, теперь важно понять, какова личность того, кто их совершает, какой ценой он добивается цели.

Путь Петра предстаёт как ряд испытаний, требующих предельного напряжения сил. Это испытания личного характера: смерть матери, непонимание со стороны жены, предательство Анны Моне, смерть Лефорта, постоянное воровство Меншикова. В горе Пётр всегда одинок: жена не разделяет его скорби по матери, окружающие втайне рады смерти Лефорта. Но главное — неудачи государственные: поражение под Азовом, стрелецкий бунт, нарекая «кон-фузия», сопротивление народа, не желающего жить по новым законам. Победы достаются Петру ценой невероятных усилий, он буквально «хватает за волосы» фортуну. Именно такая трактовка образа и придаёт ему героический характер. Толстой утверждает всесилие человека, его способность изменить себя и мир, косвенно подтверждая тем самым и тезис своего времени о «новом человеке».

Работая над романом, А. Толстой, несомненно, выполнял и социальный заказ. Создавая героический образ Петра, ведущего страну по пути перемен, он тем самым оправдывал неимоверные жестокости, с которыми были связаны его реформы. Не случайно одна из основных идей романа заключается в том, что путь европейского развития для России необходим и «цель оправдывает средства».

В «Петре Первом» чрезвычайно много действующих лиц и сюжетных линий. При таком количестве персонажей неизбежна мозаичность изображения. Традиционный сюжет при этом становится невозможным. Да и стремление автора исследовать процессы, происходившие в России во времена Петра Первого, требует иного композиционного решения. Поэтому основой композиции становятся главки, каждая из которых, посвящённая одному событию, структурно и содержательно завершена. Главки слабо связаны между собой. Персонажи в большинстве своём не имеют предыстории, их появление сюжетно не мотивировано. Даже если автор постоянно следит за судьбами своих героев (что происходит не всегда), всё равно заметна их разорванность.

Организующим моментом романа «Пётр Первый» является не сюжет, а система персонажей. В центре повествования находится Пётр, все остальные персонажи группируются вокруг него. Толстой считал, что композиция — это «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Поэтому наиболее подробно разработаны сюжетные линии героев, находящихся на самых верхних ступенях «лестницы», т. е. близких к Петру. Когда персонажи утрачивают связь с главным героем, они исчезают со страниц романа. Так происходит с Софьей, Василием Голицыным, Анной Моне и др.

В системе персонажей представлены те, кто сопоставим с Петром. Это либо правители: Софья, Август, Карл Двенадцатый, турецкий султан, либо реформаторы: Голицын, Наталья. Венценосцы нужны не только для изображения исторической ситуации, но и как художественные образы. Каждый из них представляет определённый характер и тип правления. В романе ни один из самодержцев по масштабу личности и широте воззрений не может сравниться с Петром, для которого превыше всего забота о государстве. Он становится образом наиболее прогрессивного правителя.

Противопоставление Петра и Голицына осуществляется за счёт сюжетных параллелей (поход Голицына в Крым — походы Петра, борьба за власть, замыслы реформ). Это позволяет представить два типа реформаторов.

Сестра Петра Наталья не противопоставлена главному герою, а сопоставлена с ним. Она осуществляет реформу в быту, поддерживает брата в его начинаниях, что особенно нелегко женщине. Она действует в сфере культуры.

Ещё в конце 1916 года, как мы помним, работая над рассказом «День Петра», А. Толстой читал исторические документы конца XVI — начала XVII века. Язык того времени, причём чаще всего именно «подлую» речь, использует Толстой и в романе. В первой книге авторский язык стилистически сочетается с речью персонажей, причём «стыки» между ними почти не ощущаются. В третьей и частично во второй книге автор сознательно противопоставляет себя персонажам. Он оценивает действия Петра, поэтому речь повествователя отличается от языка персонажей.

Создавая образы исторических и вымышленных лиц, Толстой достигал особого эффекта достоверности благодаря использованной «теории жеста». Вместо внутренних монологов, самоанализа персонажей автор прибегает к постоянной фиксации жестов, мимики, деталей костюма и внешности, указывающих на душевное состояние. При этом наблюдателем выступает чаще всего не автор, а персонажи, окружающие героя.

Помимо творческой работы А. Толстой занимался и общественной деятельностью: «Я выступал пять раз за границей на антифашистских конгрессах. Был избран членом Ленсовета, затем депутатом Верховного Совета СССР, затем действительным членом Академии наук СССР».

«Хмурое утро» — третью часть эпопеи «Хождение по мукам»: «Трилогия писалась на протяжении двадцати двух лет. Её тема — возвращение домой, путь на родину. И то, что последние строки, последние страницы “Хмурого утра” дописывались в день, когда наша родина была в огне, убеждает меня в том, что путь этого романа — верный».

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой написал ряд статей, но самой главной своей работой считал драму «Иван Грозный». Не случайно в дни войны он опять обращается к исторической теме. Драма, писал он позже, была его «ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину. Я вызвал из небытия к жизни великую страстную русскую душу — Ивана Грозного, чтобы вооружить свою “рассвирепевшую совесть”».

Алексей Николаевич Толстой не дожил всего нескольких месяцев до Победы. Он скончался 23 февраля 1945 года.

Композиция романа «Пётр I».

 В центре повествования романа А.Н. Толстого «Петр I» находится фигура царя Петра, формирование его личности. Однако это произведение не превратилось в биографию государя. Становление его личности и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.

А.Н. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя. Он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

Россия показана в романе в бурном потоке исторических событий. Начальные главы первой книги романа представляют собой экспозицию. Несмотря на то, что проходят годы, возникают политические раздоры, бунты, воины, необъятная российская земля живет по-старому, как будто ничего не случилось.

Постепенно выявляются основные противоречия между враждующими «царскими» лагерями. Границу определяет как бы сама история. Если за правительницей Софьей стояло все старое войско: «тридцать тысяч стрельцов, иноземная пехота, солдатский полк», то у Петра только два батальона, потешные полки, которые в миг могли бы быть разгромлены. Но в них воплощена новая политическая сила и идея борьбы с «тьмой» прошлого. Поэтому бороться с Петром оказывается невозможным. София побеждена без боя. Но силы старого велики и многолики, и конфликт продолжает развиваться.

В романе важна не только политическая победа, но и строительство России, утверждение ее силы и величия в Европе. Распадаясь на множество сюжетных линий, связанных с судьбами различных героев, действие произведения развивается последовательно. Это происходит не только благодаря сюжетной канве, но и в связи с тем, что каждый поворот сюжета значим в показе становления нового общества.

Этапами сюжетного развития является создание флота в Архангельске, поход на Азов, окончившийся «невзятием». Эти шаги молодого царя показали, что он способен на «большие и страшные» дела. Петр решается на перемены, которым сопротивлялась вся Россия, видя в них наступление «антихристовых времен». После взятия Азова наступают трудные времена («русские накликали большую войну со всей Турецкой империей»). Однако не турки становятся главными врагами Петра. На Дону поднимается волна бунтов, стрельцы из-под Нового Иерусалима идут на Москву.

Кульминационным моментом в развитии сюжета является стремление Петра после знакомства с Европой излечить «железом» Россию, охваченную «гангреной». Страшной картиной казни стрельцов завершается первая книга. Этапным событием второй книги является взятие «ключа-города», открывшее путь к строительству новой столицы, города будущего - «Питербурха». В это же время и во внутренней жизни главного героя происходит перелом: «С корнем, с кровью, как уст сорной травы, выдрал … из сердца» Петр любовь к предавшей его Анне Монс.

Если первая и вторая книги начинаются с холодной зимней поры («Студено», «Неохотно занималось февральское утро»), то третья открывается картиной «июльского знатного» пейзажа. Не только главный герой находится в расцвете своих сил, но и жизнь в России приобретает черты «земного рая». Вокруг Петра собираются новые люди. Даже судьба «бедного, беззаступного» Андрея Голикова резко изменилась благодаря тому, что и его талант был замечен царем. Эта сюжетная линия является одной из основных во второй и третьей книгах.

Конфликт постепенно исчерпывается, получая в целом благополучную развязку. Главное сделано: «Нева тронулась». Деяния Петра становятся масштабнее, процесс перестройки народного сознания охватывает все более широкие слои. Поэтому незавершенность сюжетного действия заметна только в хронологическом отношении. Конфликт же и во внешнем, и во внутреннем его планах показан полно. Он разрешается в соответствии с идейно-художественными особенностями произведения.

Композиционные особенности романа обусловлены своеобразием авторской цели: во всем многообразии показать переломный момент истории. Развитие сюжетных линий напоминает ручьи, стекающие в два основных потока: враги и соратники Петра. Каждое из сюжетных событий показано с различных точек зрения. Многообразие дополняется включением в текст документов и писем. Сюжетные события развиваются динамично, что связано с несоответствием великих замыслов и коротких сроков человеческой жизни. Петра подгоняет сама история, ограждает его от домашнего покоя, чтобы направить необъятную энергию царя на «государственное дело».

Динамика событий подчеркивается такими композиционными средствами, как возвращение героев (в доме Бровкиных, в Москву, в Азов), повторы ситуаций, деталей (сцена в Успенском соборе). Все это позволяет выявить изменения в психологии, образе жизни героев.

Сюжет романа построен на хронологическом воспроизведении событий конца 17 – начала 18 века. Прошлое воссоздается с реалистической достоверностью. События изображаются в широком социально-экономическом контексте. Для положения персонажей характерна общеисторическая мотивированность (предистория, воспитание, образование, окружение).

 

  1. Становление личности в эпохе. Образ Петра.

Начать разговор о Петре хочется со слов Н. Добролюбова: «Крепкая воля его умела преодолевать все препятствия: в таком именно характере и нуждалась Россия того времени»

- Кто же влиял на становление личности Петра? (На становление личности Петра влияли исторические обстоятельства окружающей среды. Учителем Петра была сама жизнь.)

- Кто был претендентом на царский престол? (Софья – шестая сестра царя, брат Иван, князь Голицын)

- Почему победил Пётр? (дальновидный политик, государственный деятель, который много сделал для образования в стране, никого не щадил, в том числе и себя)

 

 

  1. Просмотр отрывков из кинофильма «Пётр I»

 

  1. Построение кластера

 

Описание: hello_html_m2defc397.gif

- В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?

(Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (глава 3, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.)

Боярин Голицын – слабохарактерный, когда проиграл сражение - обмяк, отчаялся, он не практичен, ищет славы.

 

  1. Характеристика Петра. Построение таблицы

Мудрый государственный деятель

 

Жестокий самодержец

Стремление к прогрессу, активно вмешивается в жизнь и изменяет её.

Действия Петра целенаправленны, спокойны, решительны, исходят из реальности.

Скромность Петра в одежде, в быту, неприхотливость в еде и обстановке. Всё в нём было подчинено главному – процветанию родины. Он умеет добиваться своих целей любой ценой. Полководец – победитель. Царь – реформатор. Преобразования Петра коснулись всех сторон общественной жизни. В 1703г. Пётр I заложил город Петербург и создал военно-морской флот.

 

Вспыльчивость, доходящая до безрассудства.

Насильственное лишение бояр бород, участие Петра в пытках своих врагов, жестокое подавление всякого сопротивления народа.

Был безжалостным и к себе, и к своим подчинённым. Мнителен, подозрителен.

 

Петр постоянно находится в движении: Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло, схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом в мягкий старческий бок.

- О каком качестве характера говорит цитата из романа?

- Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских преобразований? Как эта закономерность показана в романе?

- Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?

(После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон решимости взять реванш: «В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком, какого ждали.)

- Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие...». В чем он видит выход? (Выход - в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики)

 

  1. Вывод:

Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что же вы узнали о Петре I ?

- Напишите устное письмо Петру I, начиная письмо словами: Я восхищаюсь вашим умением…

 

  1. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению. Прочитать рассказы «День Петра», «Наваждение».

 

Информация о публикации
Загружено: 20 октября
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Фахриева Анна Михайловна
Литература, СУЗ, Уроки
Скачать материал