[19 мая!] Практическая онлайн-конференция «Компетенции XXI века» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» май 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 мая по 31 мая

Исследовательская работа "Загадочная Баба- Яга"

Такой колоритный образ как Баба Яга не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров. Какими же средствами выразительности создаётся фантастический образ Бабы Яги в различных видах искусства.Об этом вы можете узнать в исследовательской работе.
Просмотр
содержимого документа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Берёзовская детская школа искусств Арзамасского района»

 

 

 

 

Загадочная Баба Яга.

 

(Образ Бабы Яги в русском фольклоре, литературе и других видах искусства)

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Автор работы:                                                               

  Миронов Матвей, 5 класс.

 

                                                                       Руководитель:              

                              Пучкова Эллада

                                  Брониславовна.                                                                                                                         

 

 

 

 

 

2021 год.

                                           Загадочная Баба Яга.

 

(Образ Бабы Яги в русском фольклоре, литературе и других видах искусства)

 

 

 

 

                                                             

 План

 

  1. Происхождение Бабы Яги
  2. Образ Бабы Яги в русских народных сказках
  3. Использование образа Бабы Яги в детском фольклоре
  4. Образ Бабы Яги в живописи и музыке
  5. Образ Бабы Яги в кинематографе
  6. Мнение одноклассников об образе  Бабы Яги

 

 Цель  работы:

-исследовать образ Бабы Яги, созданный в русских народных сказках, в литературе и других видах искусства;

-найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ.

  Задачи:

- выявить характерные черты героини на примере русских народных  сказок;

- проследить проникновение сказочного персонажа в другие жанры фольклора и виды искусства;

- изучить отношение одноклассников к образу Бабы  Яги на примере сказок, музыкальных номеров, картин, кинематографа.

 

Бабушка в лесу живёт,
Травы- зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать…(Яга)

 

  Вы догадались, о ком идет речь?

 

                                                                         2

  

 Сегодня мы  поговорим о Бабе Яге, побываем у нее в гостях.  Найдется ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе Яге? Вот уже много лет ученые и простые люди, взрослые и дети не могут разгадать ее тайны. Кто она на самом деле? В большинстве случаев Бабу Ягу считают  отрицательным героем.

Гипотеза. Я предположила,что она может быть разной-  и злой, и доброй.

  В энциклопедии есть такое определение: Баба Яга – сказочный русский персонаж, обитающий в дремучем лесу. Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, которой подвластны вихри и вьюги.

  Вот как описывает Бабу Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней языческой культуры славян:  “Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшный. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку. Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе пределанными мелом и помелом.”

  Какой же предстаёт перед нами Баба Яга в русских народных сказках? Что несёт она в себе: зло или добро?  Положительный этот образ или отрицательный?

 

 

                                                                                      

                                                                                                    3

 

  Несмотря на весь ее  облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит,  и спать уложит, и даст путеводный клубок. Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?

  Есть такие русские народные сказки, где Баба Яга выступает, как добрый советчик и помощник. То принимает добра Молодца  и вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей .

   В сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга добрая: она помогает Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасает Василису.

 

    Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь  избранным. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний.

 

  Загадки.

 

  1. Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-либо. Здесь: деревянный предмет, Баба Яга в нем летает по воздуху.     (Ступа)

 

  1.  К лесу передом стоит и кривой трубой дымит. Там Яга — лесная бабка — на печи зевает сладко.     (Избушка на курьих ножках)
  2. Палка с привязанным на конце пучками хвойных веток  для обметания и прочищения труб, дымоходов, печей.   (Помело)

 

 

 

                                                                                             4

    Двойственная природа Бабы Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить.  Так, во многих сказках Баба Яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам .

 

 Задание: Вставьте слова в строчки из знакомых вам сказок:

 

1.Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»

… Вдруг видит – стоит избушка на ______________ ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

 В избушке старая баба – яга  _____________  нога прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.»

 

2. Отрывок из сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

- Избушка, избушка, повернись к лесу ____________, ко мне ______________! Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет.

- Фу, фу, - говорит, - русским  ____________ пахнет.

 

    Образ Бабы Яги из сказок переходит и в другие жанры фольклора. Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны  дразнилки.  В них отмечаются действительные и мнимые недостатки людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки.   Например:

 

     Бабка Ежка

     Костяная ножка,

     По улице шла,

     Рубль нашла,

     Побежала на лужок

     И купила пирожок! 

              *

     Бабка Ёжка,

     Костяная ножка,

     С печки упала,

     Ножку сломала,

     А потом и говорит:

     - У меня живот болит!

                                                         5

                    *

      Баба Яга,

      На лбу рога,

      Выглянь из избушки,

      Дам кусок лягушки!    

 

В дразнилках и частушках образ Яги приобретает шутливо – оценочный характер.    

 

ЧАСТУШКИ 

 

Заходи к Яге в избушку,

Приноси с собой частушку,

Чтобы бабка веселилась

И с палатей вдруг свалилась.  

 

На горе стоит избушка,

Красной глиной мазана...

Там живёт Баба- Яга,-

Нога у ней привязана.

 

Посмотрите на меня,

Ну чем я не красавица?

Моя девичья коса

Не может не понравиться.

 

Расступись- ка весь народ,

Бабка в пляс сейчас пойдёт!

Прочь скорей с дороги!

Уносите ноги.

 

У меня подружек нет-

До чего же горько!

Друг Кащей да Водяной

Навещают только!

 

Я Кащея потеряла,

Где ты, где ты, дорогой?

А сегодня повстречала,

Самый классный и родной!

 

                                                6

  Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров. Какими же средствами выразительности создаётся фантастический образ Бабы Яги в различных видах искусства.

    Пьеса русского композитора Модеста Петровича Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба Яга” из цикла “Картинки с выставки”  была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет. Композитор по-своему “ озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты художника.

  У Гартмана был эскиз  часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого “домика” – Бабы Яги. В 1 части мы слышим громкую, яростную мелодию марша, злые пульсирующие ритмы, “повизгивание на самых высоких нотах, злобное бурчанье в самых глубоких басах”, всё это и рисует образ злой колдуньи. Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная. Неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности.  В 1922 году французский композитор Морис Равель создал оркестровую версию "Картинок с выставки".

  Образную картину “нечистой силы” много лет спустя написал русский художник Виктор Михайлович Васнецов.   В 1917 году им было написано очень мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно “Баба Яга”.  На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова.

  И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову удалось воссоздать монументальный образ повелительницы леса – грубый, жесткий, резкий.

 

                                                                                         7

  Образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе “Баба Яга” из “Детского альбома”. Фортепианный цикл из 24 пьес  написан  композитором в 1878 году и был посвящён племяннику Володе Давыдову.

  Пьеса звучит в быстром темпе, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная. Характер Бабы-Яги Чайковского – беспокойный и тревожный.

  Сюжет сказки “Василиса Прекрасная” вдохновил на создание ярких полотен художника Илью Яковлевича Билибина. Как мастер ярких иллюстраций, Билибин создал целый ряд композиций к сказке и одну из них он назвал “Баба-Яга в ступе”. Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идёт лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. 

  Лядов, как мастер жанра миниатюры, написал картинку к русской народной сказке “Баба Яга”. Программа изложена самим композитором по книге неутомимого собирателя фольклора Александра Николаевича Афанасьева “Народные русские сказки”. «Баба Яга вышла во двор, свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Она села в ступу и выехала во двор. Пестом погоняет. Помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещат, сухие листья хрустят….».  Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и треск, и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук.  “Нечто” проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми. Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо.

  В кино и телевидении  этот  персонаж также не был обойден вниманием. В роли Бабы Яги были Татьяна Пельтцер, Валентина Кособуцкая, Александр Леньков и другие.

                                                                                                   8

   Главной Бабой Ягой 20 века был………мужчина Георгий Милляр. Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми. А коронной, конечно же, стала роль Бабы Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен. Его замечательные сказочные герои – Баба Яга и Кощей, увиденные в лучших советских фильмах-сказках, врезаются в память навсегда: “Василиса Прекрасная” (1939), “Морозко” (1964), “Огонь, вода и медные трубы” (1968), “Золотые рога” (1972) и др.

  А сколько создано советских мультфильмов с Бабой Ягой по мотивам русских народных сказок: “Ивашко и Баба-Яга” (1938),”Гуси-лебеди” (1949), “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (1953), “Царевна -лягушка” (1954), “Сказка сказывается” (1970), “Василиса Прекрасная” (1977), “Летучий корабль” (1979), “Ивашка из Дворца пионеров” (1981).

 

  Современные российские режиссёры, раскрывая образ злой колдуньи современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её внешний облик черты привлекательности и озорства.

  Мне  стало интересно узнать, как относятся мои одноклассники к  Бабе Яге. Я решил провести опрос,  что они думают о её образе. В ходе исследования выяснилось, что большинство  учеников   считают Бабу Ягу разной. Моя гипотеза подтвердилась.

  Так кто же она такая –    Баба Яга? Даже прочитав десятки книг и проведя тщательный анализ её образа, в этом трудно разобраться, потому что Баба Яга никогда не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной загадкой для человека.

 

 

Список использованной литературы:

  • “30 великих художников. ТОМ30. Виктор Михайлович Васнецов” // ООО “Издательский дом “Комсомольская правда” – Группа “Сегодня” – 2010 г.
  • Афанасьев А.Н.  Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986
  • Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М., “Просвещение”, 1989.
  • Музыкальная литература: русская музыка 20 века: четвертый год обучения: учебное пособие / Шорникова М. – Изд.9-ое. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  • Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. // М., Гослитиздат, 1958.
  • Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки: Учеб.пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М.; Спб.: Музыка, 1997. – 200с”.
  • Пройслер О. «Маленькая Баба Яга» М., «Детская литература», 1997
  • Статья Татьяны Богдановой “Аргументы и Факты ” № 21 (27) от 3 ноября 2003.
  • Усачёв А. «Большая книга Бабы Яги» М., ОНИКС 21век, 2004
  • https://www.youtube.com
  • https://www.youtube.com
  • https://www.youtube.com/watch?v=J6wdNaGmiJs
  • https://www.youtube.com/watch?v=G0CY3CA30Do
Информация о публикации
Загружено: 3 января
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
Пучкова Эллада Брониславовна
Искусство, 5 класс, Классные часы

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал