[21.09 - Вебинар для классных руководителей!] «Цифровые инструменты» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» сентябрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 сентября по 30 сентября

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Технологическая карта урока по литературе по теме «Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч» разработана для обучающихся 1 курса ППВКР
Просмотр
содержимого документа

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока литературы

по теме

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

 

 

 

 

А.М. Фахриева,

преподаватель русского языка

и литературы

 

 

 

 

Озерск

2018-2019 г.

 


Технологическая карта урока литературы

Тема: «Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

 

Организационная информация

Предмет

Литература

Курс

1 курс ППВКР

Тема урока

«Художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Преподаватель

Фахриева Анна Михайловна

Образовательное учреждение

ГБПОУ «Озерский технический колледж»

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Развитие умения нравственного анализа и оценки качеств личности, проступков и поведения людей.

Задачи урока

  1. Раскрыть процесс духовной деградации человека;
  2. Выяснить причины превращения доктора Старцева в Ионыча;
  3. обобщить и систематизировать знания обучающихся по прочитанным произведениям А.П. Чехова;
  4. закрепить умение анализировать эпическое произведение малой формы;
  5. изучить общие черты, присущие рассказам А.П. Чехова;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

 

уметь анализировать художественный текст; давать

характеристику герою произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого  результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины  и пути преодоления.

К1-  участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2-  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 

Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы

фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом, выразительное чтение, творческая работа по главам в группах, письменная работа, элементы анализа.

Педагогические технологии

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникационные технологии.

Необходимое оборудование и материалы

Портрет А. П. Чехова в классе на стене, на партах книги с рассказом «Ионыч», рисунки бабочек и  листьев, фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», презентация.

 


Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

 

 

 

 

 

 

1

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

 

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

 

1. Организация беседы, основанной на личном жизненном опыте учащихся.

2. Преподаватель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

Слово учителя: Мы продолжаем изучать творчество классика русской литературы А. П. Чехова.  Над какими  рассказами вы работали в школе? 

Сегодня мы остановимся на рассказе «Ионыч», который вы прочитали дома.

3. Работа над эпиграфом «Берегите в себе человека». А. П. Чехов.

Прочитайте эпиграф и попытайтесь сформулировать тему урока. Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?

Комментируют эпиграф.

Выдвигают предположения о теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему в тетрадь.

Л1

Р1

К3

П1

 

 

 

 

 

 

 

2

Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Организация работы в группах.

У каждой группы на столе карточка с вопросами по содержанию, тематике, композиционному построению рассказа «Ионыч»:

Сколько глав имеет рассказ?

Определите тему, идею рассказа.

Какая композиция у этого произведения?

Как, по-вашему, сам автор относится к героям - доктору Старцеву и семейству Туркиных? Жалеет их или осуждает? Что обвиняет в том, что жизни их не состоялись: «среду», провидение или их самих?

В чем вы видите причину нравственного падения Старцева? (любимая работа, благородные цели не стали основным смыслом жизни для героя. Стремление к покою и сытости оказываются сильнее)

Докажите, что возможность деградации чувствуется уже в облике молодого Дмитрия Старцева:

Чем занимается Ионыч по вечерам?

К чему сводится его деятельность (как врача)?

Обучающиеся вспоминают содержание рассказа, слушают, отвечают на вопросы, выполняя элементы анализа рассказа.

Л2

Р3

К1

П2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Этап постановки учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • выявить места и причины затруднения;
  • организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.

Организация коммуникативной деятельности обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока

Проблемный вопрос: Почему каждый человек, попадая в ту или иную среду, несёт личную ответственность за свою судьбу?

Частные вопросы: 1. Как жизненная позиция Чехова повлияла на него как на писателя?

2. Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

 (Звучит музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»)/ портрет Чайковского.

Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» – любимое музыкальное произведение А.П. Чехова.

Кроме изобилия материала и таланта, нужно еще кое-что, не менее важное. Нужна возмужалость — это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом мое легкомыслие, небрежность и неуважение к делу.

Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...

Действительно, жизнь зачастую  преподносит человеку сюрпризы. И не всегда они бывают приятные. Так что же нужно предпринимать, чтобы негативные метаморфозы не смогли уничтожить личность?

Перед вами на столе лежат вырезанные бабочки и листья разных пород деревьев. Как вы думаете почему? (они подвержены метаморфозам). Возьмите  каждый по одному предмету и на протяжении всего разговора вы можете трансформировать их по вашему усмотрению, а в конце урока  посмотрим, что у вас получится (кокон, вид осеннего или засохшего листа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История, рассказанная Чеховым в «Ионыче», строится вокруг двух признаний в любви. А какие ещё литературные произведения, ранее нами изученные, построены так же?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к  таким  конструкциям,  выражает через них свое видение и понимание мира. У Чехова вначале  главный герой Старцев  признается Котику  в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом.

Для чего же нужны остальные  события?

Обучающиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.

Доклад. Чтобы понять писателя, надо побывать на его родине. Это верно не только по отношению к стране в целом, но и в более узком смысле, в применении к тому малому уголку земли, где он родился. Чехов родился в Таганроге и прожил здесь почти до двадцати лет, чуть меньше половины отмеренного ему жизненного срока.

Судьба не просто определила Чехову впервые открыть в Таганроге глаза и по-младенчески удивиться миру, но еще и впитать впечатления отрочества и юности, учиться, взрослеть, крепнуть духовно, как бы готовя себя к главному делу жизни.

Писатель – это не просто дар, это еще характер. Сдержанный во всем, что касалось его лично, Чехов скупо роняет признания, по которым можно судить, какой внутренней, работы и борьбы с собой стоила ему выработка самосознания и творческой воли. Ведь он не считал себя от природы собранным и деятельным человеком и любил пошутить, что «лень родилась в 1859 году, то есть на год раньше меня».

Писатель Чехов потому и верил в людей, в возможность их духовной и душевной перестройки, что еще в таганрогские годы, юношей, бегавшим по урокам «за шлагбаум», провел этот опыт на себе. Как и старших братьев, его легко могло начать сносить житейское течение. Антон не стал рабом своих прихотей и искушений, постиг мудрость преодоления собственных слабостей и оттого, вопреки возрасту, сделался вскоре как бы старшим в семье. «...Кто трудится, кто терпит, тот и старше»,— скажет он в повести «В овраге».

В провинциальной таганрогской среде Чехов смолоду растил в себе понятие чести русского демократа-интеллигента: в любых обстоятельствах говорить правду, не предавать, не заискивать перед сильными, не сетовать на невзгоды судьбы. Брать ношу на себя, выполнять долг, сколько сил хватит, и верить в свое призвание.

Наверное, не будь это понято еще "тогда, в юности, не было бы впоследствии ошеломившей современников поездки Чехова на остров-тюрьму Сахалин, не было бы подвижнической работы врачом Мелиховского участка, не было бы, наконец, во всей его силе и писательского подвига Чехова...

Своеобразный кодекс чести сформулирован Чеховым в знаменитом письме брату Николаю (март 1886 г.), где он говорит о том, что такое «воспитанный человек».

«Воспитанные люди,— пишет Чехов,— по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...

Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями...

Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они воспитывают в себе эстетику...»

Чехов свои правила поведения человека в обществе обращает к самой личности, призывает развить нравственные требования к себе, победить собственные слабости и не слишком судить других.

Чехов учит самовоспитанию личности. «Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь, мы не знаем»,— напишет Чехов в письме к Плещееву. С юных лет, руководимый нравственным инстинктом и исканиями светлого ума, Чехов незаметно выстраивает и создает свой «кодекс чести», сполна выражающийся и в его писательском методе.

Моральная философия Чехова — стоическая, противоположная нетерпению. Но это не пассивность, не бездействие, а чувство долга, основанное на взаимных обязательствах. Чехов не любил, когда ему лгали. Но он и сам бы не мог cолгать. Чехов не терпел, чтобы его унижали. Он не мог бы унизить и другого. Чехов не любил, когда при нем жаловались на людей, на судьбу. Он и себя приучил никогда и ни на что не жаловаться.

Строго оглядываясь на себя, Чехов по отношению к другим людям хотел бы быть просто справедливым. Легко сказать «просто», но на это потребны были огромные душевные силы. Он желал угадать в каждом человеке все лучшее, но и на дурное глаза не закрыть. И уж во всяком случае — таково было его жизненное правило — никого не обидеть, не ранить попусту, не задеть лично. Отнестись с доверием к возможной переделке человека, принять во внимание смягчающие вину обстоятельства.

Сообщение «История создания рассказа «Ионыч». Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом уже  становится материальный интерес. Человек как личность становится ненужным и уходит на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»: «Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема возникает перед каждым поколением

 

1. Так строился сюжет  в пушкинском «Евгении Онегине»,  с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Там  Татьяна- Евгений; Евгений- Татьяна)

2.А я вспоминаю  историю любви Катерины и Бориса из драмы «Гроза» Островского, где также было два свидания и трагическая развязка.

3.История любви  и способ ее описания стары, как мир. Вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся  в любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

Все остальные события нужны только для  объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

Р1

К1

П1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Цель:

  • постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Организация групповой деятельности: инсценировка двух отрывков, задаются вспомогательные вопросы.

Инсценировка 1 свидания (со слов «На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение…» до слов «Сколько хлопот, однако!»)

Каким мы видим главных героев в начале рассказа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так вот нам и предстоит выяснить, было ли что терять Старцеву в промежутке между двумя свиданиями, прежде чем превратиться в Ионыча. Предлагаю поразмышлять над вопросом, что может повлиять на судьбу человека?

Мы остановимся на трёх моментах: профессия, общество, личные качества.

Каждая группа отвечает на поставленные вопросы.

1 группа: Профессия. Давала ли профессия врача материальное благополучие? Что мы знаем о Старцеве Дмитрии Ионыче? Кто получал медицинское образование в то время? Подтвердите это примером из художественной литературы. Сделайте вывод: может ли профессия врача способствовать метаморфозам Старцева?

2 группа: Общество. Что утверждали приезжие города С? Местные соглашались? Что мы узнаем о библиотеке? Что представляет собой семья Туркиных? Какая деталь подтверждает никчемность сочинений, нереальной описываемой жизни? Кто еще в семье Туркиных? Меняется ли что-нибудь с течением времени? Но если уж такую семью считают самой образованной и талантливой, что можно сказать обо всем городе? Старцев понимает, в какое общество он попал? А он противится ему? Сделайте вывод: влияет ли общество на человека, который в нем живет? Но на каждого ли человека оно способно повлиять? Существуют ли примеры в литературе, когда человек не поддается его влиянию?

3 группа. Личные качества. Рассмотрим подробнее образ Ионыча. Определим, было ли что терять этому человеку.

Итак, молодой врач приезжает в город С. Что мы знаем о его целях в отношении работы? Что мы понимаем о его культурном уровне? Способен ли он испытывать серьезные чувства к женщине? Но в то время, когда он влюблен и думает о дальнейшей совместной жизни с Котиком, какие мысли его посещают? Получив отказ, Старцев переживает, но сколько времени? Так были ли чувства его серьезными? Какая фраза указывает на это? Как характеризуют эти ситуации и фразы героя?

Инсценировка 2 свидания (со слов «Но вот прошло четыре года» до слов «И больше уж он никогда не бывал у Туркиных»)

Что за это время произошло с Котиком?

 

 

 

 

 

 

А со Старцевым?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может ли человек жить без денег? Для чего деньги нужны людям? Может ли человек стать рабом денег? А что это означает – быть рабом денег?

Подошло время ответить на вопрос урока: почему произошла метаморфоза с Ионычым

Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах: инсценировка двух отрывков, отвечают на вопросы. Отвечает представитель каждой группы. Остальные заполняют таблицу в тетради.

 

Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать «эту пустую, бесполезную жизнь», которая стала для нее невыносимой. Котик убеждена, что человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

Дмитрий Старцев был молод, у него были не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком, в его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

 

 

 

Друзья, родители, школа, профессия, общество, личные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожив какое-то время в Москве, она поняла, что нет  в ней   ничего особенного, что главной своей ошибкой она считает то, что не понимала Старцева. При первом объяснении она категорична, он не уверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, не уверенна. Из Котика она превратилась в Катерину Ивановну, теперь живого страдающего человека.

Старцев превратился в человека, который, кроме денег, ничего в жизни не желал. У него нет любимой женщины, у него нет друзей, он сам живет скучно и одиноко.   Теперь он Ионыч и  трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным («бумажки, добытые практикой», деньги), становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

 

 

 

 

Рассказ заставляет задуматься о самом главном - о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)

Л3

Р2, Р4

К4

П1, П2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

  • включение нового способа действий в систему знаний;
  •  повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева.

 

Описание: C:\Users\Den4ik\Desktop\кроссворд.gif

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. («Лучинушка»)

2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)

3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)

4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)

5. Жители города С. (Обыватели.)

6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)

7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)

8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)

9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)

10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)

Обучающиеся читают ключевое слово по центру конформизм. Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство.

Это сочетается  с фамилией главного героя («Старцев» – старость, старение, застареть, состариться, постареть); пять частей рассказа – пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева.

Смог ли А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» картинами двух свиданий показать нам метаморфозы героев

Разгадывают кроссворд, получают ключевое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слово и значение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод по проблеме урока и записывают в тетрадь.

 

Р3

К2, К3

П3

 

 

 

 

6

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности.

А что же произошло с вашими бабочками и листочками?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание на выбор.

  1.                Написать сочинение-миниатюру на тему «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч».
  2.                Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. 

 

Обучающийся выразительно читает стихотворение наизусть.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться».

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Л2

Р5

К3

П3

 

 

Информация о публикации
Загружено: 20 марта
Просмотров: 1973
Скачиваний: 5
Фахриева Анна Михайловна
Литература, СУЗ, Уроки
Скачать материал