Закрываем регистрацию на международные олимпиады: 30 предметов для 1-11 классов Принять участие→
Получите бесплатное
свидетельство о публикации!

Электронная копилка игр "Приемы игровой технологии для учащихся начальной школы"

Данная электронная копилка является авторской разработкой, созданной к выпускной квалификационной работе.
Просмотр
содержимого документа

 


Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Солопова Т.В., Савинова А.С.

ПРИЕМЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ЭЛЕКТРОННАЯ КОПИЛКА ИГР)

Челябинск, 2019

Солопова, Т.В., Савинова, А.С. Приемы игровой технологии для учащихся начальной школы (электронная копилка) / Т.В. Солопова, А.С. Савинова. Челябинск, ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1», 2019.

Электронная копилка приемов игровой технологии для начальной школы состоит из 4-х разделов: викторины, групповые, парные и индивидуальные игры. Материалы электронной копилки предназначены для студентов педагогических учреждений, обучающихся по специализации 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Рецензент: Кошкарова Л.С.,

преподаватель МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению, кандидат педагогических наук высшей квалификационной категории.

ГБПОУ ЧПК № 1

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

6

Раздел 1. ВИКТОРИНЫ

7

Раздел 2. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

9

Раздел 3. ПАРНЫЕ ИГРЫ

14

Раздел 4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

18

Раздел 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

25

Список литературы

26


 Предисловие

Одним из лучших способов организации активного отношения читателя к книге и развития умения к осмыслению книг считается применение игровой технологии на уроках, в процессе их применения у учащихся проявляются индивидуальные способности, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, тем самым еще быстрее достигается задача каждого учителя литературы - увлечь детей чтением с помощью приемов игровой технологии.

Накопленный психолого-педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью качественного изменения процесса и результатов обучения младших школьников чтению, а также отсутствием научно-обоснованных педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников, потенциал которых является педагогической базой успешного приобщения обучающихся к чтению.

Электронная копилка с играми может быть использована в УМК «Школа России» на уроках литературного чтения во втором классе студентами педагогических учреждений специальности «Преподавание в начальных классах».

Раздел 1. ВИКТОРИНЫ

n По сказке Эдуарда Успенского «Чебурашка»

1.   Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

а) «Приключения Чебурашки»;

б) «Крокодил Гена и его друзья»;

в) «Чебурашка и старуха Шапокляк».

2.   Объясни значение выражения «Уценённые товары».

а) мелкие бытовые товары;

б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости;

в) непродовольственные товары.

3.   Где жил Чебурашка?

а) в пустыне;

б) на необитаемом острове;

в) в тропическом лесу.

4.   Почему его сначала никак не звали?

а) он был ещё маленький;

б) он ещё не встречался с людьми;

в) другие звери с ним не дружили.

5.   Как он попал в ящик с апельсинами?

а) его поймали и посадили туда;                      

б) он туда полез за апельсинами;

в) он туда случайно упал с дерева.

7

6.   Куда привезли ящик с апельсинами?

а) во фруктовый магазин большого города;

б) в зоопарк большого города;

в) на деревенский рынок.

7.   Кто назвал его Чебурашкой?

а) директор зоопарка;

б) директор музея;

в) директор магазина.

n по сказке Григория Остера «Будем знакомы»

1.       Что советует автор ребёнку, если он не хочет слушать сказку?

а) взрослеть;           б) приходить, когда захочет;          в) капризничать.

2.       Кто пел смешные песенки, когда друзья собирались вместе?

а) мартышка;           б) попугай;           в) удав.

3.       Кого крутили друзья как скакалку?

а) слонёнка;             б) удава;               в) мартышку.

4.       Кто сказал: «Жаль, что мы знакомы»?

а) удав;                     б) попугай;           в) мартышка.

5.       Кто кричал песенку-считалку?

а) попугай;              б) слонёнок;         в) мартышка.

6.       Как друзья посмотрели друг на друга, когда заново знакомились?

а) приветливо;        б) доброжелательно;            в) добровольно.

7.       Кто для знакомства вышел из-за дерева?

а) мартышка;           б) удав;                 в) слонёнок.

8.       Откуда вылез попугай, чтобы познакомиться?

а) из куста;               б) из норы;           в) из травы.

9.       Мартышка пожала попугаю:

а) хвостик;               б) крылышко;       в) клюв.

10.   При знакомстве все сказали друг другу?

а) –Здравствуйте!   б) –Будем знакомы!     в) –Как вас зовут?

Раздел 2. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

n Прочитай, вставляя подходящие по смыслу слова

Правила игры:

Дан текст с пропущенными словами,  ниже в картинках представлены предметы и персонажи, которые необходимо вставить вместо пропусков.

Ход игры:

В густом тропическом _______ жил очень забавный зверек. Звали его ____________. Назвали его так, когда он уехал из леса и встретился с

9

_____________. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали ___________, что он _________, жирафу — что он жираф, а __________ - что он ___________.

Однажды Чебурашка проснулся утром рано, заложил лапы за __________ и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом. Гулял он себе, гулял и вдруг увидел несколько ___________ с ___________. Чебурашка съел целых два _________ и уснул.

n     Художник – иллюстратор

Правила игры:

Каждая группа получает текст какого-либо. Дается задание проанализировать  данный текст и изобразить сюжет на листе бумаги в виде рисунка. После чего каждая группа защищает свой рисунок, восстанавливая по нему изученное произведение.

План защиты рисунка:

n     Автор произведения;

n     Название произведения;

n     Главные герои (изображены на рисунке);

n     О чем произведение;

n     Чему учит данное произведение;

n     Ваше отношение к произведению.

11



n     «А в высоком терему, у окна, царевна сидит. На руке у нее перстень сверкает — цены нет. А собою она красавица из красавиц» (Елена Прекрасная из русской народной сказки «Сивка-Бурка»);

n     Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак (Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»);

n     Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»).

n     Кто больше спросит Правила игры:

Игра проводится на всем классе. Учащимся предлагается прочитать текст, после чего задать как можно больше вопросов учителю.

Варианты: -в виде соревнования; -по группам.

Раздел 3. ПАРНЫЕ ИГРЫ

n «Подбери пару»

Правила игры:

14

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ход игры:

Ребенок – дети, человек – …

Мать – отец, дочь – …, бабушка – …

Пустыня – верблюд, тундра – …

Стол – деревянный, стены – …

Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …

Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …

Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …

Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …

Корова – бык, курица – …, лошадь – …

n  Игры к произведению К.И.Чуковского «Федорино горе» Правила игры:

Из букв составьте слова.

Ход игры:

Жино, чйниак, илвки, смоваар, вниорагд, блюдац.

Какое слово лишнее и почему?

n  Игра к произведению Н. Носова «Затейники» Правила игры:

Найди слова в строчках. Из найденных слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

Ход игры:

Иторсолнцетомнгшахматыподарокшргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофантазерымиапнезнайкалтгбщзкзамазкаувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

n  Восстанови пропущенные буквы по стихотворению Валентина Бересто-

ва «Знакомый»

Правила игры:

Учащимся предлагается деформированное стихотворение с заданием:

восстановить текст, вставляя пропущенные буквы.

Ход игры:

С__годня вышел я из дома.

Пушистый снег л__жит кругом. См__трю – навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком.

И вот мы р__дости не прячем.

Мы – неразлучные друз__я. Визжим, и прыг__ем, и скачем, То он, то я, то он, то я.

Объятья, шутки, разг__воры.

                  Ну, как живёшь? Ну, как дела? –Вдруг видим, кошка вдоль з__бора, Как тень на цыпочках пр__шла.

16

                  Побудь со мной ещё немног__! –Но я его не уд__ржал.

                  Гав! Гав! – сказал знакомый строго,Махнул хв__стом и убежал.

n    Буксир

Правила игры:

Один учащийся читает «про себя» и пальцем следит по книге. Другой читает вслух по пальцу первого.

n    Следопыт

Правила игры:

Один учащийся читает текст, другой следит за текстом. Читать нужно с небольшой скоростью, по сигналу «Стоп!» второму учащемуся нужно назвать то слово, на котором остановились. Открывается счет: «один-ноль» в пользу «следопыта». Постепенно ускорять темп чтения.



Ход игры:

Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»

1   ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»

2   ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»

3   ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки,свитер…»

4   ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки,свитер, расческу…»

Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д

n «Сочини сказку»

Правила игры:

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Ход игры:

1   ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2   ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» ит.д

n «Подбери синоним»

Правила игры:

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Ход игры:

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

20

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

n «Подбери антоним»

Правила игры:

Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу заканчивая при этом начатую фразу.

Ход игры:

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…

Башня высокая, а избушка…

Камень твердый, а глина…

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …

n «Потерянные слова»

Правила игры:

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история».

Ход игры:

Доедая с маслом _______, (булку)

Братья шли по _______. (переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял _______. (гулко)

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас _______. (напасть)

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в _______». (пасть) Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало _______, (ясно)

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою _______. (булку)

n Соедини половинки слов Правила игры:

22


Учащимся даны части слов, которые они должны соединить (данная игра подходит к этапу урока: постановка учебной задачи).

Ход игры:

Пету             ка

Бел                то

Коры            шок

Вол               рик

Ста                на

Беседа учителя:

-Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина) -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

n    «Волшебный мешок»

Правила игры:

Учитель проходит мимо каждого ученика с «волшебным мешком», в котором лежат различные предметы, связанные с изученными произведениями. Учащиеся достают предмет, угадывая подходящее к нему произведение.

n    Замени рисунки словами (отрывок из стихотворения Эдуарда Успен-

ского «В нашей квартире»)

Правила игры:

Учащемуся дан текст, в котором слова заменены рисунками. Задача

23

учащегося заменить рисунки нужными словами.

Ход игры:

n    Многократное чтение

Правила игры:

Учащимся  предлагается чтение текста в течение минуты, по сигналу «Стоп!» отметить результат.  Затем следует повторное чтение этого же отрывка по заданному алгоритму. После чего снова отметить, сравнить результаты.

n    Эмоциональный отрывок

Правила игры:

Полученный отрывок любого произведения нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

24

Раздел 5. ИНДИВИДУВЛЬНЫЕ ИГРЫ

n По пятам

Правила игры:

Учитель и ученик сидя за столом читают книгу. Учитель читает, а ученик немного отстает, идет вслед за ним, повторяя все, что прочитал учитель.

25

Список литературы

1.                Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах[Текст] /  М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1997. - 300 с.

2.                Габрийчук, С.Н. « Развитие интереса к чтению младших школьниковкак педагогическая проблема» [Электронный ресурс] / С.Н. Габрийчук // Международный педагогический портал. - URL: https://solncesvet.ru/ (дата обращения: 19.03.2019)

3.                Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е.В. Карпова, А.И. Сорокина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

4.                Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст] / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 2013. – 368 с.

5.                Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2011. – 240 с.

6.                Нескучное чтение [Текст] / Л.А. Гусарова // Начальная школа. - 2009. № 7. - с. 30-33.

26

Информация о публикации
Загружено: 19 октября
Просмотров: 115
Скачиваний: 10
Савинова Анастасия Сергеевна
Начальные классы, 2 класс, Разное
Скачать материал