Летние международные олимпиады для 1-11 классов Участвовать→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» июнь 2021
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 июня по 30 июня

Доклад « Игровые технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся учреждения дополнительного образования детей»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению таких предметов как изобразительное искусство, лепка, декоративно-прикладное творчество.
Просмотр
содержимого документа

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

на тему: « Игровые технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся учреждения

 дополнительного образования детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Основы игровых технологий ……………………………………..4

1.1.Концептуальные основы игровой деятельности …..................................4

1.2. Основные функции и структура игровой  деятельности.........................4

ГЛАВА II.  Игровые педагогические технологии на основе активизации и интенсификации  деятельности обучающихся учреждений дополнительного образования ........................................................................6

2.1.  Целевые ориентации игровых технологий, используемых в дополнительном образовании детей…………………………………………6

2.2.Педагогические игры  в  дополнительном  образовании детей………...8

2.3. Использование ИКТ в  игровой деятельности   дополнительного образования детей ……………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…............................................................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование детей играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.     Ни у кого не возникает сомнения, что именно от педагогов дополнительного образования зависит раскрытие потенциальных возможностей учащихся, которые приходят в учреждение дополнительного образования, чтобы удовлетворить свою любознательность, на практике познакомиться с разными видами творческой деятельности. Поэтому педагогам дополнительного образования необходимо учитывать в своей работе потребности современного поколения детей и подростков, их родителей. Ведь время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания. Вот здесь и приходят  на помощь педагогам игровые технологии.

     Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению таких предметов как изобразительное искусство, лепка, декоративно-прикладное творчество. 

      В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин. Проблему обучения детей с помощью игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров и др.  

 ГЛАВА I. Основы игровых технологий.

1.1.Концептуальные основы игровой деятельности

     Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение  знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека. 

     Детская игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

     Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека.  Г.К.Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».  

 1.2.  Основные функции и структура игровой  деятельности

     Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

    Большинству игр присуще четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

- свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

- творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;

- наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

     В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

 

          ГЛАВА II.  Игровые педагогические технологии на основе активизации и интенсификации  деятельности обучающихся учреждений дополнительного образования

2.1.  Целевые ориентации игровых технологий, используемых в дополнительном образовании детей.

 

    В статье  Павлова М.И. «Игровые технологии в дополнительном образовании детей»  обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. 

    Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов,  обеспечивающих развитие индивидуальных способностей  у

детей и подростков  — дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД).

     Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а обучающимся предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения дополнительной образовательной программы  в определенной сфере.

     Педагоги ДОД должны  совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на уроках, занятиях кружка каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для  развития глубокого познавательного интереса. Игра и игровые технологии, применяемые  в различных видах творческой деятельности, в большей мере способствуют такому развитию.  Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД.

     Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). «Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную   группу методов  и        приемов организации   педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

     Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские образовательные программы, гибко сочетая традиции и новаторство, стремятся создать условия для развития познавательной и творческой активности детей.  

Используя в работе педагогические игры, необходимо постараться привлечь обучающихся в процесс подготовительной игры, это «их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей» (по Д. Н. Кавтарадзе).

Таким образом, деятельность современных учреждений ДОД направлена на «приобщение школьников к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и умственных способностей, умение учиться». Использование же дидактических игр на учебных занятиях в системе ДОД помогает активизировать деятельность воспитанников, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным.

2.2.Педагогические игры  в  дополнительном  образовании детей

  Преподавание различных учебных дисциплин в учреждениях ДОД сегодня уже  невозможно представить без использования на уроке различного рода  игровых технологий.   

 Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

      В ДОД применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, а также игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесением с особенностями дидактической задачи.

Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)

  1. По игровой методике:

предметные, сюжетные, ролевые, де­ловые, имитационные, драматизация;

  1. По характеру педагогического процесса:

обучающие, по­знавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирую­щие, развивающие, творческие, обобщающие;

  1. По области деятельности:

интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;

  • По игровой среде:

без предметов, с предметами, компьютер­ные, технические, настольные, телевизионные, со средствами пе­редвижения, комнатные,  на местности.

    Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, воспитанник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и воспитанников. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.

    Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

     Использование игр в учебной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

     Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

     Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

2.3.  Использование ИКТ в  игровой деятельности   дополнительного образования детей

      В настоящее время проведение учебных занятий на основе игровых методик с помощью компьютерной  технологии  выходит на первый план. Это связано с тем, что компьютер предлагает «неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики» (Г.К.Селевко).

     Сегодня в электронных библиотеках собраны классические из­дания и книжные новинки, учебные фильмы, игровые программы.

      Использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно -образовательный процесс в ДОД и повысить его эффективность.

       Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

      Компьютер можно рассматривать как современную развивающую среду.

      В основе этого подхода лежит желание видеть в компьютере игровую деятельность, поддерживающую структуру, куда обучающиеся приходят со своими задачами, где они могут про­бовать и ошибаться, приобретая личный опыт работы с предметом.

     Этому подходу соответствует метафора компьютера: как игры, как игрового поля, как среды для свободного экспериментирования, как игрового пространства.

      Традиционные игры - это культурные инструменты, с помо­щью которых человек осваивает те или иные стороны окружающей его действительности. Компьютерная игра означает, что обучаемый может свободно манипулировать с объектами игровых технологий. Создать обучающую среду - значит создать своеобразное игро­вое пространство, в котором могут и должны использоваться до­гадка, интуиция, критическое мышление. Все эти способности раз­виваются и тренируются на материале и в связи с задачами, решаемыми в учебном процессе. 

    Главное достоинство такого подхода - возможность реализо­вать конструктивистскую модель обучения. Эта модель предпола­гает, что обучаемый строит структуры своих действий в процессе самостоятельного активного поиска и сопутствующих упражнений, реализуемых в пространстве возможных действий. Это единствен­ный способ обучить решению нестандартных задач, стимулировать поиск нестандартных ходов (комбинации действий).

     Использование  ИКТ и применение их в педагогических играх  ДОД предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.  Способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы. Кроме того, предупреждает их утомление.  Имея в учебном кабинете интерактивное оборудование, предлагаю ученикам на уроках истории изобразительного искусства игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала, расширить познавательные интересы учащихся.      Для этого погружаю ребят в мир   виртуальных  экскурсий по Эрмитажу, Русскому художественному музею, Государственной Третьяковской  галерее, Лувру и др.

    Увлекают учащихся и интерактивные раскраски, ребусы, кроссворды, загадки и другие  игры с анимацией для развития памяти, воображения, мышления.
     Использование таких игровых программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Деятельность многих учреждений дополнительного образования детей сегодня является базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий, поскольку именно в этих учреждениях ныне имеются особые возможности для развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей.

       В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных средств и другие.

      Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. 

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что от использования игровых технологий есть безусловный положительный эффект. Игра — не

просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.

     Каждое учреждение дополнительного образования детей неповторимо, у каждого свои традиции, опыт, ценности, свои педагоги. Поэтому к вопросу проектирования педагогических технологий стоит подходить с позиций признания своего своеобразия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Бойков А.А. Коллективно-творческое дело как личностьно ориентированная воспитательная технология, 2005 (http://www.yandex.ru/).

  1. Варыхалов А.Ю. Компьютерные технологии в дополнительном образовании. История, тенденции, проблемы. /Путь к ребенку: вверх по ступеням Мастерства. – Санкт-Петербург, 2001.
  2. Гузеев В.В., Сиденко А.С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. // Школьные технологии. - № 1. – 2000. – с. 167 – 181.
  3. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Москва – Самара, 1998, 30 с.
  4. Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. // Внешкольник. – 1998, № 9. – с. 27-31
  5. Логинова Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. // Внешкольник. – 1998, № 9. – с. 27-31.
  6. Мосина Ю.В. Современные подходы к использованию педагогических технологий./ Педагогический калейдоскоп. – Ярославль. - № 1. – 1999. – с. 26-28.
  7.  Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-546.
  8. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (С.122-137). 

        10.Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. //Школьные технологии № 4, 1997.

        11.Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996.

        12.Школьные технологии. /Научно-практический журнал для школьного технолога. – 1998. - № 1.     

 

1

 

Информация о публикации
Загружено: 12 июля
Просмотров: 2863
Скачиваний: 3
Попелкова Тамара Ивановна
Искусство, Прочее, Разное

Проверьте знания своих учеников интересными заданиями

Красочные наградные дипломы и сертификаты для участников, свидетельства и благодарности каждому учителю, ежемесячный розыгрыш ценных призов!

Скачать материал