[Уже через 7 дней!] Итоговая онлайн-конференция «Образовательные методики и технологии 2020/21» Подтвердить участие→
Конкурс разработок «Пять с плюсом» декабрь 2020
Добавляйте свои материалы в библиотеку и получайте ценные подарки
Конкурс проводится с 1 декабря по 31 декабря

Анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"

Представлена система заданий и вопросов для развития навыков исследовательской работы с текстом
Просмотр
содержимого документа

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

 

Способы юмористического повествования

Вспомните содержание рассказов Чехова, с которым вы познакомились в прошлые годы. Какие чеховские приёмы создавали комический эффект и заставляли вас смеяться?

Смешные диалоги

Смешные диалоги — часто используемый приём создания комического. Особенно смешными они получаются, когда говорящие не понимают друг друга.

Несоответствие

Несоответствие — основной приём создания комического. Несоответствие может наблюдаться между внешними проявлениями и внутренней сущностью.
Например, в рассказе «Лошадиная фамилия» приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. Комично выглядит придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной».

Неожиданность

Неожиданность — приём создания комического. Неожиданный поступок или событие часто кажутся нелепыми, бессмысленными и оттого смешными.
В рассказе «Толстый и тонкий» неожиданным было само развитие ситуации: искренняя радость при встрече двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам) превращается в пародию, когда тонкий, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Говорящая фамилия

Говорящая фамилия — приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера, выражает отношение автора к персонажу. Говорящие или просто смешные фамилии вносят комизм в произведение: Очумелов, Хрюкин, Кобылкин.

Смешные речевые обороты

Речь героев Чехова часто вызывает смех. Смешным кажется, например, такое выражение: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» Скот бывает домашним, а не бродячим. И уж, конечно, собаки не относятся к домашнему скоту!
Заставляет улыбнуться подчёркнуто нелепая фраза «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».

Речевые ошибки

Особое значение в создании комического имеют анекдотические слова и речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся», «нынче не велено кусаться», «да разве братец ихний приехали» — речь героев при этом выглядит смешной.

Гипербола

Гипербола — это художественное преувеличение. Авторы часто используют гиперболу, например, у Чехова в «Толстом и тонком»: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Преувеличенно описано подобострастие тонкого и членов его семьи: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

Внимательно прочитайте рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Читая рассказ, обратите внимание на то, какие приёмы создания комического использовал автор.

Обсуждаем прочитанное

Опираясь на текст рассказа, кратко ответьте на вопросы:

  1. С чего начинается рассказ? Кто нарушил тишину на площади?
  2. Какая картина предстала перед Очумеловым?
  3. Кто оказался виновником скандала?
  4. Как ведёт себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

Анализируем

Опираясь на текст, выполните задания.

  1. В начале рассказа Очумелов «идёт», затем «врезывается в толпу». Как вы думаете, почему именно такое выражение подобрал автор?
  2. Найдите в тексте «жалобу» Хрюкина. Объясните, что в ней смешного, как она характеризует Хрюкина.
  3. Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств. Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала».
  4. Перечислите обращения Очумелова к Хрюкину. Объясните, почему полицейский их так часто меняет.

Обратите внимание, в рассказе постоянно повторяется вопрос «Чья собака?». Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелова. Подобный композиционный приём — повторение — помогает автору достичь комического эффекта.

Проанализируйте композицию рассказа «Хамелеон» и заполните таблицу

Элемент композиции

Эпизод

Экспозиция

 

Завязка действия

 

Кульминация

 

Развязка

 

Выясняем значение слова  «хамелеон»

Формулируем проблему рассказа

Благодаря рассказу Чехова в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство», обозначающее особое социальное явление. Объясните, как вы понимаете суть этого явления, кого можно назвать хамелеоном.
Проблема рассказа

Подумайте, над чем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон», и попробуйте сформулировать основную проблему рассказа.

Итак, Чехов показал читателям яркий пример такого явления, как хамелеонство. Герой рассказа Очумелов, желая угодить сильным мира сего, постоянно меняет своё поведение. Однако некоторые читатели считают, что в рассказе не один хамелеон. Представьте, что вы участвуете в дискуссии, в ходе которой были выдвинуты три точки зрения:

  1. В рассказе один «хамелеон» — Очумелов.
  2. «Хамелеонами» являются и Очумелов, и Хрюкин.
  3. В рассказе «хамелеонством» страдают все: Очумелов, Хрюкин и толпа обывателей.

Какое мнение вы разделяете? Обоснуйте его.

Анализируем художественное своеобразие рассказа

Чехов — признанный мастер короткого рассказа. В небольшом по объёму произведении писатель стремился сказать многое, причём, сказать так, чтобы читатель посмеялся над отрицательными сторонами жизни. Добиться лаконичности ему помогают художественные детали, мелочи, которые несут огромную смысловую нагрузку.

Проанализируйте рассказ, обращая внимание на детали.

Анализируем детали

«Конфискованный» крыжовник

Чехов мог бы дать подробную характеристику полицейскому надзирателю Очумелову и городовому Елдрину, рассказать о том, как они несут службу. Однако автор лишь вскользь упоминает, что Елдырин несёт решето с «конфискованным» крыжовником.

  • Подумайте, было ли у полицейских право «конфисковать» имущество граждан или они сделали это без суда, т.е. незаконно.
  • Как характеризует эта деталь служителей порядка?

Узелок в руке

Очумелов идёт по базару в служебное время с узелком. Предположите, откуда взялся этот узелок и что в нём?

Шинель

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…

  • На что намекает автор, говоря, что шинель новая? Давно ли Очумелов в должности?
  • Проследите по тексту, сколько раз Очумелов то снимает, то надевает шинель. Опишите эти ситуации. Объясните, почему надзирателя бросает то в жар то в холод.
  • В какие моменты и почему Очумелов называет свою шинель пальто?
  • Может ли Очумелов «конфисковать» что-либо, будучи одетым в обычную одежду?

«Окровавленный палец» Хрюкина

Сначала Хрюкин держит палец как знамение победы. А что «происходит» с пальцем потом?

На какие ещё детали вы обратили внимание?

Роль художественной детали

Какова роль художественной детали в рассказе Чехова?

помогает писателю избежать многословных описаний
описывает картины природы
раскрывает богатый внутренний мир героев
создаёт характер героев
раскрывает идею произведения
создаёт комическую ситуацию
демонстрирует «диалектику души» персонажей
выражает доброе отношение автора к герою

Не менее важным средством характеристики персонажей и создания комического эффекта для Чехова является речь героев. Проанализируйте, например, речь Очумелова. Сделайте вывод, как и почему меняется полицейского речь, как это его характеризует, что в его речи смешно, а что страшно.

Запишите выводы

Общение Очумелова с народом

Грубые слова и выражения

«Я вам покажу Кузькину мать»,
«А ты, болван, отпусти руку»,
«прочий бродячий скот»,
«мерзавец»,
«скот».

Канцелярские обороты речи

«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Частое употребление местоимения «я»

Постоянное упо­треб­ле­ние мес­тои­ме­ния «я» под­чёр­ки­ва­ет ощу­ще­ние соб­ствен­ной влас­ти:
«Я этого так не оставлю!»,
«Я вам покажу, как собак распускать».

Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

«Не дыши!»,
«Не рассуждай!»

Неправильные синтаксические конструкции

«По какому это случаю тут?..»,
«Почему тут? Это ты зачем палец?..»

Очумелов о власть имущих

Обилие вопросительных, восклицательных, незаконченных предложений

«Ишь ты, господи! А я и не знал!».

Употребление слов с ласкательно–уменьшительными суффиксами

«Братец»,
«собачка»,
«цуцик».

Употребление глагола в форме множественного числа вместо единственного числа

Для выражения своего почтения и уважения, Очумелов говорит, например, «братец приехали» вместо «братец приехал».

Речевая характеристика Очумелова

Что можно сказать об Очумелове по его речевой характеристике?

тактичный
справедливый
принципиальный
малокультурный
необразованный
вежливый

Задание с открытым ответом
Речь Хрюкина

Проследите за тем, как говорит Хрюкин. Как характеризует золотых дел мастера его речь?

Задание с открытым ответом
Говорящие фамилии

Как вы считаете, характеризуют ли героев рассказа их фамилии. О чём же «говорят» фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов? Попробуйте предложить свои варианты говорящих фамилий для полицейского надзирателя, золотых дел мастера и генерала.ю

Виды комического

Вспомните значение понятий юмор, ирония, сатира, сарказм. Установите соответствие между понятием и его значением.

Термин

 

Значение

Юмор

 

— особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.

 

 

 

Ирония

 

— особый вид комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; злая насмешка, резкое обличение.

 

 

 

Сатира

 

— особый вид комического, изображение героев в смешном виде; смех весёлый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

 

 

 

Сарказм

 

— особый вид комического, осмеяние, насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона.

Юмор или сатира?

Рассказ «Хамелеон» смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Ещё раз сравните понятия «юмор» и «сатира» и подумайте, чего больше в рассказе «Хамелеон» — весёлого, добродушного смеха или злой насмешки, резкого обличения. Обоснуйте свой ответ.

Делаем выводы

Прочитайте вывод, в котором пропущены слова. Вставьте пропущенные слова так, чтобы вывод отражал вашу точку зрения.

Чехов показал нам хамелеонство, социальное явление, суть которого заключается в _______. Читатель видит, что Очумелов с простым народом _______. Его речь звучит, как команда, изобилует _______ словами. Говоря о знатных высокопоставленных людях, Очумелов превращается в _______.

После происшествия вокруг Хрюкина быстро, «словно из–под земли», собралась толпа. Те, кто сначала охотно помогал ловить собаку, потом с неменьшим энтузиазмом _______. В конце толпа _______.

Автор как бы утверждает, что хамелеонство — _______.

Подводим итоги

А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Удалось ли писателю сделать нас чуть–чуть лучше? Что же хотел сказать автор рассказом «Хамелеон»? Какова основная идея?

На месте какого героя рассказа вы хотели бы оказаться? А не хотели бы?

 

Информация о публикации
Загружено: 11 марта
Просмотров: 781
Скачиваний: 4
Гудымова Надежда Владимировна
Литература, 7 класс, Уроки
Скачать материал